Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

68

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

 

ШКОЛА ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ

 

Н. Д. ИСАЙЧЕВА

 

Состояние народного образования в настоящий момент можно охарактеризовать как кризисное. Это проявляется, в частности, в том, что у значительной части подростков наблюдается негативное отношение к школе, которое проявляется в отсутствии интереса к учебе, пропусках уроков, частых конфликтах с учителями. Главная цель проведенного нами исследования — получить представление об отношении учащихся к школе, выявить факторы, формирующие положительное и отрицательное отношение к школе у подростков, в частности зависящие от педагогических коллективов.

Проходивший в декабре 1988 г. в Москве Всесоюзный съезд работников народного образования провозгласил основной принцип системы образования: «Школа — для ребенка, учитель — для ребенка, а не наоборот». В докладе председателя Госкомитета СССР по народному образованию Г.А. Ягодина, в выступлениях большинства делегатов отмечалась необходимость строить учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, поставив личность ребенка в центр всей работы.

Как осуществить эти пожелания? Прогрессивная часть учительства связывает надежды на перестройку школы с упрочением принципов педагогики сотрудничества. Знакомство с работой школ показывает, что очень многие учителя соотносят понятие педагогики сотрудничества с внеклассной работой. С.И. Ожеговым в «Словаре русского языка» дается такое определение сотрудничества: «совместная работа, участие в общей деятельности». Что же является для детей, по их мнению, важнейшим видом деятельности и в какой степени им удается сотрудничать с учителями в процессе этой деятельности? С какими учителями они хотели бы сотрудничать? Поиск ответов на эти вопросы также входил в задачи исследования.

Исходя из поставленных задач, были избраны методы сбора данных: сочинения школьников на тему «В какую школу я ходил бы с радостью» и опрос учеников и учителей. Сочинение проводилось без предварительной подготовки и заданного плана, с тем чтобы выяснить, какие аспекты школьной жизни учащиеся выделяют самостоятельно как наиболее значимые.

В ходе исследования опрошено 620 учащихся шести общеобразовательных школ г. Тулы (всего 22 класса: 11 — восьмых и 11 — девятых). Среди опрошенных учащихся 43,6 % — юноши, 56,4 % — девушки. Образовательный уровень и профессиональная занятость родителей, структура семей пропорционально отражают общую ситуацию в городе.

Среди 140 учителей, принимавших участие в опросе, один из десяти — мужчина, 33 % работают в младших классах, 54 % — в средних, 39 % — в старших. Педагогический стаж опрошенных — от одного года до 35 лет, в их числе есть преподаватели всех предметов, администрация школ.

 

69

 

Надежность сведений обеспечивалась за счет сопоставления данных сочинений и анкет. Сочинения учащихся представляют исключительную ценность, так как позволяют сделать выводы о самых наболевших проблемах школьной жизни; кроме того, в них содержатся весьма серьезные предложения по усовершенствованию школы.

Исследование не охватывало учащихся поселковых и сельских школ, это ограничение необходимо учитывать при использовании данных и выводов настоящей работы.

В результате обработки данных выяснилось, что наиболее значимой для ребят является учебная деятельность, ожидания большинства школьников связаны с получением прочных знаний или подготовкой для поступления в вуз. Необходимо отметить, что под прочными знаниями большинство понимает знания, поддающиеся усвоению, а не их огромное количество, которое предлагают существующие программы.

По мнению учащихся, школа должна в первую очередь готовить людей, способных принимать самостоятельные решения, и культурных, образованных людей, что совпадает с точкой зрения учителей (см. табл.). Из данных таблицы видно, что полярных расхождений в оценке задач школы между учениками и учителями нет, скорее есть необходимая для сотрудничества общность взглядов.

 

Таблица

 

Кого должна готовить школа (в % от числа опрошенных)

 

Школа должна готовить

Учащиеся

Учителя

Людей, способных принимать самостоятельные решения

Культурных, образованных людей

Квалифицированных специалистов

Хороших семьянинов

Людей, чувствующих прекрасное

Критически мыслящих людей

Дисциплинированных работников

Романтиков и энтузиастов

 

77,8

67,7

37,2

32,9

27,3

19,3

18,6

10,8

 

76,5

83,3

40,0

45,1

34,4

35,0

36,2

13,2

 

Как же представляют себе достижение имеющихся целей школьники, как они предлагают организовать учебный процесс? Нижеследующий порядок перечисления предложений учащихся соответствует частоте их упоминания в сочинениях.

1. Интересное проведение уроков (викторины, дискуссии, семинары, телеуроки, соревнования двух классов по знанию дополнительного материала, обзор литературы по темам с последующим собеседованием).

2. Выбор предметов для основательного изучения самими учащимися, свободное посещение остальных уроков (а не всех!), введение по ним зачетной системы за ознакомительный курс. Отмена дневников в старших классах (задания обширны, все записывают в тетрадях, в 16 лет писать замечания родителям бессмысленно), отмена оценок (нужны уроки, где что-то понял своим умом, а не трясся из-за отметки, они мешают выражать свое мнение).

3. Сдваивание уроков, сокращение объема обязательных домашних заданий. За счет освободившегося времени — чтение дополнительной литературы по интересующим предметам, индивидуальная самостоятельная работа.

4. Пересмотр и упрощение программы (много предметов и сложных понятий в них, больше внимания необходимо уделять подготовке к семейной жизни, предметам эстетического цикла, изучать, хотя бы на факультативах, логику, психологию, философию, чтобы научиться размышлять над явлениями, а не просто знать наизусть огромное количество формул).

5. Подготовка и издание «нормальных» учебников, особенно по истории и основам Советского государства и права.

6. Предоставление учащимся права выбирать учителей (хорошие без внимания не останутся, а другие в школе не нужны).

7. Отмена переводных экзаменов, так как они нисколько не помогают учебе, отнимают много времени и нервов, ставят учащихся в зависимость от учителей, особенно от тех, с которыми не складываются отношения.

Предложения учащихся связаны с отменой внешних, принудительных стимулов учебы, они отдают предпочтение

 

70

 

стимулам внутренним, хотят большей самостоятельности, свободы выбора. Нельзя не отметить и того, что большинство детей отличает конструктивный подход к переустройству школьной жизни; отвергая что-то из имеющегося, они убедительно доказывают его бесполезность и предлагают свой вариант взамен. Вместо переводных экзаменов — испытательные в IX класс или зачеты, вместо дневников — зачетные книжки, вместо безмашинной информатики — эстетику или другой предмет по выбору, вместо оценок — радость познания, вместо надоевшей всем школьной формы — любую удобную одежду и т.д.

Отличие реального учебного процесса от того, как его представляют ребята, естественно, вызывает у них отрицательные эмоции. В результате обработки анкет выяснилось, что больше всего неприятностей в школе доставляют учащимся необходимость изучать предметы, которые неинтересны (68,1 %), однообразное проведение уроков (44,8 %), большой объем домашних заданий (37,6 %), сложность программ (27,5 %). Конфликты с учителями чаще всего возникают у учащихся именно в связи с учебной деятельностью: неинтересное ведение урока учителем (38,1 %), неподготовленные домашние задания (36,6 %), пропуски уроков (36,3 %).

Только один из каждых одиннадцати детей отметил, что получает удовлетворение от учебы, а рассчитывают на это многие. Большинство учащихся склонны объяснять свои недостаточные успехи в учебе собственной ленью (62%), однако эта цифра не должна вводить в заблуждение профессиональных педагогов, давать им повод для самоуспокоения. Словарь русского языка С.И. Ожегова объясняет слово «лень» как «отсутствие желания действовать, работать». Психологи объясняют отсутствие желания учиться у нормального ребенка неграмотной организацией процесса развития познавательных потребностей.

Есть ли выход из этого положения? Председатель Госкомитета по народному образованию Г.А. Ягодин в статье «Школа для всех» (Учит. газ. 1989. 11 апр.), отмечая загруженность учащихся учебными предметами, сложность программ, пишет: «Разрешение переводить из класса в класс школьников, не аттестованных по некоторым предметам, и означает учет их индивидуальных способностей, снятие стресса, предупреждение развития комплекса неполноценности. Это решение — логичный вывод из необходимости обеспечить законодательное требование на среднее образование всем детям до 17 лет и трудности усвоения ими одинакового объема знаний». Однако приказ № 540 Госкомитета, который имеет в виду т. Ягодин, не вызывает оптимизма, так как в нем речь идет о переводе в следующий класс учащихся с неудовлетворительными оценками. Учитывая нашу всеобщую любовь к буквальному исполнению приказов, можно предположить, что учащимся, рискнувшим посчитать некоторые предметы необязательными, придется до дна испить чашу двоечников, затем долго снимать стресс, во избежание которого был издан приказ.

Опрос учителей показал, что 62 % из них готовы доверить учащимся выбор предметов для углубленного изучения, 52 % допускают выбор учащимися классного руководителя, но значительная часть учительства не готова к работе в условиях выборности в силу своих личностных качеств и уровня профессиональной подготовленности, поэтому возможности исполнения пожеланий подростков иметь некоторую свободу выбора полностью зависят от учителей, у которых им довелось учиться.

У какого же учителя хотели бы учиться школьники, с кем они хотели бы сотрудничать?

Совершенно необходимыми качествами учителя, с точки зрения учеников, являются хорошее знание предмета (91,6 %), справедливость (91,2 %), общительность, выдержка, творческий подход к работе, тактичность, отзывчивость, самокритичность, эрудиция. К несущественным качествам учениками отнесена строгость. Взгляды ребят и учителей почти совпадают, только справедливость, которую школьники поместили

 

71

 

сразу за хорошим знанием предмета, учителя отодвинули на девятое место. Вот некоторые штрихи к портрету учителя, работающего с детьми в реальности: чаще всего учащиеся сталкиваются с раздражительностью (57 %), несправедливостью (52,8 %), грубостью (30,3 %), мстительностью, высокомерием. Учителя отмечают проявление этих качеств у своих коллег значительно реже, за исключением раздражительности (56 %).

У себя учителя считают наиболее ярко проявляющимися честность (56,2 %), справедливость (54,5 %), отзывчивость, дисциплинированность. Явно не совпадают взгляды учеников и учителей на понятие справедливости: учителя считают ее одной из главных своих черт, а ученики склонны считать несправедливость характерной для многих учителей. Чувство собственного достоинства отмечают у себя ярко проявляющимся, к сожалению, только 32 % учителей, 62 % считают его ценным для учителя, 51 % — для ученика, а сами дети, кстати, ставят его на первое место в числе необходимых качеств ученика (74,8 %). Психологическую грамотность отметили у себя 8 % учителей, в шкале наиболее ценных качеств учителя ее отнесли на 11-е место из 16, при этом учащиеся ожидают от учителей как раз знания возрастной психологии, т. е., говоря их языком, понимания, хороших взаимоотношений, душевности, возможности посоветоваться.

Характеризуя взаимоотношения с учителями, школьники отмечают, что не все педагоги и не всегда считаются с их мнением (72 %), упоминают частые конфликты с учителями (43,3 %), отсутствие у учителей интереса к проблемам учеников (28 %). Значительно меньше тех, кого отношения с учителями устраивают: 23 % ребят отметили, что имеют возможность обсуждать с учителями любую тему (правда, не со всеми), каждый десятый считает, что педагоги считаются с мнением учеников, и только 1 % опрошенных верят в то, что в школе создан коллектив единомышленников. К сожалению, только для единиц педагоги являются советчиками, близкими друзьями, с которыми можно поделиться сомнениями, тревогами. Для 4,6 % участников опроса это учитель, для 4,2 % — руководитель кружка, секции, клуба, для 2,2 % — классный руководитель. Только 4,8 % учащихся отметили, что наибольшее удовлетворение в школьной жизни они испытывают от общения с учителями, 10 % — от общения с одним учителем, а среди учителей 45,4 % считают, что вполне удовлетворены отношениями с учащимися. Видимо, существенно отличаются ожидания тех и других, связанных с общением. Более четверти опрошенных школьников больше всего неприятностей в школе имеют из-за отношений с одним или несколькими учителями, 29 % признали, что встреча классного руководителя с родителями всегда заканчивается для них неприятностями.

В сочинениях взаимоотношения с учителями поставлены на третье место по частоте упоминания после учебы и материальной базы школы. 8,9 % учащихся написали, что им нравятся свои учителя, 15 % — что не нравятся, 44,7 % высказали предложения в адрес учителей. Характер предложений таков: улучшить подготовку учителей в институте, тщательнее подбирать их для работы в школе, аттестовывать с учетом ученических мнений, предоставить ученикам право выбирать учителей, учителям строить взаимоотношения с учениками на основе уважения (не видеть любимчиков, называть по имени независимо от успеваемости, не кричать, не оскорблять учеников, не запугивать характеристиками и экзаменами, не стараться унизить в глазах ровесников), больше общаться ученикам и учителям в свободное время, поощрять хороших учителей. Большинство учащихся хотят, чтобы к ним относились, как к равным, с которыми делятся опытом, а не как к подчиненным. В ходе опроса учащимся и учителям было предложено оценить возможности школьников в решении различных вопросов школьной жизни. Сопоставление данных позволяет утверждать, что школьники не собираются узурпировать власть в школе, рассчитывают

 

72

 

на помощь учителей, на сотрудничество.

Значительное место в жизни наших школ занимает внеклассная работа. Может ли она погасить отрицательные эмоции, вызванные учебой, насколько удовлетворены дети принципами ее организации, имеющимися формами? Способствует ли внеклассная работа развитию личности?

В сочинениях внеклассную работу упомянули 41,2 % опрошенных (учебу — 80,3 %). В анкетах 37,6 % подростков отметили насильственное привлечение к внеклассной работе среди факторов, доставляющих больше всего неприятностей, а удовлетворение от работы в кружках, секциях, клубах получают только 7,9 % опрошенных. Многие отмечают недостаток времени для занятий в каких-либо объединениях по интересам из-за большой загруженности учебными делами, сложности с организацией досуга в школе. Пожелания здесь те же, что и в учебе: большая свобода выбора, учет интересов ребят.

Данные анкет и сочинений позволяют сделать вывод о том, что для значительного количества школьников внеклассная работа не только не является источником положительных эмоций, но и усугубляет отрицательные переживания, вызванные учебной деятельностью. Приписывание детям несуществующих потребностей, точнее, отождествление их с объективно существующей нуждой (в эстетическом воспитании или чем-либо другом) и, главное, попытки удовлетворить их насильственным способом вызывают у школьников негативную реакцию на определенный вид деятельности, а иногда и на школу в целом.

Одной из существенных характеристик личности является активность. Данное исследование не имело целью глубоко изучать активность личности респондентов, использованные методики просто не позволяют этого сделать, можно говорить об отдельных показателях.

Учащимся был предложен вопрос о том, за какое дело в школе они хотели бы приняться, и об имеющихся у них общественных поручениях. Сопоставление данных показало, что 74 % опрошенных не хотят приниматься ни за какое дело, 4 % уклонились от ответа на этот вопрос, 22 % выразили желание заняться определенным делом. Из них чуть более половины имеют общественные поручения, но только у 2 % имеющееся поручение совпадает с желанием. Четверть всех опрошенных имеет поручения, но не хочет ни за что браться. Настораживает то, что четверо из каждых пяти опрошенных считают необходимым изменить жизнь школы и столько же опрошенных лично браться ни за что не хотят. Можно объяснить это ленью школьников, но один ученик VIII класса написал так: «Причина таких ответов в том, что мы не можем работать сами, хотя могли бы, потому что привыкли из-под палки».

Полученный в ходе исследования материал позволяет сделать вывод о том, что главной причиной негативного отношения учащихся к школе является организация   учебно-воспитательного процесса без учета потребностей школьников. Отсутствие какого-либо выбора в процессе наиболее значимой для ребят учебной деятельности, основательная регламентация внеклассной работы, чувство собственной незначительности, невозможности повлиять на ход событий не могут способствовать нормальному развитию личности, а общество ставит перед школой именно такую задачу — развитие личности ребенка.

Анализ сочинений и отзывов учащихся о содержании и целесообразности проведения исследований позволяет утверждать, что неудовлетворенность подростков школьной жизнью переходит в сферу идеологии, порождает у части ребят неверие в возможность перемен, в значимость их мнений, в преимущества нашего общественного строя.

Встает вопрос: могут ли педагоги повлиять на формирование у учащихся отношения к школе или все определяется принципами организации общегосударственной системы образования?

Сопоставление данных по двум школам с одинаковой материальной базой, наполняемостью, образовательным уровнем и профессиональной занятостью

 

73

 

родителей, естественно, программами и учебниками показало, что при равных внешних характеристиках отношение учащихся к своим школам отличается. Анализ данных сочинений и анкет убеждает, что отношение учащихся к школе лучше там, где учащиеся в большей мере удовлетворены уровнем проведения уроков, взаимоотношениями с учителями, где нововведения появляются с учетом их мнений, где учителя выше оценивают сплоченность администрации, признают действительный авторитет руководителей. Есть основания утверждать, что различное отношение учащихся к школе определяется не только личностными качествами учителей, но и в значительной степени стилем руководства, принятым в школе. В подтверждение этой мысли можно привести следующие цифры: 47 % учителей школы, учащиеся которой показали наиболее негативное отношение к ней, неодобрительный отзыв постороннего человека о школе воспринимают как критику в свой адрес, в их отзывах о проведенном нами исследовании отчетливо звучит желание ознакомиться с его результатами, видна озабоченность положением дел в школе, высказаны мысли о необходимости глубокого анализа ситуации в школе. 59,3 % учителей этой школы объясняют неудачи в работе школы разобщенностью членов администрации, несоответствием директора своему месту, отсутствием единой линии в работе коллектива. В сочинениях учащихся этой школы (в отличие от сочинений учащихся другой школы) прослеживается, наряду с предложениями по совершенствованию школьной жизни, недовольство администрацией, особенно директором, желание сменить не школу, а ее директора. 25 % учащихся этой школы хотели бы поменять школу, 42,6 % отозвались о ней плохо (в другой школе — соответственно 4 и 3,7 %).

 

УЧИТЕЛЯ О ШКОЛЕ

 

Большинство учителей любят свою профессию, но 15 % при возможности сменили бы ее на другую, не связанную с педагогикой. Более половины (58,3 %) учителей считают классное руководство способом организации совместной жизнедеятельности с учащимися, собственной интересной жизнью, но для 14 % это неизбежная повинность, навязываемая администрацией. У многих учителей есть любимые классы, в которых они работают с удовольствием (56,1 %), а третья часть учителей отмечают, что есть классы, от которых хотелось бы избавиться. Совершенно очевидна связь между желанием учеников выбирать предметы для углубленного изучения и педагогов и желанием учителей избавиться от некоторых классов («интересно работать с классом, где данный предмет изучается углубленно, а значит, с интересом» — из ответов учителей).

Некоторые штрихи к портрету учителя уже упоминались; необходимо отметить, что больше всего конфликтов в педагогических коллективах возникает по причине нетактичного отношения друг к другу, хотя 89 % учителей считают тактичность необходимым для учителя качеством, второй частой причиной конфликтов является неудобное расписание уроков, третьей — отношения с учениками, причем в основном среди учителей. Это перекликается с мыслями учащихся о том, что не со всеми учителями можно найти общий язык. Далее среди причин конфликтов идут непродуманные нововведения в школе, несправедливая оценка труда, перекладывание чужих обязанностей на учителя. Распределение педагогической нагрузки, традиционно считающееся основной причиной конфликтов среди педагогов, сами учителя относят на седьмое место. Частое возникновение конфликтов у себя с кем-либо отмечают от 3 до 7 % опрошенных учителей, у остальных они встречаются редко или не происходят совсем. Большинство склонно вину за возникновение конфликтов поровну делить между собой и другими.

Более половины учителей (53,5 %) всегда считают себя ответственными за дела в коллективе, треть считает, что всегда работает в полную меру сил и возможностей, только четвертая часть хорошо информирована о делах и планах

 

74

 

школы и только один из десяти учителей убежден, что всегда оказывает влияние на дела в коллективе. Неудивительно, что дети тоже не чувствуют себя хозяевами в школе.

Учителя достаточно критичны в оценке результатов своего труда. Если отношениями с коллегами удовлетворены вполне 61,4 % учителей, уровнем оплаты труда — 45,6 %, то результатами труда — только 7 %. Почти половина учителей (49 %) уклонились от ответа на вопрос о причинах успешной работы своего коллектива, видимо, не считая ее успешной (количество уклонившихся в разных школах составляет от 22 до 70 %).

Главными причинами неудач в работе школы учителя считают плохую материальную базу (62,9 %), сложный социальный состав микрорайона (42,9 %), отсутствие инициативы со стороны учителей (42,6 %), невнимание местных властей к проблемам школы (27,5 %), разобщенность членов администрации (23,6 %; в других школах от 7,5 до 59,3 %), отсутствие помощи со стороны базового предприятия (19,9 %), некомпетентное вмешательство проверяющих. Последняя позиция хоть и замыкает перечисление, названа каждым седьмым учителем.

Отвечая на контрольный вопрос о причинах неудач в работе, 38 % педагогов отметили равную долю своей вины и влияния внешних обстоятельств, четверть видит причину в основном в себе, 12 % — скорее во внешних обстоятельствах, 23 % уклонились от ответа на этот вопрос. Среди 50 % учителей, ответивших на вопрос о причинах успеха в работе коллектива, единицы (от 0,8 до 2,4 %) объяснили это внешними факторами (помощь предприятий, материальная база, заинтересованность родителей, внимание местных властей). Основными причинами названы высокая квалификация учителей и сплоченность администрации. Это мнение подкрепляется мнением учеников. Неудовлетворенность школой у ребят велика, но есть и положительные отзывы, которые связаны прежде всего с хорошими учителями. Ни один ребенок не выразил восторга от разнообразия изучаемых предметов, имеющихся учебников, оборудования. Больше всего учащиеся ценят в наших школах дружеские отношения с одноклассниками и учителей, которые отлично знают свой предмет и с уважением и пониманием относятся к ученикам.

К сожалению, среди учителей больше, чем среди учеников, тех, кто не верит в возможность перемен, в то, что к их мнению кто-то прислушается. Половина опрошенных учителей оставили свои отзывы о проведенном исследовании, из них 18 % не очень верят в его пользу или совсем не видят в нем смысла; естественно, они не могут зародить оптимизма и в детях. Отзывы различны, от деликатного «сомневаюсь, что это сможет что-то изменить» до категоричного «в пользу анкет в нашем обществе не верю».

В задачи данного исследования не входило изучение всех процессов, происходящих в педагогических коллективах, мнений учителей по всем аспектам школьной жизни. Главной задачей проведенной работы был поиск причин негативного отношения учащихся к школе, в частности зависящих от педагогических коллективов.

Результаты исследования показывают, что в школе трудно и учителям и ученикам. Ученикам труднее, потому что они неопытнее, ершистее, бесправнее, точнее — чем бесправнее, тем ершистее. В представлении детей переустройство школьной жизни — это прежде всего уважение к личности ученика, предоставление ему права самому выбирать, какие предметы изучать, какие клубы и вечера посещать, у какого учителя учиться. Для многих программа слишком сложна, порождает комплекс неполноценности. Принуждение к учебе, отсутствие возможности выбора в соответствии со своими желаниями и возможностями — главная причина негативного отношения учащихся к школе. Принципы педагогики сотрудничества могут способствовать улучшению положения дел в школе, если они будут распространяться не только на внеклассную работу, а прежде всего на учебный процесс.

 

Поступила в редакцию 8.V 1990 г.