Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

82

 

СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ

 

Ю. В. ВАСИЛЬЕВ

 

Сегодня сложилось противоречие между громадностью фактического материала в педагогике и состоянием ее теоретического фундамента. Более того, полагая, что педагогика — прикладная наука, многие ученые не заботятся об укреплении ее теоретического основания. Вместе с тем ясно, что нет только прикладных наук, есть прикладная и теоретические ее составляющие. И без хорошей теории не может быть полноценной практики. Все это в полной мере относится и к разработке теории управления народным образованием, школой.

Предполагается, что главное в этой проблеме заключается в необходимости педагогически осмыслить явления и категории,

 

83

 

наиболее важные для построения целостной теории управления школой — конкретной науки о содержании, функциях и строении школы как единого общественного института, призванного воспитывать подрастающее поколение; это категория управления школой, категория педагогической сути в этом явлении, категория формирования личности (аспект ее управления).

Педагогический анализ деятельности и управления состоит не в выделении функций управления школой и их рассмотрении как общего и специального и процессе социального управления, а в том, чтобы в практику и теорию управления школой ввести такие единицы анализа, которые несут в себе педагогическое да и психологическое отражение процесса управления. Но для этого управление школой следует рассматривать как внутреннее движение учебно-воспитательного процесса, порожденное движением человеческой деятельности.

Конечно, любое действие в школе, в том числе и элементарные требования распорядка, носит управленческий характер, но педагогическая и психологическая проблемы заключаются в другом: какова будет эта деятельность, как пойдет ее развитие, а вместе с тем и преобразование самих объектов, да и субъектов воспитания.

Деятельность по управлению школой значительно отличается от работы руководителей учреждений или промышленных предприятий. Она приобретает конкретный смысл только тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием и направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса и конечный результат — развитие личности школьника. Деятельность руководителей и сущность управления школой мы определили термином «педагогическое управление» [1].

Рассмотрение сущности педагогического управления (его объекта и предмета, задач, средств и методов), а также педагогического аспекта труда директора и управленческого труда учителя позволяет, как мы полагаем, создать теорию управления учебно-воспитательным процессом в школе.

Основное внимание органов управления народным образованием направлено на школу — главное звено всей системы просвещения. Поэтому именно школа рассматривается в подавляющем большинстве исследований как объект управления.

На первый взгляд на практике так и должно происходить. Однако недостатки, имеющиеся в работе школы, свидетельствуют о том, что важные особенности ее как объекта управления учитываются не всегда или не полностью.

В практике работы школы имеют место различные виды управления: социальное, правовое, экономическое, административное и др. Все они связаны между собой, проникают друг в друга, и их порой трудно дифференцировать. Однако главное, что определяет их назначение в школе,— это то, что все они в конечном счете должны быть направлены на осуществление ее ведущей общественной функции, на решение ею задач воспитания и образования. Вероятно, поэтому школоведение — сложившаяся область знаний — рассматривает управление школой как интегративный процесс.

Другая особенность школы как объекта управления заключается в том, что все виды управления, осуществляемые в школе, не являются рядоположенными. Согласно основной социальной задаче школы доминировать в ее работе должно воспитание и обучение; отсюда следует, что среди других видов управления в школе должно доминировать управление воспитанием и обучением, создание условий для развития личности школьника. В школоведении об этом или говорится приглушенно (мол, все виды управления в школе направлены на решение этой задачи), или же вовсе умалчивается, поскольку дальше следуют «владения» дидактики и теории воспитания.

Кроме того, школоведение теряет свою связь с педагогикой и перестает

 

84

 

быть ее составной частью. Игнорировать же управление обучением и воспитанием и сводить его только к дидактике или теории воспитания тоже нельзя, так как последние имеют свои специфические объекты, задачи и средства их достижения, и, кроме того, обучение и воспитание будут значительно ослаблены без организационного (управленческого) подкрепления.

Итак, педагогическое управление как практическая деятельность — это управление воспитанием и обучением подрастающих поколений. Именно процесс управления обучением и воспитанием новых поколений является объектом теории педагогического управления, объектом нашего исследования.

Педагогическое управление тесно связано с педагогической наукой и психологией, оно использует их достижения в управлении процессом воспитания и образования. Но в то же время управление отличается от них тем, что педагогические науки изучают сам учебно-воспитательный процесс, а педагогическое управление — процесс управления им.

Управление учебно-воспитательным процессом в школе будет эффективным, если:

в работе школы будет доминировать педагогическое управление и все остальные виды управления в школе будут направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

ученик станет субъектом педагогического управления;

вся педагогическая система в школе и вне ее будет направлена на воспитание, образование и развитие личности;

педагогическое управление будет осуществляться учителем, а также директором школы и его заместителем;

оно будет соответствовать объекту управления и использовать специальные методы педагогического управления;

целенаправленное обучение и воспитание будут рассматриваться как управляемый процесс;

наконец, будет создана целостная теория педагогического управления и перестроен управленческий механизм для преодоления формализма и бюрократизма в работе школы и развития демократических начал в народном образовании.

Теоретической основой и общей методологической базой нашего исследования являются общегосударственные принципы руководства народным образованием и специальные требования к повышению качества управления обучением и воспитанием на современном этапе, которые проявляются в том, что, наряду с общей теорией управления, существуют и чистые теории научного управления социальной действительностью и конкретные положения частных теорий управления. Последние не являются просто извлечением из общей теории, а представляют собой самостоятельные выводы, строящиеся на основе анализа конкретных социальных явлений и процессов, учета специфики управляемого объекта. Теория управления народным образованием базируется на общих закономерностях социального управления, но с обязательным учетом специфики сферы просвещения, которая находит свое выражение прежде всего в объекте, функциях и задачах управления, в многообразных связях педагогической деятельности.

Кроме того, методологической базой исследования являются системный и деятельностный подходы к управлению в школе, и педагогическому в частности, а также конкретизированные в государственных документах положения о перестройке школы и управлении ею.

Значительное место, в силу специфики исследования занимает мысленный эксперимент и моделирование как важнейшие средства теоретического исследования. В связи с поставленной целью исследования и в силу специфики его предмета теоретический анализ будет играть в работе особенно важную роль.

На этапе опытной проверки используется ряд методов: изучение состояния практики, изучение достижений школоведения, социального управления и других смежных с ними наук, а также достижений передового опыта управления в школах методом журналистского

 

85

 

исследования (часть результатов этого опыта отобрана и опубликована в книгах для учителей и директоров школ из серии «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки» издательства «Педагогика»); выявление типичных затруднений руководителей в процессе управления путем наблюдений, бесед, интервьюирования, анкетирования и изучения документации.

При разработке конкретных путей педагогического управления в школе используется инструментарий системного анализа и педагогического прогнозирования. Экспериментальным исследованием охвачены школы Москвы, Волгоградского и частично Хабаровского региона.

Проект «Педагогическое управление в школе: теория и практика» рассчитан на три года (1990—1992).

Первый этап исследования (1990) направлен на построение теоретической концепции педагогического управления, изучение и анализ управления учебно-воспитательным процессом в экспериментальных территориях и подготовку документов для опытно-экспериментальной проверки в 1991 г. На завершающем этапе (1992) будут подготовлены рекомендации по управлению учебно-воспитательным процессом в школе и проведено обобщение результатов исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования управления школой и органов народного образования, а также при проведении учебных занятий в пединституте и институте повышения квалификации руководителей школ и работников органов народного образования.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы и для дальнейших теоретических и прикладных исследований по данной проблеме. Отдельным и весьма перспективным направлением, на наш взгляд, могут стать психологические аспекты этого вида управления.

 

1.  Васильев Ю.В. Педагогическое управление: теоретико-методологический аспект рассмотрения // Сов. педагогика. 1982. №11.

 

Поступила в редакцию 30.VII 1990 г.