179
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
СЕМИНАР ПО ПРОБЛЕМАМ
САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
А.П. КОЛИСНЫК, С.Н.
ОМЕЛЬЧЕНКО, В.Г. ПОЛЯКОВ
Луцк
28—30 августа 1989 г. в Луцком пединституте им. Леси
Украинки состоялся теоретический семинар «Проблема саморазвития личности: методология
и практика», организованный молодежными секциями волынских организаций
Украинского отделения Философского общества СССР, Общества психологов СССР и
Социологической ассоциации СССР. В работе семинара приняли участие молодые
философы и психологи из 8 городов трех республик — УССР, БССР и РСФСР.
Пленарное заседание открыл проректор по науке
Луцкого пединститута Р.А. Арцышевский, который отметил, что отсутствие
достаточной теоретической основы для исследований саморазвития личности является
тормозом на пути процессов перестройки, происходящих как в обществе в целом,
так и в системе народного образования. Разработка проблем самоопределения и
самопроектирования, самоконтроля и саморегуляции личности и, конечно же, формирования
самосознания поможет перевести на практическую основу формирование личности в
качестве субъекта самовоспитания, а не объекта воспитания.
В.Л. Петрушенко (Львов) выступил с докладом, в котором
подверг критике упрощенные и редукционистские толкования специфики человека,
попытки разложения человека по видам потребностей. В подобных толкования
человек исчезает вместе с его тайной. Задача науки не ограничивается
обоснованием тех или иных положений, ее миссия заключается в утверждении
вопроса о ценности и смысле человеческой жизни. Вопрос об абсолютных ценностях
человеческого бытия нельзя отдавать на откуп только религии, так как это
составляет основу смысла жизни каждого человека. Поиск абсолютов жизни всегда
был ключевым в истории человечества, поскольку они в конечном итоге и
определили нравственные, моральные и культурные идеалы народов.
В докладе А.П. Колисныка обосновывалась
необходимость широкого использования возможностей практической психологии в
подготовке педагогических кадров. При этом особую роль в процессе становления
личности играют механизмы рефлексии и психической саморегуляции. Доклады вызвали
оживленную дискуссию.
В рамках теоретического семинара состоялись
заседания двух «круглых столов». На «круглом столе» по психолого-педагогическим
проблемам саморазвития личности П.П. Горностай (Луцк) охарактеризовал
психологический механизм реализации саморазвития, определяя его как особое
состояние, в котором субъектом своего развития выступает сам человек.
Аналогичные вопросы затрагивались в выступлениях В.И. Залуского и В.М.
Шпака (Луцк).
Ряд выступлений был посвящен социально-психологическому
тренингу и его роли в активизации способности к саморазвитию. Н.А. Горбович
(Винница) представил методику ролевого тренинга учителей и учеников, в основу
которой положен принцип развития личности как непрерывный процесс овладения его
умением вести диалог. О.С. Васильева (Ростов-на-Дону) предложила
методику реализации самопознания и самоопределения личности в процессе
группового общения. Подобные проблемы затронули С.В. Васьковская, В.В.
Остринский и В.Н. Остринская (Житомир), Г.И. Шевчук и И.А.
Грабская (Киев).
Интерес участников вызвало выступление Е.Т. Дубовой
(Ростов-на-Дону) «Эволюция человека как эволюция его сознания», в котором
обосновывалась гипотеза о том, что семь кризисов в жизни человека (микроонтогенез)
соответствуют семи уровням развития человеческого сознания (макроонтогенез).
180
Эти семь «посвящений» в человека и являются
последовательными ступенями постижения ценности бытия. Причем такие качества личности,
как чувство социальной ответственности, справедливости, способности к
самосовершенствованию и др., соответствуют наиболее высокой ступени развития
сознания. Эти качества нельзя привнести в человека извне, ибо все должно пройти
через внутренний процесс саморазвития.
В.И. Ковалев (Черновцы) остановился на
соотношении феномена Я и времени. Прослеживая процесс развития личности, автор
пришел к выводу о необходимости каждому освоить свой природный потенциал умения
не только анализировать свершившееся, но и «проигрывать» свою жизнь,
прогнозировать ее. Проблеме пространственно-временных отношений в структуре
сознания личности посвящалось выступление В.В.
Кардаша (Луцк).
О.С. Чичкевич
(Львов) в выступлении «Гуманистические традиции в концепции «психотерапия через
развитие» К. Домбровского» охарактеризовала концепцию польского психиатра как
продолжение гуманистических традиций в психологии, раскрыла специфику пяти
этапов в развитии сознания, предложенных этой концепцией.
В работе «круглого стола» по философско-методическим
проблемам саморазвития личности активно обсуждался феномен отчуждения. В.А. Седнев (Минск) в выступлении «К.
Маркс об отчуждении человека» развил идею, что упразднение самоотчуждения
человека идет в обратном порядке по отношению к процессу становления отчуждения
в обществе. И.В. Сульженко (Львов) в
сообщении «Homo politicus — феномен отчуждении» защищал тезис о том,
что политика наиболее полно выражает отчуждение. Демократизация и присвоение
народом права решения правовых и политических проблем приводят к снятию деформаций
личности и ведут к ее активизации. Дискуссия по этой проблеме показала
необходимость и плодотворность исследования связи становления личности и явления
отчуждения в различных сферах жизни. На это обращалось внимание в выступлениях В.Л. Пенько, С.С. Возняка, Л.В. Артенюк
(Луцк), С.М. Симоненко. О.А. Розумович
(Львов) и других.
Участников семинара
заинтересовали выступления Е.Т. Дубовой
и С.Б. Есельсона «О духе и душе», а
также В.Г. Полякова «Идеал как
условие саморазвития личности». Автор последнего обосновал тезис о том, что
человеческим идеалом может быть только идеал человека. История, по его мнению,
является постоянным поиском такого идеала, и отдельный человек только тогда
саморазвивается, когда он сознательно вырабатывает и достигает этот идеал.
Участники семинара
обменялись мнениями и пришли к выводу о том, что проблема саморазвития личности
является весьма актуальной и требует глубокого междисциплинарного изучения. Для
направления усилий молодых ученых по этой проблеме создан координационный совет
при кафедрах психологии и философии Луцкого пединститута (263021, УССР, г.
Луцк, ул. Радянська, 86).