185
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СПЕЦКУРСА «ГЕНЕЗИС ЛИЧНОСТИ»
Т.И. ЧИРКОВА
г. Горький
На IV курсе дошкольного факультета пединститута им.
М. Горького организован особый вид учебно-профессиональной деятельности студентов
по усвоению спецкурса «Генезис личности». Основное содержание спецкурса
базируется на знаниях студентов по общественным наукам, на теоретической и
практической подготовке по общей и детской психологии, на профессиональной
подготовке по педагогическим дисциплинам. Поэтому при разработке критериев
эффективности обучения студентов учитываются три области знаний:
обществоведческие, собственно психологические, педагогические.
На первом занятии студенты знакомятся со структурой
спецкурса, обсуждают ее, вносят свои поправки и пожелания в содержание и формы
работы, принимают окончательный план организации своей учебной деятельности.
Такое обсуждение необходимо, так как вся работа организуется на принципах
диалогического общения, демократического взаимодействия преподавателя со
студентами и создания условий для максимального проявления творческой активности
самих студентов.
Содержание спецкурса включает следующие темы:
Методология
исследования личности в советской психологии. Личность как системное социальное
качество.
Теоретические
проблемы генезиса личности. Закономерности развития личности, сформулированные
в советской психологии.
Анализ
зарубежных теорий генезиса личности. Психоаналитическая концепция Э. Эриксона.
Гуманистические концепции.
Механизмы
развития личности: идентификация, обособление, персонализация.
Практические
проблемы воспитания личности. Педагогический стиль общения как условие развития
личности. Анализ воспитания личности в практике педагогов-новаторов.
Гуманистические принципы воспитания личности ребенка в педагогической системе
Венгерского методологического центра домов ребенка им. Э. Пиклер.
Анализ методов
и конкретных методик изучения индивидуальности личности ребенка.
Учебный рабочий план по спецкурсу включает 16 лекционных
часов; проведение дискуссии («Почему необходима реформа системы дошкольного
воспитания и какой она должна быть?»); изучение стилей педагогического общения
воспитателей с детьми на занятиях методом Фландерсовской системы анализа
категорий взаимодействия [3], а также наблюдение (не менее
двух часов) за обращениями воспитателей к детям в свободное от занятий время по
методике, разработанной на нашей кафедре [4]. Кроме того,
студенты самостоятельно изучают литературу по данной проблеме, причем не только
общедоступную, но и материалы-документы Венгерского методологического центра
им. Э. Пиклер, делают переводы иностранной литературы; накапливают пакет
методик для изучения индивидуальных особенностей личности ребенка раннего и
дошкольного возраста. Завершается работа по спецкурсу зачетом.
Общая оценка эффективности учебно-профессиональной
деятельности студентов по спецкурсу слагается из следующих компонентов 1)
результаты решения тестовых задач на измерение основного и побочного конечного
продукта учебной деятельности; 2) оценка качества собранного фактического
материала, степени осмысления того, в каком состоянии находится практика
воспитания личности ребенка в детских учреждениях; 3) вооруженность психолого-педагогическим
инструментарием изучения личности и компетентность в области методов
полноценного воспитания личности с первых лет жизни ребенка.
При подведении итогов мы отказались от
186
традиционных форм зачета: репродуктивного воспроизведения
содержания спецкурса; проверки материалов самостоятельной работы с
литературными источниками (конспектами, тезисами и т.д.), так как они являются
лишь внешними показателями предшествующей работы. Конечным основным и побочным
продуктом учебно-профессиональной деятельности по спецкурсу должны быть:
развитие познавательной и профессиональной мотивации; проявление
профессионального отношения к материалу; профессиональная компетентность и
вооруженность (умения, навыки); широкая информированность в проблеме;
творческое мышление; личностные качества (наблюдательность, любознательность,
положительные качества общения, нравственная гуманистическая направленность).
Показателями
развития познавательной и профессиональной мотивации, проявления профессионального
отношения
являются: вопросы студентов; обсуждение спорных положений; высказывание своего
согласия или несогласия при восприятии информации; стремление обсудить с
преподавателем те или иные личностные проблемы применительно к себе, своим
детям, членам семьи; постоянное обсуждение случаев и наблюдений из практики
работы в детских учреждениях; желание поделиться с товарищами и преподавателем
новинками литературы; снятие копий и распространение редких изданий; переводов
иностранной литературы; взаимные посещения групп детских садов в целях показать
лучший опыт общения воспитателей с детьми; нахождение новых оригинальных
методик и т. д.
Данные показатели могут быть зафиксированы и иметь
количественное выражение. Однако мы отмечали их лишь как общий психологический
настрой учебных групп.
Профессиональная
компетентность
в теоретических и практических проблемах генезиса личности замерялась нами с
помощью тестовых задач. Мы разработали свыше 30 таких задач, и часть их
ежегодно обновляется. Для объективности оценки каждая тестовая задача имеет
определенное количество эталонных ответов. При необходимости (в случае
дифференцированного зачета) может быть проделана процедура вычисления
коэффициента усвоения: К= , где а — число правильно названных студентом
эталонных положений решения задачи; р — общее число положений эталона ее
решения. Считается, что студент усвоил материал, если по результатам решения
задачи его коэффициент усвоения больше, чем 0,7. Поскольку у нас два типа задач
— эвристические и творческие, то и коэффициент усвоения высчитывается по двум
уровням овладения учебно-профессиональной деятельностью.
Решение эвристических задач предполагает опору на
ранее усвоенные знания, но требует определенной трансформации имеющегося опыта
и приспособления к новым, нетипичным условиям деятельности. Приведем примеры
тестовых задач эвристического типа
(каждая из задач предполагает определенное количество эталонных решений):
I. Докажите, что только демократический стиль
педагогического общения является благоприятным условием полноценного развития
личности.
Эталонный ответ предполагает 10 положений.
Демократический стиль:
1) обеспечивает положительное эмоциональное
взаимодействие;
2) обеспечивает взаимопонимание;
3) создает условия для сотрудничества, дает
понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности;
4) объединяет детей, способствует появлению чувства
«мы», т. е. обеспечивает возможность «смотреть в другого, как в зеркало» и
сознавать себя;
5) формирует положительное отношение к самому себе;
6) способствует работе механизма идентификации, а не
отчуждения или обособления;
7) обеспечивает позицию максимальной активности
субъектов деятельности, обеспечивает развитие свободы и право выбора;
8) обеспечивает условия для развития самоконтроля и
саморегуляции;
9) создает возможности для осознания ребенком своих
прав и обязанностей;
10) обеспечивает развитие самосознания и
нравственных установок.
Вывод: демократический стиль обеспечивает реализацию
основных функций общения: актуализирующую (типичные и индивидуальные стороны
личности, способы, средства социального развития личности), эмоциональную,
информационную, нормативно-регулирующую.
II. Докажите, в чем суть антипедагогичности
либерально-попустительского педагогического стиля. Какой вред этот стиль может
нанести развивающейся личности ребенка?
III. В чем таится опасность для развития личности
ребенка, находящегося постоянно в условиях авторитарного педагогического стиля?
IV. Можно ли считать, что заботливое, бережное,
постоянно щадящее обращение с ребенком обеспечит надежность формирования
187
всех положительных сторон его личности?
V. Какие издержки воспитания личности ребенка
возникают в условиях постоянного ограничения его активности (варианты —
коммуникативной, моторной, интеллектуальной)?
VI. В чем принципиальное отличие следующих форм
поведения: автономность, самостоятельность, независимость, упрямство,
негативизм, конформность?
Несколько своеобразными, но также требующими
эвристической деятельности были, например, такие задачи. Студентам предлагалось
какое-либо теоретическое высказывание, чрезвычайно важное в плане генезиса
личности и несущее в себе большую смысловую нагрузку (например: «Ускорение научно-технического
прогресса объективно содержит в себе категорический социальный императив —
живое знание должно опережать в своем развитии овеществленное» [1;
70]). Необходимо было раскрыть понимание этого смысла, опираясь на философское
обоснование, и обязательно показать значение этого положения для педагогической
практики.
Тестовые задачи эвристического типа применяются нами
на зачете одновременно с творческими
задачами. О творческом уровне усвоения учебно-профессионального материала
можно говорить тогда, когда студент умеет решать проблемные задачи в ходе
самостоятельной исследовательской деятельности, которая завершается переоценкой
и созданием новой информации в данной области знаний или общественной практики.
Конечно, уровень этой новизны и значимости при решении таких задач может быть
различным.
В работе по спецкурсу, как уже указывалось, есть
задание по изучению стилей педагогического общения с помощью Фландерсовской
системы анализа. Поскольку она описана в литературе только применительно к школьным
учебным занятиям, то от студентов требовалось проявление творчества в: 1)
адаптации этого метода к анализу занятий с детьми дошкольного возраста; 2)
нахождении удобной формы протокольных записей материала по проявлению
активности не только воспитателя, но и детей на занятиях; 3) поисках
графического оформления собранного материала; 4) выделении критериев
качественного анализа категорий взаимодействия воспитателя с детьми; 5) выводах
о значении стилей педагогического взаимодействия воспитателя с детьми для
развития их личности.
Вторым заданием творческого характера является
изучение стиля педагогического общения как условия развития личности ребенка в
свободное от занятий время. Студентам даются методические указания по
проведению хронометража (не менее двух часов наблюдений) обращений воспитателя
к детям и алгоритм обработки собранного фактического материала (см.[4;
85—91]) . Далее этот материал студенты обсуждают в письменной форме в
соответствии с определенным кругом вопросов.
Творчество студентов при выполнении этого задания
может проявиться разносторонне: в теоретическом осмыслении; в нахождении новых
способов изучения стиля педагогического общения; в поиске способов графического
оформления материала; в педагогических находках взаимодействия взрослого с
детьми; в критическом анализе неблагополучия практики взаимодействия
воспитателей с детьми и т. д.
Одним из основных конечных продуктов
учебно-профессиональной деятельности студентов по спецкурсу «Генезис личности»
должно быть овладение психолого-педагогическим инструментарием изучения,
воспитания и коррекции развивающейся личности ребенка раннего и дошкольного
возраста. Поэтому одним из критериев эффективности работы по спецкурсу является
пакет методик, собранных каждым студентом самостоятельно, на основе изучения
литературы, методических пособий, дипломных работ и т. д. На зачете оценивается
не только количество этих методик, но и их валидность, надежность, возрастная
направленность; широта охвата личностных качеств; теоретическая обоснованность.
В оформлении важна четкая постановка цели исследования, описание хода
исследования, форма протоколов, линии количественного и качественного анализа и
т. д.
Завершающим этапом в работе по спецкурсу является
обсуждение того, насколько студенты сами осознают свою теоретическую и
практическую подготовленность к реализации задач по воспитанию личности ребенка
в детском саду. На основе самоанализа делаются выводы о том, как еще улучшить
свою подготовку в этом плане.
Разработка такой формы оценки успешности овладения
учебно-профессиональной деятельности студентами по спецкурсу реализует
требования и текущего контроля, и оценки конечного продукта деятельности. Она
приносит уверенность в работе и самому преподавателю, ибо более или менее полно
удовлетворяется потребность в обратной связи. Диалогическое, продуктивное общение
188
со студентами в процессе
работы по спецкурсу побуждает самого преподавателя к постоянному творческому
поиску.
1.
Араб-Оглы Э. А.
Поколения людей и поколения машин // Коммунист. 1987. № 12. С. 63—75.
2.
Пахомов Н. Н., Татур Ю. Г.
Технологический вызов — новая революция в образовании // Вестн. высшей школы.
1988. № 1. С. 13—23.
3.
Стоунс Э.
Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984. С.
145—161.
4.
Чиркова Т. И.
Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку // Вопр. психол.
1987. № 3. С. 85—91.