Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

153

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

ЛИЧНОСТЬ КАК ФУНКЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ

 

Ф. БАРРОН

 

Отличительной характеристикой человеческой личности является сознание, способное к размышлению и продумыванию вариантов самого себя посредством проектирования. Варианты эти, в свою очередь, определяются устройством человека. Диапазон вариантов широк: от богов до машин, от прирученных животных, чьи привычки и сознание мы умеем контролировать, до компьютеров, которые благодаря нам становятся носителями разума в мире неодушевленной материи. Благодаря изобретательности мы расширяем спектр проектирования, благодаря открытиям расширяется наше представление о мире. Отталкиваясь от внешности человека и его функций, мы строим модели наших творений и наращиваем наши возможности.

Суть проектирования того, что мы называем личностью и сознанием человека, осталась не замеченной авторами теорий личности. Теоретик может схватить тот или иной аспект проекта, стремясь акцентировать некоторое частное видение личности, но сам факт того, что именно проект, принципиальная схема является главным определителем сознания человека в целом, остался почему-то за пределами внимания.

Ограниченность теоретико-личностного подхода и его изолированность от других сфер научной деятельности наилучшим образом можно объяснить, как мне кажется, неспособностью его присоединиться, с одной стороны, к мощным эвристикам математики, физики и биологии и, с другой, к философским и религиозным провидениям (инсайтам). Отдельные попытки делались, разумеется, и я попытаюсь показать их место в историческом и логическое контексте. Но наличие принципиальной схемы, как центральный момент и основа максимально мощной эвристики, осталось незамеченным.

Я определил мои собственные усилия в этом направлении понятием «проектный функционализм». Основные принципы были сформулированы в первой лекции об экологии сознания, прочитанной мною в качестве профессора психологии Калифорнийского университета (Санта Круз) [3] . Дальнейшее развитие они получили в моей книге «Построение личности» [4] . Ниже я опишу, как развиваются события в области теории личности — с точки зрения моих теперешних представлений, а также коротко обрисую разрабатываемый мною сейчас проектно-функциональный подход к изучению личности. Говоря широко, суть этого подхода к пониманию психологии личности состоит в рассмотрении того, как проявляются на уровне сознания основные параметры проекта человека. Альфу и омегу подхода составляют наиболее специфические характеристики личности человека: безусловный дуализм нашей природы; тотальность конфликта и его творческая мощь; наша способность выбирать и расти на основе сделанного выбора; наконец,— способность творить и эволюционировать на основе собственной проектной активности и размышлений по поводу сотворяемого нами нового.

 

ЛИЧНОСТЬ

 

Личность человека — это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения. Процесс этот от рождения до смерти — творческий. Он входит составной частью в единый творческий процесс Природы в целом. Подобно всем формам Природы, он имеет эволюционный характер. В отдельном случае мы говорим о развитии и росте, в общем случае — об эволюции, но и то, и другое — аспекты творчества. Действительно, наилучшим образом психогенез

 

154

 

может быть понят в контексте космогенеза.

Личность — это прежде всего тело. Обладая протяженностью, она основывается на процессах дифференциации, и на нее распространяются все ограничения, налагаемые на форму, движение, пространство и время. Тем не менее личность способна ощущать себя как нечто, не имеющее возраста и ничем не ограниченное. Сама основа этого парадоксальна. Первоначальная форма — это форма младенца или даже невидимого, но ощущающего и обладающего уже опытом плода. Тело и имеющееся у него «чувство» отдельности и самотождественности Я проходит путь от стадии новорожденности к стадиям детства, отрочества и юности, затем идет насыщенный заботами продуктивный этап зрелой, взрослой жизни и далее на этапе старости происходит физическое убывание, приводящее к смерти. Личность, как протекающий во времени процесс, растет, развивается и эволюционирует в виде постоянно меняющегося тела, оставаясь тем не менее для себя неизменно тем же самым. Таким образом, мы вправе говорить и субъективно понимать дело таким образом, что в своем движении Я не имеет возраста, не меняется, устойчиво к разрушениям, вызываемым временем, и в то же время меняется, адаптируется, заново творит себя.

Психология творчества играет центральную роль при рассмотрении личности. Творчество — это общее условие развития человека, его всевозрастающей дифференцированности, сложности, оригинальности и уникальности.

Из этого следует, что творчество, как предмет психологического исследования, должно включать в себя такие хорошо известные моменты, как познавательные способности, чувства, целенаправленные действия, память. Наука о личности предполагает и требует изучать творчество; это, в свою очередь, делает необходимым уделять должное внимание эмоциям   воле, ощущениям, восприятию, интеллекту и памяти, а также закономерностям преобразования систем. Если психология всерьез намеревается стать частью системы наук, она должна позаботиться о создании системных эквивалентов для своих главных разделов — изучения интеллекта и интуиции, ощущений и восприятия, мотивов и целей.

Система и порядок, действительно, центральные конструкции в психологии личности. Психогенез подобен космогенезу — таков первый принцип «проектного функционализма». Вселенная в тенденции эволюционирует ко все большей дифференцированности, все более явному проявлению своей сущности, поскольку она сама является творцом, как и ее творение — человек. Остановимся на этом подробнее, приняв за исходный пункт наиболее общие утверждения, ставшие общепринятыми после четырех десятилетий эмпирических исследований в психологии творчества.

 

ТВОРЧЕСТВО

 

1. Творчество—это способность адаптивно реагировать на потребность в новом образе существования. Таким образом, это способность вызывать к жизни нечто новое. Такая адаптация, будет ли она интрапсихической, имеющей отношение преимущественно к чувствам, инсайтам или порождению значений и смыслов в процессе формулирования целей, или же экстрапсихической, принимающей форму новых структур, процессов или изобретений, всегда оказывается средством усиления способности к росту и/или выживанию...

2. «Нечто новое» может быть субъективным: например, новой формой самости или каким-то новым устройством, привнесенным в объективный мир благодаря творческой деятельности человека. Личность сама представляет собой сложнейшее сочетание субъективного и объективного. Наиболее утвердившейся основой типологии личности является дихотомия «интроверсия — экстраверсия». Однако было бы упрощением понимать ее просто как существование двух категорий людей: интровертов и экстравертов. Корни этого различия присутствуют в каждом. Мы все экстраверты в один момент времени и интроверты в другой. Подобно всем психодиагностическим категориям — будь то в области патопсихологии или применительно к норме — эта категория также отражает выявленное состояние, имеющее тенденцию нарастать и убывать, приходить и уходить. В целях упорядочения мы можем настаивать на классификации или ярлыке; действительно, «диагноз» часто необходим для обозначения научной закономерности в психологии, однако лишь немногие функциональные синдромы распространены настолько, что можно сделать их основой устойчивой типологии. Швейцарский психиатр К.Г. Юнг, с именем второго связана самая популярная типология, основывающаяся на экстраверсии — интроверсии, признавал, что только 10 % известных ему людей устойчиво и отчетливо относятся к одному из этих типов [8] . Личностные переменные располагаются на континууме в виде кривой нормального (гауссовского)

 

155

 

распределения; будучи подвергнуты факторному анализу, они образуют простую структуру-типологию, состоящую из 5—6 факторов.

3. По характеру распределения творческие способности также очень во многом напоминают обычные личностные переменные. Применив сходную факторную процедуру, Дж.П. Гилфорд установил следующую структуру: оригинальность, легкость (в плане мышления и выражения), адаптивная и спонтанная гибкость, чувствительность к проблемным ситуациям [7] . К этой области творческого, однако, следует относиться как к одному из компонентов структуры интеллекта; считается при этом, что исследование различных проявлений названных параметров в сфере чувств и мотивов должно осуществляться специалистами по психодинамике путем изучения глубинных личностных составляющих.

4. Новизну творчества человека можно в целях эмпирического исследования для удобства упрощенно представить в виде триады: продукт, процесс, личность. Такой способ концептуализации данных оказался продуктивным как для исследований работы изобретателей, художников и новаторов, так и для исследований высокотворческих людей с применением биографических и психодиагностических, методов [1] , [9] . Творческий процесс реконструировался индуктивным путем на основе анализа ретроспективных отчетов этих людей о процессе их мышления в периоды творческой активности [6] . Представленная триадическая схема, однако, также является упрощением. Не всегда можно установить ясную и твердую грань между этими тремя аспектами, обозначающими фактически три сложившиеся области в исследованиях творчества. Многие продукты суть процессы, и многие процессы суть продукты. Личность одновременно и продукт, и процесс. Каждый аспект представляет собой своего рода «область в области...», область без замкнутых границ, ибо мы говорим здесь, по сути, об открытых системах, лишь в аналитических целях обозначаемых как продукт, процесс и личность.

5. Все это указывает на необходимость теории поля, теории динамики психических сил, подобной тем, которые разработаны применительно к явлениям, изучаемым физикой и естественными дисциплинами. Не так уж невероятно, что какие-то опорные определения сумеют связать эмпирические психологические конструкты, такие, как межличностное притяжение и отталкивание, закономерности социальной организации и рассеивания, внушаемость, психическая энергия (в том числе либидо), с такими физическими явлениями, как электромагнетизм и гравитация. Более непосредственно такую связь, разумеется, можно было бы показать путем моделирования нервной клетки и закономерностей протекания электрических процессов в мембране. Несколько десятков биохимических нейропередатчиков реализуют функцию возбуждения и торможения, что на глобальном поведенческом уровне проявляется в широком диапазоне от индивидуальных психопатологических явлений (как в случае шизофрении и циклотимии) до массовых поведенческих феноменов, таких, как массовые религиозные движения и война.

Во многих работах, посвященных личности, используются в качестве метафор-аналогий понятия о сокращении и расширении, систоле и диастоле, сохранении энергии и энтропии. З. Фрейд смело пользовался гидростатическими терминами при описании движения либидо: он говорил о запруженности его по механизму подавления, переливе в истерические симптомоформы и т.п. Ж. Пиаже прибегал к биологическим аналогиям, делая особый акцент на ассимиляции и аккомодации, а также на использовании приема схематизации. К. Левин пытался применить топологические представления, например о жизненном пространстве и проводящих путях, для изложения собственных представлений о личности. К. Прибрам в изложении своей голономической теории восприятия приходит к выводу о том, что принцип организации воспринимаемой нами физической вселенной немногим отличается от того, как организован мозг, и что философские взгляды дзенбуддизма и тантризма, а также другие феноменологические системы совместимы с нейрофизиологическими концепциями. Мысль о достижении единства науки путем введения психической энергии в систему физических сил привлекательна, хотя она едва ли достижима на данной стадии развития науки о личности; тем не менее она полезна как линия размышления и как основа для последующего наблюдения и экспериментирования.

6. Задаваясь вопросом о том, как и при каких условиях оказывается возможным говорить о безусловном появлении нового в процессе психического функционирования человека, психология творчества включается в общенаучную традицию описания эволюции форм в природе и мире. К древним грекам восходят первые потенциально научные теории космогенеза; космос понимался как естественная система, упорядоченное

 

156

 

всеобъемлющее целое, начало которого окутано тайной и скрыто во времени. Недифференцированную «первичную материю» предписывалось искать в изначальном хаосе. Из хаоса возник космос; из бесконечной недифференцированной тьмы появились материальные формы, которые, эволюционируй, трансформировались в новые структуры. Тьма и свет, хаос и порядок, неограниченное и ограниченное — именно в этих понятиях необходимо было осмыслить процессы физического и естественного творения. Но для каждого из названных понятий имеется аналогичное психологическое состояние: тьма (черные дыры, может быть?) — это то неосознаваемое ядро Я, где сосредоточены колоссальные силы, под действием которых происходит отслаивание уровней сознания. Порядок устанавливается на уровне Я; направление движения — от неизвестного (тьмы) к известному (свету), а затем снова неизвестное и опасное погружение во тьму. И извечные границы: субъект и объект, Я и мир.

Таким образом, творение, включая и сотворение себя, это форма эволюции, на этот раз эволюции сознания. Описание этого процесса — одна из задач психологии творчества и, разумеется, общей психологии личности.

 

ЗАРОЖДАЮЩАЯСЯ НАУКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ

 

На сегодняшний день психология должна признать скромность своих средств. Измерение личности по необходимости является относительным измерением. Буквально тысячи предполагаемых переменных стали объектами психометрического исследования. Изучение творческой личности в различных исследовательских центрах было особенно успешным в отношении измерения таких ее составляющих, как сила Я, доминирование, независимость суждения, нетривиальность, сложность мировоззрения [1] . Сложность интенсивно исследовалась в диалектическом единстве с простотой, при этом использовалось понятие элегантности точно таким же образом, как оно используется в математике и в естественнонаучных теориях. Я элегантно тогда, когда максимальной сложности охватываемого им содержания соответствуют максимальные простота и непосредственность выражения. Способность свободно и адекватно менять установку описывается с помощью понятия спонтанной и адаптивной гибкости.  Творческое  целенаправленное мышление связывается с информационными представлениями и индивидуальными ценностями, а поэтическая и изобретательская деятельность — со способностью узнавать и порождать символические или гештальтные эквиваленты [2] . Все эти попытки измерений были достаточно успешными, чтобы с оптимизмом отнестись и к возможности распространения психометрики на новые проблемы, возникающие в рамках теоретического подхода.

Своевременность измерения — очень важный момент. Когда Г. Фехнер приступил в 1850 г. к созданию психофизики как новой науки, он начал с поиска физических пар, которые можно было бы связать с субъективными реакциями. Так появился его знаменитый закон (закон Вебера — Фехнера), в соответствии с которым интенсивность ощущения (I) прямо пропорциональна логарифму и интенсивности стимула (S): I=c log S, где с — константа, соответствующая сенсорной модальности восприятия стимула. Главным для Г. Фехнера было то, что ощущения можно представить в виде суммы единиц и выразить в виде числа. Но ощущения не являются чем-то составным для субъекта, они выступают как нечто цельное. А. Бергсон именно это сделал главным критерием различения между интеллектом (геометризирующей способностью разума) и интуицией, которая по сути своей субъективна и служит основой истинного явления, радикальной новизны, или, на философском языке, свободы [5] . Благодаря чтению Г. Бергсона К. Юнг пришел к выводу о том, что интенсивность и ценностность являются более важными параметрами архетипов (главнейший из которых — это Я), чем их величина и протяженность.

В этом и состоит тот парадокс, в рамках которого психология личности и особенно психология творчества должны реализовать свои притязания. Обратившись к пониманию сознания как проистекающего из «проектных свойств» человеческого существа, мы получаем достаточно удовлетворительную и законченную картину личности. Кажущееся парадоксальным становится частью «устройства» человека. Без стабильности нет гибкости; без дисциплины нет свободы; без знания нет творчества; без субъективности нет объективности.

 

СВОЙСТВА ПРОЕКТИРУЕМОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Задавшись целью понять человека, микрокосм, мы должны рассмотреть его в связи с общекосмической матрицей, из которой он появился и в которую он погружен; следует также поставить вопрос о том, каковы же

 

157

 

те особенности проектирования человеком самого себя, которые специфическим образом обусловливают сознание. Короче говоря: в чем состоят универсальность происхождения и проявления человеческого сознания? Эти универсалии включают в себя физическую субстанцию и структуры, равно как и их биодинамическую организацию и символизации, усматриваемые нами в великих порождениях человеческого воображения: произведениях искусства, науки и религии. Их форма задана самой Землей и ее экологией. Экология предлагает нам фундаментальные понятия, которые мы должны суметь увязать с эмпирическими психологическими конструктами. Вот некоторые из них: пища, метаболизм, отдых и укрытие, генетический отбор, конкуренция и воспроизводство, климат и погода, биомасса, рост и изменение во времени, конвергенция сил и т. п. С этими экологическими конструктами мы должны попытаться согласовать психологические конструкты: понятие сенсорного входа и сенсорной переработки — с представлением о питательных веществах и их метаболизме; стабильность и институциализацию культуры — с убежищем; проверку представлений на реальность — с генетическим отбором; психическое  творчество — с воспроизводством, «психомассу» — с биомассой и т. п.

Подобные размышления позволили мне в одной из ранних работ «К экологии сознания» [3] составить список из 20 основных свойств, представляющий собой первую, предварительную попытку очертить теоретически наиболее специфические характеристики «устройства» человека. Хотя в «Формировании личности» [4] я изменил и несколько сжал этот список (использовав более широкие понятия), первоначальная, пусть и несколько произвольная, подборка служит примером того, что открывается перед нами благодаря структурно-функциональному подходу. Вот этот список:

1. Мы являемся на свет в индивидуальной упаковке: в широком ассортименте размеров, форм и окраски.

2. В основном наше тело мягкое, мы хрупкие.

3. Мы имеем многослойное внешнее покрытие, тщательно следующее контуру расположенных внутри органов.

4. Мягкие части крепятся на подвижном, снабженном шарнирами скелете.

5. У нас есть конечности, они завершаются кистями; у нас есть пальцы.

6. У нас есть лица; мы устроены так, чтобы перемещаться наилучшим образом в одном направлении, называемом нами «вперед».

7. У нас есть сенсорный аппарат, позволяющий нам воспринимать в первую очередь внешнее окружение, поэтому наше лицо обращено в основном наружу, равно как и вперед.

8. Наш сенсорный аппарат подсоединен к устройству переработки данных — центральной нервной системе и мозгу, способным осуществлять как цифровую, так и аналоговую переработку, т.е. способным отображать как числовую, так и образную информацию.

9. Человек — это механизм газообмена и перемещения жидкостей.

10. Человек—открытая система, хотя и имеющая предел:

а) имеет место постоянный процесс движения веществ в нас, внутри нас и из нас;

б) в теле имеется 12 или 13 больших отверстий (ворот) и 4 миллиона крошечных (поры, протоки и т.п.);

в) мы омываемся своими собственными специфическими жидкостями и имеем свой собственный специфический запах и вкус (мы являемся тем, что мы едим и пьем, точно так же как мы являемся тем, что мы делаем и думаем);

г) наши части находятся в непрерывном движении (мозг—не исключение).

11. В силу системности нашей природы жизнь наша насыщена потребностями: нам надо есть, дышать, ощущать, выражать, обмениваться, поддерживать движение.

12. Мы изменяемся со временем; наша система существует во времени, иными словами, она часть временного процесса; и как представители вида, и как индивидуальные существа, мы совершаем путь от рождения к смерти.

13. Помимо направления и скорости временные процессы нашего существования характеризуются также цикличностью: периодическим характером дыхания, работы сердца, сна и бодрствования, дневными и сезонными ритмами, лунными и солнечными ритмами, может быть, даже астрологическими ритмами.

14. В системе случаются кризисы как результат неизбежных временных изменений (рост зубов, отнятие от груди, контроль за работой кишечника, отстаивание себя, поиск полового партнера, воспитание детей, старение, умирание и т.п.).

15. Внутри нас содержится жизнь, не являющаяся частью нас, равно как и живые микросущества, представляющие нас:

а) вирусы;

б) патогенные микроорганизмы, внедряющиеся в нас и способные убить нас;

 

158

 

в) невидимые армады лейкоцитов и фагоцитов, защищающие наше тело от интервентов;

г) бактерии, необходимые для протекания процессов разложения.

16. В целом ряде отношений мы являемся компонентами единой природной системы:

а) мы построены преимущественно из воды и других жидкостей;

б) с химической точки зрения, мы одно целое с другими организмами и с неодушевленной материей — как земного, так и внеземного происхождения;

в) мы построены в соответствии с механическими кодами, имеющими бесконечно малые размеры (ДНК, РНК), причем как морфологические характеристики видов, так и индивидуальные характеристики определяются генетическим кодом;

г) на всех этапах существования нас характеризует симметричность — включая приблизительно точную билатеральную симметрию тела, симметрию ритмов, симметрию внешнего и внутреннего, симметрию самого генетического кода;

д) мы часть общей половой двоичности природы, и каждое индивидуальное тело содержит кросс-половые элементы, чем достигается своего рода всеобщая симметрия при образовании пар и спаривании.

17. Мы представляем собой устройства распознавания и образования структурных объектов: мы способны петь и сочинять музыку, рисовать, лепить, думать по-новому, создавать теории, объяснять, открывать. Одним словом, мы осуществляем символическую деятельность.

18. Нас отличает таинственная способность чувствовать и постигать; мы способны любить и ненавидеть, предвидеть и ужасаться, испытывать удовольствие и боль.

19. Мы способны рассуждать и осознавать нашу способность к осознанию.

20. Наконец, насколько можно судить, во всей Природе только мы способны иметь представления о целом и поступать свободно. Только человек может совершить самоубийство в качестве сознательного, обдуманного действия. Только человек осознает наличие у него выбора и способен осуществить свободный выбор.

В «Формировании личности» [4] меня в первую очередь интересовали возможности этого метода мышления в отношении решения самых общих проблем — таких, как развитие человека, конфликты, природа и эволюция Я. Происхождение конфликта, например, связывается там с внутренними причинами (двойственностью сознания) и внешними (сложные сочетания динамических контрастов). Какие же именно свойства определяют конфликтность природы человеческих существ, какие полярные отношения задаются ими? Поиск ответа приводит к следующим утверждениям:

1. Индивидуализированность упаковки при всем многообразии возможных воплощений порождает конфликт между представлениями об уникальности (отдельности) и типичности (общности).

2. Контрастные способы познания в сочетании с межполушарной специализацией функций в самом мозге приводят к разделению людей и конкуренции даже при переработке одной и той же информации.

3. Структурные компоненты и потенциальные возможности индивида, связанные с его (ее) полом, приводят к конфликту социальных ролей, самоидентификации, сексуальных желаний, включая как предпочитаемые способы действий, так и предпочитаемые объекты.

4. Рефлексия и осознание приводят к открытию бессознательного внутри нас и к непрекращающимся столкновениям сознательного и бессознательного.

5. Потребности конкурируют; наши системы всегда несбалансированы; ценности различны; процесс изменения непрерывен.

6. Свобода порождает ответственность и тем самым ограничивает себя.

На этом пути рассуждения о личности человека удается найти место огромному множеству факторов, установленных в психобиологии, информатике, психоанализе и его вариантах, в персонологии, психологии развития человека и психологии творчества. Становится возможным, как я считаю, существенно продвинуться не только в достижении единства в понимании предмета психологии, но и в сближении психологической теории с естественной и социальной наукой, гуманитарными дисциплинами и искусством.

 

1. Barron F. Creativity and psychological health. Princeton, N. Y.: D. Von Nostrand Co, 1963.

2. Barron F. Creativity and personal freedom. N. Y.: Van Nostrand-Reinhold, 1969.

3. Barron F. Towards an ecology of consciousness // Inquiry. 1974. V. 15. P. 95—113.

4. Barron F. The shaping of personality. N. Y.: Harper & Row, 1979.

5. Bergson H. Creative evolution. N. Y.: Holt, 1911.

6. Ghiselin В. The creative process. Berkeley: The University of California Press, 1950.

7. Guilford J. P. The structure of intellect // Psychol. Bull. 1956. V. 53. P. 267-293.

8. Jung С. J. Psychological types // The сollected works of С. G. Jung. V. 6. Princeton, N. Y.: Princeton University Press, 1971.

 

159

 

 

9. Taylor С. W., Barron F. Scientific creativity. N. Y.: John Wiley & Sons, 1963.

 

Поступила в редакцию 24.VIII 1987 г.