Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

149

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Ю.К. КОРНИЛОВ

Ярославль

 

Трудовая подготовка учащихся в межшкольных комбинатах / Под ред. В.А. Моляко. Киев: Радянська школа, 1988. 168 с.

 

Разнообразие форм и методов трудовой подготовки, о котором шла речь на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС, предполагает, в частности, наполнение работы многих уже существующих институтов народного образования новым, психологически обоснованным содержанием. Межшкольные учебно-производственные комбинаты относятся именно к таким учебным заведениям, чьи организационная структура и психолого-педагогическое содержание работы требуют существенной перестройки.

В этой связи вызывает практический интерес рецензируемая книга, подготовленная коллективом лаборатории психологии трудового обучения и воспитания НИИ психологии УССР (зав. лабораторией В.А. Моляко). В ней представлены результаты многолетних исследований сотрудников лаборатории, посвященные различным психологическим аспектам трудовой подготовки старшеклассников в условиях УПК и проведенные на базе ряда учебно-производственных комбинатов Киева. В коллективной работе участвовали и практические работники комбинатов, чьи материалы также содержатся в книге.

Учебно-методическое пособие — жанр достаточно сложный и требовательный. Он, безусловно, удался авторам. Следует указать, что как общие психологические вопросы, так и конкретные психолого-педагогические рекомендации даны в доступной для практических работников форме, соответствующие разделы содержат методические материалы (анкеты, бланки наблюдений, тексты задач и эталоны решений, формализованные методы обработки и анализа полученных данных и многое другое).

Тем ценнее то, что в книге представлена оригинальная целостная психологическая концепция формирования готовности учащихся к труду на основании творческой деятельности, творчества учащихся и педагогов, учета способностей каждого учащегося. Нелишне заметить, что именно способности и творчество являются сегодня ключевыми понятиями перестройки народного образования, в связи с чем концепция, реализованная в книге, заслуживает пристального и внимательного рассмотрения.

Основные психолого-педагогические вопросы трудовой подготовки анализируются в широком контексте передовых систем и методов трудового воспитания, как отечественных (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского), так и зарубежных, разработанных в социалистических странах, а так же в Японии, Англии, США. При этом убедительно показано, что практически во всех системах одной из составляющих, обеспечивающих успех, является ориентация на творчество различного уровня и содержания (от творческих действий в трудовом процессе (ГДР) до эстетических видов творчества в Японии). В концепции психологической готовности к труду (ПГТ), представленной в книге, творчество (творческие стратегии) также совершенно справедливо рассматривается в качестве основного и системообразующего фактора ПГТ. В разделе 1.2 В.А. Моляко отмечает, в частности, что «основным системообразующим компонентом ПГТ на профессиональном уровне является стратегиальная ориентированность личности (способность решать

 

150

 

новые задачи, проблемы тогда, когда есть затруднения в самой деятельности и в условиях деятельности)» (с. 72). С этим положением связаны и выделенные В.А. Моляко принципы формирования ПГТ (ориентация на профессиональный уровень деятельности, на собственно творческий уровень деятельности, на новейшую технику и технику завтрашнего дня).

В конкретных экспериментальных исследованиях, представленных в книге, указанные выше принципы получили прикладную интерпретацию. С точки зрения развиваемой концепции ПГТ рассмотрен комплекс профориентационных проблем, в частности психологические условия оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников (Р.А. Пономарева), среди которых, например, действенно-инициативное тяготение к творческому поиску в процессе труда, а также вопросы формирования у старшеклассников интереса к рабочим профессиям в условиях УПК (Н.И. Литвинова). Общетехническая подготовка старшеклассников в УПК (Л.Н. Ивахненко) также анализируется в аспекте развития творческого мышления, в частности, при обучении «языку техники» — черчению.

Вторая часть книги содержит конкретные психолого-педагогические рекомендации по трудовой подготовке старшеклассников в межшкольных комбинатах. Очевидно, что эти рекомендации содержат психологически обоснованные ответы на основные запросы практики в организации учебно-воспитательной работы в УПК. Следует особо отметить последовательность авторов, которые известные «узкие места» в работе комбинатов (комплектование учебных групп, нормирование производительного труда школьников и организация социалистического соревнования, взаимоотношения с базовым предприятием и школой) стремятся рассмотреть с единых позиций концепции ПГТ, о которой мы уже говорили выше.

Так, основой предлагаемой методики комплектования учебных групп в УПК является определение уровня готовности к овладению профессией на основе выполнения учащимися специальных циклов творческих заданий (П.С. Перепелица, В.В. Рыбалка, М.Л. Смульсон). Такие циклы (вместе с методикой анализа решений) приводятся для некоторых широко распространенных в УПК профилей обучения (автослесари, радиомонтажники, операторы подготовки данных для ЭВМ и программисты). Организация производительного труда в УПК (П.С. Перепелица) также рассматривается с точки зрения ее значимости для становления профессиональной готовности. Предлагается оригинальная система нормирования производительного труда школьников и определения коэффициента трудового участия. В анализе психологических аспектов совместной работы УПК с базовыми предприятиями (Б.А. Невяровский), школой (А.В. Солодкова), сотрудничества классного руководителя и мастера производственного обучения (Е.В. Проскура) основное внимание уделяется именно формированию у учащихся психологической готовности к труду. Рассмотрение остро стоящих прикладных вопросов дает возможность практикам уже самостоятельно увидеть направления решения и других, вновь возникающих перед УПК проблем с точки зрения современной психологии труда.

В книге предложены и новые направления работы, которые могут вдохнуть жизнь в устаревшие формы работы УПК, наполнить их новым, современным содержанием. Это вопросы применения технических средств (электронного микрокалькулятора и тренажера-манипулятора) в подготовке старшеклассников к конструкторскому и операторскому видам труда (В.В. Рыбалка), а также завершающие книгу рекомендации по организации творческого тренинга старшеклассников в условиях УПК (В.А. Моляко) и подготовке учащихся к изобретательской и рационализаторской деятельности (М.Л. Смульсон). Два последних раздела содержат материалы, непосредственно связанные с формированием системообразующих компонентов ПГТ — стратегий творческой деятельности, ответственных за эффективное осуществление профессионального труда. К сожалению, эти разделы представлены недостаточно широко. Кроме того, желательно было бы остановиться и на других новых направлениях работы УПК, вариантах их реорганизации и переструктурирования, что особенно актуально именно сегодня.

В целом следует отметить, что книга, безусловно, будет способствовать повышению психологической компетентности практических работников народного образования, их творческому участию в перестройке работы школы.