Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

134

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

 

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. Д. ЛЕВИТОВА

 

В текущем году исполняется 100 лет со дня рождения одного из виднейших советских психологов, активного участника формирования и становления советской психологической науки.

Имя Николая Дмитриевича Левитова широко известно не только в советской психологии, но и во всей психологической науке. Дважды он представлял психологическую науку нашей страны на международных психологических конференциях: в Париже (1927) и в Утрехте (1928).

В сложные годы становления советской школы, педагогической и психологической науки он всегда выступал как психолог с широкими интересами имея четкую систему представлений о советской школе, непременно политехнической. Поэтому в те годы он активно сотрудничал с Центральным институтом труда (ЦИТ) под руководством проф. А.К. Гастева, создавал и внедрял диагностические тесты для профориентации и профконсультаций по рабочим профессиям, участвовал в процессе подготовки учителей в системе народного образования, по мере сил и возможностей выступал как переводчик и пропагандист наиболее интересных, по его мнению, работ зарубежных психологов, которые могли бы быть полезными в создании новой политехнической советской школы.

Биография Н.Д. Левитова сложна и неоднозначна, в чем-то она сродни биографии самой психологической науки в нашей стране; можно смело сказать, что его биография почти полностью заключается в его неутомимой психологической деятельности.

Родился Николай Дмитриевич 17 апреля 1890 г. в г. Ранненбурге Рязанской губернии (теперь г. Чаплыгин Липецкой обл.) в семье священника и был последним ребенком в многодетной семье. Несмотря на раннюю смерть отца, кормильца, мать сумела воспитать в детях не только высокие нравственные качества, но и широкие познавательные интересы, глубокий интерес к литературе и искусству. В их религиозной семье не было ханжества, дети учились музыке (брат неплохо играл на скрипке, сам Николай Дмитриевич играл на рояле), почти все они принимали участие в городских любительских спектаклях. С самых ранних лет Николай Дмитриевич отличался особыми способностями: к пяти годам практически самостоятельно он овладел грамотой и под влиянием старших детей, по его словам, как-то исподволь начал

 

135

 

овладевать французским, а затем и немецким языком. В 10 лет он уже выпускал домашний альманах.

Закончив Ранненбургское духовное училище первым учеником, он продолжил обучение (за казенный счет) в Рязанской духовной семинарии, откуда, как один из самых способных учащихся, был направлен в Петербургскую духовную академию, которую блестяще закончил в 1914 г. со званием магистра.

Впоследствии Н.Д. Левитов часто подчеркивал, что его становление как ученого во многом обеспечивалось высочайшим уровнем научной подготовки, осуществлявшейся в высших учебных заведениях тогдашнего Петербурга. Духовная академия не была исключением. Например, любую заказанную слушателем академии литературу, в том числе и иностранную, он получал не позже, чем через два дня. В тот период он не только овладел в совершенстве тремя языками, но и увлекся чтением художественной литературы, особенно своих любимых авторов — французских романистов. Но, что особенно удивительно, в то же самое время он увлеченно занимался в Петербургском психоневрологическом институте психологией под руководством профессоров А.Ф. Лазурского и В.С. Серебренникова, что в конечном итоге и определило его судьбу.

С 1918 по 1921 г. он работал преподавателем психологии и логики в Ранненбургском педагогическом институте (вновь созданном), при этом избирался председателем правления института (ректората).

С 1921 г. Н.Д. Левитов постоянно жил и работал в Москве. Сперва он преподавал логику и психологию в Институте народного образования, потом, с 1923 по 1936 г., работал сначала в лаборатории ЦИТ, а затем руководил психологической лабораторией Института им. В.А. Обуха. В этот период научная деятельность Н.Д. Левитова была, по его словам, наиболее плодотворна. Его доклад на международной конференции в Утрехте (1928) был отмечен как один из самых интересных, в связи с чем докладчик получил максимальное время для выступления (такой чести удостоен был еще Э. Клапаред). Работал он в тот период чрезвычайно увлеченно и впоследствии писал: «Мои интересы сосредоточены прежде всего в психологии труда, затем в психологии личности и педагогической психологии». О его увлеченности проблемами профконсультации и профпригодности говорит, к примеру, такой факт, что в тот период он возглавлял работу кабинета проф-консультаций в Институте охраны здоровья детей и подростков и был еще фактическим научным и методическим руководителем свыше 20 профконсультаций.

Первая монография Н.Д. Левитова была опубликована в 1923 г. Это широко известный в то время труд «Психологическая лаборатория и школьная практика». Уже в 1926 г. выходит вторая его монография «Психотехника и профессиональная пригодность» (дважды переиздавалась). В этих работах Н.Д. Левитов представлял наиболее прогрессивных психологов и педагогов того времени, подчеркивая роль обучения в развитии и формировании способностей ребенка. Несмотря на то, что обе работы вышли в свет более 60 лет назад, многое в них сохраняет ценность и представляет интерес для нынешней практики обучения и воспитания.

В начале 1936 г. Н.Д. Левитов был утвержден в степени кандидата наук (к этому времени он имел уже 21 публикацию, среди которых несколько солидных монографий). Этот период отмечен его дружбой с психологами, представлявшими  советскую  науку в 30-е гг.: К.X. Кекчеевым, А.К. Гастевым, Н.А. Бернштейном, П.П. Блонским, Н.А. Рыбниковым. П.П. Блонский ввел его в кружок психологов и педагогов, объединенных вокруг Н.К. Крупской. Он стал членом ГУСа, председателем которого была Н.К. Крупская.

В конце 1936 г. все изменилось. В связи с печально известной реорганизацией ЦИТа, Института им. В.А. Обуха, вообще всех лабораторий, связанных с психологией труда, Н.Д. Левитов, как и многие психологи, оказывается

 

136

 

перед необходимостью «переквалифицироваться». Все свою жизнь он считал это ошибочным. К концу жизни он вновь возвратился к своей любимой теме — создал известное учебное пособие для учителей по труду «Психология труда» (1963), которая, по существу, явилась первым в советской психологии опытом систематического изложения курса психологии труда. Появление такой работы стало необходимым в связи с перестройкой общеобразовательной школы и возвращением к идеям трудового и политехнического обучения.

В период 1936—1938 гг. он работал в Институте политехнического образования в должности психолога биологической группы. К этому времени он уже сложился как зрелый ученый, и такое положение его не устраивало. В 1938 г. он перешел в Институт психологии, где работал заведующим сначала лаборатории воли и характера, а затем — лаборатории психологии личности. Здесь он вел интенсивную научную работу по психологии характера, по проблемам возрастной и педагогической психологии, а в самые последние годы работы в институте — по проблеме психических состояний, в разработке которой Н.Д. Левитов, безусловно, является пионером. Именно в тот период ему была присуждена степень доктора педагогических наук (по психологии) за диссертацию «Проблема характера в психологии» (в 1950 г. вышла в свет его монография «Характер и его формирование»).

Работу в научно-исследовательском институте Н.Д. Левитов практически постоянно совмещал с работой в педагогических вузах Москвы: с 1946 по 1958 г. он был профессором кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина, с 1958 по 1960 г. в той же должности работал в городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина; с 1960 г. основным местом работы Николая Дмитриевича был Областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, где он работал до конца своих дней, до 17 февраля 1972 г. Здесь в 1964 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. К своей педагогической деятельности он относился с большим интересом и с высокой ответственностью — даже в последние годы жизни разрабатывал новые курсы по педагогической психологии для аспирантов всех кафедр института. Значительное место в этих курсах, которые пользовались большой популярностью, он отводил психическим состояниям, так как эта научная проблема стала основным смыслом его научной деятельности. В 1964 г. вышла в свет его книга «О психических состояниях человека» — «любимое детище», по его выражению. Эта книга, по существу, единственная в советской психологии крупная работа, посвященная важнейшей проблеме психических состояний, их сущности, динамике и генезису. Категория психических состояний, по мнению Н.Д. Левитова, должна заполнить реально существующий в системе психологических понятий пробел между психическими процессами и психическими свойствами личности. Еще в 1955 г. в своей статье «Проблема психических состояний» (Вопр. психол. № 2) Н.Д. Левитов выделил группу психических явлений, которые не подпадают ни под понятие «психический процесс», ни под понятие «психологическая особенность личности», образуя особую категорию «психических состояний», о которых он говорил, что это «самый реальный факт психики. Все другие понятия в той или иной степени конструкции».

Всего Н.Д. Левитовым опубликовано свыше 100 научных работ, из них более 25 монографий. Его книги «Психология труда», «Вопросы психологии характера», «О психических состояниях человека», «Детская и педагогическая психология» и некоторые другие переведены на языки: немецкий, чешский, польский, румынский, китайский, японский и др.

Нельзя не отметить его первого учебника для педагогических вузов по детской и педагогической психологии. Это было единственное и, следует добавить, очень хорошее учебное пособие для студентов педвузов. И сегодня эта книга является образцом учебника:

 

137

 

написана в едином стиле и четкой системе, прекрасным, ясным литературным языком, с выделением в тексте основных положений и иллюстрацией их школьными примерами, с четким выделением глав и параграфов. Можно пожелать, чтобы авторы учебников (и не только по психологии) для педвузов имели бы в виду левитовский учебник как образец.

Как настоящий ученый Николай Дмитриевич Левитов всю свою жизнь принимал активное участие в общественной жизни страны: он систематически сотрудничал в журналах «Семья и школа», «Дошкольное воспитание», «Знание — сила», «Крестьянка». Основные проблемы, с которыми он выступал перед родителями и учителями,— воспитание характера, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, роль семьи и матери в воспитании детей. Среди его статей есть очень интересные и актуальные для сегодняшнего дня: «Об упрямых и капризных детях», «Виктор Гюго о матери и детях», «Дети в произведениях Федора Достоевского»; во время войны, как настоящий гражданин, он выступил со статьей «Дети и отечественная война» (Сов. педагогика. 1942). Он не только писал, но и выступал по радио, работал в обществе «Знание», разъезжая с лекциями по всей стране. Всего в 40 областях Союза Николаем Дмитриевичем было прочитано свыше тысячи научно-популярных лекций с охватом огромной аудитории — около четверти миллиона человек (только по линии общества «Знание»!) Все это отчетливо вырисовывает ту активную гражданскую позицию, которую занимал ученый.

Н.Д. Левитов имеет много учеников не только там, где он работал, но также во многих других вузах и научных учреждениях страны.

Мы указали лишь некоторые линии творческой психологической деятельности Н.Д. Левитова. Психологическое наследие его велико. Советские психологи, вероятно, должны вернуться к его работам, внимательно изучить их, выделив то, что было ценно лишь для его времени, отдаленного от нас десятилетиями, и то, что не потеряло своего значения сегодня, а может быть, стало весьма актуальным. В целом работа Н.Д. Левитова внесла незаменимый вклад в становление советской психологической науки.

 

Н. К. Шеляховская,

Д. В. Дашкевич