162
КОРОТКО О КНИГАХ
ЛЕЧЕНИЕ АЛКОГОЛИЗМА В СТАЦИОНАРЕ
СПОНТАННОЕ ЧЕРЕДУЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ И МЫШЛЕНИЕ
Crawford
M., Gentry M. (eds.) Gender and thought: Psychological
perspectives. N.Y., etc.: Springer-Verlag, 1989. XVI+201 p.
В основу рецензируемой книги положен материал
одноименной конференции, состоявшейся в США в апреле 1987 г. Редакторы книги
задались целью сохранить живой разговорный язык дискуссий, поэтому она читается
163
довольно
легко.
Основная задача книги, как отмечают ее редакторы
Мэри Кроуфорд и Маргарет Джентри,— показать, как социально предписываемые роли
мужчины и женщины приводят к половым различиям в когнитивной сфере и в
способностях. В данном случае биологический пол человека задает рамки
рассмотрения таких проявлений когнитивной сферы, как математические представления,
язык, образ Я, различные социальные категории, способы усвоения и
продуцирования новых знаний. Авторский коллектив, состоящий в основном из
американских исследовательниц, предпринял попытку навести мосты между
представлениями о различии между полами и представлениями о равноправии полов.
Для этого была осуществлена реинтрепретация теории половых различий.
Монография состоит из предисловия, введения и восьми
глав. Во введении М. Джентри обозначает основной парадокс проблемы пола в
современном обществе: хотя равноправие полов основано на общей идее о том, что
все люди равны (а это значит, что в процессе исторического развития представление
о равенстве полов стало выражаться в требованиях равенства квалификаций,
предоставления одинаковых возможностей и единой оплаты труда и пр.), идеология
пола, напротив, основана на том, что мужчины и женщины имеют кардинальные
различия.
В первой главе Р. Унгер обсуждает различные
эпистемологические рамки рассмотрения проблемы пола, в частности две
альтернативные парадигмы исследования этой проблемы: первая из них стоит в том,
что реальность формирует индивида, а вторая — что индивид создает мир. Многие
прежние психологические исследования исходили из того, что существует «реальность»,
биологическая или социальная, которая определяет особенности когнитивной сферы
и поведения личности. А это предполагает, что такая реальность может быть
выявлена и что существуют общие законы, с помощью которых можно предсказывать
поведение. Имплицитно все теории, основанные на таком логико-позитивистском подходе,
содержат две главные идеи: 1) половая принадлежность — это весьма существенное
врожденное качество, 2) женщины существенно отличаются от мужчины по многим
аспектам мышления и поведения. Напротив, с позиций другого —
социально-конструкционистского — подхода, половая принадлежность скорее сродни
системе ценностей, а не врожденная характеристика человека. Р. Унгер отмечает,
что многие феминистки придерживаются именно этой второй точки зрения, хотя
феминистское движение и не отвергает многих основных идей логического
позитивизма в подходе к проблемам пола.
Несколько работ в книге посвящены исследованиям
ощущения человеком своей половой принадлежности. Наиболее горячие обсуждения
применительно к проблемам пола как в психологической литературе, так и в прессе
касаются половых различий в познавательных способностях, например
математических. Соответствующие различия по тестовым показателям только усилили
мнение мужчин о том, что женщины менее одарены в области математики. Однако
исследования, предпринятые Ж. Экклс с соавторами, показали, что вначале девочки,
как правило, не отличаются от мальчиков по своей ориентации на математические
области знаний и по уверенности в своих математических способностях, и лишь
позднее в этом плане начинают проявляться различия. Ж. Экклс объясняет это с помощью
социально-конструкционистской модели, показывая, что именно под влиянием
социальных взаимодействий девочки с течением времени начинают иначе смотреть на
свои способности.
В статье Ф. Кросби обсуждаются вопросы фактической
дискриминации женщин (при найме на работу, продвижении по службе, в оплате и
т.д.). При этом отмечается, что зачастую сами женщины не осознают, что являются
жертвами неравноправия.
В главе, написанной М. Фаин и С.М. Гордон, читателям
предлагается вообразить, какие изменения могут произойти в области психологии,
если она станет феминистски ориентированной. Такая психология должна прежде
всего верно отражать и включать в себя те специфические проблемы, с которыми
женщины сталкиваются в повседневной жизни.
Книга завершается главой, в которой Н. Дэтан
анализирует предписываемые обществом роли женщины, основываясь на перенесенной
ею операции по поводу рака груди.
Рецензируемая книга представляет интерес для
социологов и социальных психологов, специалистов в области дифференциальной и
когнитивной психологии, а также педагогов и практических психологов.
Е.В. Щедрина
Москва