Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

16

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

НОВЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Н.Н. ПОДДЬЯКОВ

 

4 октября 1989 г. известному советскому психологу, исследователю детского творчества, директору НИИ дошкольного воспитания АПН СССР Николаю Николаевичу Поддьякову исполнилось 60 лет. Редакция журнала поздравляет юбиляра и предлагает вниманию читателей новый подход Н.Н. Поддьякова к исследованию детского творчества.

 

Многолетние исследования творчества у дошкольников [1], [2], [3], [4], проведенные автором, дают основания сформулировать следующий подход к разработке проблемы его развития. Подход представлен тремя взаимосвязанными направлениями.

Первое направление. Анализ процесса творчества у детей позволил выделить следующее противоречие: развиваясь, ребенок усваивает общественный опыт — а именно способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стандартизированы, что фактически должно исключать творчество дошкольников. От последних требуется лишь точное и полное усвоение определенных знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений практически не происходит. Дело в том, что ребенок в процессе усвоения преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропускает его через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Новое знание творчески трансформируется каждым ребенком и приобретает свой колорит и свои особенности. В этом процессе наблюдаются существенные индивидуальные различия детей. Некоторые дошкольники при усвоении новых знаний проявляют настоящее творчество: они задают взрослому массу вопросов, у них происходит актуализация разнообразных прежних знаний, позволяющих осмыслить новые сведения с самых неожиданных сторон. При этом наблюдается глубокое взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, ведущее к перестройке какой-то части прежнего опыта ребенка, порождению оригинальных интересных догадок, предположений, которые не были запрограммированы содержанием обучения. Эти процессы являются основой тех неожиданных актов творчества, которые порождаются и реализуются ребенком сразу, экспромтом, на одном дыхании. В проводимом нами исследовании изучаются механизмы такой трансформации (творческой переработки) ребенком вновь приобретаемого опыта, а также количественные и качественные особенности преобразующей, комбинирующей деятельности детей в этом процессе. Особое внимание уделяется изучению места и роли фантазии

 

17

 

в развитии творчества дошкольников.

Второе направление. Творческий процесс — это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем разнообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат. В этом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе которого будут затем строиться оригинальные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т.д. В связи с этим одна из основных линий разработки проблемы творчества заключается в изучении поисковой деятельности детей: условий ее усложнения и развития, становления и смены ее основных форм, анализ структуры и особенностей функционирования этих форм.

Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование. Это истинно детская самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Данный период развития ребенка характеризуется высокой сензитивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность.

Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т.д.). Получение новых оригинальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность на задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представлен момент самодвижения, саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Таким образом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой могут быть изучены механизмы самодвижения, саморазвития детской деятельности.

Деятельность экспериментирования чрезвычайно многообразна и легко поддается формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным экспериментированием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности. Вместе с тем сущность деятельности экспериментирования, ее основные этапы становления и развития изучены далеко не полностью.

В настоящее время мы проводим углубленное исследование данной деятельности и взаимосвязи с другими детскими деятельностями.

Обобщение результатов проведенных в НИИ дошкольного воспитания исследований по различным видам творчества детей позволяет сделать вывод о том, что его ядром выступали различные формы поисковой деятельности (в том числе и экспериментирование). В поисковой деятельности находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка.

 

18

 

Весь опыт ребенка, приобретенный в процессе его жизни, общения и деятельности, представляет собой сложную структуру, в которой в интересующем нас аспекте можно выделить весьма устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, незавершенные, находящиеся в процессе развития  психические образования (развивающийся компонент). Последние играют чрезвычайно важную роль в психическом развитии детей. Они обладают высокой внутренней активностью, тесно связаны с мотивами и личностью ребенка, несут в себе мощный энергетический заряд, обусловленный его потребностями, легко входят во взаимодействие с другими психическими образованиями, порождая новые неожиданные образы, представления, знания. Им присуща универсальная пластичность, легкая уподобляемость самым различным объектам. Входя в противоречие с консервативным компонентом, они оказывают на него революционное влияние, стимулируя его перестройку, его развитие. Этот процесс сопровождается повышением интеллектуальной и эмоциональной активности дошкольников: у них рождается масса неожиданных ив ряде случаев серьезных и глубоких вопросов, возникают разнообразные догадки, гипотезы, предположения. Фактически это уже начало творчества, именно тот его важный этап, который на сегодняшний день мало изучен и требует проведения специальных исследований.

Такое общее строение всего опыта ребенка с его сложными взаимоотношениями устойчивых и неустойчивых психических образований отражает общую взаимосвязь двух противоречивых тенденций психического развития. Последнее выступает, с одной стороны, как постоянный рост неопределенности основных психических образований (что является неотъемлемым признаком развивающихся явлений), а с другой стороны, как непрерывное преодоление этой неопределенности с помощью все более совершенных средств и способов психической деятельности. Данное положение требует уточнения и развития на основе проведения специальных теоретических и экспериментальных исследований.

Соотношение консервативного и развивающегося компонентов может быть различным. При преобладании развивающегося компонента вся структура опыта ребенка приобретает эвристический характер. Таким образом, структуру опыта ребенка, включающую в себя в качестве преобладающего компонента незавершенные, развивающиеся психические образования (развивающийся компонент), а также устойчивые психические образования (консервативный компонент), мы называем эвристической структурой.

Проведенные в НИИ дошкольного воспитания исследования дают основания полагать, что поисковая деятельность детей обладает неисчерпаемыми возможностями в плане развития творчества дошкольников, формирования эвристической структуры их опыта. Вместе с тем закономерности становления такой структуры, условия ее оптимального развития и функционирования требуют проведения специальных исследований.

Основной путь формирования творчества у дошкольников заключается как в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач (чему посвящен целый ряд исследований), так и (это главное!) в формировании такой общей эвристической структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению ребенком в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.

Третье направление. Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольников. Яркие эмоции

 

19

 

становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению различных детских деятельностей, имеющих творческий характер, благоприятствует их развитию. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и в конечном счете способствует формированию эвристической структуры личности. Проблема единства аффекта и интеллекта, поставленная Л.С. Выготским, получает здесь свое особое преломление и развитие, она выступает как единство эмоционального и творческого развития детей.

Многообразие форм детского творчества тесно связано с особым, пока мало изученным классом эмоций, противоречивых и неожиданных, как сам процесс творчества. В каждом конкретном случае взаимодействия творчества и эмоций образуется качественно неповторимое единство, которое и определяет новизну, оригинальность как самого творческого процесса, так и получаемого продукта.

 

 

*

 

Таким образом, ключевым моментом развития творчества ребенка-дошкольника является формирование особой структуры его опыта (изложено выше) — эвристической структуры. Данная структура выступает как продукт определенным образом организованной деятельности детей (особую роль в этом процессе играют различные формы поисковой деятельности), и одновременно она выступает как основа совершенствования и развития этой деятельности. На определенном этапе своего развития эта структура, непрерывно обогащающаяся и развивающаяся, начинает определять не только особенности детской деятельности (ее поисковый, творческий характер), но и отношение дошкольников к окружающему их миру, способы понимания и преобразования (в доступных пределах) этого мира и в конечном итоге особенности сознания детей, направленность их личности.

Теоретические и экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяют выделить в качестве одной из основных линий педагогической работы с детьми дошкольного возраста формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического  преобразования. Творчество — одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей.

 

1. Поддьяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка // Тезисы докладов Всесоюзной конференции «Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология». М., 1981.

2. Поддьяков Н.Н. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современной психологии: Материалы международной конференции. М., 1983.

3. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. № 2, с. 105-117.

4. Поддьяков Н.Н. Проблемы развития мышления детей дошкольного возраста // Развитие мышления и умственного воспитания дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985.

 

Поступила в редакцию 13.Х 1989 г.