Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.С. ШЕХТЕРА

 

Исполнилось 60 лет известному ученому, доктору психологических наук Марку Семеновичу Шехтеру.

М.С. Шехтер родился 9 ноября 1929 г. в Москве. В 1953 г. он окончил психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а в 1959 г.— аспирантуру МГПИ им. Потемкина по специальности «психология».

С 1962 г. по настоящее время научная деятельность М.С. Шехтера тесно связана с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1964 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы симультанного узнавания», а в 1980 г. докторскую диссертацию на тему «Закономерности механизмов зрительного опознавания».

Основные научные интересы М.С. Шехтера сосредоточены на проблемах психологии восприятия. Он одним из первых среди советских психологов начал исследование закономерностей и механизмов формирования целостных образов, способов и механизмов, с помощью которых человек достигает мастерства в быстром узнавании предметов и явлений. Полученные результаты и выдвинутые на их основании гипотезы были отражены в двух его монографиях: «Психологические проблемы узнавания» (1967) и «Зрительное опознание. Закономерности и механизмы» (1980). М.С. Шехтер всегда уделял большое внимание также проблеме психологической природе «свернутых» познавательных действий.

Вопреки распространенному взгляду том, что «свернутое» действие является по сути дела тем же по своей ориентировочной основе и операциональной структуре, что и в начале его усвоения, М.С. Шехтер полагает, что «свернутое» действие—это проявление нового сформировавшегося способа ориентации. Специфика этого способа состоит в том, что он опирается на особого рода целостные образы, не расчлененные на компоненты, функционирующие как «атомарные» простые единицы. Такого рода образы часто формируются в процессе обучения даже стихийно, но их содержание и характер использования далеко не всегда отзываются приемлемыми. М.С. Шехтер считает, что необходимы специальные педагогические меры по формированию указанных образов и действий на их основе, а также специальная обработка этих действий и, следовательно, вообще нового способа ориентации.

Труды М.С. Шехтера печатались в ГДР и Голландии. Его биография и основные научные достижения отражены во всемирно известном биографическом справочнике «Who is who» (издание 1989/1990). М.С. Шехтер принимал активное участие во всех съездах Общества психологов СССР, неоднократно был руководителем отдельных

 

182

 

 

секций этих съездов, его сообщения и доклады опубликованы в материалах многих международных конгрессов и конференций.

Исследования М.С. Шехтера отличаются глубиной поднятых проблем, тщательностью методических разработок, аргументированностью выводов. Фундаментальность разрабатываемых вопросов, широкая эрудированность, высокая требовательность к себе и окружающим снискали глубокое уважение его коллег. Сотрудничество с Марком Семеновичем обогащает и приносит удовлетворение всем, кто с ним общается. Под его руководством защищено несколько диссертаций по проблемам симультанного опознания.

Поздравляя Марка Семеновича с юбилеем, ученики, коллеги и друзья желают ему крепкого здоровья, творческого долголетия, успешной реализации новых творческих планов.