Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (САМОСОЗНАНИЕ, АКТИВНОСТЬ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ)

 

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ

 

Bornstein M. (ed.) Sensitive periods in development: Interdisciplinary perspectives. Hillsdale, New Jersey, London: Lawrence Erlbaum Assoсiates, Publishers, 1987. XVII + 290 p.

 

Проблема сензитивных периодов относится к числу междисциплинарных, поскольку феномен временного повышения чувствительности обнаруживается на разных уровнях организации живых систем от эмбрионального до социального. Основная задача книги заключалась в том, чтобы свести воедино представления о сензитивных периодах, сложившиеся в разных науках (нейробиологии, зоопсихологии, психологии развития и др.) и на основе интеграции этих представлений глубже проникнуть в природу изучаемого феномена.

Книга разделена на три части. Первая часть представляет собой введение в проблему, анализ и общую оценку феномена временного повышения сензитивности независимо от конкретного содержания того или иного сензитивного периода. Редактор книги M. Борнстейн, подчеркивая тот факт, что до сих пор не существует единой для всех уровней анализа теории этого феномена, тем не менее предлагает некоторую схему структурных характеристик и принципов интерпретации феномена временной сензитивности. Он считает целесообразным характеризовать любой сензитивный период 17 параметрами. Из них 12 относятся непосредственно ко времени протекания периода и включают параметры: временные (начало, окончание, длительность), структурные (структуры и функции, подвергающиеся воздействию, пути этих воздействий и механизмы), внутрииндивидуальную вариативность сензитивных периодов и их модифицируемость, а также специфические признаки или особенности внешних воздействий, необходимые для полноценной реализации периода. Пять параметров характеризуют отдаленные или отсроченные последствия реализации сензитивных периодов, а именно: результат как таковой, время и длительность его проявления, степень его обратимости и т. д. Несмотря на некоторую громоздкость и очевидные трудности в ее прямом использовании предложенная M. Борнстейном схема анализа представляет несомненный интерес, так как позволяет абстрагироваться от конкретных особенностей того или иного сензитивного периода и интерпретировать их на языке универсальных закономерностей развития.

Здесь же в главе П. Батесона и Р. Хайнда продолжается обсуждение теоретических аспектов феномена временной сензитивности. Авторы выделяют три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий. Считается, что возрастание сензитивности связано с изменениями, которые могут развиваться как до проявления периода, так и в ходе его протекания. Анализируются две возможные модели, объясняющие временное повышение сензитивности: биологических «часов» и соревновательного исключения, т.е. исключения всех альтернативных возможностей при условии реализации одной из них.

Во второй части сосредоточены главы, посвященные анализу сензитивных периодов в развитии мозга и поведения некоторых животных и птиц. Так, X. Хирш и С. Тьеман детально анализируют сензитивные периоды в развитии зрительной системы кошек. Показано, как в отдельные моменты развития зрительная система обнаруживает чувствительность к специфическим видам опыта, что в свою очередь оказывает влияние на последующую дифференциацию физиологических механизмов поведения. Е. Бласс анализирует влияние опыта социального взаимодействия у крыс в период вскармливания на их поведение в период половозрелости. Г. Хоффман подробно рассматривает процессы импринтинга у утят, являющие собой классический вариант сензитивного периода в развитии поведения. Р. Элмли и С. Фингер обсуждают проблему посттравматического восстановления мозговых функций у животных и человека в зависимости от времени нанесения травмы. Бытует мнение, что чем раньше нанесена мозговая травма, тем больше возможность у развивающегося мозга для компенсации выпадающих функций. Авторы убедительно показывают, что такое представление не имеет реальных оснований. Рассматривая эффекты голодания в младенческом возрасте, они приводят немало опытных и экспериментальных данных, свидетельствующих о необратимых последствиях раннего голодания. В заключительной главе этой части книги Д. Моней

 

169

 

и С. Эннесило анализируют сензитивные периоды в формировании гормонального баланса у человека. На материале клинических данных авторы демонстрируют, как влияют гормональные нарушения в раннем периоде развития на поведение и психику взрослых индивидов.

Наибольший интерес для психологов представляет третья часть книги, в которой рассматриваются проблемы сензитивных периодов в психическом развитии человека. Так, глава К. Тамис-Ле Монда и М. Борнстейна специально посвящена проблеме сензитивных периодов в психическом развитии младенцев. Авторы выделяют три аспекта раннего опыта, значимого для нормального психического развития: материальный, социальный и дидактический. Они убедительно демонстрируют, что эффективность опыта зависит от уровня развития ребенка, что свидетельствует о существовании периодов повышенной чувствительности к некоторым видам внешних воздействий. На большом экспериментальном материале они показывают, к каким отсроченным результатам приводят специфические внешние воздействия в соответствующие периоды развития младенца. Не менее интересна и глава, посвященная анализу концепции сензитивного периода в овладении речью (К. Сноу). Автор критически пересматривает принятые в литературе, начиная с работ Э. Лененберга, представления о связи между возможностями усвоения языков и латерализацией мозговых механизмов речи в онтогенезе. Ею приводится немало данных, свидетельствующих о равных возможностях детей и взрослых в усвоении других языков. В то же время она вводит представление о новом сензитивном периоде в возрасте 8—10 мес первого года жизни и связывает его с развитием способности к различению фонетически контрастных звуковых сочетаний. Не только когнитивное, но и личностное развитие человека в немалой степени связывается с концепцией сензитивных периодов. Этот подход особенно популярен в психоаналитической литературе. В главе Б. Бейт-Хэллеми, посвященной этим вопросам, показано, что и классический фрейдизм, и современные психоаналитические направления считают, что раннее детство представляет собой сензитивный период в развитии личности. Различия в их подходах сводятся к временной локализации этих периодов и некоторым аспектам их реализации.

Подавляющее большинство описанных в настоящее время сензитивных периодов относятся к ранним периодам онтогенеза. Тем больший интерес представляют данные о том, что подобные периоды могут быть обнаружены и в жизни взрослых. Одни из них связываются с рождением ребенка и формированием специфических в первую очередь для матери связей с новорожденным. Однако, как показывают материалы, изложенные Б. Майэрс, представление о существовании сравнительно короткого и ограниченного периода для формирования материнской привязанности не имеют реальных оснований. С ее точки зрения, процессы формирования взаимной привязанности матери и младенца весьма длительны и являются результатом научения.

В заключительной главе (Дж. Скотт) вновь рассматриваются некоторые общие принципы, легшие в основу концепции сензитивных периодов в их приложении к организации индивидов в социальные и культурные группы. Дж. Скотт считает, что сензитивные периоды — это универсальная закономерность в развитии всех живых систем, базирующаяся на возможных изменениях в скорости организационных процессов, конституирующих эти системы. Подчеркивая значение сензитивных периодов в формировании социальных групп, автор отмечает практическую значимость адекватной реализации этих периодов и возможность оказывать влияние на формирующиеся группы.

В заключение следует отметить, что книга в целом чрезвычайно информативна, дает широкую картину приложения концепции сензитивных периодов к различным аспектам развития и, несмотря на некоторую противоречивость, демонстрирует перспективность применения этого подхода к исследованиям психического развития человека.

 

Т. М. Марютина

Москва