Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

185

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СПЕЦКУРСА «ГЕНЕЗИС ЛИЧНОСТИ»

 

Т.И. ЧИРКОВА

г. Горький

 

На IV курсе дошкольного факультета пединститута им. М. Горького организован особый вид учебно-профессиональной деятельности студентов по усвоению спецкурса «Генезис личности». Основное содержание спецкурса базируется на знаниях студентов по общественным наукам, на теоретической и практической подготовке по общей и детской психологии, на профессиональной подготовке по педагогическим дисциплинам. Поэтому при разработке критериев эффективности обучения студентов учитываются три области знаний: обществоведческие, собственно психологические, педагогические.

На первом занятии студенты знакомятся со структурой спецкурса, обсуждают ее, вносят свои поправки и пожелания в содержание и формы работы, принимают окончательный план организации своей учебной деятельности. Такое обсуждение необходимо, так как вся работа организуется на принципах диалогического общения, демократического взаимодействия преподавателя со студентами и создания условий для максимального проявления творческой активности самих студентов.

Содержание спецкурса включает следующие темы:

Методология исследования личности в советской психологии. Личность как системное социальное качество.

Теоретические проблемы генезиса личности. Закономерности развития личности, сформулированные в советской психологии.

Анализ зарубежных теорий генезиса личности. Психоаналитическая концепция Э. Эриксона. Гуманистические концепции.

Механизмы развития личности: идентификация, обособление, персонализация.

Практические проблемы воспитания личности. Педагогический стиль общения как условие развития личности. Анализ воспитания личности в практике педагогов-новаторов. Гуманистические принципы воспитания личности ребенка в педагогической системе Венгерского методологического центра домов ребенка им. Э. Пиклер.

Анализ методов и конкретных методик изучения индивидуальности личности ребенка.

Учебный рабочий план по спецкурсу включает 16 лекционных часов; проведение дискуссии («Почему необходима реформа системы дошкольного воспитания и какой она должна быть?»); изучение стилей педагогического общения воспитателей с детьми на занятиях методом Фландерсовской системы анализа категорий взаимодействия [3], а также наблюдение (не менее двух часов) за обращениями воспитателей к детям в свободное от занятий время по методике, разработанной на нашей кафедре [4]. Кроме того, студенты самостоятельно изучают литературу по данной проблеме, причем не только общедоступную, но и материалы-документы Венгерского методологического центра им. Э. Пиклер, делают переводы иностранной литературы; накапливают пакет методик для изучения индивидуальных особенностей личности ребенка раннего и дошкольного возраста. Завершается работа по спецкурсу зачетом.

Общая оценка эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов по спецкурсу слагается из следующих компонентов 1) результаты решения тестовых задач на измерение основного и побочного конечного продукта учебной деятельности; 2) оценка качества собранного фактического материала, степени осмысления того, в каком состоянии находится практика воспитания личности ребенка в детских учреждениях; 3) вооруженность психолого-педагогическим инструментарием изучения личности и компетентность в области методов полноценного воспитания личности с первых лет жизни ребенка.

При подведении итогов мы отказались от

 

186

 

традиционных форм зачета: репродуктивного воспроизведения содержания спецкурса; проверки материалов самостоятельной работы с литературными источниками (конспектами, тезисами и т.д.), так как они являются лишь внешними показателями предшествующей работы. Конечным основным и побочным продуктом учебно-профессиональной деятельности по спецкурсу должны быть: развитие познавательной и профессиональной мотивации; проявление профессионального отношения к материалу; профессиональная компетентность и вооруженность (умения, навыки); широкая информированность в проблеме; творческое мышление; личностные качества (наблюдательность, любознательность, положительные качества общения, нравственная гуманистическая направленность).

Показателями развития познавательной и профессиональной мотивации, проявления профессионального отношения являются: вопросы студентов; обсуждение спорных положений; высказывание своего согласия или несогласия при восприятии информации; стремление обсудить с преподавателем те или иные личностные проблемы применительно к себе, своим детям, членам семьи; постоянное обсуждение случаев и наблюдений из практики работы в детских учреждениях; желание поделиться с товарищами и преподавателем новинками литературы; снятие копий и распространение редких изданий; переводов иностранной литературы; взаимные посещения групп детских садов в целях показать лучший опыт общения воспитателей с детьми; нахождение новых оригинальных методик и т. д.

Данные показатели могут быть зафиксированы и иметь количественное выражение. Однако мы отмечали их лишь как общий психологический настрой учебных групп.

Профессиональная компетентность в теоретических и практических проблемах генезиса личности замерялась нами с помощью тестовых задач. Мы разработали свыше 30 таких задач, и часть их ежегодно обновляется. Для объективности оценки каждая тестовая задача имеет определенное количество эталонных ответов. При необходимости (в случае дифференцированного зачета) может быть проделана процедура вычисления коэффициента усвоения: К= , где а — число правильно названных студентом эталонных положений решения задачи; р — общее число положений эталона ее решения. Считается, что студент усвоил материал, если по результатам решения задачи его коэффициент усвоения больше, чем 0,7. Поскольку у нас два типа задач — эвристические и творческие, то и коэффициент усвоения высчитывается по двум уровням овладения учебно-профессиональной деятельностью.

Решение эвристических задач предполагает опору на ранее усвоенные знания, но требует определенной трансформации имеющегося опыта и приспособления к новым, нетипичным условиям деятельности. Приведем примеры тестовых задач эвристического типа (каждая из задач предполагает определенное количество эталонных решений):

I. Докажите, что только демократический стиль педагогического общения является благоприятным условием полноценного развития личности.

Эталонный ответ предполагает 10 положений. Демократический стиль:

1) обеспечивает положительное эмоциональное взаимодействие;

2) обеспечивает взаимопонимание;

3) создает условия для сотрудничества, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности;

4) объединяет детей, способствует появлению чувства «мы», т. е. обеспечивает возможность «смотреть в другого, как в зеркало» и сознавать себя;

5) формирует положительное отношение к самому себе;

6) способствует работе механизма идентификации, а не отчуждения или обособления;

7) обеспечивает позицию максимальной активности субъектов деятельности, обеспечивает развитие свободы и право выбора;

8) обеспечивает условия для развития самоконтроля и саморегуляции;

9) создает возможности для осознания ребенком своих прав и обязанностей;

10) обеспечивает развитие самосознания и нравственных установок.

Вывод: демократический стиль обеспечивает реализацию основных функций общения: актуализирующую (типичные и индивидуальные стороны личности, способы, средства социального развития личности), эмоциональную, информационную, нормативно-регулирующую.

II. Докажите, в чем суть антипедагогичности либерально-попустительского педагогического стиля. Какой вред этот стиль может нанести развивающейся личности ребенка?

III. В чем таится опасность для развития личности ребенка, находящегося постоянно в условиях авторитарного педагогического стиля?

IV. Можно ли считать, что заботливое, бережное, постоянно щадящее обращение с ребенком обеспечит надежность формирования

 

187

 

всех положительных сторон его личности?

V. Какие издержки воспитания личности ребенка возникают в условиях постоянного ограничения его активности (варианты — коммуникативной, моторной, интеллектуальной)?

VI. В чем принципиальное отличие следующих форм поведения: автономность, самостоятельность, независимость, упрямство, негативизм, конформность?

Несколько своеобразными, но также требующими эвристической деятельности были, например, такие задачи. Студентам предлагалось какое-либо теоретическое высказывание, чрезвычайно важное в плане генезиса личности и несущее в себе большую смысловую нагрузку (например: «Ускорение научно-технического прогресса объективно содержит в себе категорический социальный императив — живое знание должно опережать в своем развитии овеществленное» [1; 70]). Необходимо было раскрыть понимание этого смысла, опираясь на философское обоснование, и обязательно показать значение этого положения для педагогической практики.

Тестовые задачи эвристического типа применяются нами на зачете одновременно с творческими задачами. О творческом уровне усвоения учебно-профессионального материала можно говорить тогда, когда студент умеет решать проблемные задачи в ходе самостоятельной исследовательской деятельности, которая завершается переоценкой и созданием новой информации в данной области знаний или общественной практики. Конечно, уровень этой новизны и значимости при решении таких задач может быть различным.

В работе по спецкурсу, как уже указывалось, есть задание по изучению стилей педагогического общения с помощью Фландерсовской системы анализа. Поскольку она описана в литературе только применительно к школьным учебным занятиям, то от студентов требовалось проявление творчества в: 1) адаптации этого метода к анализу занятий с детьми дошкольного возраста; 2) нахождении удобной формы протокольных записей материала по проявлению активности не только воспитателя, но и детей на занятиях; 3) поисках графического оформления собранного материала; 4) выделении критериев качественного анализа категорий взаимодействия воспитателя с детьми; 5) выводах о значении стилей педагогического взаимодействия воспитателя с детьми для развития их личности.

Вторым заданием творческого характера является изучение стиля педагогического общения как условия развития личности ребенка в свободное от занятий время. Студентам даются методические указания по проведению хронометража (не менее двух часов наблюдений) обращений воспитателя к детям и алгоритм обработки собранного фактического материала (см.[4; 85—91]) . Далее этот материал студенты обсуждают в письменной форме в соответствии с определенным кругом вопросов.

Творчество студентов при выполнении этого задания может проявиться разносторонне: в теоретическом осмыслении; в нахождении новых способов изучения стиля педагогического общения; в поиске способов графического оформления материала; в педагогических находках взаимодействия взрослого с детьми; в критическом анализе неблагополучия практики взаимодействия воспитателей с детьми и т. д.

Одним из основных конечных продуктов учебно-профессиональной деятельности студентов по спецкурсу «Генезис личности» должно быть овладение психолого-педагогическим инструментарием изучения, воспитания и коррекции развивающейся личности ребенка раннего и дошкольного возраста. Поэтому одним из критериев эффективности работы по спецкурсу является пакет методик, собранных каждым студентом самостоятельно, на основе изучения литературы, методических пособий, дипломных работ и т. д. На зачете оценивается не только количество этих методик, но и их валидность, надежность, возрастная направленность; широта охвата личностных качеств; теоретическая обоснованность. В оформлении важна четкая постановка цели исследования, описание хода исследования, форма протоколов, линии количественного и качественного анализа и т. д.

 

Завершающим этапом в работе по спецкурсу является обсуждение того, насколько студенты сами осознают свою теоретическую и практическую подготовленность к реализации задач по воспитанию личности ребенка в детском саду. На основе самоанализа делаются выводы о том, как еще улучшить свою подготовку в этом плане.

Разработка такой формы оценки успешности овладения учебно-профессиональной деятельности студентами по спецкурсу реализует требования и текущего контроля, и оценки конечного продукта деятельности. Она приносит уверенность в работе и самому преподавателю, ибо более или менее полно удовлетворяется потребность в обратной связи. Диалогическое, продуктивное общение

 

188

 

со студентами в процессе работы по спецкурсу побуждает самого преподавателя к постоянному творческому поиску.

 

1. Араб-Оглы Э. А. Поколения людей и поколения машин // Коммунист. 1987. № 12. С. 63—75.

2. Пахомов Н. Н., Татур Ю. Г. Технологический вызов — новая революция в образовании // Вестн. высшей школы. 1988. № 1. С. 13—23.

3. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984. С. 145—161.

4. Чиркова Т. И. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку // Вопр. психол. 1987. № 3. С. 85—91.