Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

27

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТОВ П. ТОРРЕНСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Н. Б. ШУМАКОВА, Е. И. ЩЕБЛАНОВА,

 

Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного народного образования. Для ее решения необходимы надежные и обоснованные методики психодиагностики одаренности детей разного возраста. Отбор и использование диагностических методик (тестов) для оценки творческого потенциала и последующих измерений уровня его развития в обучении обычно соответствуют определенному теоретическому пониманию природы, структуры и развития одаренности.

На разных исторических этапах создаваемые диагностические методики измерения одаренности отражали уровень достигнутых психологических знаний (например, тесты А. Бине и Т. Симона, X. Мюнстерберга, Г.И.Россолимо и др.). На основе различных теоретических подходов разработаны тесты Ж. Пиаже, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, Дж. Равена и другие; многие из них разрабатывались первоначально как методы диагностики умственного развития.

В соответствии с теоретической концепцией одаренности [3], [4] главное звено одаренности и его развития составляют творческие возможности ребенка. Поэтому методы диагностики должны выявлять наиболее важные характеристики творческого потенциала и возможностей его развития и реализации. Среди методов диагностики творческой одаренности (креативности) наиболее известными и широко распространенными в мире являются тесты творческого мышления П.Торренса (Torrance Test Creative Thinking — ТТСТ), впервые опубликованные в 1966 г.

С момента опубликования ТТСТ широко использовались в огромном числе исследовательских проектов и лонгитюдных исследований, в результате которых методика была существенно усовершенствована как с точки зрения ее содержания и условий применения, так и — процедуры обработки данных. Это позволило существенно повысить ее валидность по сравнению с первоначальным вариантом [6], [7]. С тех пор методика стала широко использоваться не только в США, но и во всем мире: ФРГ, Индии, Норвегии, Италии, Китае, Японии и др. В нашей стране использовались лишь отдельные виды тестовых заданий для решения конкретных исследовательских задач. Однако в своем целостном виде тесты П. Торренса могут быть использованы при разработке новых методов диагностики и развития одаренности как определенный общепринятый стандарт.

Методика. ТТСТ предназначены для использования в различных целях: 1) в исследованиях интеллектуального развития человека; 2) в исследованиях, связанных с индивидуализацией обучения; 3) при разработке коррекционных и терапевтических программ;

 

28

 

4) при оценке эффективности различных экспериментальных обучающих программ, способов обучения, учебных пособий и материалов с точки зрения изменения самих творческих способностей детей, а не их достижений; 5) при выявлении детей со скрытым творческим потенциалом, что особенно важно для исследования детей из семей с низким уровнем образования и не имеющих условий для развития своих способностей.

П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их, снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.

При обнаружении отсутствия информации или дисгармонии ее элементов у человека возрастает чувство напряженности, которое заставляет искать пути его ослабления. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение. Напряженность не спадает до тех пор, пока о решении не будет сообщено кому-либо. Поскольку нет общепринятого научного определения творческой одаренности, П. Торренс предпочитает данное определение, так как оно позволяет операционально определить те виды способностей и личностных характеристик, которые благоприятствуют процессу творчества или тормозят его, а также выявить условия, способствующие творческому развитию. Такое понимание творческой одаренности в ряде моментов согласуется с положениями концепции А. М. Матюшкина [4] о совпадении психологической структуры одаренности ребенка с основными структурными элементами творчества и творческого развития и об исследовательской активности как основе этого развития.

В соответствии с данным определением П. Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса. Каждое задание включает различные виды мыслительной деятельности и вносит уникальный вклад в общее представление о творческих способностях человека. Выбор заданий в тестовые батареи был сделан на основе факторного анализа большого количества разнообразных заданий, модифицированных или сконструированных автором. Для того чтобы обеспечить широкую зону действия теста, были отобраны слабо коррелирующие между собой задания. Специальное внимание при конструировании тестов было уделено тому, чтобы сделать задания интересными и привлекательными для детей.

ТТСТ включают четыре батареи заданий: вербальные и фигурные формы А и В. Формы А и В являются эквивалентными и альтернативными по отношению друг к другу и применяются для детей, начиная с детского сада и до окончания школы. Фигурные формы тестов, как показывает опыт, в наименьшей степени зависят от национальных, культурных, социальных и других различий, по сравнению с вербальными. Поэтому в нашем исследовании мы использовали фигурные формы ТТСТ.

Оценка выполнения этих тестов включает следующие показатели: 1) скорость, или беглость,— количество ответов в каждом субтесте; 2) пластичность, или гибкость,— степень разнообразия ответов, оцениваемая по количеству категорий в ответах; 3) оригинальность — редкость, нетривиальность идей; 4) тщательность разработки идей — детализация ответов. Фигурные тесты состоят из трех субтестов, на выполнение которых отводится 30 мин (по 10 мин на каждый).

Задание « Нарисуй картинку» — тест, в котором испытуемый должен придумать оригинальную картину с использованием определенного элемента.

 

29

 

Этот элемент — контур, сделанный из цветной бумаги (в форме капли или боба) с клейким слоем, должен служить существенной деталью придуманной картины. В инструкции подчеркивается необходимость придумать такой рисунок, который никто больше не сможет придумать (оригинальность), и дополнить его так, чтобы он стал полным и интересным рассказом (тщательность разработки). Художественный уровень исполнения рисунков во всех заданиях фигурных тестов не оценивается.

Задание «Незавершенные фигуры» сконструировано автором из ряда других тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим и легчайшим способом. Таким образом, чтобы создать оригинальный ответ, необходимо контролировать это стремление и тормозить его удовлетворение. Каждая законченная фигура (их всего 10) оценивается по оригинальности и тщательности разработки идей. Количество выполненных заданий определяет показатель беглости, а степень разнообразия ответов — гибкость мышления.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим. Стимульным материалом являются 30 пар параллельных линий (форма А) или 40 кругов (форма В). Повторение одного и того же элемента позволяет проверить способность испытуемого к продуцированию множества разнообразных ассоциаций. Задания форм А и В в этом случае не одинаковы параллельные линии — открытые фигуры, требующие завершения, тогда как круги, напротив, замкнутые фигуры, требующие разрушения структуры. Однако показатели этих двух форм высоко коррелируют между собой на уровне 0,61; 0,61 и 0,74 для показателей беглости, оригинальности и тщательности разработки и лишь для гибкости этот коэффициент составляет 0,36. В задании «Повторяющиеся фигуры» стимулируются все характеристики дивергентного мышления. Беглость стимулируется инструкцией придумать как можно больше предметов и картинок, гибкость — сделать их как можно более разнообразными, оригинальность — попытаться придумать такие рисунки, которые никто не смог бы придумать, разработанность — дать как можно больше идей в каждой картинке, сделать из нее как можно более полную и интересную историю.

Надежность тестов. Почти все теории творческой деятельности подчеркивают важную роль, которую играют в творчестве эмоциональные факторы, физическое самочувствие испытуемых, психологический климат в группе и т. д. Иногда влияние этих факторов сказывается даже сильнее, чем влияние интеллектуальных компонентов творчества. Кроме того, показатели творческих способностей (по крайней мере тех, что измеряются ТТСТ) весьма чувствительны к ситуациям развивающего обучения. Другим важным фактором, влияющим на надежность теста, является мотивация испытуемых при выполнении заданий, поскольку любой вид творчества требует больших энергетических затрат.

Влияние указанных факторов может приводить к низкой надежности теста, традиционно определяемой повторным тестированием. Однако это не означает ненадежности или бесполезности данных измерительных процедур. Тот факт, что тест является очень чувствительным к эмоциональным, мотивационным и другим факторам, делает его особенно ценным в определенных ситуациях — в исследованиях влияния экспериментальных методов и материалов, изменения психологического климата, утомления и т. д. В то же время экспериментально показана достаточная надежность ТТСТ при соблюдении определенных правил проведения тестирования и обработки данных.

В литературе по психодиагностике валидность тестов П. Торренса часто ставится под сомнение [1], [2] и др. Однако эти суждения основываются на данных об их первых вариантах. Новейшие данные как самого Торренса, так и других исследователей демонстрируют удовлетворительные значения валидности для более

 

30

 

поздних модификаций тестовых батарей при соблюдении ряда обязательных условий при их предъявлении и обработке результатов [6].

При использовании методики мы стремились к максимально точному соблюдению авторских инструкций как при проведении тестирования, так и при обработке результатов. При этом способы определения беглости и гибкости мышления, а также тщательности разработки идей были оставлены без изменений, тогда как для определения оригинальности ответов потребовалась адаптация теста на 1000 школьников в возрасте от 6 до 17 лет, обучающихся в средних общеобразовательных школах Москвы (500 человек — форма А и 500 человек—форма В)[1].

Адаптация теста заключалась в подсчете частот одинаковых ответов у всех испытуемых по 12 типам фигур каждой из фигурных форм тестов. По этим данным определялись оценки оригинальности ответов отдельно по каждому типу фигур, аналогично тому, как это было сделано П. Торренсом в 1970 г. на двух группах по 500 американских школьников [7]. Результаты адаптации показали, что во многих случаях наши оценки оригинальности ответов существенно отличались от приведенных П. Торренсом, в чем, по-видимому, отразились национальные, культурные, социальные и другие различия. В частности, в нашей выборке довольно часто наблюдались ответы, не встречавшиеся у П. Торренса: валенки, лапти, символ «серп и молот», Колобок и другие персонажи известных сказок и мультфильмов, матрешки и т. д. Чаще, чем в американской выборке, рисовались грибы, деревянные избы, жуки, цветы и т.д. Появились также рисунки космических станций, видеомагнитофонов и других предметов, отразивших влияние времени. При этом ряд рисунков, считавшихся автором тривиальными, по нашим данным встречались значительно реже. Это ангел, монахиня, муравьед, площадка для игры в гольф, персонажи американского фольклора, некоторые игры. Таким образом, экспериментальные результаты подтвердили необходимость адаптации теста на советских детях и позволили рассчитать показатели оригинальности по всем заданиям обеих фигурных форм — А и В — теста П. Торренса. В дальнейшем исследовании при определении показателей оригинальности мышления мы пользовались результатами указанной адаптации.

Тесты П. Торренса (фигурные формы А и В) использовались нами для оценки развития творческого мышления у младших школьников при обучении их по специальной программе, разработанной в рамках международного сотрудничества СССР — США Н. Б. Шумаковой и осуществляемой под ее руководством в школе № 884 Москвы [5]. При составлении программы были полностью выдержаны требования к построению программ обучения для одаренных детей, сформулированные в Университете Los Angeles в 1982 г. (С. Каплан). Это глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления и т. д. Конкретное содержание курса базировалось на материалах русской и зарубежной истории, истории культуры, литературы, искусства, русского и зарубежного естествознания и разрабатывалось по ходу продвижения программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Преобладающим методом обучения является проблемно-диалогический метод как наиболее соответствующий природе творческого развития одаренного ребенка, согласно теоретическим положениям и практическим рекомендациям, разработанным А. М. Матюшкиным [3], [4]. Полная структура цикла

 

31

 

продуктивного мыслительного акта включает в себя порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи, поиск решения и его обоснование. При этом звено порождения проблемы рассматривается как наиболее специфическая  характеристика творческого процесса мышления. Поэтому необходимо было включить звено порождения проблемы в сам процесс обучения.

В исследовании приняли участие 20 учащихся 7—8 лет и 21 учащийся 8—9 лет 1-го и 2-го года обучения соответственно. Уровень интеллектуального развития этих детей определялся с помощью теста Векслера, адаптированного А. Ю. Панасюком в Ленинградском НИПНИ им. В. М. Бехтерева, и у всех детей был не ниже 100 (115 в среднем). Тесты П. Торренса применялись до (форма А) и после (форма В) обучения по программе в течение полугодия. Одновременно таким же образом были обследованы 18 детей (контрольная группа) из параллельных классов той же школы, не обучавшихся по указанной программе, имеющих IQ не менее 100 по тесту Векслера и занимающихся в различных внешкольных кружках.

Результаты исследования. С помощью ТТСТ получены данные, относящиеся к измерению эффективности программы обучения для одаренных детей по показателям креативности, изменения которой наблюдались одновременно с изменениями мотивации к учению.

Интерес к учению, в особенности у одаренных детей, резко возрос. Дети с удовольствием шли в школу и, по наблюдениям родителей, отказывались пропускать школу в те дни, когда шла работа по программе. Самостоятельные работы, выполненные по самостоятельно выбранным проблемам, были высоко оценены учителями-экспертами. По их мнению, дети опережали развитие сверстников на 3—4 года. Развитие речи, любознательности, способности к планированию и прогнозированию резко выделяли одаренных детей экспериментальных классов от таковых в контрольной группе.

Сравнение показателей теста П. Торренса, проведенного до (форма А) и после (форма В) обучения в экспериментальных и контрольных группах, также показало высокую эффективность программы во всех изучаемых возрастах. В табл. 1 представлены данные об изменении показателей творческого мышления: его беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей — до (форма А) и после (форма В) обучения у 20 учащихся 1-го года обучения. В табл. 2 представлены аналогичные данные для 21-го учащегося 2-го года обучения, а в табл. 3 приведены данные контрольной группы учащихся той же школы, не обучавшихся по указанной программе, но подвергшихся аналогичному тестированию в то же время, что и экспериментальные группы. Все первичные данные переведены в Т-шкалу, согласно результатам стандартизации показателей, проведенной П. Торренсом [6]. Поскольку данные нашей выборки численностью 102 человека в возрасте 7—9 лет мало отличались от соответствующих возрастных

 

Таблица 1

Показатели развития по тестам П. Торренса до (А) и после (В) экспериментального обучения учащихся I класса

 

Форма

Суммарный

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

А

164,15

37,8

41,8

44,3

40,25

В

209,6

48,75

53,95

57,7

49,2

Изменения

45,45

10,95**

12,15**

13,4**

8,95**

 

Таблица 2

Показатели развития по тестам П. Торренса до (А) и после (В) экспериментального обучения учащихся II класса

 

Форма

Суммарный

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

А

В

116,8

211,8

40,3

49.2

45,0

55,9

47,5

45,7

41,0

50,0

Изменения

38,0**

8,9**

10,9**

9,2**

9,0**

 

 

32

 

Таблица 3

Показатели развития по тестам П. Торренса до (А) и после (В) обычного обучения учащихся контрольной группы

 

Форма

Суммарный

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

А

В

188,8

202,1

43,6

45,7

45,6

52,8

49,7

49,8

49,9

53,8

Изменения

13,3

2,1

7,2*

0,1

3,9

 

* р < 0,05; ** р < 0,01 по Т-критерию Вилкоксона.

 

нормативов П. Торренса, стандартизация данных не производилась.

Анализ полученных результатов показал, что в обеих экспериментальных группах все частные, а соответственно и суммарные показатели творческого мышления достоверно увеличились после проведенного обучения. За этот период изменения аналогичных показателей у учащихся контрольной группы были незначительными и недостоверными (за исключением небольшого роста показателя гибкости).

При этом важно отметить, что наиболее сильные различия в величине изменений показателей творческого мышления в экспериментальных и контрольных группах были отмечены по оригинальности. Если в контрольной группе этот показатель фактически не изменился, то в экспериментальных классах изменения составили 9,2 и 13,4.

Заключение. Таким образом, по результатам тестирования московских школьников в возрасте от 6 до 17 лет (по 500 человек по каждой форме ТТСТ) были рассчитаны показатели оригинальности ответов в трех субтестах обеих фигурных форм. Результаты тестирования 7—9-летних детей (по 102 человека по обеим формам) продемонстрировали отсутствие существенных различий в средневозрастных показателях творческого мышления советских и американских младших школьников, что позволило использовать Т-шкалу П. Торренса для перевода первичных показателей в стандартные. В итоге проведенной работы фигурные формы ТТСТ были подготовлены для использования в психодиагностических целях.

Фигурные формы А и В теста П. Торренса применялись для оценки развития творческого мышления младших школьников при обучении их по специальной программе для одаренных. Сравнение показателей, полученных до и после обучения в экспериментальных и контрольных группах, показало высокую эффективность программы. За период обучения (6 мес) в экспериментальных группах, в отличие от контрольной, у подавляющего большинства учащихся достоверно возрос как общий показатель уровня творческого мышления, так и его отдельные параметры: беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки. Кроме того, использование ТТСТ, в частности его фигурных форм, позволяет исследовать многие аспекты индивидуальных различий в творческом мышлении и его развитии у детей разного возраста в зависимости от условий обучения.

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. 2. М., 1982.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

3. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. № 4. С. 5 – 17.

4. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. 1989. № 6. С. 29 – 33.

5. Шумакова Н. Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения // Новые исследования в психологии и педагогике. 1991. № 1. С. 44 – 50.

6. Torrance E. P. Torrance tests of creative thinking. Normstechnical manual. Lexington, 1974.

7. Torrance E. P. Torrance tests of creative thinking. Directions manual and scoring guide. Figural test booklet A and B. Lexington, 1974.

 

Поступила в редакцию 22. VI 1990 г.



[1] Экспериментальные данные для статистических расчетов были получены при участии сотрудников центра «Творческая одаренность» при НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР: И. С. Авериной, Е. Н. Задориной, Е. Н. Татаринской и Е. Л. Яковлевой.