147
КОРОТКО О КНИГАХ
ВОСПРИЯТИЕ ИЛЛЮЗОРНЫХ КОНТУРОВ
Petry S., Меуег G.
E.
(eds.) The perception of illusory contours. N. Y., etc.: Springer-Verlag, 1987.
XVI+320 p.
Решение
«магии» возникновения этого феномена могло бы одновременно означать решение
многих научных проблем зрительного восприятия вообще; отсюда понятен все
возрастающий интерес ученых к этому явлению.
148
Рассматриваемая
книга является первым более—менее компактным справочником-сборником по
проблеме иллюзорных контуров. (Иллюзорными контурами можно назвать видимые
контуры без соответствующих действительных изменений фотометрической яркости в
воспринимаемой среде: см., напр.: Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология.
1979. № 1. С. 21—29.) Она останется на многие годы настольной книгой
психологов, изучающих эту проблему: в сборнике мы найдем, во-первых, переводы
на английский классических оригиналов статей Шумана (с 1900 г.), Эренстейна (с.
1941 г.) и Капицы (с 1955 г.), во-вторых, обобщающие статьи Мейера и Петри,
Брэдли и других, в-третьих, целый ряд статей, выдвигающих теоретические
концепции иллюзорных контуров (Дей, Мингуцци, Паркс, хорошо известные нашему
читателю Грегори и Рок). В книге представлены также психофизиологические
подходы (Рамачандрана, Шэпли и Гордона, Гроссберга и Минголлы, Гинсбэрга и
других). Достойное место отводится анализу роли и эффектов факторов яркости и
пространственных отношений в генезе иллюзорного контура (де Вэерт, Халперн,
Уорм и другие). Роль факторов времени, движения и времени реакции
рассматривается в работах Петри, Брэдли, Мэгвайра и других. Немало авторов
посвятили свои статьи феноменологии и иллюстрациям рассматриваемого явления
(среди них Корен, Порак и Теодор, Гербино и Каница, Кеннеди, Гиллам). В рецензируемом
томе мы находим описание целого ряда новых феноменов, таких, как «мультфильм»
на основе иллюзорных контуров, цветные, иллюзорные поверхности, иллюзорная
прозрачность, эффекты установки на восприятие амбивалентных и моновалентных
когнитивных контуров, видимое движение иллюзорных контуров, обучаемость видению
иллюзорных контуров и т.д. (Справедливости ради отметим, что немало из
перечисленного описывалось также в специальной научной периодике, однако в
таком сконцентрированном и обобщенном виде этот материал предлагается впервые.)
Наконец, сборник заканчивается эффектной, написанной с юмористическим оттенком
статьей Уэйда, который постарался удивить читателя многочисленными иллюстрациями
на психологические темы, основанные в большей, или меньшей степени на
иллюзорных (и аллюзорных!) контурах, и не без успеха.
Какие статьи
хочется выделить особо? Во-первых, Клименко и Уайстина — о резонансной теории
восприятия кинетической формы, во-вторых, Брэдли — о многофакторном объяснении
когнитивных контуров как особого случая перцептивной организации, в-третьих,
Гербино и Каницы, предлагающих толковый феноменологический анализ, в-четвертых,
Геллатли и Бишоп — о генезе иллюзорного контура и роли навыков в восприятии
этого феномена.
Какие замечания
можно высказать? Думается, что авторы не смогли миновать некоторых неточностей
и пробелов. Так, при изложении данных о том, что установка модифицирует
восприятие иллюзорных контуров (Корен и другие), отсутствуют ссылки на работы,
где ранее демонстрировались аналогичные эффекты (Брэдли, Бахманн). Во вводной
статье Мейера и Петри, претендующей на достаточно полную характеристику
современного состояния проблемы, отсутствуют многие обязательные ссылки; к тому
же не всегда правильно расставлены акценты (сомнительное противопоставление
нейроредукционизма и когнитивных теорий, предполагающих контроль феномена по
принципу «сверху вниз», отсутствие ссылки на Брэдли при перечислении теории
типа «сверху вниз» и др.). Отдельные неточности и пробелы можно найти и в
других работах. Однако все сказанное не отнимает желания охарактеризовать
рецензируемый сборник как выдающийся.
Нельзя не
отметить отличное качество издания (бумага, иллюстрации, дизайн, шрифт). Книга
содержит 279 рисунков, из них 7 цветных.
Кроме того что
книга вызывает чисто научный интерес, она может быть полезна студентам,
изучающим процесс восприятия. Представленный в ней визуальный материал может
сослужить добрую службу при развитии творческих способностей учащихся и
маленьких детей. Книга может служить источником вдохновения дизайнеров и художников,
не говоря уже о пользе для преподавателей художественных училищ. Инженерные
психологи, создатели рекламы и представители многих других отраслей психологии
также могут найти в книге много полезного и интересного.
Т. К. Бахманн
Тарту