Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

61

 

ИМПРЕССИВНАЯ И ЭКСПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНОЙ РЕЧЬЮ И ЗАИКАНИЕМ

 

Л. И. БЕЛЯКОВА, В. МАТАНОВА

 

Одной из наиболее сложных форм речевой патологии, при которой преимущественно нарушается коммуникативная функция речи, является заикание [1], [5]. Клинико-экспериментальное исследование заикающихся позволяет констатировать наличие неврозоподобной и невротической форм заикания [1], [2], [3]. У детей оно наблюдается на фоне как нормального или даже ускоренного речевого развития, так и недостаточной сформированности языковых единиц [8], [9].

До настоящего времени в литературе отсутствуют экспериментальные данные о лингвистической характеристике речи заикающихся дошкольников, страдающих разными клиническими формами заикания. В то же время эти сведения необходимы для дальнейшего осмысления природы заикания и разработки методов обучения в борьбе с ним.

В задачу данной работы входит сравнительное изучение импрессивной и экспрессивной сторон речи детей шестилетнего возраста с нормальной речью и с заиканием (невротической и неврозоподобной формами).

Обследованы 100 детей: 40 — с нормальной речью, 30 — с невротической формой заикания, 30 — с неврозоподобной формой заикания.

Все дети были с первично сохранным зрением, слухом и интеллектом. Для более полной характеристики речевого развития исследовались те дети с заиканием, которые не посещали логопедических занятий, т. е. воспитывались в тех же условиях, что и дети без речевой патологии.

Исследование включало: I. Анализ анамнестических данных: возраст появления первых слов и предложений, возраст появления заикания, ситуация, в которой оно появилось впервые. II. Исследования речи: 1. Импрессивная сторона: исследование развития фонематического слуха (на уровне изолированных фонем, на уровне оппозиционных фонем и на уровне изолированных слов); исследование понимания многозначности слова (предъявлялись три слова), понимания предложных отношений (давались три предложения, смысл которых полностью зависел от того, как ребенок поймет предложные отношения. При этом экспериментатор читал предложения вслух, а потом задавал вопросы), понимания предлогов (использовались картинки, на которых нарисованы два предмета в разном пространственном отношении между собой — всего 6 позиций, требующих знания 6 предлогов), понимания рассказа после предъявления на слух. 2. Экспрессивная сторона. Исследование произношения изолированных звуков (группа свистящих, шипящих, Р, Л), уровня сформированности ритмической структуры слова (давались три многослоговых слова); исследование умения составлять по серии картинок рассказ. Отмечалась возможность улавливать причинно-следственные связи и составлять целостный по смыслу и полный по лингвистической характеристике текст; исследование умения делать пересказ после прослушивания текста. Оценивалась возможность ребенка самостоятельно и полно пересказывать.

Текст, предъявляемый для пересказа, был богат вариантами лексических и грамматических категорий. Он отражал как разные предметные действия и события, так и эмоциональные состояния персонажей. Текст включал 55 имен существительных, 65 глаголов, 22 прилагательных, 29 местоимений, 21 предлог (всего 192 лингвистические единицы).

Результаты исследования детей с нормальной речью. Анализ анамнестических данных показал, что первые слова

 

62

 

у детей этой группы появились в 10— 11 мес жизни, простые предложения — в возрасте 18—20 мес. С самого начала их речь была понятна, несмотря на некоторые ее несовершенства в фонетическом отношении.

Исследование фонематического слуха показало, что более чем у половины из них (23 ребенка — 57,5%)1 он был развит полностью. У 13 детей из группы (32,5 %) имелись нарушения на уровне оппозиционных фонем (чаще это была перестановка глухих и звонких согласных). Небольшое число детей (4 человека — 10 %) допустили ошибки на уровне слов. Ни у кого из исследованных не было обнаружено нарушений на уровне изолированных фонем.

Многозначность трех предъявленных слов поняли 17,5 % детей, такое же количество из них поняли многозначность двух слов. Треть группы (35 %) поняла многозначность только одного слова, остальные дети не знали явления многозначности слов.

При исследовании понимания предложных отношений у здоровых детей с нормальной речью выяснилось, что более половины из них (55%) поняли два из трех предъявленных тестов. Не было детей, которые вообще не справились бы с заданием.

Анализ понимания предлогов показал достаточно высокое развитие грамматической стороны речи: все шесть предлогов поняли 57,5 % исследованных детей, остальные поняли три — пять предлогов. Среди детей не было таких, кто не понимал бы, что значит эта часть речи.

Рассказ после прослушивания поняли без дополнительных вопросов 25 % исследованных дошкольников. Такое же число детей справились с заданием после двух дополнительных вопросов. Небольшая часть детей (15 %) вообще не поняли рассказа, несмотря на дополнительные вопросы.

Обследование звукопроизносительной стороны речи показало, что в норме к шести годам у детей не бывает грубых ее нарушений. Искаженное произношение отмечалось лишь у единиц (5 %), главным образом это были звуки Р и Л (т. е. наиболее сложно артикулируемые).

Подавляющее число дошкольников с нормальной речью (85 %) выявили достаточную сформированность ритмической структуры слова, сумев правильно повторить все три теста.

Целостный рассказ по картинкам сделали 40 % детей. В этой группе были дети, которые передали смысл трех картинок одним предложением (35 %). Незначительная часть детей (25 %) упускали существенные смысловые моменты в сюжете.

Исследование возможности пересказывать прослушанный текст показало, что половина детей из исследованной группы может передать содержание прочитанного ими рассказа самостоятельно, но недостаточно полно. Только треть детей сделали полный самостоятельный пересказ. Небольшая часть детей (17,5 %) могли пересказывать только с помощью вопросов.

При лингвистическом анализе репродуцированного текста было установлено, что дети с нормальной речью повторили 170 лингвистических единиц. В их число вошли 51 (30 %) имя существительное, 54 (31,8%) глагола, 18,6 (10,9%) имен прилагательных, 28 (16,4%) местоимений, 18,1 (10,7%) предлогов.

В процессе пересказа детьми был допущен ряд ошибок. Пересказ у большинства детей почти полностью совпал с оригиналом. Они употребляли имена прилагательные, которые выражали этические и эстетические свойства предметов и персонажей. В их пересказе встречалось большое число личных местоимений, были и сложные предложения. Невербальные средства никто из исследованных не применял. Ни у кого из детей этой группы не отмечалось отклонений от содержания текста или пропусков в нем. Большинство детей интонационно выделяли предложения, передающие эмоциональные состояния персонажей.

Результаты исследования детей с невротической

 

63

 

формой заикания. Анализ анамнестических сведений показал, что моторное развитие детей этой группы проходило в соответствии с возрастной нормой. Все дети начинали ходить до года. Первые слова, а у многих и простые предложения появлялись также до года. Возраст, в котором началось заикание, в группе сильно варьировал (1 год 8 мес — 5 лет). Начало речевой патологии родители связывали с перенесенной детьми психической травмой. В момент исследования заикание у всех детей было выражено незначительно (непостоянные единичные запинки при беседе главным образом с незнакомыми людьми).

При обследовании фонематического слуха больше половины детей (20 человек — 66,6 %) выполнили правильно все субтесты. В то же время в этой группе встречались дети, у которых обнаруживались ошибки на уровне оппозиционных фонем (четыре ребенка — 13,3 %) и изолированных слов (6 человек — 20%). Ни у кого не было нарушений на уровне изолированных фонем.

Практически все дошкольники с невротической формой заикания поняли многозначность всех трех предъявленных слов.

Анализ понимания предложных отношений также выявил высокое развитие импрессивной стороны речи: 66,6 % детей поняли все тесты, остальные — два из трех предъявленных.

Подавляющая часть исследованных этой группы (80%) понимали значение всех шести предлогов, другая часть (20 %) понимали точно не все предлоги.

Понимание прослушанного текста было развито хорошо у подавляющего числа детей, страдающих невротической формой заикания. 60 % испытуемых этой группы поняли рассказ без наводящих вопросов. Детей, не понявших содержание рассказа, не было.

Исследование звукопроизношения выявило, что у четвертой части дошкольников с невротической формой заикания имелись незначительные искажения в произношении некоторых звуков (Р, Л, реже Щ). Остальные дети (подавляющее большинство) все звуки произносили правильно.

Практически у всех детей этой группы ритмическая структура слова была полностью сформирована. Лишь один ребенок неправильно отразил одно из трех предъявленных слов.

Целостный рассказ по картинкам смогли сделать 26,6 % детей, почти половина их частично рассказали содержание одной из картинок. Немалое число детей (30 %) пропускали существенные смысловые моменты в сюжете. Среди дошкольников с этой формой заикания не было детей, которые передали бы смысл рассказа одним предложением.

После прослушивания текста только 20 % детей с невротической формой заикания смогли пересказать его самостоятельно и передать его смысл исчерпывающе. Половина из них рассказали самостоятельно, но неполно. Остальные дети справились с заданием с помощью вопросов. Однако детей, которые совсем не могли бы пересказать текст, в этой группе не было.

При пересказе текста заикающиеся репродуцировали 167,3 лингвистических единиц. В их число вошли 48 имен существительных (28,7%), 73,2 (43,8%) глаголов, 13,1 (7,8%) имен прилагательных, 18,3 (10,9%) местоимений, 14,7 (8,8%) предлогов.

Дети с невротической формой заикания применяли главным образом вербальные средства, лишь 16,7 % из них использовали невербальные средства, которые не замещали, а дополняли информацию. В их пересказах иногда встречались сложные предложения. Многие имена прилагательные выражали эмоциональное состояние персонажей. В речи некоторых детей (26,6 %) регистрировалась прямая речь. Следует подчеркнуть особо, что дети этой группы интонационно не выделяли отдельных предложений.

Результаты исследования детей с неврозоподобной формой заикания. Анамнез свидетельствовал об отставании моторного развития детей этой группы. Навыки ходьбы развивались у них после 14—17 мес жизни. Первые слова появились в 20—22 мес, простые фразы — после 3 лет. Речь детей до 4—4,5 лет была мало понятна окружающим. Заикание

 

64

 

начиналось постепенно в возрасте 3—3,5 лет и в момент обследования было выражено в легкой степени, но проявлялось в любой форме речи и в любой ситуации.

При исследовании фонематического слуха у двух детей (6,6%) обнаружилось его нарушение на уровне изолированных фонем. Более половины из них (56,6 % — 17 детей) имели нарушения на уровне оппозиционных фонем. Незначительное число детей этой группы (6,6 % — 2 человека) справились со всеми субтестами.

Понимание многозначности слов оказалось трудной задачей для детей с неврозоподобной формой заикания. Никто из них не расшифровал многозначности всех трех слов. Более половины (53,3 %) не поняли многозначности ни одного из предъявленных тестов. Два слова расшифровали 20 % детей, столько же испытуемых поняли многозначность лишь одного слова.

Большие затруднения вызвали тесты на понимание предложных отношений. В этой группе не было детей, которые поняли бы все три предложения. 56,6 % детей поняли только одно предложение, 6,6 % — не поняли предложных отношений.

Понимание предлогов тоже было заметно ниже нормы. Все шесть экспериментальных задач решили только 10 % исследованных детей. Подавляющее число детей из этой группы (80 %) поняли значение трех-четырех предлогов, 10 % детей не знали предлогов.

Рассказ, предъявленный на слух, поняли с дополнительными вопросами 70 % детей, а треть испытуемых из этой группы не смогли понять содержание рассказа и после дополнительных вопросов.

Среди детей с неврозоподобной формой заикания не было таких, у которых бы звукопроизношение полностью соответствовало языковой норме. При повторении изолированных звуков у трети из них было нарушено звучание шипящих, свистящих, Р, Л, у остальных было нарушено произношение одной из звуковых групп.

Ритмическая структура слова у подавляющего числа детей не была сформирована.

Составление рассказа по картинкам практически у всех детей было затруднено. Только единицы из этой группы смогли сделать целостный рассказ. Некоторые испытуемые (40 %) лишь частично передавали содержание одной из картинок, другие (13,3%) пропускали существенные моменты в сюжете. У трети из них рассказ состоял из одного предложения, передающего смысл сюжета неточно.

При пересказе прослушанного текста никто из детей не сумел передать его достаточно полно. 33,3 % детей пересказали текст самостоятельно, но по содержанию далеко не исчерпывающе. С помощью вопросов сделали пересказ 43,3 % детей, а 23,4 % вообще не смогли выполнить эту задачу.

При пересказе текста дошкольники с неврозоподобной формой заикания репродуцировали 120,2 лингвистических единиц, куда вошли 59 (49 %) имен существительных, 33 (27,2 %) глаголов, 8,8 (7 %) прилагательных, 13,4 (11 %) местоимений и 7 (5,8%) предлогов.

При пересказе большинство детей использовали простые, короткие выражения. Лексика была связана с конкретной предметной ситуацией. Имен существительных в пересказе было больше, чем в тексте оригинала. Прилагательные обычно характеризовали величину, из местоимений употреблялись только указательные. Неологизмов в пересказе не встречалось. Интонационное оформление речи было бедным, монотонным.

Анализ полученных данных. Фонематический слух у исследованных здоровых детей шести лет и их сверстников с невротической формой заикания был близок к завершению своего развития. У заикающихся дошкольников с неврозоподобной формой заикания развитие фонематического слуха находилось на низкой ступени, большой процент детей обнаруживали его несформированность на уровне оппозиционных фонем и лишь у единиц он был сформирован полностью.

Понимание многозначности слов

 

65

 

являлось сложной задачей для детей с нормальным речевым развитием, треть из них вообще не знали многозначности слов, а треть могли расшифровать многозначность только одного из трех предъявленных слов. Иная картина наблюдалась у детей с невротическим заиканием. Они далеко опережали норму: практически все обследованные поняли многозначность трех предъявленных слов, и не было никого, кто не понимал бы этого языкового явления. Дети с неврозоподобной формой заикания отставали от нормы в развитии понимания многозначности слова: более половины из них знали только одно значение слова, остальные расшифровывали многозначность двух слов.

Предложные отношения осознавались детьми с нормальным речевым развитием неполностью: половина из них поняли два из трех экспериментальных предложений, только незначительная часть (20 %) полностью и правильно трактовали предложные отношения. Эта сторона языкового осознавания несколько лучше была развита у детей с невротической формой заикания. У детей с неврозоподобной формой заикания эти понятия были сформированы хуже, чем в норме. Среди них были такие, кто не понял предложных отношений, большинство же смогли выполнить задачу частично и расшифровали только одно из трех предъявленных предложений.

Понимание предлогов у детей без речевой патологии было полным лишь у половины исследованных, остальные понимали три-четыре предлога из шести предъявленных. Дети с невротической формой заикания понимали предлоги лучше детей с нормальной речью; практически все знали значение всех шести предлогов. Большинство детей с неврозоподобной формой заикания понимали лишь часть предлогов, среди них были дети, которые совсем не знали значения предлогов. Эти результаты соотносились с данными литературы, свидетельствующими о плохой координации движений и нарушении пространственного гнозиса у дошкольников этой группы [4], [6].

Все эти особенности формирования номинативной функции речи, по-видимому, отразились на понимании рассказа после слухового предъявления. Подавляющее число детей с нормальной речью и с неврозоподобным заиканием поняли текст благодаря дополнительным вопросам. Особенность этих групп состояла в том, что треть детей без речевой патологии поняли текст без дополнительных вопросов, а треть детей с неврозоподобной формой заикания вообще не поняли его, несмотря на дополнительные вопросы. Понимание рассказа после слухового предъявления детьми с невротической формой заикания было развито лучше, чем в норме: большинство из них обнаружили полное понимание текста без дополнительных вопросов.

Уровень сформированности фонетической речи и ритмической структуры слова был сходен в группах детей с нормальной речью и невротической формой заикания, а у детей с неврозоподобной формой заикания был значительно ниже.

Если результаты исследования импрессивной стороны речи у трех групп детей указывали на высокое ее развитие у дошкольников с невротической формой заикания и ограниченные возможности в этом плане у детей с неврозоподобной формой заикания по сравнению с нормой, то данные изучения контекстной монологической речи выявили иные тенденции. Тесты, направленные на выявление сформированности этой стороны речи, обнаруживали сходство групп заикающихся детей между собой и существенные отличия их от нормы. Так, полный рассказ по картинке был доступен почти половине детей без речевой патологии, лишь четвертой части детей с невротической формой заикания и только единицам с неврозоподобной формой заикания. Особым отличием от нормы выступили пропуски существенных моментов в сюжете, которые встречались почти в два раза чаще у детей с заиканием.

Пересказ прослушанного текста также выявил большие затруднения у детей с заиканием. Лингвистический анализ репродуцированного текста показал, что количество лингвистических единиц

 

66

 

в пересказе у детей с нормальной речью и с невротической формой заикания было практически одинаково, а дети с неврозоподобной формой заикания продуцировали слов на треть меньше.

Интересно отметить, что в норме дошкольники применяли имена существительные и глаголы одинаково часто, реже в два раза у них встречались местоимения, в три раза — прилагательные и предлоги. У детей с невротической формой заикания не было этой закономерности: глаголы встречались почти в два раза чаще, чем имена существительные, остальные части речи занимали в лексическом материале примерно по 10%. У дошкольников с неврозоподобной формой заикания половину лексического материала составляли имена существительные, менее трети — глаголы, почти в три раза реже по сравнению с нормой употреблялись предлоги.

Лингвистические ошибки также отличались у заикающихся от нормы целым рядом особенностей. Прежде всего необходимо отметить, что виды фонетических, морфологических и лексических ошибок в группе детей без заикания были шире по диапазону, чем у заикающихся. Мы думаем, что этот факт связан с появлением в активном словаре детей старшего дошкольного возраста большого количества слов со сложной лексической и фонетической структурой, а также с употреблением таких предложений, в которых необходимо согласование многих слов. В целом полученные данные подтвердили результаты более ранних исследований, свидетельствующих о том, что в норме к шести годам жизни заканчивается формирование языка в лексико-грамматическом плане.

У дошкольников с заиканием наиболее отличительным от нормы признаком были морфологические ошибки в виде пауз, а также многочисленные и разнообразные логико-синтаксические ошибки в виде алогий и хиатусов2, численность которых значительно превышала норму. У детей с заиканием регистрировались некоторые логико-синтаксические ошибки, которые не наблюдались в норме. К ним относились в первую очередь ошибки в программировании, неоконченные слова и предложения, употребление невербальных средств, отклонения от содержания и пропуски существенных смысловых моментов репродуцированного текста.

Таким образом, сравнительные данные по исследованию импрессивной и экспрессивной речи в норме и при заикании позволили глубже представить особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ полученных результатов исследования свидетельствует о том, что у детей с невротической формой заикания хорошо развита номинативная сторона речи и сформированы все грамматические категории, однако монологическая контекстная речь в своем становлении существенно отстает от нормы. Эти дети хуже своих сверстников используют имеющийся в их распоряжении лексический и грамматический материал, практически не могут самостоятельно составить рассказ по картинке и особенно передать содержание прослушанного текста. По-видимому, возникновение судорожных запинок при невротической форме заикания падает на период формирования монологической контекстной речи, что искажает ее развитие, лексическая и грамматическая же стороны речи практически не страдают, так как их основы уже сформированы до начала заикания.

При неврозоподобной форме заикания регистрируется низкий уровень развития всей языковой системы, что отражает, по всей вероятности, иной, чем при невротической форме, исходный фон, на котором появляются судорожные запинки. Можно думать, что при неврозоподобной форме заикания судорожные запинки возникают в процессе формирования лексической и фонетической систем языка и становятся дополнительной вредностью для формирования как ситуативной, так и контекстной речи.

Полученные данные интересно рассмотреть с позиций современных психологических концепций речевых механизмов [7].

 

67

 

Можно думать, что при неврозоподобной форме заикания первично страдают базовые элементы этих механизмов. При невротической форме нарушается развитие самого высокого, видимо, наиболее сложного уровня внутреннеречевых механизмов, что затрудняет в определенных условиях общения актуализацию необходимых базовых элементов вербальной сети.

Речевая патология — заикание — может служить моделью для изучения развития разных уровней вербальной сети. Исследование заикающихся детей показывает, что базовые элементы внутреннеречевых механизмов не остаются изолированными, а существенно влияют на формирование более высоких уровней. Полученные в данной работе результаты свидетельствуют о том, что базовые уровни могут быть сформированы в короткий временной период онтогенеза (у некоторых детей — к полутора годам жизни), в то время как развитие более высоких уровней вербальной сети (монологическая контекстная речь и пр.) требует более продолжительного времени и не заканчивается к шестилетнему возрасту.

 

1. Асатиани Н. М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. М., 1983.

2. Белякова Л. И. Нарушение функциональной системы речи при заикании // Невропатология и психиатрия. 1976. Вып. 10.

3. Белякова Л. И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания: Автореф. докт. дис. М., 1981.

4. Белякова Л. И., Кумалья И. Сравнительный анализ состояния двигательных и речедвигательных функций у заикающихся дошкольников // Дефектология. 1985.

5. Левина Р. Е. Заикание у детей. // Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1975.

6. Рычкова Н. А. Состояние произвольной двигательной деятельности и речи детей дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формами заикания // Дефектология. 1981. № 6.

7. Ушакова Т. Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии // Психологические и психофизические исследования речи / Отв . ред. Т.Н. Ушакова. М., 1985.

8. Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1976.

9. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. М., 1980.

 

Поступила в редакцию 5.VI 1989 г.



1 В статье материал анализируется по группам испытуемых: 40 чел.— норма, 30 чел.— дети с невротической формой заикания, 30 чел.— дети с неврозоподобной формой заикания. Проценты вычисляются по каждой группе отдельно с целью сравнительного анализа.

2 Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.