Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

162

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО — ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПСИХОЛОГИИ. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАНИЦ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА

 

ЛЕЧЕНИЕ АЛКОГОЛИЗМА В СТАЦИОНАРЕ

 

СПОНТАННОЕ ЧЕРЕДУЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

 

 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ И МЫШЛЕНИЕ

 

Crawford M., Gentry M. (eds.) Gender and thought: Psychological perspectives. N.Y., etc.: Springer-Verlag, 1989. XVI+201 p.

 

В основу рецензируемой книги положен материал одноименной конференции, состоявшейся в США в апреле 1987 г. Редакторы книги задались целью сохранить живой разговорный язык дискуссий, поэтому она читается

 

163

 

довольно легко.

Основная задача книги, как отмечают ее редакторы Мэри Кроуфорд и Маргарет Джентри,— показать, как социально предписываемые роли мужчины и женщины приводят к половым различиям в когнитивной сфере и в способностях. В данном случае биологический пол человека задает рамки рассмотрения таких проявлений когнитивной сферы, как математические представления, язык, образ Я, различные социальные категории, способы усвоения и продуцирования новых знаний. Авторский коллектив, состоящий в основном из американских исследовательниц, предпринял попытку навести мосты между представлениями о различии между полами и представлениями о равноправии полов. Для этого была осуществлена реинтрепретация теории половых различий.

Монография состоит из предисловия, введения и восьми глав. Во введении М. Джентри обозначает основной парадокс проблемы пола в современном обществе: хотя равноправие полов основано на общей идее о том, что все люди равны (а это значит, что в процессе исторического развития представление о равенстве полов стало выражаться в требованиях равенства квалификаций, предоставления одинаковых возможностей и единой оплаты труда и пр.), идеология пола, напротив, основана на том, что мужчины и женщины имеют кардинальные различия.

В первой главе Р. Унгер обсуждает различные эпистемологические рамки рассмотрения проблемы пола, в частности две альтернативные парадигмы исследования этой проблемы: первая из них стоит в том, что реальность формирует индивида, а вторая — что индивид создает мир. Многие прежние психологические исследования исходили из того, что существует «реальность», биологическая или социальная, которая определяет особенности когнитивной сферы и поведения личности. А это предполагает, что такая реальность может быть выявлена и что существуют общие законы, с помощью которых можно предсказывать поведение. Имплицитно все теории, основанные на таком логико-позитивистском подходе, содержат две главные идеи: 1) половая принадлежность — это весьма существенное врожденное качество, 2) женщины существенно отличаются от мужчины по многим аспектам мышления и поведения. Напротив, с позиций другого — социально-конструкционистского — подхода, половая принадлежность скорее сродни системе ценностей, а не врожденная характеристика человека. Р. Унгер отмечает, что многие феминистки придерживаются именно этой второй точки зрения, хотя феминистское движение и не отвергает многих основных идей логического позитивизма в подходе к проблемам пола.

Несколько работ в книге посвящены исследованиям ощущения человеком своей половой принадлежности. Наиболее горячие обсуждения применительно к проблемам пола как в психологической литературе, так и в прессе касаются половых различий в познавательных способностях, например математических. Соответствующие различия по тестовым показателям только усилили мнение мужчин о том, что женщины менее одарены в области математики. Однако исследования, предпринятые Ж. Экклс с соавторами, показали, что вначале девочки, как правило, не отличаются от мальчиков по своей ориентации на математические области знаний и по уверенности в своих математических способностях, и лишь позднее в этом плане начинают проявляться различия. Ж. Экклс объясняет это с помощью социально-конструкционистской модели, показывая, что именно под влиянием социальных взаимодействий девочки с течением времени начинают иначе смотреть на свои способности.

В статье Ф. Кросби обсуждаются вопросы фактической дискриминации женщин (при найме на работу, продвижении по службе, в оплате и т.д.). При этом отмечается, что зачастую сами женщины не осознают, что являются жертвами неравноправия.

В главе, написанной М. Фаин и С.М. Гордон, читателям предлагается вообразить, какие изменения могут произойти в области психологии, если она станет феминистски ориентированной. Такая психология должна прежде всего верно отражать и включать в себя те специфические проблемы, с которыми женщины сталкиваются в повседневной жизни.

Книга завершается главой, в которой Н. Дэтан анализирует предписываемые обществом роли женщины, основываясь на перенесенной ею операции по поводу рака груди.

Рецензируемая книга представляет интерес для социологов и социальных психологов, специалистов в области дифференциальной и когнитивной психологии, а также педагогов и практических психологов.

 

Е.В. Щедрина

Москва