Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

9

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ОНТОГЕНЕТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

М. С. ЕГОРОВА, Т. М. МАРЮТИНА

 

Проблема формирования человеческой индивидуальности в процессе развития имеет междисциплинарный характер и находится на стыке разных научных направлений: психологии развития, психофизиологии, психогенетики. Решение этой проблемы неразрывно связано с изучением таких принципиальных вопросов, как соотношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, наследственного и средового в психике ребенка. Роль в решении этих вопросов возрастной психогенетики или онтогенетики (сравнительно новой научной дисциплины, исследующей относительный вклад генотипических и средовых факторов в развитие индивидуальных особенностей) и является предметом данной работы.

Теоретические представления отечественной возрастной психологии основываются на признании культурно-исторической обусловленности высших психических функций. При этом обучение и воспитание обоснованно рассматриваются как основные движущие силы психического развития.

Однако признание детерминированности психического развития социальными факторами не отрицает особой логики этого развития. Как подчеркивал А. В. Запорожец, диалектико-материалистический подход к психическому развитию ребенка ставит проблему спонтанности развития, наличия в нем определенного самодвижения. Каждая новая ступень психического развития ребенка следует за предыдущей, и переход от одной ступени к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними причинами [5; 232].

Каковы же эти причины? В настоящее время предпринимаются усиленные попытки интеграции всех данных об онтогенезе человека с позиций системного подхода, развитие при этом интерпретируется как процесс, протекающий на разных уровнях и включающий как макро-, так и микрогенетические изменения [8]. Важно подчеркнуть, что формирование целостной человеческой индивидуальности не может быть сведено к закономерностям развития одного иерархического уровня. Индивидуальные особенности, на каком бы уровне они ни проявлялись, не являются рядоположенными признаками, они находятся в сложной, иерархически соподчиненной системе отношений [10].

Как известно, созревание детского организма, его центральной нервной системы (ц.н.с.) носит стадиальный характер. И хотя этот процесс не является сам по себе движущей силой психического развития, он выступает как необходимое условие возникновения» всех новообразований в психике ребенка.

В последние годы появились данные о том, что интенсивное обогащение окружающей среды, целенаправленное воздействие и тренировка сенсорных и когнитивных функций могут ускорить

 

10

 

темпы созревания организма, вызвать более зрелые паттерны реагирования мозговых структур [5]. Но, во-первых, остается открытым вопрос о том, насколько прочны и длительны подобные эффекты, во-вторых, уже сейчас очевидно, что их возможности ограничены некоторыми пределами. Вероятно, они являются парциальными изменениями отдельных свойств и носят функциональный характер, не затрагивая собственно возрастные особенности ребенка. Таким образом, эти данные не снимают проблему выявления причин спонтанности развития. Тем не менее в генетике уже сейчас существует ряд положений, важных для решения этой проблемы.

По современным представлениям, каждая стадия развития в онтогенезе наступает в результате актуализации различных участков генома человека [2]. Сформулирован временной принцип организации генетических систем, контролирующих развитие [6], и выделена специальная область исследования — «хроногенетика», направленная на изучение закономерностей развертывания генетической программы во времени.

Наряду с этим одним из основных концептуальных положений психогенетики является утверждение о том, что генотип может оказывать влияние на психологические признаки только через морфологический, физиологический и психофизиологический уровни. Действуя таким образом, генетические факторы реализуют видовую программу развития, определяя на каждом ее этапе соответствующий уровень созревания ц.н.с., который создает предпосылки для появления психических новообразований.

Важно подчеркнуть, что в организме человека функционирует специальный нейроэндокринный аппарат регуляции генетической программы развития [7]. Благодаря этому внешние воздействия могут оказывать влияние на ее развертывание. Иначе говоря, любая функция реализуется в пределах некоторого диапазона — генетически детерминированной нормы реакции, но конкретная форма ее проявления зависит от условий окружающей среды.

 

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОНТОГЕНЕТИКИ

 

I. Постулат, на котором основывается возрастная психогенетика, состоит в том, что изменения, происходящие в процессе развития, связаны не только со средовыми, но и с генетическими влияниями.

II. В развитии генотип выполняет двоякую функцию: он типизирует развитие и индивидуализирует его. Каждый человек с момента зарождения отличается выраженной индивидуальностью, которая проявляется на всех уровнях организации. Фенотип любого психологического признака может являться результатом и уникальной генетической конституции[1], и уникального жизненного опыта ребенка.

Предметом возрастной психогенетики является выявление причин индивидуальных различий в особенностях развития, характерных для разных групп людей (популяций), а не его нормативных тенденций [16]. Для любой характеристики верно давно ставшее афористичным высказывание, что она является «продуктом и генов, и прошлого опыта человека». Причем в подавляющем большинстве случаев невозможно сказать, в какой степени на эту черту повлияли гены, а в какой — среда. Эти влияния неразделимы. Если же речь идет об индивидуальных различиях какой-либо психологической особенности, то их причины могут быть достаточно определенно отнесены к среде, или к генотипу, или одновременно к тому и другому источнику вариативности. Важно отметить, что причины нормативных изменений (изменений средних значений характеристики) могут не совпадать с причинами индивидуальных различий в этой характеристике.

III. Ориентация на изучение индивидуальных различий определяет специфику методов психогенетики [16]. Их

 

11

 

подавляющее большинство основано на сравнении внутрипарного сходства людей различной степени родства (генетически идентичных монозиготных близнецов, имеющих половину общих генов детей одних родителей, генетически различных усыновленных детей и т. д.). Математическим выражением индивидуальных различий при этом является дисперсия изучаемой характеристики. Участие же в эксперименте пар людей, имеющих различную степень генетического сходства, позволяет количественно определить, какая часть наблюдаемой вариативности изучаемого признака  (индивидуальных различий по этому признаку) связана с генотипом, а какая — со средовыми влияниями.

IV. В организации генетических систем, контролирующих развитие, действует временной принцип. По образному высказыванию американского психолога Г. Гольдсмита [15], гены в ходе развития «включаются и выключаются». Из этого следует, что наследуемость фенотипически одного и того же признака с возрастом может меняться, а также, не меняясь по величине, может определяться действием разных генетических факторов.

Генетические изменения в возрастной психогенетике определяются двумя способами [16]. Первый—это сравнение в разных возрастах относительной доли генетической вариативности в общей вариативности признака (сравнение показателей наследуемости). В этом случае проводится сопоставление показателей наследуемости у аналогичных групп родственников в разных возрастах, т. е. используется вариант метода поперечных срезов.

Второй способ предполагает лонгитюдное исследование, в котором определяется корреляция между генетическими вариативностями какой-либо характеристики, полученными в разных возрастах на одной и той же группе испытуемых.

Для того чтобы говорить о преемственности генетических влияний на индивидуальные различия по какой-либо характеристике, необходимо определение и наследуемости, и генетических корреляций (т. е. использование обоих названных способов). Сама по себе высокая наследуемость, полученная в разных возрастах, не свидетельствует о преемственности генетических влияний. Это могут быть и те же самые генетические влияния, и частично отличающиеся, и совершенно другие.

V. Необходимо четко осознать разницу между стабильностью и генетической обусловленностью: психологические характеристики, демонстрирующие высокую стабильность в процессе развития, не обязательно связаны с генотипом и, наоборот, генетически обусловленные характеристики отнюдь не являются неизменными.

Ошибочное представление о синонимичности понятий «стабильность» и «генетичность» привело к распространенному убеждению, что генетические влияния свойственны если не только пренатальному периоду, то, во всяком случае, очень ранним возрастам и исчезают в процессе развития. Многие данные психогенетики указывают на обратную закономерность: когда в процессе развития обнаруживаются изменения в степени генетической обусловленности индивидуальных особенностей, они часто идут в сторону ее увеличения, а не уменьшения.

Определяя предмет возрастной психогенетики или онтогенетики человека, мы должны еще раз подчеркнуть, что возрастная психогенетика не анализирует закономерности развития конкретных психологических и психофизиологических особенностей. Предметом ее исследования являются индивидуальные различия в этих особенностях, характерные для изучаемых групп людей на разных этапах их развития.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОНТОГЕНЕТИКИ

 

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что основная задача экспериментальных исследований онтогенетики состоит в изучении закономерностей генотип-средовой детерминации при формировании психологических и психофизиологических характеристик индивидуальности

 

12

 

на разных этапах онтогенеза.

Теоретическими основаниями для такой постановки задачи являются: 1) представления об уникальном характере человеческой индивидуальности и системном иерархическом строении ее организации; 2) принцип развития, предполагающий, во-первых, смену детерминант развития в ходе онтогенеза, во-вторых, гетерохронию в формировании отдельных субсистем организма; 3) основные положения генетики количественных признаков.

Поскольку данные исследования носят междисциплинарный характер, они с необходимостью сочетают методы различных научных дисциплин: возрастной психологии, психофизиологии и психогенетики. Основной генетический метод — сравнение пар родственников, и прежде всего близнецов, дает возможность определить соотношение наследственных и средовых влияний в индивидуальных различиях изучаемых психофизиологических и психологических характеристик. Основные методы возрастной психологии и психофизиологии — это метод срезов и лонгитюдный метод. Первый обеспечивает возможность выявления возрастных различий в наследуемости признаков. Второй дает возможность оценить вклад генетических факторов в изменчивость возрастных преобразований признака, а также установить, насколько взаимосвязаны между собой генетические и средовые компоненты фенотипической дисперсии признака в разные возрастные периоды.

Объектом исследования являются характеристики, по крайней мере, двух ведущих уровней в структуре индивидуальности: психофизиологического и психологического. Исследовательская парадигма предполагает, что, во-первых, в ходе индивидуального развития эти два уровня находятся в состоянии постоянного взаимного влияния, взаимодействия, взаимодетерминации, и, во-вторых, генотип может оказывать влияние на психическое развитие только через психофизиологический уровень, т. е. психофизиологический уровень выступает как звено, опосредствующее генетическую детерминацию в формировании психологических особенностей индивида.

 

ОНТОГЕНЕТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ

 

Психофизиологический уровень в структуре индивидуальности может быть охарактеризован с помощью очень широкого спектра характеристик. Мы ограничимся рассмотрением лишь части из них, получающей содержательное истолкование при анализе психофизиологических закономерностей развития. К числу таких характеристик относятся электрофизиологические, получаемые при регистрации электроэнцефалограммы и событийно-связанных потенциалов (сенсорных, когнитивных, связанных с организацией движения). В морфологии, метрике, топографии биопотенциалов мозга находят свое прямое отражение процессы созревания ц.н.с. ребенка.

Подавляющее большинство электрофизиологических характеристик в том или ином варианте может быть зафиксировано у индивидов от момента рождения до глубокой старости. Это позволяет исследовать влияние генотип-средовых соотношений на индивидуальные особенности возрастных преобразований анализируемых характеристик.

Исследования генотип-средовой детерминации в индивидуальных особенностях психофизиологических характеристик в перспективе должны дать картину преемственности в действии факторов среды и генотипа на разных этапах индивидуального развития.

Важным достоинством электрофизиологического метода является возможность множественного отведения биопотенциалов от различных областей головного мозга. Благодаря этому можно выявить те структуры головного мозга, которые наиболее подвержены генетическим или средовым влияниям на разных этапах онтогенеза. Привлечение к анализу этих данных современных нейропсихологических представлений о локализации высших психических

 

13

 

функций дает возможность интерпретировать электрофизиологические характеристики и их возрастную динамику как отражение процесса становления мозговых систем, связанных с обеспечением этих функций, и, таким образом, судить о влиянии генотипа на формирование как самых систем, так и связанных с ними психических функций.

Уже сейчас имеются данные, свидетельствующие о том, что соотношение генетических и средовых влияний в индивидуальных особенностях электрофизиологических реакций отдельных зон коры больших полушарий в ходе онтогенеза существенно изменяется. Так, например, ранее было показано [12], что у взрослых испытуемых электрофизиологические реакции левой височной зоны, так или иначе связанной с обеспечением речевой функции, от генотипа практически не зависят. Аналогичное исследование, выполненное на контингенте младших школьников [3], выявило противоположную картину: у детей 8—9 лет те же электрофизиологические характеристики левой височной зоны в основном детерминированы генотипом. Эти факты 1) демонстрируют действие принципа смены детерминант развития применительно к ряду психофизиологических характеристик (переход от генетической к средовой детерминации); 2) наглядно свидетельствуют о продуктивности применения методов возрастной психогенетики для решения собственно психологических и нейропсихологических задач (они указывают, что в данном возрастном диапазоне происходят изменения в механизмах психофизиологического обеспечения речевых функций); 3) позволяют впрямую подойти к экспериментальному исследованию психофизиологических детерминант возрастной сензитивности.

В последние годы особенно развилась технология регистрации событийно-связанных потенциалов. Фактически с этим связано возникновение нового научного направления, именуемого когнитивной психофизиологией. Исследование биопотенциалов в условиях, моделирующих познавательную деятельность человека, позволяет судить об индивидуальных особенностях не только суммарных поведенческих реакций, но и о более дробных характеристиках центральных процессов, которые на поведенческом уровне выделить невозможно. В плане возрастной психологии такие исследования позволяют непосредственно изучать гетерохронию в формировании функциональных систем, обеспечивающих реализацию высших психических функций, т. е. выявлять возрастные особенности нейропсихологического обеспечения этих функций.

Наиболее перспективным с этих позиций представляется психогенетическое изучение системных реакций и процессов, фиксируемых в психофизиологических моделях разного типа. Хорошей иллюстрацией продуктивности такого подхода является исследование Б.И. Кочубея, Э.М. Рутман [12], посвященное сравнительному анализу наследуемости психофизиологических характеристик ориентировочной и оборонительной реакций.

В последнее время стали накапливаться факты, свидетельствующие о том, что соотношение генетических и средовых компонентов в индивидуальных особенностях психофизиологических характеристик зависит от того, в какую функциональную систему данный признак включен. С наибольшей очевидностью это нашло свое выражение в исследовании С.В. Малыха [12] — оказалось, что в комплексе мозговых потенциалов, сопровождающих на фенотипическом уровне одно и то же относительно элементарное движение, генетические влияния зависят от места данного движения в психологической структуре действия, а именно: генетические влияния слабее, если это движение — цель действия, и сильнее, если — средство. Эти данные открывают перспективу для принципиального нового направления — исследования влияния собственно психологических факторов, таких, например, как активность субъекта на соотношение генотип-средовых влияний в детерминации межиндивидуальной изменчивости нейрофизиологических характеристик.

 

14

 

Таким образом, уже на психофизиологическом уровне намечается определенная закономерность: соотношение генотипических и средовых влияний в изменчивости принадлежащих к этому уровню зависит от механизмов их реализации. Чем выше в последних удельный вес специфически человеческих факторов [12], тем ниже доля генетических влияний.

Последовательная разработка этой гипотезы должна привести к формулированию некоторых принципов, которые позволят в дальнейшем, не прибегая к генетическому изучению каждого конкретного признака, прогнозировать наличие генетических и средовых детерминант в его вариативности.

 

ОНТОГЕНЕТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ

 

Смена генотип-средового соотношения в детерминации индивидуальных различий сопутствует и качественной перестройке психологических характеристик, происходящей в процессе развития. Однако однозначно связывать развитие индивидуальных различий в психологических характеристиках с уменьшением доли генотипических влияний нельзя.

Так, с одной стороны, согласно описанной для психофизиологических характеристик закономерности, можно было ожидать, что развитие опосредования у детей приведет к уменьшению вклада генотипа в индивидуальные различия по познавательным процессам. И действительно, исследования некоторых особенностей памяти, внимания выявили именно такие закономерности [I], [9], [II]. От дошкольного к подростковому возрасту сохраняется генотипическая обусловленность зрительной памяти, устойчивости внимания. И в то же время наблюдается смена детерминации (переход от генотипической к средовой обусловленности) у опосредованных форм памяти, у более сложных форм внимания, таких, как его распределение.

С другой — предположение, что дифференциация, происходящая в процессе онтогенеза так же, как и развитие опосредования, приведет к уменьшению доли генотипа в индивидуальных различиях психологических характеристик, оправдывается далеко не всегда. Так, например, при изучении темперамента оказалось, что в процессе развития происходит обособление характеристик, входящих в синдром общей активности (формально-динамических особенностей двигательной сферы, общительности и познавательной активности), уменьшаются связи между ними, выделяются относительно независимые характеристики внутри каждой из этих составляющих. Однако начиная с дошкольного возраста индивидуальные различия некоторых из этих характеристик, прежде всего относящихся к общительности, оказываются стабильно связаны с генотипом и роль генотипа в их регуляции не уменьшается.

Уменьшается ли с возрастом доля проявлений темперамента в поведенческих особенностях? Поскольку во всех современных теориях темперамента постулируется наследственная обусловленность его индивидуальных различий, возрастная психогенетика дает ряд формальных возможностей для поисков ответа на этот вопрос. Для этого надо, во-первых, рассмотреть генотип-средовые соотношения по одноименным свойствам в разных возрастах (т.е. сравнить показатели наследуемости), во-вторых, проанализировать генетические корреляции по одноименным характеристикам, получаемым в разных возрастах у одних и тех же индивидов (т. е. определить, в какой степени в разных возрастах генетические влияния пересекаются). Это пересечение (ковариация) может быть существенным, независимо от относительного вклада генотипа в вариативность характеристики, т. е. от показателя наследуемости. Полученные показатели наследуемости позволят ответить на вопрос, сохраняется ли влияние генотипа на индивидуальные различия рассматриваемой характеристики, а показатель генетической корреляции покажет степень

 

15

 

преемственности генетических влияний.

Применение такого способа при изучении индивидуальных различий интеллектуальных функций показало, что генетическая вариативность интеллекта (т.е. вклад генотипа в его индивидуальные различия) увеличивается с возрастом. При этом генетические влияния в детском и взрослом возрасте почти полностью ковариируют [16]. В этом факте сразу два неожиданных результата: во-первых, увеличение с возрастом генетических влияний, и во-вторых, их преемственность, несмотря на качественное преобразование психологической функции в процессе развития. В связи с этими результатами, по-видимому, следует повторить, что речь идет о формировании индивидуальных различий, а не о нормативных тенденциях развития, с которыми, как правило, имеют дело возрастные психологи. Детерминанты средних возрастных тенденций могут не совпадать с факторами, определяющими развитие индивидуальных различий.

Одна из актуальных проблем собственно возрастной психогенетики заключается в выяснении вопроса о том, происходит ли с возрастом смена типов средовых влияний на индивидуальные различия.

Методы количественной психогенетики позволяют выделить средовые особенности, формирующие индивидуальные различия по психологическим характеристикам. Генотип крайне редко обусловливает больше половины всей вариативности по психологическим признакам, следовательно, роль негенетических факторов в формировании индивидуальных различий чрезвычайно высока.

Возрастная психология традиционно исследовала роль семейных особенностей в развитии психологических характеристик. Тем не менее психогенетические исследования из-за их направленности на индивидуальные различия и благодаря методам, позволяющим количественно оценить компоненты дисперсии изучаемой характеристики, не только подтверждают данные возрастной психологии, но и выделяют такие параметры среды и такие особенности средовых влияний, которые не замечались ранее. Так, предложенное и экспериментально полученное в возрастной психогенетике разделение средовых факторов на общие для всех членов семьи (или, что чаще используется, для членов семьи, принадлежащих к одному поколению) и различающиеся средовые влияния позволило сделать вывод о том, что индивидуальные различия в личностной сфере детей и, в значительной степени, в когнитивной являются результатом внесемейной среды.

Средовые и генетические влияния на индивидуальные различия, проявляющиеся в психологических характеристиках, действуют не изолированно друг от друга. Во-первых, они могут взаимодействовать. Проявлением этого взаимодействия является то, что одинаковые средовые условия развития будут более благоприятны для людей с одним генотипом и менее благоприятны для людей с другим генотипом.

Генетические и средовые составляющие общей дисперсии психологических признаков могут коррелировать между собой: ребенок может получать от родителей не только генетические предпосылки каких-либо способностей, но и соответствующую среду для их интенсивного развития.

Генотип-средовые корреляции могут быть разных типов. Если ребенок «наследует» вместе с генами средовые условия, соответствующие его способностям, говорят о пассивной генотип-средовой корреляции. Реактивная генотип-средовая корреляция проявляется в тех случаях, когда на особенности ребенка (вариативность которых генетически обусловлена) обращают внимание окружающие и предпринимают какие-либо действия для их развития. Ситуации, в которых ребенок сам активно ищет условия, соответствующие его склонностям, и даже сам эти условия создает, называются активной генотип-средовой корреляцией. Предполагается, что процессу развития соответствует смена типов гено-средовых корреляций от пассивных к активным.

 

16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение генотип-средовых соотношений в индивидуальных различиях психологических и психофизиологических характеристик детей разных возрастов предполагает два основных направления анализа:

I. Исследование вклада факторов наследственности и среды в индивидуальные различия психофизических характеристик, относящихся к разным уровням в иерархии свойств индивидуальности.

II. Изучение возрастной динамики генотип-средовой детерминации психофизиологических и психологических характеристик.

Исследования, проводимые в рамках возрастной психогенетики, позволят кроме анализа проблем собственно этой области знания внести вклад в решение более широкого круга психологических проблем — как теоретических, так и практических. Эти перспективы можно обозначить следующим образом:

1. Возрастная психогенетика реализует возможности изучения индивидуальных различий и детерминант их формирования.

2. С помощью данных возрастной психогенетики в перспективе можно выделить новый аспект в теории индивидуальности, в частности, построить иерархию психофизиологических и психологических свойств с учетом уровня наследственной обусловленности индивидуальных различий тех и других. Так, психогенетическое исследование может стать контрольным экспериментом для решения вопроса об отнесении тех или иных психологических характеристик к особенностям темперамента, относительно свойств которого постулируется наследственная обусловленность.

3. Выявление периодов качественных изменений генотип-средовых соотношений в изменчивости психофизиологических и психологических особенностей представляет в распоряжение исследователей независимую характеристику, которую целесообразно учитывать при построении возрастной периодизации.

4. Представление о генотип-средовых соотношениях в изменчивости психологических функций и их психофизиологического обеспечения дает возможность определить возраста наибольшей чувствительности к средовым влияниям, т.е. сензитивные периоды развития психологических характеристик.

5. Как о перспективной возможности психогенетического исследования, можно говорить о возможности прогнозировать то, какие средовые условия окажутся наиболее благоприятными для детей с определенным генотипом, т.е. о возможности индивидуального подбора условий развития.

 

1. Аверина И. С. Возрастная динамика генотипа и среды в индивидуальных особенностях памяти школьников: Автореф. канд. дис. М., 1983.

2. Ата-Мурадова Ф. А. Развивающийся мозг: Системный анализ. М., 1980.

3. Бородулина Н. Ф. Роль генотипа и среды в психофизиологических механизмах зрительной перцепции у младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1987.

4. Венгер Л. А., Ибатуллина А. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопр. психол. 1989. № 2. С. 20 – 27.

5. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986.

6. Корочкин Л. И. Физиологическая и биохимическая феногенетика // Физиологическая генетика и генетика поведения человека / АН СССР. Л., 1981.

7. Лопатит Н. Г., Пономаренко В. В. Исследование генетических основ высшей нервной деятельности // Физиология поведения: Нейробиологические закономерности. Л., 1986.

8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

9. Лурия А. Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка // Вопр. психол. 1962. № 3. С. 15 – 22.

10. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

11. Мозговой В. Д. Исследование наследственной детерминации произвольного внимания // Проблемы генетической психофизиологии человека / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, И.В. Равич-Щербо. М., 1978.

12. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988.

13. Тарасов Н. Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979.

14. Gedda L. Chronogenetics: A meeting point for medicine and twin research // Acta Genet. Med. et Gemellologiae: Twin research. 1984. V. 33. N 3. Р. 343—347.

15. Goldsmith Н. Н. Continuity of personality. A genetic perspective // Continuities and discontinuities in development. Plenum Press, 1984. P. 401—419.

16. Plomin R. Development genetics and psychology. Erlbaum, 1986.

 

Поступила в редакцию 16.I 1989 г.

 

 



[1] Установлен огромный полиморфизм элементов наследственной системы, детерминирующей ин­дивидуальные особенности людей. Подсчитано, что количество потенциальных вариантов чело­веческого генотипа составляет 3 × 1047, а количест­во живших на Земле людей — всего 7 × 1010 [13].