149
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Ю.К. КОРНИЛОВ
Ярославль
Трудовая подготовка учащихся в межшкольных
комбинатах / Под ред. В.А. Моляко. Киев: Радянська школа, 1988. 168 с.
Разнообразие форм и методов трудовой подготовки, о
котором шла речь на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС, предполагает, в
частности, наполнение работы многих уже существующих институтов народного
образования новым, психологически обоснованным содержанием. Межшкольные
учебно-производственные комбинаты относятся именно к таким учебным заведениям,
чьи организационная структура и психолого-педагогическое содержание работы
требуют существенной перестройки.
В этой связи вызывает практический интерес рецензируемая
книга, подготовленная коллективом лаборатории психологии трудового обучения и
воспитания НИИ психологии УССР (зав. лабораторией В.А. Моляко). В ней
представлены результаты многолетних исследований сотрудников лаборатории,
посвященные различным психологическим аспектам трудовой подготовки
старшеклассников в условиях УПК и проведенные на базе ряда
учебно-производственных комбинатов Киева. В коллективной работе участвовали и
практические работники комбинатов, чьи материалы также содержатся в книге.
Учебно-методическое пособие — жанр достаточно
сложный и требовательный. Он, безусловно, удался авторам. Следует указать, что
как общие психологические вопросы, так и конкретные психолого-педагогические
рекомендации даны в доступной для практических работников форме, соответствующие
разделы содержат методические материалы (анкеты, бланки наблюдений, тексты
задач и эталоны решений, формализованные методы обработки и анализа полученных
данных и многое другое).
Тем ценнее то, что в книге представлена оригинальная
целостная психологическая концепция формирования готовности учащихся к труду на
основании творческой деятельности, творчества учащихся и педагогов, учета
способностей каждого учащегося. Нелишне заметить, что именно способности и
творчество являются сегодня ключевыми понятиями перестройки народного
образования, в связи с чем концепция, реализованная в книге, заслуживает
пристального и внимательного рассмотрения.
Основные психолого-педагогические вопросы трудовой
подготовки анализируются в широком контексте передовых систем и методов
трудового воспитания, как отечественных (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского),
так и зарубежных, разработанных в социалистических странах, а так же в Японии,
Англии, США. При этом убедительно показано, что практически во всех системах
одной из составляющих, обеспечивающих успех, является ориентация на творчество
различного уровня и содержания (от творческих действий в трудовом процессе
(ГДР) до эстетических видов творчества в Японии). В концепции психологической
готовности к труду (ПГТ), представленной в книге, творчество (творческие
стратегии) также совершенно справедливо рассматривается в качестве основного и
системообразующего фактора ПГТ. В разделе 1.2 В.А. Моляко отмечает, в частности,
что «основным системообразующим компонентом ПГТ на профессиональном уровне
является стратегиальная ориентированность личности (способность решать
150
новые задачи, проблемы тогда, когда есть затруднения
в самой деятельности и в условиях деятельности)» (с. 72). С этим положением
связаны и выделенные В.А. Моляко принципы формирования ПГТ (ориентация на
профессиональный уровень деятельности, на собственно творческий уровень
деятельности, на новейшую технику и технику завтрашнего дня).
В конкретных экспериментальных исследованиях,
представленных в книге, указанные выше принципы получили прикладную
интерпретацию. С точки зрения развиваемой концепции ПГТ рассмотрен комплекс
профориентационных проблем, в частности психологические условия оптимизации
профессионального самоопределения старшеклассников (Р.А. Пономарева), среди
которых, например, действенно-инициативное тяготение к творческому поиску в
процессе труда, а также вопросы формирования у старшеклассников интереса к
рабочим профессиям в условиях УПК (Н.И. Литвинова). Общетехническая подготовка
старшеклассников в УПК (Л.Н. Ивахненко) также анализируется в аспекте развития
творческого мышления, в частности, при обучении «языку техники» — черчению.
Вторая часть книги содержит конкретные
психолого-педагогические рекомендации по трудовой подготовке старшеклассников в
межшкольных комбинатах. Очевидно, что эти рекомендации содержат психологически
обоснованные ответы на основные запросы практики в организации
учебно-воспитательной работы в УПК. Следует особо отметить последовательность
авторов, которые известные «узкие места» в работе комбинатов (комплектование
учебных групп, нормирование производительного труда школьников и организация
социалистического соревнования, взаимоотношения с базовым предприятием и школой)
стремятся рассмотреть с единых позиций концепции ПГТ, о которой мы уже говорили
выше.
Так, основой предлагаемой методики комплектования
учебных групп в УПК является определение уровня готовности к овладению
профессией на основе выполнения учащимися специальных циклов творческих заданий
(П.С. Перепелица, В.В. Рыбалка, М.Л. Смульсон). Такие циклы (вместе с методикой
анализа решений) приводятся для некоторых широко распространенных в УПК
профилей обучения (автослесари, радиомонтажники, операторы подготовки данных
для ЭВМ и программисты). Организация производительного труда в УПК (П.С.
Перепелица) также рассматривается с точки зрения ее значимости для становления
профессиональной
готовности. Предлагается оригинальная система нормирования производительного
труда школьников и определения коэффициента трудового участия. В анализе
психологических аспектов совместной работы УПК с базовыми предприятиями (Б.А.
Невяровский), школой (А.В. Солодкова), сотрудничества классного руководителя и
мастера производственного обучения (Е.В. Проскура) основное внимание уделяется
именно формированию у учащихся психологической готовности к труду. Рассмотрение
остро стоящих прикладных вопросов дает возможность практикам уже самостоятельно
увидеть направления решения и других, вновь возникающих перед УПК проблем с
точки зрения современной психологии труда.
В книге предложены и новые направления работы,
которые могут вдохнуть жизнь в устаревшие формы работы УПК, наполнить их новым,
современным содержанием. Это вопросы применения технических средств
(электронного микрокалькулятора и тренажера-манипулятора) в подготовке
старшеклассников к конструкторскому и операторскому видам труда (В.В. Рыбалка),
а также завершающие книгу рекомендации по организации творческого тренинга
старшеклассников в условиях УПК (В.А. Моляко) и подготовке учащихся к
изобретательской и рационализаторской деятельности (М.Л. Смульсон). Два
последних раздела содержат материалы, непосредственно связанные с формированием
системообразующих компонентов ПГТ — стратегий творческой деятельности,
ответственных за эффективное осуществление профессионального труда. К
сожалению, эти разделы представлены недостаточно широко. Кроме того, желательно
было бы остановиться и на других новых направлениях работы УПК, вариантах их
реорганизации и переструктурирования, что особенно актуально именно сегодня.
В целом следует отметить, что книга, безусловно,
будет способствовать повышению психологической компетентности практических
работников народного образования, их творческому участию в перестройке работы
школы.