Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

152

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ

 

А.С. СПИВАКОВСКАЯ

Москва

 

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.

 

Отечественная психология переживает в настоящее время ответственный и значимый этап своего развития — становление психологической службы. Активно работают семейные, психолого-педагогические, профориентационные, медико-психологические и другие консультативные учреждения, растет число специалистов, использующих в своей профессиональной деятельности интенсивные психологические методы обучения, все больший авторитет завоевывают различные направления психотерапии и психокоррекции, применяемые для профилактики душевного здоровья пограничных расстройств и укрепления душевного здоровья людей.

Все эти формы психологической практики в своем теоретическом фундаменте базируются на особой психологической концепции — психологии воздействия. Контуры такой концепции в отечественной психологии еще только намечаются, понятийный аппарат вырабатывается, а целый ряд важнейших идей еще должен быть «извлечен» из основополагающих концепций советской психологии.

Монография Л.А. Петровской вобрала в себя узловые пункты формирующейся психологии воздействия. Обобщая многолетний опыт собственной работы, автор посвятила книгу теоретическому обоснованию одной из эффективных форм психологического воздействия — социально-психологическому тренингу (СПТ).

Если кратко охарактеризовать содержание книги, она — о психологических закономерностях человеческого общения, об условиях, которые затрудняют общение или, наоборот, содействуют ему, о компетентном общении, которое может приносить человеку ощущение собственной самоценности и связанности с другими людьми, о таком общении, которое способно помогать человеку в преодолении жизненных сложностей, неудач, затруднений, о формах и способах разрешения закономерных жизненных кризисов и конфликтов.

Главная особенность книги, определяющая ее новаторский для советской психологии подход, состоит в том, что общение рассматривается через призму СПТ. По существу, монография Л.А. Петровской — это учебник по данному виду тренинга, с которого должны начинать свою подготовку психологи-практики, использующие как описанный в книге метод, так и другие формы психологического воздействия.

Первая глава книги посвящена теоретическому обоснованию СПТ. Автор акцентирует внимание на перцептивных компонентах общения и на такой стороне общения, как межличностная обратная связь. Анализ именно этих структурных единиц общения позволяет проанализировать и сформулировать основные задачи и технологию тренинга, а также рассмотреть подробно субъект-субъектную, творческую форму межличностного общения. Л.А. Петровская подчеркивает, что ведущими в тренинге являются субъект-субъектные формы воздействия, поскольку именно они соответствуют ведущим сторонам общения и коммуникативной компетентности, а в своей более глубокой основе — общей личностной

 

153

 

ориентации советской психологии. Большое место в теоретическом обосновании тренинга автор отводит принципу деятельностного опосредствования психологических образований, а также идее о связи результатов психологического воздействия с характером реализующего воздействия общения.

Во второй главе подробно описываются цели, задачи и процедурные аспекты СПТ. Читатели встретят здесь обоснование основных принципов построения групповой работы в тренинге, познакомятся с проблемами организации тренинговой практики. Анализируются роль ведущего в тренинге, стоящие перед ним задачи, психологическая специфика его работы, требования к его личности, навыкам и способностям.

Третья глава книги посвящена обсуждению основных эффектов тренинга. Л.А. Петровская разработала особую перцептивно-ориентированную форму тренинга, поэтому наиболее подробно ею описаны эффекты диагностического типа: новые знания, умения и опыт, приобретаемые участниками тренинга в плане диагностики себя, другого и группы в целом в различных ситуациях общения. Эта глава книги иллюстрируется прекрасными примерами из «жизни группы», отзывами участников о произошедших с ними изменениях, живыми волнующими свидетельствами преобразования человеческого духа, удивительными раскрытиями подлинной человеческой красоты в стремлениях людей стать лучше, совершеннее, развить свои потенциальные возможности и психологические ресурсы.

Наряду с повышением компетентности в общении метод СПТ может оказывать благотворное воздействие и на целостные личностные характеристики, такие, как повышение самопринятия, уверенности в себе, развитие самооценки, понижение тревожности и ряд других. Эти эффекты определены автором как сопутствующие, психотерапевтические.

Завершающая глава книги посвящена анализу основных психологических механизмов воздействия в СПТ. Здесь автором описывается самостоятельное исследование такого психологически сложного явления, как обратная связь. Рассматривается специфика обратной связи в тренинге и в обыденной жизни, анализируются формы и способы оптимизации обратной связи в общении.

Характеризуя книгу в целом, нельзя не отметить ее новизну и приоритетность в изложении остро актуальных проблем современной отечественной прикладной психологии. Книга Л.А. Петровской, как и ее исследования, прокладывает новые важные пути в области изучения законов психологического воздействия. Актуальность, увлекательность, научная обоснованность, богатство фактологии книги, безусловно, принесут ей заслуженный успех у читателей, причем не только у профессиональных психологов, но у всех, кто интересуется проблемами общения, методами практической работы психологов.