Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

53

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

 

СИСТЕМА ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В США

 

К. Г. БЕЙКЕР

 

В статье дается описание современной организации охраны психического здоровья в США и краткий обзор развития теории семьи и семейной психотерапии за последние 30 лет, включая ряд направлений (школ), в частности теории семейных систем.

 

ПРОФЕССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ОХРАНОЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

В настоящее время в США в сфере охраны психического здоровья и лечения психических заболеваний действуют представители пяти признанных профессий: психиатры, психологи-клиницисты, социальные работники в области психиатрии, медсестры, работающие в психиатрии, и консультанты-психологи. Все вышеназванные профессии связаны сходным процессом подготовки и общими этическими требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы. Вместе с тем имеются и существенные отличия, касающиеся образования, степени самостоятельности в работе и контроля со стороны государства. В совокупности они образуют систему оказания помощи в деле охраны психического здоровья, координируемой как в масштабах страны, так и на уровне штатов.

Регулирование и координация на национальном уровне осуществляется неправительственными профессиональными организациями, устанавливающими критерии необходимого уровня образования и клинической подготовки. На уровне штатов регулирование происходит путем выдачи лицензий на самостоятельную практику в данном штате. Для этого претендент должен выдержать строгий экзамен, получить рекомендации специалистов, обладающих лицензиями на практику в данном штате, и соблюдать нормы профессиональной этики. При нарушении установленных норм штат имеет право лишить специалиста лицензии, тем самым воспретив занятие самостоятельной практикой.

Различающиеся деталями морально-этические нормы, установленные для пяти указанных профессий, зиждятся на общем убеждении в фундаментальной ценности и уникальности каждой человеческой личности, необходимости уважения ее прав и возможностей. Этические принципы включают также требования повышать свой профессиональный уровень, сохранять личное достоинство и преданность делу. Первостепенной обязанностью работающего в сфере охраны психического здоровья является оказание помощи и обеспечение прав больного, соблюдение врачебной тайны, а также уважение принятых пациентом решений. Не меньшее значение имеет и коллегиальность. Для всех пяти специальностей выработаны кодексы поведения и механизмы оценок этичности поступков.

Американская система образования сложна и во многом отлична от принятой в Советском Союзе. Окончив

 

54

 

в 17—18 лет среднюю школу, многие выпускники проходят четырехлетний курс обучения в колледже. Одни колледжи существуют при университетах и предлагают студентам начальные курсы дисциплин на всех факультетах, другие являются самостоятельными учебными заведениями, в которых студенты имеют возможность изучить большой набор гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Студент обязан пройти не менее четверти общего числа предметов по выбранной им профилирующей области. Намеревающиеся работать в сфере охраны психического здоровья должны специализироваться в психологии и науке о поведении. Следует отметить, что в сравнении с советским институтом и техникумом американский колледж открывает возможности получения более широкого образования.

В возрасте 21—22 лет выпускник колледжа может начать специализированное обучение психиатрии, клинической психологии, социальной работе в области психиатрии, сестринскому делу или психологическому консультированию. Часть учебной программы по этим специальностям одинакова для всех, а часть носит целенаправленный характер.

Желающий стать психиатром после окончания колледжа должен пройти четырехлетний курс медицинского факультета университета (соответствует мединституту в СССР). В настоящее время в США насчитывается 127 медицинских факультетов. Их программы и учебный процесс контролируются государственным Лицензионным комитетом по медицинскому образованию (LCME), который следит за выполнением учебными заведениями федеральных требований и требований штатов.

Первые два года посвящены изучению теоретических дисциплин: анатомии, биохимии, физиологии, патологии, фармакологии и науки о поведении. Последующие два года отведены клиническим дисциплинам, в том числе терапии, педиатрии, акушерству и гинекологии, хирургии и психиатрии; обучение проводится в соответствующих отделениях базовых больниц. Дополнительные предметы (например, анестезиология и рентгенология) изучаются на IV курсе по выбору студента.

Выпускник медицинского факультета, желающий стать врачом-терапевтом, обязан пройти годичную интернатуру в больнице. Лица, не прошедшие интернатуры, могут заниматься научными исследованиями, но не допускаются к врачебной практике. После годичной интернатуры выпускник держит лицензионный экзамен перед членами Национального совета медицинских экзаменаторов. Успешно сдавшие экзамен получают диплом штата, где они экзаменовались, и право работать там терапевтами.

Выпускник медицинского факультета, желающий стать психиатром, обязан пройти четырехлетнюю интернатуру. Первый год посвящен практическому изучению терапии, неврологии и психиатрии под руководством опытного врача, имеющего лицензию, второй год — работе в психиатрическом отделении стационара, третий — в амбулаторном отделении психиатрической клиники. В программу второго и третьего годов интернатуры входит практика по психофармакологии под наблюдением опытных психиатров, имеющих лицензию. Четвертый год интернатуры посвящен работе с различными категориями психически больных, в том числе с детьми, престарелыми, лицами, страдающими наркоманией и направленными на судебно-психиатрическую экспертизу, младенцами, семьями и группами. Факультативно можно освоить административные функции.

В течение всего периода интернатуры 6—10 ч в неделю отводятся теоретической подготовке и не менее 30 ч в неделю — непосредственной работе с больными под руководством опытного психиатра.

По завершении интернатуры врачи допускаются к сдаче государственного экзамена на получение звания дипломированного специалиста-психиатра. Экзамен проводится Американским советом по психиатрии и неврологии, а вопросы готовятся Американской медицинской ассоциацией и Американской

 

55

 

психиатрической ассоциацией. Четверть общего числа вопросов относятся к неврологии и три четверти — к психиатрии, в том числе к проблемам роста и развития, психопатологии взрослых, неотложной психиатрической помощи, нарушениям поведения и социальной психиатрии, психосоциальным и соматическим методам лечения, приемам психотерапии и поддерживающего лечения, детской психиатрии, алкоголизму и наркологии, а также юридическим и морально-этическим вопросам. Письменная часть экзамена занимает около 8 ч. Затем следует получасовой устный экзамен, во время которого кандидат должен провести в присутствии двух экзаменаторов осмотр психически больного.

Каждый год примерно 60 % экзаменующихся успешно сдают государственный экзамен и, став дипломированными специалистами-психиатрами, получают право иметь самостоятельную практику и занимать руководящие посты в этой профессии. Не сдавшие экзамен считаются «допущенными к экзамену». Они получают право на частную практику, однако, как правило, не занимают руководящих постов в психиатрии. Экзамен можно повторно держать в следующем году.

Поскольку правом назначения медикаментозного лечения обладают только врачи-психиатры, они обычно имеют дело с наиболее тяжелыми больными, страдающими шизофренией, аффективными расстройствами, маниакально-депрессивными психозами и т. д. Благодаря широкой медицинской подготовке психиатры могут оценить влияние соматического состояния больного на его психический статус. Работа психиатров протекает в различных условиях, в том числе в больнице, амбулатории и частном кабинете.

Желающие стать клиническими психологами поступают после колледжа в университет на факультет психологии. Часть студентов-психологов проходят курс на звание магистра (М. А.); он включает два года изучения таких дисциплин, как общая и экспериментальная психология, лабораторные диагностические методы исследований (включая психологическое тестирование), охрана психического здоровья и психопатология. Студенты должны также пройти интернатуру. После завершения магистерского курса по психологии выпускник получает право работать под наблюдением психолога-клинициста, имеющего лицензию и степень доктора.

Большинство специализирующихся по психологии проходят программу в объеме докторантуры. Для получения звания доктора (Ph.D.) психологии необходимо пройти как минимум трехлетнюю программу из 27 курсов, включающую помимо дисциплин магистерского уровня следующие предметы: биологические основы поведения, познавательно-аффективно-бихевиористские основы поведения, социальные основы поведения и индивидуальное поведение. Докторант должен также освоить технику и методологию научных исследований, статистику, систему оценок психологических тестов и положения профессиональной этики. Академические занятия сочетаются с годичной практикой в клинике под руководством психолога-клинициста, имеющего лицензию. По завершении курсов докторант по психологии приступает к годичной интернатуре на полной ставке (40 ч в неделю) под руководством психолога-клинициста, имеющего лицензию. В период интернатуры докторант изучает детскую, взрослую, групповую и семейную психотерапию, а также методику тестирования. Для получения докторской степени необходимо представить объемное диссертационное исследование.

Обладающий степенью Ph.D. психолог-клиницист может начать научно-исследовательскую или преподавательскую карьеру в университете или частной компании. При намерении приступить к самостоятельной практике психолог-клиницист должен два года проработать под руководством дипломированного психолога-клинициста, прежде чем получить право сдачи экзамена на лицензию. Экзамен состоит из раздела, устанавливаемого Американской психологической ассоциацией и относящегося

 

56

 

ко всем аспектам психологии, в том числе к статистике и оценке результатов тестирования, психофизиологии и развитию человеческой психики. В экзамен входит также раздел, устанавливаемый штатом, выдающим лицензию, и касающийся морально-этических норм и законодательства данного штата. Получивший лицензию психолог-клиницист наделяется правом вести самостоятельную практику, т. е. открыть частный кабинет и вести прием больных без чьего-либо наблюдения.

Как и психиатры, психологи-клиницисты работают в различных учреждениях (больницах, клиниках, муниципальных организациях, университетах и частных кабинетах). Подобно психиатрам, они способны оказывать помощь отдельным лицам, малым группам и семьям. Благодаря соответствующей подготовке психологи-клиницисты владеют техникой тестирования, которое является прерогативой данной специальности. Как правило, проводятся два типа тестов: тесты на интеллектуальные способности и проекционные тесты. Наиболее широко распространены. Шкала интеллектуальных способностей по Векслеру (исправленная), Шкала интеллектуальных способностей детей по Векслеру (исправленная) и Шкала интеллектуальных способностей дошкольников и младших школьников по Векслеру. Визуально-моторный гештальттест по Бендеру применяется для оценки нарушений восприятия, а также эмоциональных, органических и визуально-моторных расстройств у взрослых и детей.

Проекционные тесты служат для определения эмоциональной функции. Из них наиболее широко применяются ТАТ и тест Роршаха. Психологи-клиницисты подготовлены к проведению и более специализированных тестов; при необходимости они направляют пациента для прохождения нейропсихологических и образовательных тестов.

В настоящее время Американская психологическая ассоциация насчитывает около 70 тыс. членов. Примерно 6 тыс. из них имеет магистерскую, остальные — докторскую степень. В области психологии имеется приблизительно 50 специальностей, в том числе связанных с исследовательской деятельностью и преподаванием. Клиническая психология — одна из наиболее распространенных профессий в США.

Социальный работник — третья профессия, связанная с охраной психического здоровья. Она сформировалась в США в начале XX в. как вспомогательная специальность по оказанию помощи бедным и социально неблагополучным слоям городского населения. За минувшие 90 лет она выросла в самостоятельную область, изучаемую во всех университетах и объединяющую в рамках Национальной ассоциации социальных работников более 120 тыс. человек. Профессия подразделяется на множество подвидов, в частности геронтологическую, медицинскую, коммунальную, производственную, детскую и психиатрическую социальную помощь.

Желающие стать социальными работниками в области психиатрии должны пройти по окончании колледжа двухлетний курс в университете на факультете социальной работы. В. его учебную программу входят такие дисциплины, как развитие человеческого организма, физическое и психическое здоровье, психопатология, социология, общественное устройство, работа муниципальных органов, статистика, экспериментальная работа и морально-этические нормы. В период обучения студенты должны также пройти клиническую практику (16 ч в неделю) под руководством имеющего лицензию социального работника-клинициста, психолога или психиатра. По окончании полного курса выпускнику присуждается магистерская степень. Для допуска к экзамену на получение лицензии штата кандидат обязан проработать два года под руководством имеющего лицензию социального работника-клинициста, психолога или психиатра. В разных штатах экзамен может проходить по-разному, однако в качестве обязательного требования он включает знание всех аспектов социальной работы и относящегося к ней законодательства

 

57

 

штата. В некоторых штатах требуется также разбор истории болезни с изложением плана лечения.

После получения магистерской степени часть социальных работников продолжают учебу еще 3—4 года и защищают диссертацию на звание доктора социальной помощи (D.S.W.). Однако право сдачи экзамена на получение лицензии штата они обретают лишь после двух лет работы под руководством имеющего лицензию социального работника-клинициста, психолога или психиатра.

Лицензия дает социальным работникам в области психиатрии право вести самостоятельную практику. Они работают в психиатрических больницах, где, как правило, проводят беседы с семьями пациентов и занятия групповой психотерапии, а также в амбулаторных отделениях, школах, на производствах и в своих частных кабинетах. Такие специалисты обладают теми же профессиональными навыками психиатрического лечения, что и психологи и психиатры. Они занимаются индивидуальной и семейной психотерапией, проводят краткие курсы лечения, оказывают помощь пациентам в моменты кризисов, ведут лечебные занятия с группами подростков и родителей, лицами, страдающими наркоманией, алкоголизмом и другими расстройствами. Социальные работники в области психиатрии не имеют права назначать медикаментозное лечение и проводить психологическое тестирование.

Социальная помощь, зародившаяся в процессе работы с группами населения, неблагополучными в социально-экономическом отношении, по-прежнему ориентирована на социальные аспекты человеческого поведения. Специалисты данной профессии обсуждают с пациентами проблемы, возникающие у тех на работе, в школе, в семье, содействуя их адаптации в реальных условиях повседневного окружения. Они помогают пациентам найти в себе — при поддержке родных и друзей — силы для преодоления личностных затруднений.

Обучение сестринскому делу в психиатрии производится в медицинском училище, куда поступают после колледжа либо сразу после средней школы. Такие училища существуют при университетах и приравнены к факультетам. Студенты этих училищ могут выбрать одну из трех программ.

Первая, рассчитанная на год, готовит медсестер, обеспечивающих простейшую медицинскую помощь и уход за больными, после чего студенты держат лицензионный экзамен на звание практикующей медсестры (L.P.N.). В США их насчитывается около 800 тыс.

Вторая, более усложненная программа рассчитана на два года со сдачей экзамена на звание дипломированной медсестры (R.N.). На экзамене комиссия штата проверяет владение всеми приемами сестринского ухода за терапевтическими, хирургическими и педиатрическими больными.

Третья программа рассчитана на четыре года изучения основных медицинских дисциплин (включая биологию, фармакологию, анатомию, физиологию) и обучения сестринскому делу. Выпускники могут держать экзамен перед комиссией штата и получить диплом, дающий право руководить практикующими и дипломированными медсестрами, обучавшимися по двухлетней программе. Указанный диплом, однако, не предполагает специализации, за исключением случаев, когда она была приобретена в ходе работы.

Дипломированные сестры, прошедшие четырехлетний курс обучения и желающие специализироваться в психиатрии, должны продолжить образование еще год-два для получения магистерской степени. Дополнительные курсы включают биологические дисциплины, вопросы развития психики человека, психопатологию и методы психиатрического лечения.

Обычно медсестры, связанные с психиатрией, работают какое-то время в стационарах, где контролируют поведение больных и выполняют назначения врачей, включая проведение индивидуальной и групповой терапии. Как правило, они не ведут самостоятельной практики, однако нередко работают в амбулаторных клиниках под наблюдением психиатра. Медсестры

 

58

 

со степенью магистра (M.N.), обладающие лицензией или профессиональным удостоверением Американской ассоциации медсестер (A.N.A.), вправе иметь частную практику на проведение сеансов индивидуальной и групповой терапии. Полученная подготовка позволяет им распознавать у пациентов психиатрических клиник признаки соматических заболеваний. В США сейчас насчитывается около 2 млн. медсестер, имеющих лицензию и степень магистра; 200 тыс. из них являются членами А.N.А.

Пятую профессию, связанную в Америке с охраной психического здоровья, представляют консультанты-психологи. После окончания колледжа они проходят двухлетнюю университетскую программу на факультете консультирования. Программа магистерской степени позволяет специализироваться в консультировании в сфере психиатрии, образования, судебной медицины, профориентации, реабилитации, производственных и внутрицерковных отношений. В консультировании упор делается на восстановлении душевного равновесия гуманистическими, а не медицинскими средствами. Консультанты-психологи изучают курс развития человеческой психики, теорию обучения, групповую динамику и принципы психотерапии. При освоении техники психотерапии главное внимание уделяется решению практических задач.

Получивший степень магистра должен проработать определенный срок под наблюдением опытного консультанта или психиатра, психолога или социального работника, прежде чем получить допуск к сдаче экзамена на лицензию или получение удостоверения. В настоящее время 32 штата выдают лицензию консультантам, имеющим степень магистра и двухлетний стаж работы под контролем. Остальные 18 штатов допускают консультантов к практической работе при наличии удостоверения об окончании курса обучения, двухлетнего стажа работы и успешной сдаче государственного экзамена.

Часть консультантов продолжают обучение в докторантуре. Американская ассоциация по консультированию и развитию насчитывает сейчас более 56 тыс. членов; практически все обладают степенью магистра, а 7 тыс. членов — доктора. Консультанты учат пациентов адаптироваться к практическим аспектам жизни, не стараясь обязательно добиться глубоких перемен в их психике.

Представитель любой из вышеперечисленных профессий в ходе обучения может специализироваться в области семейной психотерапии. Помимо этого, в США имеется множество программ углубленного изучения проблем семьи для лиц, уже имеющих дипломы в сфере охраны психического здоровья. Около 500 таких программ предлагаются университетами и значительно большее число — частными центрами и институтами семейной терапии. Во всех учреждениях подготовка ведется под наблюдением опытных семейных терапевтов. По завершении программы университеты присуждают академическую степень, а внеуниверситетские центры выдают соответствующее удостоверение. Ввиду того, что область семейной терапии относительно нова, лицензия на право занятия ею необходима сейчас лишь в четырех штатах. Еще 16 штатов требуют от семейных психотерапевтов удостоверений об окончании официально признанных учебных центров или университетов.

Семейные психотерапевты в США объединены в три крупные профессиональные организации. Основанные почти 50 лет назад Американская ассоциация супружеской и семейной терапии (AAMFT) и Национальный совет по семейным отношениям (NCFP) были сравнительно небольшими организациями до 1970 г., когда в США стало резко возрастать число семейных психотерапевтов. Сейчас AAMFT насчитывает 11 тыс. дипломированных клиницистов, 4 тыс. научных и других работников. NCFP имеет 4 тыс. членов. Основанная в 1977 г. Американская ассоциация семейной терапии (AFTA) насчитывает 929 дипломированных клиницистов, большинство из которых являются также преподавателями. Членами

 

59

 

AFTA становятся признанные специалисты в своей области.

 

СТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ТЕОРИИ СЕМЬИ

 

Рост числа и профессионализация семейных психотерапевтов особенно примечательны с учетом того, что еще 30 лет назад этой сферы деятельности не существовало. В первые десятилетия XX в. в теории и практике лечения психических заболеваний господствовало учение З. Фрейда [7].

Фрейдистский, или психоаналитический, метод лечения душевных расстройств заключается в выведении на уровень сознания явлений бессознательной деятельности. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия, развившиеся из теории З. Фрейда, предполагают длительное субъективное изучение внутреннего мира пациента от ранних детских впечатлений по сегодняшний день. Согласно теории психоанализа, «постижение», или самопознание, к которому приходит пациент, влечет за собой ослабление психических нарушений, принятие собственной личности и возможность ее изменения.

До начала 50-х гг. большинство работавших в США психопатологов руководствовались теориями Фрейда о человеческом поведении и его моделью психоаналитического лечения. Социальные работники часто проводили (под наблюдением психиатров) беседы с членами семьи больного, раскрывая перед ними трудности, с которыми сталкивается их близкий. Поскольку эти работники учились на фрейдистских теориях, их разъяснения тоже были фрейдистскими. Семья рассматривалась ими как группа причастных к пациенту индивидов, могущих способствовать или препятствовать лечению. Обсуждаемое между психиатром и пациентом считалось конфиденциальным и, как правило, не передавалось остальным членам семьи.

В начале 50-х гг. шесть научно-исследовательских центров по психиатрии в разных частях США начали проводить работы по исследованию семьи [8]. Темы возникли спонтанно, работы никак не координировались. Поэтому сходство полученных результатов явилось совершенной неожиданностью для директоров этих центров, собравшихся на национальной конференции по проблемам семьи в Чикаго в марте 1957 г.

В пяти центрах внимание было сосредоточено на изучении семейных факторов в развитии шизофрении. Г. Бейтсон [2], Д. Джексон, Д. Уикленд [29], Д. Хейли [11], а позднее В. Сэтир [24] и П. Вацлавик [28] занимались в Институте исследований психики (Пало-Альто, Калифорния) характером коммуникативных связей между больными шизофренией и их семьями. Т. Лидз возглавлял в Балтиморе, а затем в Йельском университете  (Нью-Хейвен, Коннектикут) группу по проблемам шизофрении. К. Уитакер и Т. Малоун изучали больных шизофренией и их семьи в Атланте, штат Джорджия. М. Боуен [4] вел работу по шизофрении в Канзасе, а с 1954 г.— в Национальном институте здравоохранения в Вашингтоне. А. Шефлен и позднее И. Надь и С. Минучин впервые начали исследование семей шизофреников в Филадельфийском центре воспитания детей и Темплском университете (Филадельфия).

Шестой научно-исследовательский центр — Институт семьи им. Аккермана был основан в Нью-Йорке детским психиатром Н. Аккерманом. Опытный детский психоаналитик, Аккерман привлек внимание к семье еще в 1937 г. в работе «Семья как социальная и эмоциональная ячейка» [1], указав на ее роль в качестве эмоциональной среды, обусловливающей раннее развитие ребенка.

За 33 года, прошедшие после конференции 1957 г., в США развилось целое «семейное движение», открылось множество исследовательских и лечебных центров. Каждый год по всей стране устраиваются конференции и симпозиумы. Публикуется обширная литература [10], [13], [14], [21], [25], специализированные журналы печатают материалы о последних работах в области теории семьи и новых

 

60

 

методах лечения. Наиболее авторитетным научным изданием «семейного движения» является журнал «Семейный процесс» (Family Process), основанный в 1962 г. Аккерманом и Джексоном и долгие годы выходивший под редакцией Хейли. Выпускаемый AAMFT «Журнал супружеской и семейной терапии» (The Journal of Marital and Family Therapy) — сравнительно новое издание клинического направления. Публикуемый NCFR «Журнал семейных отношений» (The Journal of Family Relations) носит научно-исследовательский характер.

 

Современное состояние теории семьи

 

В настоящее время, за исключением нью-йоркского Института семьи им. Аккермана, сохранившего верность принципам психоанализа, подготовка семейных психотерапевтов в Соединенных Штатах ведется на основе теории систем. Эта теория представляет собой перенесенную в сферу семейных отношений общую теорию систем (ОТС), разработанную в 20-х гг. и широко применяемую в физике, кибернетике, электронике и т. д. Речь идет о дедуктивной теории внутренних взаимоотношений иерархических структур, в основном в неживых организмах.

В начале 50-х гг. биолог Л. фон Берталанфи [3] разработал вариант ОТС применительно к живым организмам, представив их в виде открытых систем, способных сохранять целостность в процессе взаимодействия и обмена информацией с внешней средой. В теории биологических систем Берталанфи все живые части (подсистемы) более крупной живой системы воздействуют друг на друга, одновременно испытывая влияние целостного организма.

В применении к человеку и человеческой семье теория Берталанфи представляет концептуальный сдвиг в развитии психологического мышления в сторону от Фрейда. Фрейд рассматривал человека как отдельно взятого индивида, а Берталанфи — как составную часть системы взаимоотношений. Индивиды и малые семейные группы (дети, родители, мужчины, женщины и т.д.) определяется им как подсистемы большой целостной системы — семьи. По этой теории, поведение любого индивида влияет на всю систему и другие подсистемы, одновременно испытывая воздействия с их стороны. Согласно системному подходу, индивид диагностируется не как медицинский больной, а как элемент дисфункциональной семейной системы. Системная дисфункция выявляется через проявления симптомов нарушений у одного из членов семьи. В зависимости от характера функционирования целостной системы эти симптомы могут появиться у любого члена семьи. Последний именуется не «пациент», а «идентифицированная личность» (IP). В процессе лечения ею может стать другой член семьи.

Для описания процесса регулирования семейной системы теория Берталанфи заимствовала термины из области коммуникации и кибернетики. Более поздние теоретики, в частности И. Пригожин, в попытке избежать механистического подхода к живым функционирующим системам ввели в описание человеческого поведения концепции термодинамики; это касается таких свойств, как неупорядоченность, нестабильность, неуравновешенность и непостоянство существования. Пригожий ввел термодинамическое понятие отклонения, или флуктуации, для описания перемен, постоянно возникающих в открытой системе (типа человеческой семьи), которая обменивается энергией и материей с окружающей средой, приобретает и теряет членов системы и меняет свои функции с течением времени.

Семейные психотерапевты определяют себя как часть более крупных систем внешнего окружения, оказывающих воздействие на систему семьи пациента. Эти внешние крупные системы могут включать соседей, общину, культурное наследие семьи, рабочую и школьную среду, а также систему социального обеспечения. Будучи частью системы охраны психического здоровья, семейный психотерапевт воздействует на функционирование семьи извне.

 

61

 

При лечении дисфункциональной семьи специалисты, пользующиеся теорией систем, как правило, не занимаются выявлением фрейдистских причин, а стараются путем конкретных целенаправленных флуктуаций изменить отношения между членами семьи. Эти перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи, способствуя уменьшению проявления симптомов у одного или нескольких ее членов.

Психотерапевт добивается перемен в поведении путем индивидуальной работы с одним из членов семьи (необязательно носителем симптомов) или путем занятия со всей семьей, убеждая ее изменить те или иные привычные формы взаимоотношений и поведения. Перемены могут возникнуть и вследствие реальных либо кажущихся сдвигов во внешних системах: в школе, на работе или в более широкой семейной системе. Так, примером перемен может стать смерть дедушки либо лечение от алкоголизма бывшего супруга. Согласно теории систем, подобные перемены во внешней системе влекут за собой перемены внутри семьи. Смерть дедушки или трезвый облик прежнего супруга побуждает члена семьи относиться к остальным родственникам по-иному.

Специалисты руководствующиеся теориями Л. Берталанфи и И. Пригожина, называют себя структурными и стратегическими психотерапевтами. Структурные семейные терапевты, чью школу возглавляют С. Минучин [19], [20] и М. Уолтере, определяют семью в терминах внутрисемейной иерархии систем и подсистем. Их вмешательство в дисфункциональную семью фокусируется на изменении ее структурной организации для создания более эффективной системы. Примером структурного вмешательства может служить настойчивое требование, чтобы мать и отец вели единую линию в воспитании сына-подростка, вместо того чтобы ссориться Друг с другом, оставляя сына вне контроля. Такое вмешательство в структуру семьи сказывается на ослаблении симптомов у неуравновешенных подростков.

За последние 10 лет в теории семьи появился ряд течений. Ведущими представителями школы стратегической семейной психотерапии являются Дж. Хейли [11], К. Маданес [16] и сторонники непродолжительного лечения из Калифорнийского института исследований психики [29]. Группа итальянских ученых под руководством М. Сельвини-Палаццоли [29] разработала вариант стратегии семейной психотерапии, в которой акцент делается на парадоксальном вмешательстве и так называемых инвариантных предписаниях. Согласно методике М. Сельвини-Палаццоли, семьи должны выполнять дома набор неизменных заданий и ритуалов, а затем сообщать о результатах на терапевтических сеансах.

Большинство стратегических семейных терапевтов ставят целью изменение дисфункциональных взаимоотношений и способов общения внутри семьи. При удачно выбранной стратегии внутрисемейная обстановка быстро улучшается по мере того, как все участники стараются вести себя в соответствии с предписаниями психотерапевтов.

Несмотря на схематичность, теория систем дает структурной и стратегической терапии упорядоченную методику, имеющую особую важность, поскольку здесь техника психотерапевтического вмешательства важнее теории. Теория систем служит ориентацией, отправной точкой в разработке подходов к лечению, позволяющих снимать болезненную симптоматику значительно быстрее в сравнении с длительным вербальным методом психоанализа.

Третья школа семейной теории и терапии связана с именем М. Боуена [4], [5], [6], [8], [9], [12], [15], [17], [19], [23], [27]. В основу его теории семейных систем легли не ОТС и не работы Л. Берталанфи и И. Пригожина, а биологическое учение. М. Боуен рассматривает человеческое поведение и эмоции как продукт эволюции, причем не уникальный, а тесно связанный со всеми формами жизни.

М. Боуен разработал восемь смыкающихся концепций, в том числе концепции дифференцировки собственного Я,

 

62

 

эмоциональных треугольников, семейной проекции, мультигенерационного процесса и позиции отпрысков. Внутрисемейные отношения в них представлены по аналогии с механизмом функционирования живых систем. Так, концепция дифференцировки собственного Я появилась по аналогии с дифференцировкой клетки. М. Боуен утверждает, что способность индивида четко идентифицировать себя появляется в процессе эмоционально близких взаимоотношений, особенно с членами семьи. Терапевты школы Боуена считают, что сосредоточение на дифференцировке собственного Я в их семьях, а также в ходе сеансов психотерапии ведет к успокоению семьи пациента, что в свою очередь способствует ответственному принятию решений и ослаблению симптомов.

М. Боуен побуждает терапевтов вести с пациентами совместный поиск, а не подходить к ним с готовыми предписаниями, подобно специалистам структурного и стратегического направлений. Совместный поиск развивает в пациенте чувство объективности к самому себе и после ослабления симптоматики ведет к устойчивым переменам.

Приоритет, отдаваемый М. Боуеном теории, а не практике семейной терапии, привлек внимание многих исследователей к таким аспектам, как пол, жизненный цикл, низкий уровень жизни и национальное происхождение. В отличие от структуралистов и стратегов, продолжающих совершенствовать технику приемов семейной терапии, теоретические разработки школы Боуена открывают новые возможности для понимания сложного мира человека и его роли в природе и обществе.

Требования к обучению и подготовке, моральному облику и контролю за деятельностью представителей пяти основных профессий, связанных в США с охраной психического здоровья, непрерывно повышаются. Все они имеют возможность специализироваться по теории семьи и семейной психотерапии. Последняя проявляет тенденцию к обособлению в самостоятельную область. Останется ли семейная психотерапия технической разновидностью психологической помощи или сможет в конце концов стать теоретическим и концептуальным звеном между психологией человека и теорией эволюции, покажет будущее. Что касается теории семьи, то ее необходимо продолжать изучать, в частности применительно к другим культурным условиям, прежде чем она сможет занять ведущее место в сфере охраны психического здоровья.

 

1. Ackerman N. W. The family as a social and emotional unit // Bull. of the Kansas Mental Hygiene Society. 1937. 12(2).

2. Bateson G. Steps to an ecology of mind. N. Y.: Ballantine, 1972.

3. Bertalanffy L. von. General system theory: Foundations, development, applications. N.Y.: George Braziller, 1968.

4. Bowen M. Family therapy in clinical practice. N. Y.: Jason Aronson, 1978.

5. Carter В., McGoldrick M. (eds.) The Changing family life cycle: A framework for family therapy. Boston: Allyn and Bacon, 1989.

6. Friedman E. N. Generation to generation. N.Y.: Guilford Press, 1985.

7. Freud S. A general introduction to psycho-analysis. N.Y.: Boni and Liveright, 1920.

8. Guerin R .J., Jr. (ed.) Family therapy: Theory and practice. N.Y.: Gardner Press, 1976.

9. Guerin P. J. et al. Evaluation and treatment of marital conflict. N. Y.: Basic Books. 1987.

10. Gurman A. S., Kniskern D. P. Handbook of family therapy. N.Y.: Brunner/Mazel, 1981.

11. Haley J. Problem-solving therapy: New strategies for effective family therapy. San Francisco: Jossey-Bass, 1976.

12. Hall С. M. The Bowen family theory and its uses. N. Y.: Jason Aronson, 1983.

13. Hoffman L. Foundations of family therapy. N. Y.: Basic Books, 1981.

14. Imber-Black E. Families and larger systems. N. Y.: Guilford Press, 1988.

15. Kerr M. E., Bowen M. Family evaluation: An approach based on Bowen theory. N.Y.: W.W. Norton, 1988.

16. Madanes С. Behind the one-way mirror. San Francisco: Jossey-Bass, 1984.

17. McGoldrick M., Gerson R. Genograms in family assessment. N.Y.: W.W. Norton, 1985.

18. McGoldrick M., Pearc J. K., Giordano J. (eds.) Ethnicity and family therapy. N.Y.: Guilford Press, 1982.

19. Minuchin S. Families and family therapy. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974.

20. Minuchin S., Rosman B. L., Baker L. Psychosomatic families: Anorexia nervosa in context. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978.

 

63

 

21. Nichols M. Family therapy. N.Y.: Gardner Press, 1984.

22. Prigogine I., Stengers I. Order out of chaos: Man's new dialogue with nature. N.Y.: Bantam Books, 1984.

23. Sager R. R., Wiseman К. К. (eds.) Understanding organizations: Applications of Bowen family systems theory. Washington, D. C.: Georgetown Family Center, 1982.

24. Satir V. Conjoint family therapy. Palo Alto, Ca: Science and Behavior Books, 1964.

25. Schultz S. J. Family systems therapy: An integration. N. Y.: Jason Aronson, 1984.

26. Selvini M. (ed.) The work of Mara Selvini Palazzoli. Northvale, N.J: Jason Aronson, Inc., 1988.

27. Toman W. Family constellation: Its effects on personality and social behavior. N.Y.: Soringer, 1976.

28. Watzlawick P., Beavin J. H., Jackson D. Pragmatics of human communication. L.: Faber, 1968.

29. Watzlawick. P., Weakland J., Fisch R. Change: Principles of problem formation and problem resolution. N.Y.: Norton, 1974.

 

Поступила в редакцию 7.VIII 1990 г.

 

Автор отдает себе отчет в том, что ввиду больших различий между системами подготовки специалистов в области охраны психического здоровья в США и СССР некоторые детали данной статьи могли остаться непроясненными для советских читателей. Она с удовольствием ответит на любые вопросы, которые просит направлять по адресу: Katarine G. Baker, 3610, Idaho Avenue, N. W., Washington, D. C. 20016, USA либо в редакцию журнала «Вопросы психологии».