185
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
О психологической интенции
Педагогу при проведении
занятия целесообразно предусмотреть момент, когда появление новых терминов,
режущих слух своей непонятностью и кажущейся претенциозностью, или сообщение новых
сведений, резко расходящихся с имеющимися у обучаемых знаниями, способны «взбунтовать»
консервативные начала в сознании слушателей и тем самым вызвать у них
негативное отношение к восприятию этой информации. Чтобы предотвратить или
смягчить такую реакцию аудитории, преподавателю следует непосредственно перед
изложением подобной информации подчеркнуть, как бы усиливая, а на самом деле
нейтрализуя ее шокирующую необычность словами, обращенными к слушателям:
«Сейчас я скажу такое, что вам очень сильно не понравится. Приготовьтесь!»,
или: «То, что я сейчас скажу, наверняка будет встречено вами в штыки. Но я все
равно сделаю это», или: «Вы не поверите в то, что я сейчас произнесу, но я хочу
понаблюдать за вашей реакцией» и т. п. По аналогии с психотерапией такой прием
правомерно назвать парадоксальной интенцией. (Метод с таким названием, впервые
в лечении неврозов успешно примененный австрийским врачом В. Франклом,
заключается в сознательном вызывании того самого симптома, от которого человек
хочет избавиться. Использование его в учебной практике способствует, как
правило, лучшему пониманию и более прочному запоминанию материала.
И. М. Коган,
доцент
Ленинград
За
действенную психологическую концепцию гуманизма
Актуальность создания советской Ассоциации
гуманистической психологии определяется соответствием данной инициативы всей
демократической и гуманистической направленности перестроечного процесса в
нашей стране. Речь идет о возрождении гуманистических идей и традиций в нашем
обществе в конкретный исторический период и при известных сложностях переходного
этапа развития, и это обстоятельство, думается, должно быть отражено в
обсуждаемом Положении.
Для отечественной психологии переходный этап
характеризуется тем, что зачастую немаловажные психологические идеи и
рекомендации простаивают, не имея отработанных механизмов скорейшего их
включения в жизнь. В то же время становится все более очевидным, что перестройка
нуждается в научной психологии так же, как психология — в перестройке. Проводимые
широкомасштабные преобразования в стране сегодня очень нуждаются в серьезном
психологическом обеспечении. Мне думается, что процесс скорейшего внедрения
такого обеспечения зависит сегодня главным образом от общественной активности и
поддержки.
Можно также утверждать, что прогрессивные
нововведения окажутся тем успешнее, чем в большей мере они будут подкреплены
научным обоснованием роли и места человека как субъекта труда и ответственной
политики.
В проекте Положения1
справедливо указывается на «ситуацию приближающейся антропологической
катастрофы», но очевидно, что только констатацией проблемы и исследовательскими
направлениями здесь не обойтись. Необходим широкий спектр противокризисных и
профилактических мер, опирающихся на всесторонний системный подход к вопросам
социальной диагностики и прогностики.
Сейчас нередко на многих уровнях признается, что
наше общество больно и нуждается в излечении. При этом выдвигаются различные
рецепты оздоровления: от экономических до медицинских, но в меньшей мере —
психологические, возможности которых просто широко не осознаны. Поэтому
целесообразно в задачи Ассоциации гуманистической психологии внести разработку
исследований и практических мер по укреплению психологического здоровья людей,
понимая под этим и достижение индивидуальной гармоничности человека, и
совершенствование (гуманизацию) человеческих отношений, и противодействие
индивидуализму, и милосердие, и широкое психологическое просвещение, и многое
другое, без чего немыслим реальный действенный гуманизм.
Н. А. Шатайло,
психолог,
Днепропетровск