Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

147

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ВОСПРИЯТИЕ ИЛЛЮЗОРНЫХ КОНТУРОВ

 

Petry S., Меуег G. E. (eds.) The perception of illusory contours. N. Y., etc.: Springer-Verlag, 1987. XVI+320 p.

 

Решение «магии» возникновения этого феномена могло бы одновременно означать решение многих научных проблем зрительного восприятия вообще; отсюда понятен все возрастающий интерес ученых к этому явлению.

 

148

 

Рассматриваемая книга является первым более—менее компактным справочником-сборником по проблеме иллюзорных контуров. (Иллюзорными контурами можно назвать видимые контуры без соответствующих действительных изменений фотометрической яркости в воспринимаемой среде: см., напр.: Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. № 1. С. 21—29.) Она останется на многие годы настольной книгой психологов, изучающих эту проблему: в сборнике мы найдем, во-первых, переводы на английский классических оригиналов статей Шумана (с 1900 г.), Эренстейна (с. 1941 г.) и Капицы (с 1955 г.), во-вторых, обобщающие статьи Мейера и Петри, Брэдли и других, в-третьих, целый ряд статей, выдвигающих теоретические концепции иллюзорных контуров (Дей, Мингуцци, Паркс, хорошо известные нашему читателю Грегори и Рок). В книге представлены также психофизиологические подходы (Рамачандрана, Шэпли и Гордона, Гроссберга и Минголлы, Гинсбэрга и других). Достойное место отводится анализу роли и эффектов факторов яркости и пространственных отношений в генезе иллюзорного контура (де Вэерт, Халперн, Уорм и другие). Роль факторов времени, движения и времени реакции рассматривается в работах Петри, Брэдли, Мэгвайра и других. Немало авторов посвятили свои статьи феноменологии и иллюстрациям рассматриваемого явления (среди них Корен, Порак и Теодор, Гербино и Каница, Кеннеди, Гиллам). В рецензируемом томе мы находим описание целого ряда новых феноменов, таких, как «мультфильм» на основе иллюзорных контуров, цветные, иллюзорные поверхности, иллюзорная прозрачность, эффекты установки на восприятие амбивалентных и моновалентных когнитивных контуров, видимое движение иллюзорных контуров, обучаемость видению иллюзорных контуров и т.д. (Справедливости ради отметим, что немало из перечисленного описывалось также в специальной научной периодике, однако в таком сконцентрированном и обобщенном виде этот материал предлагается впервые.) Наконец, сборник заканчивается эффектной, написанной с юмористическим оттенком статьей Уэйда, который постарался удивить читателя многочисленными иллюстрациями на психологические темы, основанные в большей, или меньшей степени на иллюзорных (и аллюзорных!) контурах, и не без успеха.

Какие статьи хочется выделить особо? Во-первых, Клименко и Уайстина — о резонансной теории восприятия кинетической формы, во-вторых, Брэдли — о многофакторном объяснении когнитивных контуров как особого случая перцептивной организации, в-третьих, Гербино и Каницы, предлагающих толковый феноменологический анализ, в-четвертых, Геллатли и Бишоп — о генезе иллюзорного контура и роли навыков в восприятии этого феномена.

Какие замечания можно высказать? Думается, что авторы не смогли миновать некоторых неточностей и пробелов. Так, при изложении данных о том, что установка модифицирует восприятие иллюзорных контуров (Корен и другие), отсутствуют ссылки на работы, где ранее демонстрировались аналогичные эффекты (Брэдли, Бахманн). Во вводной статье Мейера и Петри, претендующей на достаточно полную характеристику современного состояния проблемы, отсутствуют многие обязательные ссылки; к тому же не всегда правильно расставлены акценты (сомнительное противопоставление нейроредукционизма и когнитивных теорий, предполагающих контроль феномена по принципу «сверху вниз», отсутствие ссылки на Брэдли при перечислении теории типа «сверху вниз» и др.). Отдельные неточности и пробелы можно найти и в других работах. Однако все сказанное не отнимает желания охарактеризовать рецензируемый сборник как выдающийся.

Нельзя не отметить отличное качество издания (бумага, иллюстрации, дизайн, шрифт). Книга содержит 279 рисунков, из них 7 цветных.

Кроме того что книга вызывает чисто научный интерес, она может быть полезна студентам, изучающим процесс восприятия. Представленный в ней визуальный материал может сослужить добрую службу при развитии творческих способностей учащихся и маленьких детей. Книга может служить источником вдохновения дизайнеров и художников, не говоря уже о пользе для преподавателей художественных училищ. Инженерные психологи, создатели рекламы и представители многих других отраслей психологии также могут найти в книге много полезного и интересного.

 

Т. К. Бахманн

Тарту