Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е. Н. СОКОЛОВА

 

 

Евгению Николаевичу Соколову — ученому с мировым именем, действительному члену Академии педагогических наук СССР, доктору биологических наук, профессору, заведующему кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова 23 сентября 1990 г. исполняется 70 лет.

Научная деятельность Е. Н. Соколова началась во время обучения в аспирантуре Института философии АН СССР, где он, вчерашний фронтовик, в секции психологии, руководимой С.Л. Рубинштейном, сделал исследование, посвященное проблемам восприятия. Уже в этой работе развивались учение И.П. Павлова об анализаторах и его представления об ориентировочном рефлексе, которые послужили Е.Н. Соколову основой для создания детекторной концепции восприятия и так широко известной сейчас концепции нервной модели стимула и ориентировочного рефлекса.

В 1954 г. Е.Н. Соколов вместе с известными советскими учеными — Б.М. Тепловым, А.В. Запорожцем, Г.С. Костюком,

 

181

 

А.Н. Леонтьевым и Э.А. Асратяном — впервые принял участие в ХIV Международном конгрессе по психологии. Его доклад «Высшая нервная деятельность и проблемы восприятия» содержал основные направления изучения ориентировочного рефлекса, которые Евгений Николаевич развивал в последующие годы и которые нашли отражение в его монографии «Восприятие и условный рефлекс» (1958), изданной, помимо нашей страны, в США, Великобритании, Японии и Мексике.

Наибольший вклад в формирование представлений Е.Н. Соколова о детекторной структуре анализаторов внесли его исследования механизмов цветового зрения.

Евгением Николаевичем и его последователями была построена совершенно оригинальная сферическая модель цветового зрения, объединяющая данные психофизики и нейронных механизмов. Она описана в монографиях «Цветовое зрение» (1984) и «Психофизиология цветового зрения» (1989).

Новаторскими были и те исследования, которые относились к механизмам памяти. Здесь тщательному анализу были подвергнуты следовые эффекты, наличие которых свидетельствует о сохранении информации, относящейся к характеристикам сигнала. Память была проанализирована на модели угашения ориентировочного рефлекса — «негативного научения» — на макроуровне и на микроуровне — в экспериментах по изучению следовых эффектов в различных нервных элементах. В результате концепция Е.Н. Соколова о нервной модели стимула получила всестороннее обоснование. Обобщенное содержание этого направления исследований содержится в монографии «Механизмы памяти» (1969). В дальнейшем эти исследования вошли в более широкий контекст раскрытия нейрофизиологических и молекулярных механизмов обучения. Результаты представлены в работе «Нейронные механизмы памяти и обучения» (1981) и др.

Многочисленные исследования, проведенные на нейронном уровне Е. Н. Соколовым и его сотрудниками (описание функций различных детекторов, структуры концептуальной рефлекторной дуги, особенностей синаптической передачи и шире — нейронной организации различных рефлексов), привели к новой трактовке и конкретизации павловского принципа взаимодействия двух сигнальных систем. Особенно тщательно он был изучен в связях «непосредственный раздражитель — словесная реакция» на модели функционирования цветового анализатора и называния цвета. Прослежены отношения между различными детекторами и механизмами генерации речевых стимулов. Особую роль в речевых реакциях играет функционирование командных нейронов. Показано, что когда слово становится сигналом непосредственного раздражителя, генерализация на другие слова осуществляется не по принципу сенсорной (акустической) близости, а в соответствии со смысловым содержанием слов. Образуется система смысловых связей (семантическое поле), которая отличает функции непосредственных раздражителей. Эти данные опубликованы Е.Н. Соколовым в учебно-методическом пособии для студентов, обучающихся на факультетах психологии университетов («Физиология высшей нервной деятельности. Ч. II. Взаимодействия первой и второй сигнальных систем». 1981).

Наряду с этим пособием Е.Н. Соколов написал для студентов также следующие книги: «Психофизиология» (1979), «Теоретическая психофизиология» (1986), «Психофизиология: нейрон. Компьютеризованный курс» (1988), «Физиология высшей нервной деятельности. Ч. I» (1974). Насыщенность информацией, глубина содержания делают эти книги важными не только для студентов.

Е.Н. Соколовым обосновано совершенно новое понимание предмета психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний, а также предложена соответствующая стратегия изучения психических явлений: человек — нейрон — модель. Психофизиологическое исследование начинается с изучения психического явления у человека на макроуровне, затем осуществляется с помощью раскрытия нейронных механизмов тех или иных процессов в опытах на животных и завершается построением адекватной модели, ассимилирующей как особенности изучаемого психического процесса, так и характеристики нейронов.

Результаты оригинальной исследовательской теоретической деятельности Е.Н. Соколова передаются студентам в тех лекциях и курсах, которые Евгений Николаевич постоянно читает в Московском государственном университете: физиология высшей нервной деятельности, физиология анализаторов, психофизиология, нейроинтеллект. Под пристальным руководством Е.Н. Соколова сделаны и защищены десятки дипломных, курсовых работ, кандидатских и докторских диссертаций.

Курсы лекций Е.Н. Соколова слушали также студенты и преподаватели Кембриджского и Оксфордского, Софийского и Будапештского, Стенфордского и Калифорнийского университетов, Массачусетского технологического

 

182

 

института. В 1975 г. Е.H. Соколов был избран иностранным членом Национальной академии наук США и r 1976 г.— членом Американской академии наук искусств, в 1984 г.— иностранным членом Академии наук Финляндии. С 1984 г. он является почетным членом Международной ассоциации психофизиологов.

В системе АПН СССР (действительным членом которой Е.H. Соколов избран в 1985 г.) Евгений Николаевич работает давно и плодотворно: еще в 50-е гг. в лаборатории А.Р. Лурия совместно с сотрудниками Института дефектологии проводились исследования механизмов восприятия и ориентировочной деятельности, а также взаимодействия двух сигнальных систем в норме и патологии. Е.H. Соколов является создателем научно-исследовательской программы «компьютезированное обучение», которая интенсивно разрабатывается на кафедре психофизиологии факультета психологии МГУ, на базе 710-й школы создаются новые компьютерные программы (в частности, по биологии). Своеобразным итогом, относящимся к проблемам обучения, является создание Е.H. Соколовым концепции, позволяющей на основе многомерного анализа объективно оценить структуру знаний (в том числе школьников и студентов) и степень усвоения системы понятий.

Боевые заслуги Е.H. Соколова отмечены орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы». За трудовые достижения Евгений Николаевич награжден Орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Академия наук СССР присудила профессору Соколову Е.H. Золотую медаль им. И.П. Павлова.

Все коллеги, ученики и последователи поздравляют Евгения Николаевича со славным юбилеем и желают ему здоровья и плодотворной деятельности на благо отечественной и мировой науки.