Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 

Т. К. ЦВЕТКОВА

Москва

 

14—15 ноября 1989 г. в Москве проходил семинар-совещание «Повышение культуры педагогического общения», организованный совместно Госкомитетом по народному образованию СССР, Обществом психологов СССР, Академией педагогических наук СССР. Помимо исследователей в области педагогической психологии и психологии общения в его работе участвовали также учителя, завучи и директора школ Москвы и Московской области, проходящие в настоящее время подготовку в ВИППК АПН СССР,— всего около 40 человек.

Совещание открыл заместитель председателя Госкомитета по народному образованию СССР, президент АПН СССР В.Д. Шадриков. Он отметил, что для современного этапа развития школы характерен переход к концепции учебного сотрудничества, где обучаемый является центральной фигурой учебного процесса, и, соответственно, общение обучаемого и обучающего выходит на качественно новый уровень. Чтобы организовать такое общение, педагог должен знать глубинные закономерности, лежащие в основе коммуникации, равно как и закономерности развития психики ребенка. Эти знания обусловливают характер общения и в конечном счете определяют культуру педагогического общения. Н.Н. Нечаев, начальник Главного управления среднего и общего образования Госкомитета СССР по народному образованию, характеризуя важность широкого изучения рассматриваемой проблемы, отметил, что культура педагогического общения — это понятие нравственное, не сводимое к технологии общения и являющееся нравственной основой педагогического процесса в целом. Совершенствование культуры педагогического общения есть реальная предпосылка повышения эффективности учебного процесса.

В.А. Кан-Калик (г. Грозный) выделил три блока внутри проблемы педагогического общения: содержательный, методический и социально-психологический, подчеркнув необходимость большего внимания к разработке двух последних. Говоря о том, что есть два способа общения: «от себя» и «от партнера», он отметил, что в существующей педагогической практике общение строится учителем преимущественно «от себя», хотя должно осуществляться «от обучаемого». Чтобы достигнуть прогресса в деле повышения культуры педагогического общения, надо организовать подготовку будущих педагогов вокруг этого принципа. Новые модели обучения — это гибкие модели организации учебного процесса, которые создают оптимальные условия погружения педагогов и студентов в общение. В.А. Кан-Калик поделился опытом организации учебного процесса в Чечено-Ингушском университете.

С.В. Кондратьева (Гродно) подчеркнула необходимость ориентации исследований педагогического общения на практику (создание благоприятного психологического климата в студенческих группах и преподавательских коллективах). И.А. Зимняя (Москва) выделила специальную единицу обучения педагогическому общению — педагогическую ситуацию. В ней реализуются два плана взаимодействия: предметное и личностное, управлению которыми нужно звучать по определенной учебной программе, содержащей иерархическую систему педагогических ситуаций. М.А. Хазанова (Москва) изложила разработанную коллективом исследователей под руководством А.Б. Орлова концепцию центрации учителя.

 

177

 

Подводя итоги первого заседания, начальник главного управления повышения квалификации учителей Е.П. Белозерцев подчеркнул, что успешное решение проблемы повышения культуры педагогического общения возможно только при условии научного сотрудничества педагогов и психологов. Новые условия образования требуют изменения всей структуры подготовки учителя и работы с ним в рамках общей концепции непрерывного образования. Уже имеется государственный учебный план, позволяющий строить особые учебно-производственные отношения в процессе подготовки будущих педагогов, в которых центральной фигурой становится студент.

На заседании «круглого стола» обсуждались этносоциокультурные и индивидуально-личностные аспекты культуры педагогического общения. Завершая обсуждение, И.А. Зимняя предложила рассматривать понятие культуры педагогического общения как комплексное, включающее прежде всего личностную культуру общающихся, в которой особенно важны: а) высокий уровень общей культуры, б) культура мышления, в) культура языковых средств и способов формирования и формулирования мысли, г) культура педагогического воздействия, вызывающего адекватную ответную реакцию учащегося; д) культура прогнозирования ответной реакции партнера по общению, е) культура слушания, ж) культура поддержания общения, з) культура исправления ошибочного действия.

На втором заседании совещания выступил главный психолог Госкомитета СССР по народному образованию А.Г. Асмолов, который остановился на важности изучения невербальных компонентов педагогического общения. Он отметил, что для современного учебного процесса характерен определенный «лингвоцентризм» — центрация на словах и игнорирование невербальных компонентов. Вместе с тем именно невербальные элементы педагогического общения являются средством передачи личностных смыслов, что важно как для педагога, так и для учащихся. В сообщении И.С. Якиманской (Москва) было подчеркнуто, что содержание и формы педагогического общения зависят от реализации современных технологий обучения. В отличие от традиционного обучения современные технологии максимально опираются на прошлый субъективный опыт учащегося и включают этот опыт в подлежащее усвоению предметное содержание. В результате монологичность и императивность традиционного обучения заменяются учебным сотрудничеством в рамках равнопартнерского диалога учителя и учеников. О возможностях специального обучения педагогов культуре общения в процессе социально-психологического тренинга рассказала Л.А. Петровская (Москва). А.К. Маркова (Москва) рассмотрела структуру профессионального труда учителя, компонентом которой является педагогическое общение, и остановилась на новом подходе к определению педагогического стиля. Л.И. Айдарова (Москва) остановилась на опыте организации педагогического общения, в котором взрослый и ребенок являются равноправными участниками, и на новых принципах составления учебных программ и учебников для обучения языкам. На материале анализа работы исследовательской группы в летнем оздоровительном лагере В.С. Мухина (Москва) продемонстрировала большой воспитательный и развивающий эффект специально организованного педагогического общения. Л.М. Митина (Москва) и Л.А. Хараева проинформировали совещание об опыте создания в г. Нальчике и работе школы, в которой проводится подготовка школьных психологов.

 

Участники совещания приняли рекомендации, в которых, в частности, предусматривается образование консультационных пунктов и служб по педагогическому общению, издание экспресс-бюллетеня и организация семинара, посвященного проблемам повышения культуры педагогического общения.