Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

72

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Л.А. ЯСЮКОВА

 

Психология способностей является такой отраслью психологической науки, которая в настоящее время испытывает, наверное, наибольшее давление со стороны практики, так как для оптимизации процессов обучения, профессионального отбора, расстановки кадров во всех отраслях народного хозяйства необходимы знания о возможностях каждого человека. В какой степени современные достижения науки позволяют решать практические задачи диагностики способностей, а также определения условий их развития и наиболее полной реализации?

В Психологическом словаре дается следующее определение способностей: «Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием выполнения той или иной продуктивной деятельности... Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления» [5; 339]. На основании этого определения мы не можем до выполнения индивидом какой-либо деятельности «теоретически рассчитать» и предсказать способность, так как отсутствуют категории, опосредующие переход от предельно общего понятия «индивидуально-психологические особенности» к его конкретным частным выражениям. Но это определение дает возможность по результатам деятельности индивида эмпирически обнаружить наличие способности или констатировать ее отсутствие. Следовательно, определение не раскрывает внутренней природы способностей, на что указывал еще В.Н. Мясищев1, но дает ключ к их эмпирическому изучению. Всегда можно по результатам деятельности отобрать наиболее эффективных индивидов и подвергнуть детальному обследованию их индивидуально-психологические особенности.

Таким образом и происходит изучение способностей к конкретным видам деятельности на протяжении последних 50 лет. В результате составлены детальные качественные описания математических (В.А. Крутецкий), педагогических (Н.В. Кузьмина), музыкальных (Б.М. Теплов) и ряда других способностей, при том что теоретико-методологические основы (т.е. методология проведения исследований, понятийный аппарат, определение основной категории) не претерпели за это время сколько-нибудь существенных изменений. Подобная устойчивость может быть показателем того, что в теоретической разработке психологии способностей сделано либо уже практически

 

73

 

все возможное, либо — еще очень мало, почти ничего. И та, и другая позиция имеет своих сторонников.

Так, А.А. Бодалев утверждает, что уже «сделан качественно важный шаг в понимании всех главных аспектов проблемы способностей» [3; 119]. Т.И. Артемьева, отмечая несомненные достижения науки, тем не менее указывает на неразработанность проблемы перехода способностей из потенциального состояния в актуальное [2], что в переводе на более традиционную терминологию означает неразработанность проблемы формирования, развития и реализации способностей. Еще менее оптимистично выглядит оценка В.Э. Чудновского, когда он пишет: «В советской психологии накоплен определенный позитивный опыт... Вместе с тем пока что не решены фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности способностей, их детерминации, процесса и условий формирования» [7; 78].

Дело в том, что подход к изучению способностей посредством выявления и описания конкретных индивидуально-психологических особенностей личности, обеспечивающих успешность той или иной деятельности (который, безусловно, много дал и дает практике), одновременно предопределил ограниченность теоретических обобщений: акцентированность на самих выделяемых личностных свойствах. Теоретические возможности подобного описательного подхода были полностью исчерпаны разработкой обобщенных характеристик способности (А.Н. Леонтьев: целостность, устойчивость, свернутость связей и вариативность строения) и нескольких вариантов категоризации составляющих ее личностных свойств в соответствии с их значимостью (А.Г. Ковалев: ведущие, опорные и фоновые качества), ролью (С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков: операциональные и функциональные компоненты), степенью обобщенности (В.Э. Чудновский: иерархический комплекс).

Однако в работах ведущих психологов 50—60-х гг. можно обнаружить ряд идей и принципиальных методических указаний, которые пока не нашли адекватного теоретического воплощения. Обращает на себя внимание настойчивость, с которой подчеркивалось понимание способности как некой целостности. А.Г. Ковалев говорил об ансамбле свойств, В.Н. Мясищев — о синтезе, Б.М. Теплов — о комплексе, А.Н. Леонтьев — о функциональном органе, указывая на принципиальную несводимость способности к перечню качеств, из которых она слагается. Изучение целостности предполагает использование структурного подхода, при котором производится анализ не только ее элементов, но и взаимосвязей между ними, благодаря которым эта целостность (или структура) только и возникает. Целостность значит связанность. Более того, возможность кардинального преобразования типа и свойств структуры при константности набора составляющих ее элементов только за счет изменения их взаимосвязей указывает на исключительную важность изучения этих взаимосвязей. Следовательно, структурное представление способности и анализ принципов взаимосвязи составляющих ее свойств могут послужить продвижению в понимании ее психологической сущности.

В работах Б.Г. Ананьева и его сотрудников продемонстрированы достаточно широкие возможности корреляционного анализа как метода, позволяющего наглядно представить взаимосвязь отдельных свойств в какой-либо психологической структуре ([1], [4] и др.). Изучая внутреннюю организацию интеллекта, характерную для каждого возрастного этапа, Б.Г. Ананьев использовал метод корреляционных плеяд для изображения межфункциональных связей в его структуре. Полученные констелляции интеллектуальных функций, операций и процессов он определил как структуру познавательных способностей человека [1; 4], что, строго говоря, не является вполне точным, поскольку проводился корреляционный анализ всей выборки целиком и критерий эффективности деятельности не использовался в качестве разделительного. Проведение «сплошного» корреляционного анализа основывается на гипотезе о том, что существуют только

 

74

 

количественные различия в выраженности интеллектуальных функций у способных и неспособных индивидов и не учитывается возможность качественных различий в способах их связи (т.е. нетождественности структур, отражающих наличие или отсутствие способности). Однако отбрасывать такую возможность нельзя. В связи с этим корреляционный анализ должен проводиться раздельно на двух контрастных по критерию эффективности деятельности выборках, что позволит описать и сравнить изображенные корреляционными плеядами структуру способности (по группе успешных индивидов) и структуру, где способность отсутствует или не может сформироваться (по группе неуспешных индивидов).

Можно высказать некоторые предварительные гипотезы относительно возможных взаимосвязей свойств в структуре способности.

1. Ускоренное фронтальное развитие профессионально необходимых умений и навыков, которое обеспечивает успешное овладение соответствующей деятельностью, возможно только при условии синергичных отношений между свойствами, лежащими в их основе. Еще В.Н. Мясищев говорил, что «способность — синтез взаимоусиливающих друг друга свойств личности» [6; 8]. Подобные взаимоотношения между свойствами личности, а также между ними и формирующимися навыками могут быть отражены как положительные корреляционные связи. Напротив, в структуре личности менее эффективного работника должны содержаться антагонистические отношения между свойствами, необходимыми для овладения деятельностью (либо прямо между формирующимися навыками). При наличии антагонистических взаимоотношений развитие одних свойств ведет к подавлению других, что и ставит предел профессиональным достижениям. Такие отношения могут проявиться как отрицательные корреляционные взаимосвязи между свойствами личности, которые в равной степени необходимы при овладении профессией.

2. Наиболее полным, фронтальным развитие может быть лишь в том случае, когда максимально необходимое для успешного профессионального становления число личностных характеристик положительно взаимосвязано между собой, т.е. способно взаимоусиливать друг друга в процессе развития. О наличии такой тенденции косвенно свидетельствуют, например, данные исследования Л.Н. Грановской [4], в котором общее возрастное развитие интеллекта характеризуется нарастанием межфункциональных корреляционных связей. Следовательно, наличие способности будет характеризоваться значительным количеством элементов, интегрированных в единый личностный комплекс, а об ее отсутствии можно заключить, когда регистрируются корреляционные взаимосвязи только между отдельными свойствами.

3. Поскольку в специализированной профессиональной деятельности отнюдь не все свойства личности одинаково необходимы на всех ее этапах, постольку даже у наиболее успешных работников формирование способности может сопровождаться не только развитием одних свойств, но и подавлением других. Следовательно, в структуре способности могут встречаться и отдельные отрицательно коррелирующие личностные характеристики. Однако поскольку подавляемые качества не оказывают отрицательного влияния на развитие способности и эффективность деятельности, постольку наиболее вероятны размещение их на периферии основного интегрированного комплекса и несвязанность их между собой. Напротив, наличие целостного комплекса свойств, отрицательно коррелирующего с комплексом профессионально необходимых качеств, является препятствием профессионального становления личности и воспринимается как отсутствие способности к данному виду деятельности (а может быть, и свидетельствует об этом).

4. Отличительной чертой, на основании которой можно выделить в структуре личности подструктуру способности, должна быть положительная корреляционная связь ее характеристик с объективными показателями эффективности

 

75

 

деятельности и авторитетностью работника, так как логично предположить рост профессиональной успешности и авторитета в зависимости от уровня выраженности способности.

Для проверки выдвинутых гипотез было проведено эмпирическое исследование, посвященное изучению способностей к управленческой и инженерно-конструкторской деятельностям [8]. В исследовании участвовали руководители среднего звена управления: начальники цехов (20 чел.), заместители начальников цехов (60 чел.), начальники отделов (17 чел.), начальники лабораторий (51 чел.), а также ведущие инженеры-разработчики и научные сотрудники (68 чел.) трех приборостроительных НПО Ленинграда. 20 руководителей, прошедших с различной степенью успешности путь от представителей резерва до высшего и среднего управленческого звена, участвовали в лонгитюдном исследовании, замеры которого производились в 1978, 1982, 1986 гг. [8]. Для изучения личностных особенностей работников были использованы 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма А), методика Ф. Фидлера, направленная на изучение особенностей социальных установок и социальной перцепции, фрустрационный тест С. Розенцвейга, комплексный интеллектуальный тест КМ-25 В.А. Самойловой, а также методики экспертной оценки знаний, навыков и качеств личности, необходимых руководителю и конструктору-разработчику. Анализ индивидуально-психологических особенностей представителей каждой должностной позиции проводился отдельно по группам успешных и неуспешных работников. При делении на контрастные группы использовались мнения экспертов2 о профессиональной успешности и авторитете каждого работника, а также объективные показатели выполнения плана, ритмичности работы, состояния трудовой и технологической дисциплины, поощрений и порицаний, а для работников научных подразделений учитывались также количество изобретений, научных докладов, публикаций и группа сложности выполняемых НИОКР.

На основе анализа среднегрупповых значений можно заключить об определенной близости личностных профилей успешных и неуспешных работников в рамках каждой должностной позиции, что согласуется с гипотезой о существовании профессионального типа личности, выдвинутой еще в начале века Э. Шпрангером. Достоверные различия (использовался критерий Стьюдента) между успешными и неуспешными работниками намечаются в основном не по глубинным свойствам, а по характеристикам, в значительной степени обусловленным социальным опытом и обучением (A, G, Q1, Q2, Q3, Q4, NP, МРС, LPC, Р, индекс базовых инженерно-технических знаний), причем наибольшей значимости они достигают, как и следовало ожидать, в сфере собственно профессиональных умений и навыков, регистрируемых методикой экспертной оценки. Однако причины этого отнюдь не являются очевидными.

Если успехи конструкторов-разработчиков можно объяснить более высокоразвитым техническим интеллектом творческого типа (по данным методики КМ-25), то неуспешные руководители не только не уступают, но по ряду показателей общего и технического интеллекта превосходят своих более успешных коллег. Парадоксальность ситуации состоит в том, что даже по истечении 5—10 лет работы они не поднимаются выше уровня посредственных руководителей, хотя можно было бы надеяться на быстрое профессиональное совершенствование, учитывая их высокоразвитый интеллект.

Обращение к сравнительному анализу взаимосвязи свойств в личностных структурах успешных и неуспешных работников позволяет вскрыть глубинные различия, определяющие возможность или невозможность освоения профессии, а также описать структурные составляющие профессиональной способности. Для примера можно рассмотреть корреляционные плеяды, отражающие

 

76

 

взаимосвязи свойств в личностных структурах успешных и неуспешных начальников цехов (рис. 1 и 2). По количеству и тесноте взаимосвязанных  характеристик  личность успешного начальника цеха представляет из себя более обширный и интегрированный комплекс, нежели личность его неуспешного коллеги. Кроме того, в структуре личности успешного начальника цеха достаточно четко выделяется комплекс качеств, который может быть проинтерпретирован как способность к работе в данной должности, поскольку он включает в себя основные управленческие навыки и авторитетность (рис. 1, плеяда I).

 

 

Рис. 1. Взаимосвязь свойств в структуре личности успешного начальника цеха.

 

В качестве ядерных, интегрирующих характеристик выступают практический интеллект (Iс, N—Р) и активная направленность на партнера по взаимодействию (ER).

Развитие практического интеллекта руководителей, выявленное лонгитюдным исследованием, способствует росту их независимости и самостоятельности

 

77

 

(Q2, Еc), уверенности в себе, своих коллегах и подчиненных (СО, МРС), дипломатичности и активности во взаимодействии с людьми (ЕR, N), сопровождается снижением эмоциональной реактивности на препятствия и неудачи (О—Д), т.е. раскрепощает личность, в результате чего, согласно положительным корреляционным связям данных свойств с формирующимися профессиональными умениями и навыками, происходит ускоренное и эффективное освоение управленческих функций. Отдельные отрицательные характеристики (снижение самоконтроля, рост амбиций и потребности в субъективации фрустратора, т.е. в поиске конкретного виновника — Q3, L, МR) располагаются на периферии данного комплекса и не образуют самостоятельной группы, ему противостоящей, т.е. не нарушают единство и целостность способности, не препятствуют взаимоусилению и развитию входящих в нее свойств.

Однако следует отметить, что способность к управленческой деятельности существует именно в качестве специальной способности, так как полной интегрированности личности не наблюдается. На рис. 1 плеядой II представлен личностный комплекс с ценностно-мотивационным ядром (Q1, Q4), который не связан с какими-либо приобретаемыми в опыте работы или процессе обучения профессиональными навыками, но характеризующий общий потенциал развития личности руководителя. Большим потенциалом развития, поведенчески проявляющимся в стремлении к напряженной и активной новаторской деятельности, обладают те из успешных руководителей, которые менее общительны, более тревожны и впечатлительны, труднее адаптируются, характеризуются развитым чувством вины и личной ответственности.

Характер взаимосвязи свойств в структуре личности неуспешного руководителя цеха, представленный тремя самостоятельными корреляционными плеядами на рис. 2, свидетельствует о ее меньшей интегрированности по сравнению с личностью успешного руководителя. Поскольку в состав плеяды III входит показатель авторитета руководителя, ее можно попытаться рассмотреть в качестве личностного комплекса, который выполняет функцию способности, но не является ею, так как не приводит к успешности деятельности. Уровень авторитетности неуспешных руководителей цехов зависит от их умения воздействовать на коллектив и отдельных его членов, которое формируется на базе характеристик, типичных для коммуникативного лидера (социальная смелость и активная направленность на партнера, относительная нечувствительность к критике и некоторая неадекватная легкость по отношению к фрустраторам, общая эмоциональная стабильность и «групповая типичность» поведения — С, Н, ЕR, МR, GCP). Причем авторитетность такого руководителя повышается при снижении требовательности к подчиненным и снижается в случае более деловой его направленности. В связи с этим приходится признать, что высокоразвитый комплекс свойств и навыков коммуникативного лидера, поскольку он лежит в основе деятельности именно неуспешных руководителей, не вполне адекватен и недостаточен для освоения управленческих функций. Возможность развития основных управленческих навыков у посредственных руководителей связана с ослаблением лидерских качеств и стремления к доминированию, с наличием комплекса исполнительских свойств, в котором высокая контактность, общительность сочетается с уступчивостью, стремлением играть вторые роли и иметь покровителя (рис. 2, плеяда II).

Поскольку у неуспешных начальников цехов не сложились адекватные требованиям деятельности специальные способности, то следует рассмотреть, какие возможности для профессионального развития предоставляют базовые свойства личности, которые связаны с особенностями эго-ядра. Из взаимосвязи свойств в плеяде I рис. 2 следует, что высокая личностная активность и самоотдача выступают как попытки компенсировать весьма ограниченные деловые возможности руководителя и оказываются направленными не на развитие

 

78

 

Рис. 2. Взаимосвязь свойств в структуре личности неуспешного начальника цеха.

 

профессионально важных личностных качеств, а на поиск эгозащиты в ближайшем окружении через идентификацию с ним, формируя конформно-исполнительское поведение. Однако и в случае развития деловых качеств возможности руководителя в освоении управленческих функций также не реализуются, так как при этом падает трудовая активность и растет эгопотребностная направленность. Можно сказать, что формирование антагонизма между потребностями и возможностями личности является глубинной причиной, приводящей к резкому ограничению общего потенциала профессионального развития неуспешных руководителей цехов.

Если рассмотреть влияние собственно структурной организации свойств на проявление способностей, то можно сказать следующее. Существование явно выраженного ядра и периферии свидетельствует о том, что роль отдельных

 

79

 

личностных свойств в освоении профессиональной деятельности будет неодинакова. Максимально возможное влияние будут оказывать характеристики, имеющие наибольшее число взаимосвязей с другими свойствами, т.е. занимающие центральное положение в структуре способности, а отнюдь не те, которые имеют наибольшую степень выраженности3. Например, у успешных руководителей цехов наиболее явно из всех личностных свойств выражено стремление к самоконтролю (Qз), которое тем не менее оказывает тормозящее влияние на развитие способности к управленческой деятельности (что зарегистрировано отрицательной корреляционной связью, рис. 1, плеяда I). Причем оно становится тем сильнее, чем выше самоконтроль, который тем самым трансформируется в сковывающую активность руководителя заботу о собственной репутации. Однако все же его отрицательное влияние на деятельность успешного руководителя невелико в силу периферического положения Qз в структуре способности (рис. 1, плеяда I)4. Рассмотрим еще пример. В результате тренинга делового общения, а также с ростом управленческого стажа (согласно данным лонгитюдного исследования) у всех руководителей развиваются навыки рационального выхода из сложных, конфликтных ситуаций, о чем свидетельствует рост индекса N—Р [8]. В результате успешные руководители еще более оптимизируют свою работу, однако деятельность их неуспешных коллег не становится более эффективной. Причину неоднозначного результата можно обнаружить из сравнительного анализа корреляционных структур на рис. 1 плеяда I и рис. 2 плеяда II. Если у успешных руководителей рост индекса N—Р связан с развитием практического интеллекта в целом, что влечет за собой, согласно корреляционным связям с умениями и навыками, общее профессиональное совершенствование, то у их неуспешных коллег аналогичная динамика индекса N—Р приведет только к усилению независимости, энергичности, эгоцентризма, а также снижению самоконтроля и нормативности поведения.

Эти данные, с одной стороны, объясняют отсутствие положительного эффекта даже после успешного обучения руководителей, а с другой — указывают на необходимость поиска в каждом конкретном случае оптимальной стратегии обучения, при которой развивающему воздействию следует подвергать центральные характеристики структуры способности либо те свойства личности, которые хоть в какой-то степени позволяют компенсировать ее отсутствие.

Анализ корреляционных плеяд, отражающих взаимосвязи свойств в личностных структурах представителей других изучавшихся групп, показал, что во всех случаях наличие способности регистрируется как целостный интегрированный комплекс синергично взаимосвязанных личностных свойств, причем ядром способности являются специфичные характеристики интеллекта и личностной активности. У руководителей — это практический интеллект и активная направленность на партнера по взаимодействию, причем, если у руководителей производственных подразделений способность к управленческой деятельности оказалась не связанной с характеристиками общего и технического интеллекта, то у руководителей научных подразделений развитие способности происходит за счет подавления технического интеллекта (исключая понятийный компонент), что регистрируется как отрицательные корреляционные взаимосвязи его характеристик с практическим интеллектом, управленческими навыками, стажем и авторитетом. Преобразование взаимосвязей в структуре интеллекта руководителей отделов связано со сменой их деятельности: конструкторской на

 

80

 

управленческую. Их деятельность в качестве начальников отделов уже не связана с выполнением конкретных расчетных и чертежных работ, проведением экспериментов и испытаний и т.п. Они осуществляют общее руководство разработками, организуют и координируют деятельность исполнителей, налаживают внешние научные и хозяйственные связи.

Ядро способности к конструкторской деятельности представляет из себя более обширный комплекс, включающий три относительно автономных интеллектуальных комплекса, которые опосредствованно через блок активности положительно взаимосвязаны между собой, это: общетехнический интеллект, творческий конструкторский интеллект и  интуитивно-образные компоненты мышления. Ядро личностной активности можно представить как максимально свободное от официальных норм, оппозиционное по отношению к авторитетам, естественное и импульсивное поведение самореализующейся личности, которая тем не менее в критических ситуациях берет всю ответственность на себя. Напротив, в структуре личности посредственного научного работника вместо блока активности — пассивно-скептическая позиция. Они имеют конструкторский интеллект формально-критического типа, не обеспеченный необходимым уровнем базовых инженерно-технических знаний и располагающийся на периферии личностного комплекса. Творческим является общий вербальный интеллект, а интуитивно-образные и высшие аналитико-синтетические компоненты мышления «обслуживают» социальное, а не профессиональное поведение.

Из представленного краткого анализа видно, что ядерные характеристики изучавшихся способностей можно определить как форму личностной активности, выражающую наиболее адекватный способ взаимодействия индивида с профессиональной средой, тесно взаимосвязанную с интеллектуальным комплексом, наиболее точно соответствующим типу решаемых в данной профессии задач. Причем имеет существенное значение и общая картина взаимосвязей свойств в структуре личности. При тесных и положительных взаимосвязях большинства личностных свойств возможен процесс их взаимоусиливания, что благоприятствует совершенствованию необходимых навыков и успешному профессиональному становлению и, следовательно, воспринимается как наличие способностей. Напротив, если складываются антагонистичные взаимосвязи между свойствами, то развитие одних сторон личности приводит к подавлению других, что в целом искажает и тормозит профессиональное становление, делает невозможным достижение высокого уровня эффективности в деятельности и свидетельствует об отсутствии способности к ней.

В целом исследование показало перспективность использования при изучении профессиональных способностей сравнительного структурного анализа, который позволяет глубже понять психологическую сущность способности, механизмы ее функционирования или причины ее отсутствия, объяснить казавшиеся противоречивыми эмпирические данные и наметить методы совершенствования профподготовки и профотбора.

Оно также свидетельствует о неперспективности широко используемого при исследовании способностей математически более совершенного, чем корреляционный, факторного анализа, так как его применение приводит к потере информации об особенностях изучаемой структуры. Выделяемые с его помощью комплексы свойств, или факторы, оказываются не более как теми же перечнями качеств, поскольку связь между свойствами в факторе регистрируется только суммарно (факторными весами), но не представлена структурно. Потеря информации о том, какие характеристики в факторе занимают центральное положение, т.е. играют главную роль, а какие — периферическое и мало влияют на его смысл, оставляет единственную возможность его содержательной интерпретации — простое обобщение качеств, входящих в фактор, что вполне обоснованно оценивается многими исследователями как

 

81

 

формализм и произвольность. Также теряется информация о характере связей (синергичности—антагонистичности) между самими факторами, в результате чего могут существенно искажаться общая интерпретация личностной структуры и прогноз ее развития. Нередко и конкретное наполнение факторов зависит от типа используемой техники факторного анализа.

Следовательно, практикуемые в настоящее время в профотборе непосредственные измерения различных профессионально важных свойств личности и интеллекта и выделяемые с помощью факторного анализа латентные характеристики, на которых эти свойства базируются, не могут дать адекватных представлений о профессиональных возможностях работника, так как наличие или отсутствие способности к тому или иному виду деятельности во многом определяется характером взаимосвязей самих этих свойств. Можно сказать, что именно тип образуемых внутриличностных микроструктур детерминирует профессиональное поведение человека и характеризует его возможности.

 

1. Ананьев Б.Г. Проблемы комплексного изучения интеллекта и личности // Человек и общество. Вып. XIII. Л., 1973.

2. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 3.

3. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопр. психол. 1984. 1. С. 119124.

4. Грановская Л.Н. Некоторые примеры анализа возрастных преобразований межфункциональных структур интеллекта // Человек и общество. Вып. XIII. Л., 1973.

5. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

6. Мясищев В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей / Тов. ред. В.Н. Мясищев. М., 1962.

7. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопр. психол. 1986. № 3. С. 7889.

8. Ясюкова Л.А. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя: Автореф. канд. дис. Л., 1988.

 

Поступила в редакцию 4.IV 1989.



1 «Мы лишь опосредованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми» [6; 5].

2 Экспертами выступали представители администрации, вышестоящие руководители и коллеги (не менее девяти человек).

3 Однако в практике профотбора нередко без специального обоснования в качестве критериев используются именно те характеристики, которые наиболее ярко выражены у успешных представителей соответствующей профессии.

4 Напротив, на характер развития личности посредственного руководителя уровень самоконтроля может оказывать решающее значение (см. рис. 2, плеяда I).