Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

157

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

 

В. В. ГУЛЬДАН

Москва

 

Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Словарь-справочник но психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. 200 с.

 

В очередной раз Л.Ф. Бурлачук, несмотря на то что сменил постоянного своего соавтора, порадовал психологов-практиков и черный книжный рынок. «Дикая» психодиагностика, да еще в компьютеризированных процедурах, получила самое широкое распространение. Не только в космонавты, но и в кооперативы отбирают сейчас с помощью психологических тестов. Преодолев с большими трудностями негативное отношение к психодиагностике, мы столкнулись с ситуацией, когда стихийно сложившаяся практика «психологического тестирования» стала функционировать в отрыве от теории, достаточно бессистемно, с акцентом на формализацию данных и, главное, со стремлением «пользователей» обойтись без специалистов-психологов.

Справочник Л.Ф. Бурлачука и С.М. Морозова, безусловно, упорядочивает представления о профессиональной психодиагностике, проводит четкую границу между апробированным психодиагностическим инструментарием и «салонными тестами», которые могут только дискредитировать идею.

Наиболее давние традиции использования психодиагностических методик сложились в медицинской психологии. Достаточно вспомнить самые известные диагностические методики (тест Роршаха, TAT, MMPI, тест Сонди и др.), возникшие в связи с задачами дифференциальной диагностики, углубленного изучения личности, выявления значимых переживаний, необходимостью построения эффективных терапевтических, реабилитационных и психокоррекционных тактик, чтобы понять, какие запросы практики питают равитие психодиагностики. Нельзя не отметить значение психодиагностических методик для проведения различного рода психологических экспертиз: судебной, военной, трудовой, требующих объективизации личностных черт и уровня интеллектуального развития подэкспертных. Возможность использования психологических методик в Достаточно строгой процедуре судебно-психологической экспертизы свидетельствует о признании психодиагностики в качестве научно обоснованного метода измерения психических свойств. Суды сегодня принимают результаты психодиагностических исследований, проведенных в рамках судебно-психологической экспертизы, как доказательства по делу, наряду с вещественными доказательствами, показаниями свидетелей и пр. Как известно, ряд областей науки развивался в связи с запросами и жесткими требованиями судебных экспертиз. Психодиагностика также прошла этот экзамен.

Весьма важной является работа над понятийным  аппаратом психодиагностики, проделанная авторами справочника. Сформулировано определение психологического диагноза, под которым авторы понимают «конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачами психодиагностического исследования» (с. 44). Некоторое возражение вызывает лишь прогноз авторов относительно того, что по мере обогащения психологического знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе не будет иметь существенного значения. Кстати,

 

158

 

авторы здесь недостаточно последовательны, поскольку сами отмечают важность установления причинно-следственных связей, детерминирующих поведение субъекта.

С готовностью присоединяюсь к мнению авторов справочника о том, что основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация измеряемого явления. Отсюда следуют и четко сформулированные в справочнике требования к психодиагностическим методикам: стандартизация, надежность и валидность измерения. Нельзя не согласиться и с тезисом о конкретизации психодиагностического метода в трех диагностических подходах: объективном, субъективном и проективном, которые практически исчерпывают множество имеющихся психодиагностических методик. Это положение авторы убедительно проиллюстрировали.

Значительное место в словаре-справочнике отведено методам психодиагностики уровня интеллектуального развития. Известно, что в отечественной литературе вокруг этого вопроса велась наиболее острая дискуссия, в основном в плане соотношения биологических и социальных, врожденных и приобретенных факторов, определяющих уровень интеллекта. Ряд авторов, особенно в патопсихологии, категорически возражали против подхода к интеллекту как измеряемой структуре, искусственно сдерживая развитие психометрии. Ленинградская и киевская школы первые преодолели этот, теперь уже можно сказать, предрассудок. В монографии, вышедшей в 1978 г., «Психологическая диагностика интеллекта и личности» Л.Ф. Бурлачук и В.М. Блейхер подробно изложили процедуры измерения интеллекта, ввели ряд ценных методик в обиход практической психодиагностики. В словаре-справочнике представлено более 30 наиболее известных в мировой практике тестов интеллекта, с подробными их характеристиками, данными о валидности и надежности.

Широко представлены авторами личностные опросники и психодиагностические методики, относящиеся к так называемой проективной технике. Наряду с квалифицированным описанием отдельных методик авторами выделены и критически проанализированы психологические составляющие личностного опроса: возможность фальсификации ответов и действие факторов, имеющих установочную природу (не могу не отметить, что это имеет большое значение при проведении психологических экспертиз), обсуждены особенности понимания вопросов и изменчивости ответов — чрезвычайно актуальная проблема, особенно при обследовании лиц с психическими аномалиями. Рассмотрены модели, обобщающие факторы, которые детерминируют ответы на вопросы личностных шкал, дана оценка диагностических возможностей известных личностных опросников. Впервые представлены данные, позволяющие понять поведение испытуемого, некоторые особенности его ответов в ситуации психодиагностического исследования. Рассмотрена весьма актуальная проблема адаптации зарубежных личностных опросников для отечественных исследований. В компактных разделах словаря-справочника авторы сумели найти место и для критического анализа некоторых концепций и понятий, получивших распространение без достаточного психологического и клинического обоснования (концепция «психотизма» Г.Айзенка, с. 10—11).

Как всегда, на высоком уровне представлена проективная техника. Л.Ф. Бурлачук является одним из немногих в СССР признанных специалистов по тесту Роршаха. Его монография 1979 г. (Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев) была первым отечественным фундаментальным исследованием в этой области. В словаре-справочнике представлено удачное новое определение проективных методик, проанализировано понятие проекции, дан импульс для введения в оборот малоизвестных методик.

Не боясь показаться пристрастным, хотел бы отметить, что психодиагностика личности, ее теоретические основы, инструментарий являются одним из основных разделов психологии. Именно психодиагностика позволяет по-настоящему понять человека, и именно психодиагностика делает психолога полезным в самых широких областях практики: от судебно-психологической экспертизы до профотбора и психологического консультирования. Многолетние исследования Л.Ф. Бурлачука и его соавторов в области психодиагностики отличает постоянное стремление к систематизации, информированию коллег, внедрению психодиагностики в практическую деятельность психологов. Ни одна его публикация не прошла незамеченной, и именно благодаря таким работам мы вышли на профессиональный уровень психодиагностики. Остается пожелать авторам, чтобы они сумели создать большую советскую психодиагностическую энциклопедию.