Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

164

 

ТВОРЧЕСТВО КАК УСИЛЕНИЕ СЕБЯ

 

Н. РОДЖЕРС

 

Почему я приехала в СССР? Меня волнуют глобальные проблемы мира, и я убеждена, что все кросскультурные обмены (на уровне гражданской дипломатии, культуры, кооперативных деловых предприятий и переговоров глав государств) очень важны для развития отношений между нашими двумя великими странами.

Наташа — всегда было моим любимым именем, и только небольшая группа очень близких мне людей называют меня так. У меня всегда было ощущение, что некогда я жила в России. У меня даже сложился образ, как будто некогда моя мать, красивая женщина, и я — в то время совсем маленькая девочка — находимся в Эрмитаже. И там мы встретились с молодым, высоким и красивым офицером; моя аристократическая мать и он полюбили друг друга, но, поскольку они принадлежали к разным классам общества, их любовь была обречена.

Я редко кому рассказываю об этом. Но сегодня я делюсь этим, дорогим мне образом, с вами, мои русские друзья, поскольку на очень глубоком личностном уровне я чувствую связанной себя с русской историей и с советскими людьми.

Я приехала, в частности, по приглашению Института общей и педагогической психологии АПН СССР вместе со своими двумя коллегами для совместно работы в семинарах по проблеме «Стимулирование творческости». Считаю, что мне была оказана большая честь этим приглашением и понимаю, что оно явилось следствием той работы, которую провел здесь мой отец, Карл Роджерс, чьи работы получили у вас признание, кого вы полюбили, кто был бесконечно полон доброты к вам.

Работа в Советском Союзе была последней в его международной деятельности. Он умер вскоре после этого, в 1987 г. Его сообщения о встречах и работе с вами были полны теплоты, взволнованности и надежды

 

165

 

на мир.

Определение творческости. Что такое «творческость» и как она усиливает нас? «Творческость есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» (Бетти Эдвардс). Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. Творческость есть наша сущность, наша жизненность. Перекрыть этот процесс значит вызвать болезнь как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом. Творческое выражение не соответствует догме или заранее заготовленной форме. Творческость есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии.

Каковы мои убеждения в отношении творческого процесса? Я уверена, что:

1. У нас есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.

2. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Но творческим процессом может быть и взаимоотношение между людьми. Поэтому я и говорю о творчестве не как о продукте, а как о процессе.

3. Творческость порождается всем нашим организмом, не только интеллектом. Этот процесс напоминает плещущийся родник. Многие думают, что творческое мышление или творческие решения — это то, что мы проговариваем. Мой опыт говорит, что творчество это — часть всего нашего существа, нашего тела, нашего разума, эмоций и духа.

4. Путешествие в глубь себя есть интегративный процесс чувств, который результатируется в усилении нас самих и в новом состоянии сознания себя и мира вокруг нас.

5. Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся и с универсумом. Другими словами, обнаружение нашей собственной творческости делает нас сопричастными с единством универсума, или с универсальным источником энергии.

Творческий процесс во многом совпадает с тем процессом, который обнаруживается в психотерапии. Так, К. Роджерс говорил: «Основной источник творческости проявляет себя так же, как и та тенденция, которую мы обнаруживаем настолько глубоко, как целебную силу в психотерапии — тенденцию человека актуализировать себя, стать тем, что заложено в его потенциальности». В познании природы творческого человека или человека самоактуализирующегося был также глубоко заинтересован и А. Маслоу. И он изучал природу эмоционального здоровья как продукта творческого самовыражения.

Может показаться, что все это не имеет прямого отношения к нашему личному опыту. Можно задать вопрос: если творческость присуща всем нам, то каким образом оказывается, что лишь немногие из нас чувствуют себя творческими? В каждом рабочем семинаре, в каждой группе экспрессивной терапии, которую мне довелось вести, большинство участников заявляют: «Я не творческий человек: я не могу рисовать, я не могу танцевать».

Как творческость заглушается и как она убивается? У меня сложилось впечатление, что на каком-то этапе нашей жизни, порой очень рано, наша творческость заглушается родителями, учителями, братьями и сестрами, друзьями, при этом каждый из них, как правило, движимый хорошими побуждениями, убивает в нас радость творческого созидания беспощадной критикой того, что мы делаем.

Когда мы были детьми, нас учили все делать только правильно, как того хочет учитель. Нам ставили отметки за наши попытки изобразить свои чувства средствами искусства, нас всегда оценивали, пробовали ли мы танцевать или играть на пианино. Всегда нам сопутствовал строгий критик, говоривший нам: «Ты делаешь правильно — ты делаешь неправильно». И всякий раз, когда кто-то ставил отметки или так или иначе оценивал созданную нами вещь или игру на пианино, всякий раз, когда кто-то судил то, что мы делали, и оценивал сделанное как «неправильное», мы переживали эти оценки и говорили себе: «Я не творческий человек». Или сравнивали себя с кем-то еще: например, в семье у кого что-то получалось лучше, чем у меня, более эстетично, более живо, и тогда мы обесценивали самих себя.

Творческость людей может подавляться и политической системой. Все диктаторы всегда пытались задавить творческость, понимая,

 

166

 

что творчество — это революционный, преобразующий процесс.

Когда накладываются ограничения на нашу творческость, мы заболеваем, становимся напряженными, тупеем. Часто люди начинают прибегать к наркотикам и алкоголю, чтобы прорваться к своей творческости сквозь ограничения и построенные запреты с тем, чтобы войти в измененное состояние сознания. Мы любим наши «высокие» состояния, но, к сожалению, наркотики ведут к привыканию. Наркотики и алкоголь становятся тем способом, которым мы входим в соприкосновение с нашей творческостью, но при этом разрушаем себя.

Если бы в наших школах мы создавали благоприятные условия для развтия творческости и самовыражения, было бы гораздо меньше увлечения наркотиками. Например, использование средств искусства в достижении «высокого» состояния сознания может дать его и без наркотиков.

Что такое центрированная на развитии личности экспрессивная терапия? Развитие личности средствами экспрессивной терапии?

Методика, которую я построила, будучи психотерапевтом, называется «центрированная на личности экспрессивная терапия». Она уходит корнями в философию К. Роджерса, и я пытаюсь развить и дополнить его работу, введя в нее элемент использования всего нашего «Я». Я применяю движение, творческое письмо и музыку, с помощью которых строю интегральный «целебный» процесс.

Личностно-ориентированный подход, развитый моим отцом, делает акцент на роли фасилитатора, который обладает эмпатией, конгруэнтностью, который открыт новому опыту и искренен, когда он(а) слушает на глубинном личностном уровне человека или группу и этим способствует их росту. Эта философия основывается на убеждении, что каждый индивид ценен, достоин и обладает возможностями к самостоятельному позитивному росту. Этот подход отличается от обычной медицинской модели, согласно которой врач или психиатр берет на себя роль человека, который знает, что лучше всего для пациента. В отличие от такого подхода мы утверждаем, что если создать безопасный, доверительный климат, в котором личность почувствует себя свободно настолько, что начнет исследовать свой внутренний психический мир, то в этом случае сам человек и выберет наиболее оптимальное направление своего развития как личности.

Когда я работаю фасилитатором в группах экспрессивной терапии, пытаюсь создать климат безопасности, я придерживаюсь следующего кредо: «Я осознаю, что, отправляясь в путешествие в глубь себя, ты познаешь свои светлые и свои темные стороны, а это может быть процессом волнующим, но и пугающим, приключением, которое потребует от тебя много сил. Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой мир. Я верю, что ты сам знаешь, как помочь самому себе. Я не возьму на себя ответственность за твою судьбу, не буду брать всю власть в свои руки. Но я не буду и отрицать тебя. Я знаю, что члены группы в состоянии помочь друг другу и желают это сделать. Я полагаю, что для каждого из нас существует так или иначе некто другой.

Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль и твою радость.

Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.

Я буду поддерживать и подбадривать тебя, когда ты отправишься в увлекательное путешествие в глубь себя.

Я могу не соглашаться с твоими ценностями и твоей системой взглядов, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой правду).

Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, чтобы ты рисковал на пути к своему внутреннему миру, но я никогда не буду толкать тебя силой.

Временами я буду говорить тебе свое мнение и реагировать на то, что ты делаешь, но я всегда буду перепроверять себя, задавая себе вопрос, насколько значимо для тебя то, что я хочу тебе сказать.

Я поделюсь с тобой системой моих ценностей и взглядов, чтобы ты понимал, почему я говорю то или иное и почему я поступаю так или иначе.

Я учусь у тебя и открыта новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как мне бы не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я об этом тебе скажу прямо. Я всегда скажу «прости».

Таковы основные посылки, с помощью которых и создается психологический климат принятия другого человека, климат, в котором отсутствует суд над тобой, климат, который особенно важен, когда мы пытаемся открыть себе путь к своей внутренней сущности и творческости. Это и есть личностно-ориентированный климат отношений, о котором говорил К. Роджерс.

Внутри подобных отношений мы можем направлять людей навстречу такому опыту, который будет стимулирующим. Мы экспериментируем

 

167

 

в движении, звуке, управляем своим воображением и созданием произведений искусства, чтобы люди могли «поиграть» и с самим материалом, и с самим процессом создания нового. Особенно меня интересует явление, которое я обозначаю словами «творческая взаимосвязь». Я имею в виду внутреннее соотношение между движением, созданием произведения средствами искусства, звуком и творческим письмом. Согласно моему личному опыту, у нас накопилось много данных, подтверждающих это соотношение, т.е. когда одна форма порождает и поддерживает другую.

По мере того как раскрепощается творческая энергия, снижается уровень тревожности и уменьшается стресс, мы интегрируем в единое целое наш интеллект, тело, эмоции и дух; мы усиливаем себя и испытываем чувство радости и надежды.

В тексте статьи нет возможности продемонстрировать слайды, которые иллюстрируют то, что я имею в виду под «творческим процессом».

В г. Санта Роза, Калифорния, мои коллеги и я создали институт, в котором проводится обучение по программе «Развитие личности средствами экспрессивной терапии».

Искренность и личная заинтересованность сотрудников института, которые создают атмосферу дружелюбия, помогают построить психологический климат, необходимый для творчества.

Обстановка в комнате должна тоже выглядеть дружелюбно, создавать ситуацию неформальности. Именно в таких комнатах мы любим работать.

Мы используем много разных видов материала для нашей работы с группами. Сотрудники института проводят участников групп через личностный опыт, стимулирующий творчество и дающий возможность свободной экспрессии.

В нашей семье также постоянно обсуждались проблемы и условия стимулирования творческости. Основные условия, необходимые для стимуляции творческости,— психологическая безопасность, принятие, эмпатическое понимание и свобода от оценок, а также климат психологической свободы: атмосфера дозволенности, открытости, игры и спонтанности.

Мы акцентируем важность движения, потому что движение есть то, что в наибольшей степени закрепощено в нашей культуре. Нам так много приходится сидеть за компьютерами, в автомобилях и за столом, что большинство людей приобретают скованность в движениях.

Когда мы двигаемся все вместе, мы избавляемся от наших страхов одиночества и осознания себя. При этом важно, чтобы движение было осознанно. Мы фокусируем внимание на наших чувствах или состояниях, фиксируя их жестом или позой.

Мы используем движение, чтобы выразить любое чувство, какое бы ни возникло у нас, будь то застенчивость или восторг, ярость или внутренний покой. Мы обнаружили, что, если двигаться так, чтобы движение шло как бы изнутри, чтобы транслировалась твоя духовность, тогда такое движение производит впечатляющее воздействие на окружающих. Твое движение несет другим сообщение. Как сказал один из участников группы: «Движение есть акушерка моих чувств. Искусство становится их выражением».

Переходя от движения к искусству, вы обнаруживаете, что меняются ваши рисунки вместе с вами, что в них возникают и искренность, и ритм, и динамика выражения. Искусство непосредственно. Вы обнаруживаете, что чувства, выраженные вами на рисунке, вступают с вами в общение.

Цвет, линия и форма разговаривают с нами. Язык формы может стать выражением себя. Работа с материалом — прекрасный способ выяснить для себя, что я испытываю в данный момент.

Одна женщина сказала: «Большая часть той психологической боли, которую я испытала, пришла ко мне, когда я почувствовала, что мои возможности как бы сузились; когда мир показался мне маленьким и закрытым. Именно в это время меня более всего тянуло к моему дневнику искусство. Цвет и форма открыли во мне доступ к неосознаваемому ранее».

Мы позволяем темным своим сторонам проявиться в искусстве, в движении и звуке, письме, но в условиях психологически безопасного климата. Так, женщина пишет: «Ты, темный, тяжелый, слишком серьезный интеллект, ты не погасишь творческое пламя во мне и мою радость сотворения нового». Выражение темных сторон конструктивным образом, через искусство, приводит к тому, что мы далее не проявляем их в иных ситуациях.

Когда мы проявляем себя способными принять, интегрироваться и балансировать себя, мы становимся целостными. Более не существуем «мы» и «они». Наше сознание становится единым. Как говорил К. Юнг: «Озарение приходит к нам не тогда, когда мы пытаемся представить свет, а когда мы осознаем, что такое темнота». Одиночество еще одно переживание, которое редко обсуждается и редко воспринимается как сила, побуждающая к действию. Осознавая

 

168

 

наши эмоции и в самом процессе осознания их мы оказываемся перед проблемой выбора. Мы переступаем через пламя ярости, мы проходим сквозь боль и печаль, обнаруживаем в себе свой внутренний свет. Проникая в глубь своей творческости, мы становимся причастными к энергии универсума.

По мере принятия всех аспектов себя (гнева и разрушительных тенденций в себе, способности к любви и к заботе) мы соединяемся на уровне разных культур, как человечество в целом. Это — критическая точка в нашем прогрессе на пути к миру. Подлинные переговоры и решение международных проблем начинаются со взаимного понимания наших страхов и наших потребностей.

Одна из частей нашего творческого процесса состоит в том, что мы погружаемся в глубины неосознаваемого, чтобы интегрироваться и стать целостными. Тогда мы осознаем связь между нашим сердцем и всем человечеством, а также связь природы и нашей духовности.

Наше исследование и теория возникают в процессе прохождения через практический опыт. Почему люди испытывают голод по свободному самовыражению? Потому что творческость подобна свободе, попробовав ее однажды, ты уже никогда более не сможешь жить без нее. Это — трансформирующий, исцеляющий процесс.

Проводимая нами работа имеет несколько аспектов практического применения: мы используем нашу методику как средство работы с инвалидами и престарелыми; в психиатрических клиниках. Художники используют наш метод, чтобы раскрепостить себя и выразить в музыке, визуальных видах искусств или творческом письме.

Мы обнаружили, что методика экспрессивного самовыражения особенно полезна в лечении алкоголизма и наркомании. Люди, подверженные этому заболеванию, часто оказываются теми, у кого произошло блокирование творческости. Экспрессивные средства искусства могут быть полезными для творческого мышления. И конечно, мы используем наши средства для того, чтобы создать для себя более полный образ жизни.

Суммируя, мы можем сказать, что если удалось создать безопасный, центрированный на потребностях личности климат общения и если организованы внутри этого общения такие виды работ, которые стимулируют творческость, то участники общения могут пробиться к своей интуитивной и творческой энергии. По мере того как отдельные индивиды овладевают способами интеграции и гармонизации себя, они естественным образом создают среду, целебную в общечеловеческом масштабе.

Закончить статью я хочу рассказом о том, как сотрудники моего института создавали наш подарок вам: своего рода знамя. Мы проигрывали русские мелодии и с увлечением рисовали, каждый из нас — на своем участке общего полотна. Кто-то рисовал птицу, кто-то рисовал дерево, солнце или какой-нибудь символ. Группа закончила проект и пошла обедать. Когда мы вернулись, мы обнаружили, что все наши рисунки слились в единое целое: краски растеклись по ткани полотна. Вначале мы были потрясены случившимся, а затем мы осознали значение этой метафоры, которая в воплощенном виде лежала перед нами. Потеряв границы индивидуального, нарисованные объекты стали вибрирующим и сияющим коллективным целым.

Это знамя стало визуальным символом нашей доброй воли по отношению к вам, советским людям.

Путешествие внутрь себя приводит к самопониманию, усилению себя и личностной трансформации, соединяет со всеми людьми и даже растениями и животными. Эта творческая сила преодолевает пространства.

«Творчество... настолько важно, и не потому что оно приводит к созданию нового, но потому, что это — космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий. В нем радость и наслаждение рождения нового» (Матью Фокс).

 

Поступила в редакцию 2.VI 1989 г.