Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

63

 

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОГРАММ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

 

В. В. ГУЛЬДАН, О. Л. РОМАНОВА, И. В. ИВАННИКОВА

 

Научное обоснование первичной профилактики наркомании у детей и подростков является новым, пока еще недостаточно проработанным разделом отечественной наркологии. На сегодняшний день опубликованы лишь отдельные, самого общего, ознакомительного характера, методические рекомендации по предупреждению наркомании у подростков, составленные врачами-наркологами [1]. Антинаркотическая пропаганда, осуществляемая средствами массовой информации, не имеет какой-либо серьезной концептуальной основы, четкой возрастной направленности, не рассчитана на оценку ее эффективности. Недостаточно ясен, с нашей точки зрения, и вопрос о том, к чьей компетенции (врачей, психологов, педагогов) относится реализация антинаркотической пропаганды в школе, какие ведомства должны взять на себя затраты, кадровое обеспечение по ее проведению.

В этих условиях подавляющее большинство детей и подростков оказываются вне положительно воспринимаемой ими и общественно желательной информации о наркотиках, эмоционально и поведенчески не подготовлены к встрече с ними. Это убедительно подтверждается психологическими исследованиями установок детей и подростков по отношению к наркотикам. Данные исследования показывают, что эти аттитюды в настоящее время далеко не всегда являются антинаркотическими [2], [3].

Поэтому особый интерес вызывают ставшие на Западе традиционными формы антинаркотической работы в виде специальных обучающих программ. Среди них, на наш взгляд, следует обратить внимание на программы, которые апеллируют не только к сознанию ребенка, но и к таким психологическим реалиям, как формирующаяся личность, навыки общения в группе сверстников и др. Одной из таких

 

64

 

программ, направленных не только на передачу ребенку суммы необходимых знаний, но и на тренировку операциональных моментов, навыков, правильного поведения в ситуациях, когда ребенок сталкивается с наркотиками, является программа «Ваше здоровье — 2000» [5] (см. об этом также [4]).

Возможно ли применение программы в нашей социокультурной среде? Какой должна быть степень адаптации к условиям русскоязычной школы? Целесообразно ли приобретение программы в полном объеме со всем прилагаемым техническим оснащением? Для ответа на эти вопросы мы предприняли попытку апробации одного из фрагментов программы.

Программа «Ваше здоровье — 2000» для каждого возрастного этапа располагает отдельным пособием, предоставляющим учителю детальное изложение информации, которую необходимо усвоить детям, характеристику социально-психологического тренинга с целью предупреждения неправильного поведения, описание игр и занятий, способствующих гармоническому формированию личности учеников и коллектива класса в целом. Для родителей имеется отдельное пособие, в котором представлены различные способы выработки позиции семьи по отношению к наркотикам, обучения детей разрешению конфликтов и др. [4].

Для апробации было выбрано пособие для детей в возрасте 8—9 лет, так как, с одной стороны, ученики II класса уже довольно свободно пишут, читают, правильно ведут себя во время урока, а с другой, как мы предполагали, не обладают еще собственным опытом употребления алкоголя и табака и представляют собой сравнительно чистую среду для проведения превентивного антинаркотического воспитания.

После перевода текста пособия1 были осуществлены минимальные, насколько это возможно, изменения в техническом оснащении уроков. Учебные фильмы, некоторые игрушки, сказки, песенки, используемые в курсе, были заменены отечественными аналогами. Все применявшиеся за время занятий наглядные пособия (например, разрезные картинки) ксерокопировались для  каждого ученика, как это и предполагается авторами пособия, и не модифицировались. Не менялась также структура курса и отдельных уроков-занятий. В процессе работы мы старались следовать не только букве, но и демократическому духу пособия.

Апробация пособия осуществлялась на протяжении 1989—90 учебного года в двух II классах одной из московских средних школ. Всего обучалось 76 школьников.

Перед началом обучения проводились специальные беседы с учителями, а затем родителями в целях ознакомления с программой «Ваше здоровье — 2000». Поддержка родителей и учителей является необходимым условием проведения программы. Кроме того, так обеспечивалось их участие в работе в виде помощи детям в приготовлении домашних заданий, а также в виде повторений некоторых положений курса на других уроках и во внеурочное время.

По замыслу курса до начала занятий и после их окончания предполагается тестирование учащихся. Его цель — проследить сдвиги в знаниях школьников об алкоголе, табаке, наркотической зависимости, правильном поведении в ситуациях, провоцирующих их употребление. Соответствующий опросник использовался без каких-либо изменений. Однако исследование установок детей до и после проведения обучения было расширено за счет разработанных в нашей лаборатории проективных методик. Анализировалось вербальное поведение в нескольких проективных по характеру ситуациях, провоцирующих употребление пива, вина и курение. Так что до начала (I исследование) и после его окончания (II исследование) фиксировалось состояние установки по отношению к алкоголю и табаку.

В соответствии со структурой пособия были проведены 14 занятий с частотой один урок в неделю по следующим направлениям: 1) информирование

 

65

 

школьников о психоактивных веществах; 2) формирование самосознания детей и умения правильно вести себя в коллективе сверстников; 3) социально-психологический тренинг навыков поведения в ситуациях, провоцирующих их попытки закурить в кругу одноклассников.

Первому разделу пособия (информированию второклассников о психоактивных веществах) были посвящены четыре урока. На первом формировалось понятие о психоактивных веществах, на втором и третьем — соответственно об алкоголе и никотине, на четвертом — о наркотической зависимости.

Информирование о психоактивных веществах встретило ряд затруднений. Прежде всего та часть информации, которая была посвящена недоступным, «экзотическим» для второклассников наркотикам, не вызвала интереса. Вводные слова об алкоголе и никотине в определенной мере вступили в противоречие с уже сформированными в этом возрасте попустительскими по содержанию установками по отношению к этим легальным в нашей стране психоактивным веществам., Широкая опора авторов программы на сведения из области анатомии, физиологии человека и медицины оказалась для неподготовленных учеников II класса недейственной, здесь потребовалась специальная разъяснительная работа, и, хотя разъяснения вызывали горячий отклик и неподдельный интерес, они уводили уроки от непосредственной темы.

Эти особенности восприятия программы непосредственно связаны с социо-культурной спецификой нашего общества. Информация о психоактивных веществах для американских детей, по-видимому, более актуальна, а знания их в области анатомии, физиологии своего тела, здорового образа жизни более разносторонние и глубокие. Иначе трудно бы было принять содержание и стиль информационной части программы.

Тем не менее по данным опросника были получены положительные результаты. В табл. 1 представлены «правильные» ответы на пункты опросника до и после обучения. Легко видеть, что явные изменения наблюдаются в знаниях школьников об алкоголе, табаке, зависимости. Больше всего изменились знания о табаке, меньше всего — о правильном поведении в провоцирующих ситуациях.

 

Таблица 1

 

«Правильные» ответы (в %) на пункты опросника в I и II исследованиях

 

Содержание вопросов

І исследование

ІІ исследование

Алкоголь:

информация об алкоголе

вред алкоголя

19

49

Табак

54

76

Наркотическая зависимость

12

54

Правильное поведение

6

20

 

По данным самоотчетов детей, особенно много нового они узнали о табаке. Некоторые поговорили об этом с курящими родителями, а часть добилась того, что, по их словам, родители стали меньше курить.

Таким образом, информационная часть пособия даже при легко просматривающихся расхождениях в социо-культурных характеристиках американских и советских школьников существенно влияет на формирование знаний о психоактивных веществах, что выражается не только в усвоении набора сведений, но и в попытках влиять на окружающих.

Второй раздел программы, включающий уроки с пятого по восьмой, посвящен формированию некоторых социально-психологических характеристик личности учеников, связанных с формированием самосознания, и социально желательного поведения в группе. На пятом уроке школьники должны усвоить некоторые закономерности восприятия человека человеком.. Шестой урок служит анализу того, как ощущает ребенок принадлежность к группе и поиску способов помощи в случае, если ученик оказался вне ее. На седьмом уроке школьники должны увязать связь избыточности критики по отношению к людям

 

66

 

и ощущениями, которые те при этом испытывают. Затем производится формирование установок на поиск хорошего в каждом ученике и умения детей устанавливать продуктивные дружеские отношения с любым сверстником. Наконец, на восьмом уроке детям дается понятие о различных эмоциях, эффективных и не несущих опасности для здоровья способах управления ими.

Игры и занятия по формированию ответственного поведения в проблемных ситуациях (одиночество, стресс, трудности общения), тренировка сплоченности класса, развитие возможностей учеников в понимании мотивов поведения сверстников вызывали у детей большой интерес и находили необходимую поддержку у учителей. Эти игры продолжались вне занятий по курсу.

Однако результаты второй части пособия в значительной степени снижались за счет противоречия между демократическим стилем преподавания, лежащим в основе пособия, подчеркнутыми отношениями равноправия между детьми, признанием ценности и уникальности каждого ребенка и социально-психологической спецификой школьных групп в рамках традиционного для советской школы авторитарного стиля взаимоотношений с ними со стороны учителей, уже сформированных ко второму году обучения позиций отдельных учеников как пренебрегаемых в статусной иерархии класса.

Последний, третий, раздел пособия был посвящен социально-психологическому тренингу навыков поведения в ситуациях, провоцирующих экспериментирование с психоактивными веществами. По замыслу составителей, должен проводиться видеотренинг. Поскольку, с одной стороны, дети не привыкли к видео, а с другой, далеко не все школы им располагают, тренинг проводился без каких-либо технических средств.

На уроках 9-м, 13-м и 14-м учениками обсуждались здоровые и безопасные способы получения удовольствия и проводилось закрепление полученных по курсу обучения знаний с помощью специальной настольной игры «Дорога к здоровью». Уроки 10-й, 11-й и 12-й были посвящены непосредственно отработке навыков поведения в провоцирующих экспериментирование с табаком ситуациях в виде избегания по последовательным этапам схемы: остановись — подумай — поищи что-либо взамен — запомни. Тренинг только отказа от курения осуществлялся нами потому, что, как выяснилось в процессе занятий, большинство детей, особенно мальчики, пробовали спиртные напитки (пиво, шампанское, другие вина). Об опыте курения мы сведений не получили.

Как и предполагалось, последняя часть курса оказалась наименее соответствующей традиционным формам поведения советских школьников.

В отношении курения в современном советском обществе существуют достаточно размытые культурные нормы. Например, курение безусловно осуждается у детей до достижения ими определенного возраста, после которого резкого осуждения уже не вызывает. Курение среди девочек осуждается больше, чем среди мальчиков, и т. п. При наличии этих культурных традиций тренинг абсолютною отказа от употребления табака, предполагаемый пособием, выглядел искусственным, несмотря на то что все дети усвоили знания о вреде курения.

В процессе отработки этапов избегания курения, рассматривавшихся детьми как увлекательная, но несколько необычная игра, были выделены четыре варианта поведения: неуверенное предложение, уверенное предложение, неуверенный отказ, уверенный отказ. Они коррелировали с личностными и статусными особенностями детей, их полом, а также сочетанием перечисленных факторов и характером той роли, которую ребенок на себя принимал: ученик, предлагающий сверстникам закурить, и член группы, которая отказывается от этого предложения. Например, девочке, имеющей высокий социометрический статус в классе, убежденной в необходимости отказа от предложения покурить, легко реализовать уверенный отказ, особенно если попробовать предлагает мальчик с низким социометрическим статусом.

Особо следует отметить, что в процессе

 

67

 

работы наблюдался случай протестного поведения в виде демонстративного курения. Один из мальчиков резко отрицательно воспринял ситуацию тренинга, заявил, что давно курит и страшного в этом ничего нет, а затем попытался продемонстрировать свои навыки всему классу.

Описанные затруднения в проведении третьего раздела пособия, наблюдавшиеся в процессе работы, отображены в результатах тестирования поведения детей в проективных ситуациях, провоцирующих употребление пива, вина и курения табака. В табл. 2 пoказано, что каких-либо достоверных сдвигов в пробах психоактивных веществ во втором исследовании по сравнению с первым не происходит. Кроме того, анализ таблицы подтверждает наличие половых различий в поведении девочек по сравнению с мальчиками. С нашей точки зрения, это может быть связано с культурными нормами.

 

Таблица 2

 

Количество положительных ответов (принятий решения о «пробе») в проективных ситуациях, провоцирующих употребление алкогольных напитков и табака, по данным I и II исследований

 

Психоактивное вещество

I исследование

ΙΙ исследования

Мальчики (п=30)

Девочки (п=30)

Мальчики (п=30)

Девочки (n=30)

Пиво

3

0

2

0

Вино

1

0

2

0

Табак

1

1

1

0

 

Таким образом, наименьшие затруднения в реализации вызвала первая, информационная часть пособия, а наибольшие — третья (социально-психологический тренинг избегания курения).

Остановимся на положительных моментах реализации пособия. Несомненно, что формирование установки по отношению к психоактивным веществам, которое включено в контекст развития личности и поведения детей, является важнейшим шагом вперед по сравнению с простым сообщением тех или иных сведений. Наличие в пособии операциональных моментов: различных социально-психологических средств установления продуктивных отношений в группе, тренировки навыков правильного поведения в ситуациях, провоцирующих экспериментирование с психоактивными веществами, является ее сильнейшей стороной.

Другим принципиальным отличием пособия от общепринятого у нас способа обучения детей является демократический дух и стиль общения, пронизывающий буквально все занятия. Наш опыт работы столкнулся с противоречиями между традиционными представлениями о коллективизме и дисциплине, воплощенными в ритуальные формы взаимодействия учителей с учениками, и пониманием индивидуальности и демократичности в общении, заложенными в пособии. Остается надеяться, что общая гуманизация и демократизация современной школы создает перспективу для более эффективного применения таких программ.

Среди центральных проблем, с которыми, с нашей точки зрения, сталкивается адаптация пособия,— социо-культурные, этнографические и социально-психологические особенности советского общества.

В целом работа с пособием оказалась чрезвычайно полезной как для детей, так и для специалистов и обнаружила круг проблем, с учетом которых должна строиться дальнейшая адаптация подобных программ антинаркотического обучения школьников в нашей стране.

 

1. Врублевский А. Г., Цетлин М. Г. Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактике наркомании и токсикоманий среди учащихся общеобразовательных школ. М., 1987.

2. Гульдан В. В. и др. Представление школьников о наркомании и токсикоманий // Социол. исслед. 1989. № 3. С. 66—71.

3. Гульдан В. В. и др. Психологическое изучение опыта употребления одурманивающих веществ подростками с нарушениями поведения // Вопросы наркологии. 1989. №1. С. 38—42.

4. Хомик В. С. Программы предупреждения вредных привычек у школьников США // Вопр. психол. I989. №1. С. 148—155.

5. Here's looking at you, 2000. A Teacher's guide for drug education. Seattle: Roberts, Fitzmahar and Associates, 1986.

 

Поступила в редакцию 6.VIII 1990 г.



1 Перевод был выполнен студентом факультета психологии МГУ О. А. Горковлюком.