Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

ОБЗОР ДИССЕРТАЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ, ЗАЩИЩЕННЫХ В 1988 Г.

 

Н. Ф. КОТОВ

Москва

 

Диссертации по психологическим наукам представлены разнообразной, достаточно широкой тематикой, охватывающей все специальности современной номенклатуры научных работников по психологии (19.00.01—19.00.11).

Количественно наиболее полно представлена тематика по общей психологии (19.00.01), педагогической и возрастной (19.00.07), психологии труда и инженерной психологии (19.00.03); значительно меньше защищено работ по социальной психологии (19.00.05), психофизиологии (19.00.02), специальной психологии (19.00.04), медицинской (19.00.04) и юридической психологии (19.00.06).

В диссертациях по общей психологии исследованы психологические проблемы:

восприятия, пространственных репрезентаций, зрительно-моторной координации;

мышления и умственного развития;

индивидуальных различий;

общения и межличностных отношений;

спорта;

личности;

деятельности и установки;

нравственного поведения;

эстетического развития.

Наиболее многочисленны диссертации по проблемам когнитивной психологии. В них исследуются особенности восприятия в условиях помех, пространственные репрезентации в деятельности человека, особенности зрительно-моторной координации, выявляется роль пространственных особенностей в стимуляции зрительного обнаружения движения.

В диссертациях поставлены и решены значимые для общей психологии проблемы: выявлена зависимость асимметрии восприятия буквенных стимулов от вероятности их опознания, изучены механизмы регуляции зрительно-моторной координации, разработана теоретическая схема, позволяющая описать психологическую структуру пространственного познания, исследованы

 

173

 

пространственные особенности стимуляции в зрительном обнаружении движения. Эти работы имеют непосредственный выход в практику: полученные в них результаты позволяют оптимизировать деятельность человека-оператора, на их основе могут быть разработаны методические рекомендации по вопросам сенсорно-перцептивного обучения и воспитания, профориентации и профподготовки, профотбора и обучения авиадиспетчеров и водителей автомобильного транспорта.

Ряд диссертаций, относящихся к этой группе, нацелен на выявление предпосылок интенсификации процесса информационного поиска, способов, приемов обработки читаемого материала. В них получены практически значимые результаты, направленные как на интенсификацию процесса чтения текстов, так и на оптимизацию деятельности операторов, работающих с дисплейной техникой.

К данной группе работ относится докторская диссертация «Константность и полифункциональность восприятия» (А.И. Миракян), в которой представлен новый подход к исследованию процессов восприятия. Автор разработал концепцию полуфункционального восприятия человеком пространственных и других свойств и отношений объектов. Он показал, что традиционно исследование восприятия строилось на продуктах изучаемого процесса, а закономерности их порождения оставались неисследованными. Автор предложил и обосновал теоретическую модель процессов непосредственно-чувственного отражения, объясняющую саму возможность порождения продуктов восприятия свойств и отношений объектов. Исследование имеет большую теоретическую и практическую значимость, в частности для создания робототехники.

В диссертациях по психологии мышления и умственного развития исследуются специфика дедуктивного мышления, особенности мыслительной деятельности в условиях компьютерного психологического эксперимента, вопросы центрации мышления, проявления критичности мышления у студентов. Полученные в этих работах результаты позволяют оптимизировать условия групповой интеллектуальной деятельности, повысить эффективность преподавательской работы и работы по созданию учебников. Сконструированная методика диагностики доминирующего мотива мыслительной деятельности (диссертация, О.Н. Арестовой) представляет практический интерес для эксплуатации реальных компьютерных систем, в том числе используемых в научной и прикладной деятельности психолога.

В докторской диссертации Т.А. Ратановой «Природа индивидуальных различий в психофизическом шкалировании» реализован новый подход к исследованию причин индивидуальных различий в психофизическом шкалировании интенсивностей, обоснована гипотеза о том, что данные индивидуальные различия определяются фактором роста нервного возбуждения, возникающего при усилении стимуляции. Исследование создает предпосылки для разработки диагностики индивидуальной типологии в трудовой (операторской) деятельности, а также для совершенствования методов индивидуализации обучения и воспитания учащихся.

Психология спорта представлена несколькими кандидатскими диссертациями. В них изучаются влияние цветовых раздражителей и психического стресса на деятельность спортсменов, проблема психической регуляции, роль особенностей темперамента и некоторых личностных образований в спортивной деятельности. Исследование В.И. Иванова позволило расширить и углубить представление о влиянии цвета на организм в спортивной деятельности, конкретизировать условия выбора стиля деятельности спортсменов с учетом эмоционального предпочтения цветовых тонов.

Анализ тематики диссертаций, защищенных в 1988 г. по общей психологии, показывает, что наиболее широким фронтом ведутся исследования в области психологии восприятия, когнитивной психологии и психологии мышления. Психология спортивной деятельности хотя и представлена разнообразными направлениями, но концентрируется в основном на изучении деятельности спортсменов высокого класса, недостаточно исследуются проблемы психологии массового спорта и физического воспитания. Мало внимания уделено психологии личности, проблемам ее нравственного развития, формирования конкретных нравственных качеств, идеалов, убеждений, мировоззрения; малочисленны исследования по проблемам способностей, одаренности, а также по психодиагностике интеллектуального и личностного развития.

В диссертациях по педагогической и возрастной психологии изучаются психологические особенности детей в различные возрастные периоды на первом году жизни (2 %), в дошкольном возрасте (9 %), младшем школьном (20 %), подростковом (15 %), старшем школьном (17 %), студенческом (старшем юношеском) (14 %). Изучаются также психология учителя (15 %) и общие проблемы педагогической и возрастной психологии (8 %). Эти диссертации отличаются значительным

 

174

 

тематическим разнообразием и конкретной возрастной направленностью. В них проанализирован и обобщен широкий круг отечественных и зарубежных исследований, практический опыт обучения и воспитания молодого поколения, разработаны теоретические модели и эмпирические методики, изучены основные тенденции и механизмы развития соответствующих психических процессов и явлений, выявлены оптимальные пути их целенаправленного формирования. В диссертациях по этой специальности на основе изучения психологических механизмов и закономерностей функционирования психических явлений сформулированы развернутые требования и рекомендации по эффективному использованию научных данных на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Большинство исследований отличает сбалансированность теории и эксперимента, глубина и разносторонность психологического анализа поставленных проблем, обоснованность полученных результатов и сформулированных выводов.

Отмечая несомненную актуальность и практическую значимость диссертаций по педагогической и возрастной психологии, заметим, что в этой области есть целый ряд нерешенных проблем, в том числе фундаментальных, касающихся, например, формирования личности ребенка.

В диссертациях по психологии труда и инженерной психологии продолжено исследование достаточно традиционных проблем и направлений. Имеет место разнородность тематики, тенденция развития специальности четко не выявляется. Назовем в порядке иллюстрации этого положения некоторые темы кандидатских диссертаций: «Диагностика отношения оператора к риску» (А.А. Кондрацкий), «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (Г.Л. Бадаев), «Модель зрительной интерполяции и ее использование в оценке глазомера как профессионально важного качества» (В.Д. Оше), «Инженерно-психологические аспекты подготовки операторов в условиях производства» (Е.В. Лодкина), «Различение знакомых сигналов на экране цветного дисплея» (В.Л. Завгородняя), «Автоматизация исследований зависимых показателей безошибочности и быстродействия однородных действий человека» (В.М. Попов). Вместе с тем эти и большинство других диссертаций отличает выраженная практическая направленность; некоторые работы выполнены по заказу предприятий, и использование рекомендаций авторов этих работ принесло практическую пользу, что заслуживает активной поддержки.

Диссертации по другим психологическим специальностям немногочисленны. Однако их теоретическая и практическая значимость заслуживает высокой оценки. Сошлемся на некоторые итоги исследований по медицинской психологии. Их научная новизна состоит в дальнейшем раскрытии единства и противоположности биологического и социального в человеке, общественного и личного, различных черт индивидуальности, а практическая ценность — в разработке методов прогноза поведения больного человека, в совершенствовании дифференциальной диагностики, в обосновании конкретных психологических методов внушения, гипноза, формирования новых установок, новых отношений к себе и своему заболеванию. Усиливается «психологизация» медицинских методов лечения, способствующая осуществлению главного принципа: лечить больного, а не болезнь.

Не менее актуальным направлением является разработка конкретных мероприятий при лечении подростков с отклонениями в поведении и с различного рода акцентуациями личности. Данный цикл работ вносит существенный вклад в социальную практику оздоровления населения, так как раскрывает социопсихологический механизм искривления воспитательной практики и генетических искажений как результат алкоголизма, наркомании и других извращений.

Несомненной научной новизной обладают работы по созданию специальных программ профилактической работы с семейным окружением больных, по разработке теоретических основ психического здоровья нашего общества.

Ряд работ чисто теоретического плана касается изучения закономерностей межполушарной организации психических процессов, механизмов памяти при заболеваниях мозга, индивидуальных различий реагирования на болезни в зависимости от типологических свойств нервной системы человека. В части работ разрабатывались ЭЭГ-корреляты интеллектуальной и психологической деятельности.

Рассмотренные работы по медицинской психологии имеют существенное значение для общей, педагогической, социальной и юридической психологии, а также для социологии и политологии. Их результаты имеют «выход непосредственно в медицинскую практику и вносят реальный вклад в диагностику, лечение и реабилитацию больных.

Сравнительный анализ тематики психологических исследований по их актуальности, научной и практической значимости показывает, что:

1) актуальность тем и проблем обосновывается

 

175

 

путем цитирования того или иного директивного документа, практическая же острота проблемы приобретает производный характер. Видимо, сегодня не нужно доказывать, что директивное требование является прежде всего реакцией на те или иные процессы, происходящие в реальной жизни, а сама практика социальной перестройки значительно богаче директив, проектов, решений;

2) в тематике диссертаций не нашли отражения многие острые проблемы нашей действительности: активизация человеческого фактора, перестройка общественной психологии, новое мышление, психология управления и руководства;

3) при разработке проблем личности остаются без внимания критические периоды развития личности, мотивационные резервы ее социально активного поведения, борьба с негативными явлениями в молодежной среде и раскрытие психологии пожилых людей. Почти не затрагиваются проблемы социально-психологического прогноза и путей его использования;

4) в тематике защищенных работ слабо представлены фундаментальные проблемы сущности, природы психических явлений, закономерностей и динамики компенсаторных процессов, возможностей выравнивания личности, ее способностей;

5) необходимо активнее осуществлять интеграционные подходы в исследовании проблем психологии вообще и основных направлений ее специализации в частности;

6) предметом психологических исследований не стали опыт, функционирование и перспективы аттестации научных и научно-педагогических кадров и пути их активизации в развитии интеллектуального потенциала перестройки.

Основной смысл проведенного анализа тематики психологических диссертаций, защищенных в 1988 г., заключается в том, чтобы содержащаяся в нем информация, предложения и критические замечания послужили дальнейшему творческому совершенствованию деятельности специализированных советов, могли бы быть прогностически использованы в работе заинтересованных учреждений и ведомств.