83
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
Е. В. ЗАИКА, Н. П. КРЕЙДУН, А. С. ЯЧИНА
Проблема деформации развития
личности в подростковом возрасте и формирования у подростков отклоняющегося поведения
рассматривалась в значительном количестве работ [1—4]. Подробно
проанализированы патопсихологические
предпосылки противоправного поведения (роль отклонений от психической нормы,
акцентуаций характера и др.), изучены социально-психологические
условия нарушений развития личности подростков (роль различных особенностей его
взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками). Однако до настоящего времени
нет ясных представлений о системе психологических
механизмов такой деформации развития личности подростка. В частности,
недостаточно разработаны представления о возможных первичных дефектах в
развитии личности, о степени их влияния на другие личностные качества, о
характере и типах складывающихся
взаимосвязей между различными качествами личности и образующихся при этом
характерологических комплексов. Недостаточная ясность в этих вопросах
существенно затрудняет разработку методов коррекции деформаций личности
подростка и формирования у них нормального поведения.
Нами предпринята попытка
комплексного исследования деформаций личности подростка и возникновения у них
противоправного поведения путем сравнительного анализа следующих трех групп:
обычные подростки, занимающиеся в общеобразовательной школе (30 человек),
подростки, допустившие правонарушения и состоящие на учете в инспекции по делам
несовершеннолетних (30 человек), подростки, отбывающие наказание в
воспитательно-трудовой колонии, за допущенные серьезные правонарушения (55
человек); возраст детей от 13 до 17 лет. Во всех выборках подавляющее
большинство — мальчики. Ставилась задача проследить особенности деформации ряда
существенных для развития личности в этом возрасте психологических характеристик
и проанализировать особенности взаимосвязи между ними с целью разработки
средств преодоления этих деформаций с учетом психологических механизмов их
взаимосвязи и степени их выраженности у подростков различных групп.
Фиксировались следующие
параметры развития личности подростков:
1) отношение к будущему (представление
о своем будущем, наличие и степень четкости жизненных планов, содержание
ведущих ценностных ориентации, притязание на будущее и их обоснованность
настоящим); 2) социальные отношения:
взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками (стиль отношений с родителями,
педагогами, признание со стороны сверстников, степень
84
адаптированности к социальным условиям жизни); 3) черты характера (степень выраженности
отдельных личностных качеств, содержание акцентуаций характера,
внутриличностные конфликты, особенности самосознания).
Применялись следующие методы
и методики: беседа, экспертные оценки, каузометрический опрос, ранжирование
ценностных ориентации, тест «Незаконченные предложения», кинетический рисунок
семьи, опросник «Потребность в общении», социометрические интервью, тест
Кеттелла, патодиагностический характерологический опросник Личко1.
Особое внимание обращалось
на наличие и степень выраженности у подростков так называемых криминогенных (т. е. способствующих
совершению правонарушений) личностных качеств и качеств, свидетельствующих об общих трудностях и отставании в развитии
личности. (Набор этих качеств определялся нами на основе анализа литературы
([1—4] и др.) К криминогенным качествам, как правило, относят: высокие, не
подкрепленные реальностью притязания, деформированная система ценностей,
хроническая конфликтность в отношениях со взрослыми, изоляция в пределах
замкнутой группы, склонной к делинквентному поведению, акцентуации характера,
свидетельствующие о недоразвитии эмоционально-волевой сферы, и др.
Качествами,
свидетельствующими об общих трудностях и отставании в развитии личности,
считаются: отсутствие адекватных представлений о будущем, нарушение
эмоциональных отношений в семье, низкий социометрический статус, наличие
личностных конфликтов и конфликтов с окружающими, низкий уровень развития
самосознания и др.
Приведем краткую
характеристику трех исследованных групп.
Подростки — учащиеся школы. Отношение к будущему
можно охарактеризовать как адекватное у 27 % подростков: у них есть профессиональные
цели и представления о средствах их достижения, система ценностей отражает эти
цели и средства в качестве ведущих, содержание ценностей в целом гармонично.
Для 56 % подростков будущее выступает в основном как средство компенсации того,
чего им недостает в настоящем: в качестве существенных характеристик будущего
отмечается наличие свободы, активная жизнь, общественное признание,
материальная обеспеченность; такие подростки недовольны своим настоящим и не
имеют представлений о способах достижения этих ценностей в будущем. У 17 % подростков
обнаружены чрезмерно высокие притязания к будущему, претензии на
исключительность положения, стремление к самоутверждению любой ценой.
Социальные отношения со
сверстниками и с учителями практически сохранны у 100 % подростков, отношения с
родителями можно охарактеризовать в целом как нормальные у 20 %: в семье у них
благоприятный психологический климат, существенных конфликтов с родителями не
бывает, установлены эмоциональные и доверительные отношения с ними. 27 %
подростков испытывают постоянные трудности в эмоциональных контактах с
родителями, чувствуют себя отчужденными, несмотря на отсутствие выраженных
внешних конфликтов в семье. 36 % подростков живут в семьях, где между
родителями часто возникают конфликты, отношения с родителями у этих детей
неровные, нередко вспыхивают конфликты с ними, подростки зачастую в этих семьях
систематически ограничиваются и подавляются. Для 17 % подростков отчетливо выражена
конфликтность в общении с родителями, наблюдаются частые столкновения с ними,
проявляется устойчивое отчуждение от них.
В исследованной выборке 53 %
подростков имеют акцентуации характера, чаще других встречались истероидный
(20%), сензитивный и шизоидный типы (по 13 %).
Анализ взаимосвязей между
различными исследованными параметрами развития личности подростков показал, что
10 % школьников имеют не менее трех грубых нарушений в развитии личности,
являющихся криминогенными
85
(так, чрезмерно высокие притязания подростков к
будущему связаны с выраженной конфликтностью в отношениях с родителями и
наличием истероидного типа акцентуации), у 7 % школьников наблюдается
сосуществование двух указанных нарушений. Еще для 37 % подростков характерно
сочетание не менее трех качеств, свидетельствующих об общих трудностях в
развитии личности (часто это сочетание компенсаторного отношения к будущему с
различными нарушениями отношений с родителями и разными типами акцентуации) . У
остальных подростков наблюдаются незначительно выраженные нарушения в
одной-двух сферах, и они не обнаруживают заметного влияния на другие личностные
качества.
Подростки, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. У большинства этих
подростков отношение к будущему является крайне неопределенным, размытым. Среди
ценностей преобладают престиж, высокая материальная обеспеченность, хорошие
друзья. Такие общечеловеческие ценности, как работа, образование, ответственность,
чуткость, честность чаще всего отвергаются. У 100 % отсутствует интерес к учебе
и познанию, у 80 % выражено отрицательное отношение к работе. В сознании
значительной части подростков будущее выступает как прямое отражение
примитивных желаний настоящего («исполнение мечты»), что свидетельствует о
чрезвычайной инфантильности их отношения к будущему. У 80 % подростков
отсутствуют четкие жизненные планы, они как бы ориентированы на длительное
продолжение своего настоящего («всегда так будет»).
Большинство этих подростков
живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом, имеют частые конфликты
с родителями, учителями и мастерами ПТУ, демонстрируют неприязненное отношение
к позиции взрослого вообще. У 56 % подростков заниженная потребность в общении,
у 37 % — средняя и у 7 % — завышенная. Общение со сверстниками для многих из
них выступает не как самостоятельная потребность, а как средство компенсации
неудовлетворенности своим положением, средство самоутверждения. Характерно, что
подростки-правонарушители в пределах микрорайона образуют относительно
замкнутую, обособленную от других сверстников группу. Подростки, состоящие на
учете, в 77—90 % случаев отдают как положительные, так и отрицательные
выборы подросткам, также состоящим на
учете. Другие же подростки микрорайона делают положительные выборы
подростков-правонарушителей лишь в 5—8 % случаев, а отрицательные выборы—в
12—18 %. Таким образом, в пределах микрорайона сосуществует как бы два различных
«государства»: подростки, допускающие правонарушения, и обычные подростки; для
них не типичны ни тесное общение, ни эмоциональные отношения (как
положительные, так и отрицательные), ни конфликты друг с другом. Это
свидетельствует о том, что подростки-правонарушители фактически игнорируются
сверстниками, они выпали из круга нормального подросткового общения, что
создает особые трудности в развитии их личности.
В исследованной выборке все
подростки имеют акцентуации характера, наиболее частые из них: эпилептоидная
[34%], неустойчивая [27%], гипертимная [15 %]; у 50 % мальчиков выражена склонность
к алкоголизации.
Анализ взаимосвязи между
различными параметрами развития личности показал, что 77 % подростков имеют
сочетание не менее трех грубых криминогенных нарушений, причем у 40 % такие
нарушения обнаружены почти по всем качествам; 17 % подростков имеют сочетание
двух таких качеств. Остальные же характеристики личности у всех этих ребят
свидетельствуют о различных трудностях и отставаниях в развитии личности; эти
качества, не являясь сами по себе криминогенными, тем не менее постоянно
соседствуют с ними.
Подростки, отбывающие меру наказания в воспитательно-трудовой колонии. Для всех этих подростков характерно
отсутствие содержательной ориентации на будущее. Они фактически совершенно не
представляют,
86
как будут строить свою жизнь, оказавшись на свободе.
Разработанной собственной жизненной программы у них нет, а к предлагаемой извне
программе (касающейся в основном профессиональной деятельности) — выраженное
негативное отношение. Будущее выступает у них как отрицание настоящего (жизнь в
колонии), а у некоторых — и прошлого (жизнь до колонии, когда был во многом
слабым и зависимым от других), однако оно не имеет собственного позитивного содержания.
Социальные отношения этих
подростков имеют высокую конфликтность. Так, отношения с вышестоящими чрезвычайно
конфликтны для 55 % подростков, высокая частота конфликтов встречается в
отношении к младшим (23 %), к отцу (20 %), к противоположному полу (18 %).
Высокой степени достигает конформизм, заключающийся в степени принятия норм
групповых взаимоотношений в условиях колонии (они, как известно, являются
существенно деформированными).
Все подростки этой выборки
имеют акцентуации характера, наиболее частыми являются: истероидная (33 %),
эпилептоидная (27 %), лабильная (23 %), гипертимная, шизоидная, неустойчивая
(по 16 %), нередки случаи смешанных акцентуаций, у 62 % подростков внутренние
конфликты в сфере «чувства вины», у 31 % — в сфере «страхи и опасения». Для 31
% подростков характерен крайне низкий уровень осознания себя, у них практически
не сформирован Я-образ, что может выступать основной психологической причиной
неадекватного ситуациям импульсивного поведения.
Анализ взаимосвязей между
различными параметрами развития личности подростков этой группы показал, что у
96 % подростков сочетается не менее трех криминогенных качеств, причем у 53 %
криминогенные качества являются основными, ведущими, проявляясь в большинстве
различных сфер, у 4 % — сочетание двух криминогенных качеств. Остальные
качества свидетельствуют об общих трудностях и отставании в развитии личности.
Сопоставление
психологических характеристик трех групп подростков показывает, что по мере
выраженности у них склонности к деликвентному поведению (школьники; состоящие
на учете; находящиеся в колонии) обнаруживаются следующие изменения в особенностях
их личности:
1. По отдельным параметрам развития личности:
а) отношение к будущему: от разнообразных по содержанию ориентации,
отражающих как адекватное, так и компенсаторное отношение, а также чрезмерно
высокие притязания — через преобладание неопределенных, чрезвычайно размытых
ориентации, представляющих собой по содержанию прямую проекцию примитивных
желаний настоящего — к преобладанию бессодержательных ориентации, выражающих
отрицание настоящего («будет по-другому»), что свидетельствует о практически
полной несформированности представлений о будущем;
б) социальные отношения: от в целом адекватных отношений со сверстниками
и педагогами и разнообразных отношений с родителями (благоприятные эмоциональные
отношения; трудности в эмоциональных контактах; отчужденность, конфликты) — к
преобладанию конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляции
межличностных отношений в делинквентной группе сверстников в сочетании с
высоким конформизмом в принятии внутригрупповых норм (две последние группы);
в) черты характера: от разнообразных характерологических черт (как не
достигающих уровня акцентуации, так и достигающих различных типов акцентуации с
преобладанием эпилептоидного, неустойчивого и гипертимного типов) — к
выраженным акцентуациям разных типов с преобладанием истероидного,
эпилептоидного и лабильного в сочетании с различными неразрешенными
внутриличностными конфликтами и зачастую низким уровнем самосознания и
несформированным Я-образом.
2. По обобщенной характеристике
перечисленных изменений:
а) постоянный рост степени
тяжести
87
дефектов в развитии личностных качеств: от наличия
как нормальных, гак и криминогенных качеств при преобладании качеств,
свидетельствующих о некоторых трудностях и отставании в развитии личности — к
сочетанию качеств криминогенных и свидетельствующих об общих трудностях в развитии
при практически полном отсутствии качеств, свидетельствующих о нормальном
развитии (две последние группы);
б) уменьшение степени
разнообразия в личностных качествах и тенденция к их типизации по ряду параметров;
от разнообразных видов ориентации на будущее, социальных отношений и черт
характера как вне акцентуации, так и на уровне акцентуации — к стереотипизации
видов ориентации на будущее и особенностей социальных отношений при сохранении
разнообразия черт характера (но уже исключительно в пределах акцентуаций) — две
последние группы.
3. По особенностям
взаимосвязей между различными качествами личности:
а) резкое увеличение
количества сочетаний негативных качеств: от крайне редкого наличия комплекса
(не менее трех) криминогенных качеств (у 10 % подростков) при возможности
наличия у некоторых подростков «изолированных» криминогенных качеств (т.е. сочетающихся
с многообразными другими, не являющимися криминогенными) и при довольно частых
случаях сочетания качеств, свидетельствующих об общих трудностях в развитии
личности (37 % подростков) — через наличие у значительной части подростков
устойчивого комплекса криминогенных качеств (у 77 %), дополняемого качествами,
свидетельствующими о трудностях и отставании в развитии личности — к наличию
практически у всех подростков (96 %) таких комплексов, причем у многих (53 %) эти качества проявляются по отношению к
большинству различных сфер;
б) рост взаимосвязей между
криминогенными качествами и качествами, свидетельствующими об общих трудностях
в развитии личности (и самими по себе не являющимися криминогенными): от
многообразных сочетаний между качествами нормальными, криминогенными и
свидетельствующими об общих трудностях в развитии — через сочетание качеств
криминогенных и свидетельствующих об общих трудностях (у разных подростков
преобладать могут разные) — к преобладанию качеств криминогенных, дополняемых качествами,
свидетельствующими о трудностях и отставании в развитии.
На основе полученных
результатов нами разработано следующее представление о механизмах деформированного развития личности подростков с отклоняющимся
поведением:
1. Постепенное усиление,
усугубление отдельных изолированных негативных качеств личности, как правило,
не выступает механизмом ее деформированного развития, поскольку наличие в
структуре личности одного-двух криминогенных качеств в сочетании с большинством
других позитивных является нетипичным. Это касается и отношения к будущему, и
социальных отношений, и черт характера: ни в одной из этих сфер локальное,
изолированное, пусть даже весьма существенное нарушение, как правило, не
приводит к делинквентному поведению (группа обычных школьников).
2. Непосредственной
личностной особенностью, выступающей в качестве основного условия
отклоняющегося поведения, является сочетание в структуре личности ряда
различных негативных криминогенных качеств (не менее трех). Именно такое сочетание
качеств — криминогенный комплекс — наиболее точно дифференцирует обычных
подростков (он наблюдается у 10 %) от подростков-правонарушителей, состоящих на
учете и находящихся в колонии (он наблюдается соответственно у 77 и 96 %).
Содержание этих качеств может быть разным (кстати, именно особенности
содержания качеств, образующих
криминогенный комплекс, могут быть положены в основу типологий деформированного
развития личности подростков), но они, как правило, касаются и отношения к будущему,
и социальных отношений, и черт характера.
88
3. Возникновению такого
комплекса, по-видимому, способствует особое стечение обстоятельств, когда на
подростка действуют факторы, приводящие к практически одновременному образованию
нескольких криминогенных качеств, затрагивающих разные аспекты развития
личности. В дальнейшем осуществляется их взаимодействие и «со-настройка» в
целостной структуре личности, и они модифицируются таким образом, что одно
качество начинает предполагать и предопределять другое, и наоборот. В
результате в целостной структуре развивающейся личности формируется подсистема
взаимосвязанных криминогенных качеств. Механизм фиксации и развития этого
криминогенного комплекса — действие положительной обратной связи между негативными
личностными качествами, которое приводит к тому, что усиление одного
негативного качества обеспечивает усиление и другого качества, и наоборот. В
результате качества, входящие в криминогенный комплекс, приобретают все большую
степень своего негативного выражения (что хорошо заметно при сравнении
описанных трех групп подростков).
4. Фоновым условием для
образования и развития криминогенного комплекса является наличие у подростка
качеств, свидетельствующих об общих трудностях и отставании в развитии личности.
Сами по себе эти качества, по-видимому, не приводят к делинквентному поведению
(для 37 % обычных школьников характерно сочетание многих таких качеств), однако
они могут способствовать образованию и развитию криминогенного комплекса, и это
проявляется в следующем: а) вероятность возникновения криминогенных качеств выше у тех подростков, для которых
характерно наличие многих качеств, свидетельствующих об общих трудностях и
отставании, они образуются как бы на их фоне (особенно четко это видно в группе
подростков, состоящих на учете); б) при наличии криминогенного комплекса эти
качества постепенно трансформируются в криминогенные и тем самым расширяют и
закрепляют этот комплекс (это особенно видно при сравнении групп подростков,
состоящих на учете, и подростков, находящихся в колонии); эти качества
вследствие своей аморфности, неустойчивости, легко наполняются криминогенным
содержанием под воздействием существующего в структуре личности комплекса.
5. Сопоставление роли трех
исследованных параметров развития личности (отношение к будущему, социальные
отношения, черты характера) свидетельствует о различном их вкладе в
формирование делинквентного поведения. Несформированность отношения к будущему
является как бы общим фоном возможных нарушений поведения, но само по себе оно
не приводит к противоправному поведению (оно характерно для 80 % обычных
школьников), однако это может выступать одним из условий нарушений социальных
отношений и черт характера (последние наблюдаются, как правило, при дефектах в
отношении к будущему, в то время, как эти дефекты не всегда сочетаются с ними).
Акцентуации характера являются ближайшим, хотя и недостаточным условием
делинквентного поведения: среди подростков-нарушителей 100 % имеют акцентуации,
в то время как среди обычных школьников — 53 %, причем чаще всего с
противоправным поведением связаны эпилептоидный, истероидный, гипертимный и
неустойчивый типы акцентуации. Этот факт в целом согласуется с данными,
описанными в работе [2]. Наиболее близким условием, тесно
связанным с делинквентным поведением, являются грубые нарушения социальных
отношений подростков (среди обычных школьников — у 17 %, среди подростков-правонарушителей — 100 %). Такое
нарушение социальных отношений возможно лишь при наличии нарушений в отношении
к будущему и наличии акцентуаций характера. Фактически сочетание нарушений
отношения к будущему и наличие акцентуаций характера, свидетельствующих в большинстве
случаев о несформированности эмоционально-волевой сферы, являются деформациями
личности, выступающими в качестве общих необходимых предпосылок формирования
делинквентного поведения, а непосредственным условием,
89
способствующим реализации такого поведения, является
грубое нарушение социальных отношений подростка (в частности, выраженные
конфликты со взрослыми, замкнутость в делинквентной группе, принятие
соответствующих норм взаимоотношений) в сочетании с указанными предпосылками.
Резко нарушенные социальные отношения, существенно изменяющие образ жизни
подростка, начинают оказывать обратное влияние на отношение к будущему и черты
характера, деформируя их еще больше и закрепляя в реальном поведении и общении
эти деформации. Действие этого механизма свидетельствует о наличии сложных и
динамических отношений между тремя основными параметрами развития личности.
На основе полученных
результатов и сформированного представления о психологических механизмах
деформации личности подростков, склонных к делинквентному поведению, предложены
меры, направленные на предупреждение такой деформации и на коррекцию развития
личности.
1. Поскольку развитие комплекса криминогенных качеств обычно происходит
на вполне определенном фоне — при наличии комплекса качеств, свидетельствующих
об общих трудностях и отставании в развитии личности, первостепенной
профилактической мерой является обнаружение и коррекция этого фона. Коррекция
должна предусматривать комплексное воздействие на различные качества личности:
на формирование адекватного отношения к будущему, на установление нормальных отношений
со сверстниками и взрослыми, на формирование самосознания подростка и
сглаживание в поведении акцентуаций характера. Поскольку наиболее критическим
«пусковым» моментом формирования делинквентного поведения подростков в
описанном психологическом механизме деформированного развития их личности
является грубое нарушение их социальных отношений, то именно они и должны корректироваться
наиболее тщательно. Показательно, что чаще всего наиболее слабым звеном в
системе социальных отношений выступают отношения с родителями (а уже потом со
сверстниками и педагогами), при этом такие нарушения возникают при уже
деформированном отношении к будущему и наличии выраженных акцентуаций характера.
Эти качества личности формируются, как известно, в основном под влиянием семьи.
Следовательно, наиболее исходным и в психологическом плане первичным моментом в
возникновении деформированного развития личности являются ненормальные
отношения подростка в семье (хотя первые проявления делинквентного поведения
обнаруживаются, как правило, вне семьи). Проведение такой работы и составляет
одну из основных задач сети психологических консультаций и служб семьи.
2. Основным психологическим
препятствием для эффективного применения различных средств воздействия на
подростков-правонарушителей является наличие в структуре их личности так
называемого криминогенного комплекса — сплава различных качеств личности,
характеризующих склонность к противоправному поведению. Наличие такого
комплекса взаимосвязанных качеств делает подростка толерантным к действию
воспитательных мер, направленных на коррекцию отдельных сторон его личности. По
этой причине воспитательно-коррекционное воздействие на подростков с
необходимостью должно быть комплексным, т. е. практически одновременно влияющим
на разные аспекты развития их личности. При этом коррекция различных аспектов
имеет специфическую роль в общем процессе преодоления деформаций в развитии
личности. Так, коррекция социальных отношений подростков является воздействием
наиболее доступным внешнему контролю и наиболее радикально изменяющим образ
жизни подростка. Она может включать в себя широкий диапазон конкретных
воздействий — от применения группового тренинга до планомерной организации
разных видов общественно и личностно значимой коллективно - распределенной
деятельности, расширения контактов подростка с другими группами сверстников и
взрослых, характеризующимися иными нормами взаимоотношений. Коррекция отношения
90
к будущему обеспечивает фиксацию и развитие
личностного смысла происходящих изменений в социальных отношениях, направленных
на обучение подростка целенаправленному упорядочению своей деятельности,
определению ближайших и отдаленных перспектив, выделению и осознанию различных
систем ценностей, лежащих в основе тех или иных социальных отношений. Коррекция
черт характера обеспечивает активное включение личности подростка в процесс
развития социальных отношений и формирование содержательных отношений к
будущему; она предполагает прежде всего обучение способам сознательного
отношения к себе и построение адекватного Я-образа, а также текущей
самокоррекции неадекватных новым социальным отношениям и представлению о
будущем форм поведения, являющихся следствием акцентуации различных черт
характера. Коррекция отношения к будущему и черт характера проводится профессиональным
психологом и предполагает как индивидуальные, так и групповые формы работы.
Общей задачей этих мероприятий является формирование в структуре личности
подростка комплекса взаимосвязанных по механизму положительной обратной связи
позитивных качеств, блокирующего и трансформирующего в условиях измененных
социальных отношений прежний криминогенный комплекс.
В настоящее время нами
разрабатываются конкретные приемы такой коррекции развития личности подростков
и начата практическая работа в указанных направлениях среди подростков,
отбывающих меру наказания в воспитательно-трудовой колонии.
1.
Кондрашенко В. Т. Девиантное
поведение у подростков. Минск, 1988.
2.
Лично А. Е. Психопатии и акцентуации
характера у подростков. М., 1978.
3.
Селецкий А. И., Тарарухин С. А.
Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев, 1981.
4.
Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В. А. Татенко. Киев, 1985.
Поступила в редакцию 17.IV 1989 г.
1 В проведении исследования принимали участие
также Е.Е. Жигалова, О.А. Мартыненко, Л.В. Погожих, В.С. Шеховцов.