152
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ
И ПОВЫШЕНИЕ
КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ
А.С.
СПИВАКОВСКАЯ
Москва
Петровская Л.А. Компетентность в общении.
М.: Изд-во МГУ, 1989.
Отечественная психология переживает в настоящее время
ответственный и значимый этап своего развития — становление психологической
службы. Активно работают семейные, психолого-педагогические,
профориентационные, медико-психологические и другие консультативные учреждения,
растет число специалистов, использующих в своей профессиональной деятельности
интенсивные психологические методы обучения, все больший авторитет завоевывают
различные направления психотерапии и психокоррекции, применяемые для профилактики
душевного здоровья пограничных расстройств и укрепления душевного здоровья
людей.
Все эти формы психологической практики в своем
теоретическом фундаменте базируются на особой психологической концепции —
психологии воздействия. Контуры такой концепции в отечественной психологии еще
только намечаются, понятийный аппарат вырабатывается, а целый ряд важнейших
идей еще должен быть «извлечен» из основополагающих концепций советской
психологии.
Монография Л.А. Петровской вобрала в себя узловые
пункты формирующейся психологии воздействия. Обобщая многолетний опыт
собственной работы, автор посвятила книгу теоретическому обоснованию одной из
эффективных форм психологического воздействия — социально-психологическому
тренингу (СПТ).
Если кратко охарактеризовать содержание книги, она —
о психологических закономерностях человеческого общения, об условиях, которые
затрудняют общение или, наоборот, содействуют ему, о компетентном общении,
которое может приносить человеку ощущение собственной самоценности и связанности
с другими людьми, о таком общении, которое способно помогать человеку в
преодолении жизненных сложностей, неудач, затруднений, о формах и способах
разрешения закономерных жизненных кризисов и конфликтов.
Главная особенность книги, определяющая ее
новаторский для советской психологии подход, состоит в том, что общение
рассматривается через призму СПТ. По существу, монография Л.А. Петровской — это
учебник по данному виду тренинга, с которого должны начинать свою подготовку
психологи-практики, использующие как описанный в книге метод, так и другие
формы психологического воздействия.
Первая глава книги посвящена теоретическому
обоснованию СПТ. Автор акцентирует внимание на перцептивных компонентах общения
и на такой стороне общения, как межличностная обратная связь. Анализ именно
этих структурных единиц общения позволяет проанализировать и сформулировать
основные задачи и технологию тренинга, а также рассмотреть подробно
субъект-субъектную, творческую форму межличностного общения. Л.А. Петровская
подчеркивает, что ведущими в тренинге являются субъект-субъектные формы воздействия,
поскольку именно они соответствуют ведущим сторонам общения и коммуникативной
компетентности, а в своей более глубокой основе — общей личностной
153
ориентации
советской психологии. Большое место в теоретическом обосновании тренинга автор
отводит принципу деятельностного опосредствования психологических образований,
а также идее о связи результатов психологического воздействия с характером
реализующего воздействия общения.
Во второй главе подробно описываются цели, задачи и
процедурные аспекты СПТ. Читатели встретят здесь обоснование основных принципов
построения групповой работы в тренинге, познакомятся с проблемами организации
тренинговой практики. Анализируются роль ведущего в тренинге, стоящие перед ним
задачи, психологическая специфика его работы, требования к его личности,
навыкам и способностям.
Третья глава книги посвящена обсуждению основных
эффектов тренинга. Л.А. Петровская разработала особую
перцептивно-ориентированную форму тренинга, поэтому наиболее подробно ею
описаны эффекты диагностического типа: новые знания, умения и опыт,
приобретаемые участниками тренинга в плане диагностики себя, другого и группы в
целом в различных ситуациях общения. Эта глава книги иллюстрируется прекрасными
примерами из «жизни группы», отзывами участников о произошедших с ними
изменениях, живыми волнующими свидетельствами преобразования человеческого
духа, удивительными раскрытиями подлинной человеческой красоты в стремлениях
людей стать лучше, совершеннее, развить свои потенциальные возможности и
психологические ресурсы.
Наряду с повышением компетентности в общении метод
СПТ может оказывать благотворное воздействие и на целостные личностные
характеристики, такие, как повышение самопринятия, уверенности в себе, развитие
самооценки, понижение тревожности и ряд других. Эти эффекты определены автором
как сопутствующие, психотерапевтические.
Завершающая глава книги посвящена анализу основных
психологических механизмов воздействия в СПТ. Здесь автором описывается
самостоятельное исследование такого психологически сложного явления, как
обратная связь. Рассматривается специфика обратной связи в тренинге и в обыденной
жизни, анализируются формы и способы оптимизации обратной связи в общении.
Характеризуя книгу в целом, нельзя не отметить ее
новизну и приоритетность в изложении остро актуальных проблем современной
отечественной прикладной психологии. Книга Л.А. Петровской, как и ее
исследования, прокладывает новые важные пути в области изучения законов психологического
воздействия. Актуальность, увлекательность, научная обоснованность, богатство
фактологии книги, безусловно, принесут ей заслуженный успех у читателей, причем
не только у профессиональных психологов, но у всех, кто интересуется проблемами
общения, методами практической работы психологов.