Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

74

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

 

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

А.А.БОДАЛЕВ

 

В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые должны быть достигнуты в нашем обществе, одним из главных среди них называется гуманизация отношения советских людей друг к другу. Высокая требовательность должна сопровождаться таким же высоким уважением, принципиальность сочетаться с внимательностью, деловитость в отношениях с точно взвешенным индивидуальным подходом.

Гуманизация общения должна захватить как официальные, так и неофициальные взаимосвязи людей на производстве, в сфере обслуживания, в учебных и лечебных учреждениях и еще в большей степени — в семье.

Сразу возникает вопрос: а как же добиться этой желанной гуманизации отношений между людьми? Сказать, обращаясь ко всем: «Люди, возлюбите друг друга!» и надеяться, что после этого там, где царила черствость, возобладает чуткость, там, где властвовали бездушие и жестокость, проявится милосердие, там, где процветала необязательность в отношениях, прорастет ответственность за судьбу другого?

Нет, конечно. Таким способом гуманизации не достичь. Слова «человек человеку — друг, товарищ и брат», «все — человеку, все — для человека» звучали у нас много десятилетий. Однако нужного результата они не давали.

И главная причина неэффективности этих в общем-то правильных призывов — в неподкреплении их делами. Экономика последовательно не работала на удовлетворение первоочередных потребностей людей, во всех сферах управления господствовали административно-командные методы, сфера культуры не была продуманно нацелена на духовное обогащение каждой личности, в воспитании и обучении был переизбыток формализма, а такой важный для становления любой личности социальный институт, каким является семья, оказался на периферии общественного сознания.

Все это — перечень причин пробуксовывания политики гуманизации отношений людей в нашем обществе, который дан с позиции гражданской оценки состояния дел. Но ведь еще более интересно проделать психологический анализ самого феномена гуманизации общения1 и условий, которые тормозят

 

75

 

или, наоборот, благоприятствуют его проявлению.

Представляется, что феномен гуманизации отношений и, шире, общения людей определяется не только тем, на достижение каких целей в обществе направлена политика, на решение каких задач работает экономика, на возвеличение и утверждение каких ценностей ориентирует всех идеология, но и тем, что этот феномен в своих основных характеристиках зависит от состояния общественного и индивидуального сознания людей, от состояния их общественных чувств, от выработанных у них привычек поведения [1], [16], [20].

Бытие определяет сознание, но, с другой стороны, сознание отстает от бытия. Это известно. Как известно и то, что внешние причины действуют через внутренние условия.

Общественная ситуация, типичная для эпохи застоя, не способствовала формированию в сознании каждого человека восприятия и понимания других людей как высшей ценности, не воспитывала она и отношения к другому человеку — к каждому ребенку, к старику, к каждой личности, работой которой мы руководили, которую мы обслуживали, которую лечили,— как к высшей ценности. То же происходило и со становлением господствующих форм обращения человека с человеком. Если иметь в виду подавляющее большинство людей, для него не было характерно наличие привычного поведения, которое свидетельствовало бы о том, что для каждого в этом большинстве другой человек представляет высокую ценность.

В эпоху перестройки ситуация в обществе меняется коренным образом: на человеке — главной производительной силе, его духовном росте, его материальном достатке, личностном развитии, физическом здоровье — фокусируются политика, экономика, идеология и сам человек силой объективных обстоятельств становится в положение активного творца и общественного, и своего личного бытия. И эта возникшая в обществе новая ситуация не может не ускорить процесс гуманизации общения и межличностных отношений советских людей.

Нравственный императив «будь человеком и с другим поступай как с человеком», адресуемый нашим обществом к каждому гражданину, по причине быстро изменяющегося бытия теперь легче воплотить в жизнь в сфере общения: на уровне осознания того, как надо строить общение, чтобы оно отвечало принципу гуманности, каким при этом должно быть отношение общающихся друг к другу и какое должно быть их реальное поведение при общении.

Тем не менее все перечисленные условия перевода гуманизации общения на новый, более высокий уровень хотя и важные, но не единственные условия, от которых зависит придание общению нового качества.

Громадное значение в подъеме гуманизации общения на новый уровень будет иметь осуществление системы мер, направленных на повышение общей психологической культуры советских людей.

И здесь свои решающие деяния должны осуществить учреждения культуры, средства массовой информации, учебно-воспитательные учреждения, работающие со всеми возрастными группами нашего народа. Их усилия при достижении названной цели должны нерасторжимо слиться с мощным общественным движением, проявившим себя в создании и активном функционировании Фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина, Фонда милосердия и других массовых объединений, деятельность которых имеет такую же высокую нравственную и высокогуманную направленность.

И труднейшая задача, стоящая перед ними наряду с другими,— обращаясь к людям, шаг за шагом развивать и усиливать у них интерес к психическому миру каждого человека, к его сознанию и самосознанию, потребностям и чувствам, воле и поступкам; примером, действием учить гуманизму во взаимоотношениях, учить видеть неповторимо индивидуальное своеобразие каждого человека и находить единственно верные способы поведения, а часто совершать и поступки, которые отвечали бы критериям гуманности и

 

76

 

одновременно несли бы в себе поправку на уникальность человека, по отношению к которому совершается поступок.

Но еще больше для успешного решения этой задачи следует сделать психологической науке.

Она должна через все доступные ей каналы (участие в подготовке и переподготовке педагогов, врачей, руководителей различных рангов, работников сферы обслуживания, выходы на массовую аудиторию через общество «Знание», народные и родительские университеты и т.п.) давать знания людям всех возрастов о личности, о характере человека, когда ему приходится выступать в роли объекта и субъекта общения, о закономерностях межлюдского взаимодействия в форме общения в трудовых и учебных коллективах, в официальной и неофициальной обстановке, при проведении досуга, в семье и т.д.

Эти знания, сообщаемые психологией массовой аудитории, должны раскрывать особенности межличностного общения людей, относящиеся к разным возрастным, половым, профессиональным, национально-этническим группам. Они должны знакомить с ошибками, наиболее часто допускаемыми людьми в ходе общения друг с другом, и показать нам более распространенные психологические причины этих ошибок (например, проецирование себя в другого, стереотипизацию, эффект ореола и др. [2], [14], [25]).

Одновременно психологические знания, доводимые до сознания массы советских людей, должны содержать информацию о психологических предпосылках успешного общения: наличия интереса к человеку, с которым общаешься, наличие способности поставить себя на его место, сопереживать ему, ориентироваться на лучшие, наиболее сильные стороны его личности2 [2], [11]. [24].

Вооружая этими знаниями о закономерностях общения разные группы и общности людей, психологическая наука должна одновременно осуществить громадную работу по выяснению и обобщению новых фактов, знание которых призвано обогатить те научные основания, на которые может опереться гуманизация общения советских людей в дальнейшем.

Такой социальный заказ, связанный с освещением феноменологии, закономерностей и механизмов общения, необходимо начать активно выполнять всем областям психологии: общей психологии, психологии индивидуальных различий и социальной психологии, психологии труда, возрастной и педагогической психологии, психологии искусства, юридической и специальной психологии.

Так, исследования, проводимые в ключе общей психологии, следует прежде всего направить на прояснение характеристик личности, благоприятствующих общению с позиций гуманности или, наоборот, затрудняющих такое общение. В связи с этим надо получить четкое представление о системе ценностей, которая должна быть сформирована у человека, чтобы он строил свое общение с другими людьми на гуманном уровне3. Поскольку речь пока ведется о разработках, которые должны быть выполнены в общей психологии, то необходимо изучить детерминанты, определяющие развитие потребностно-мотивационной сферы у личности гуманистического типа, и описать феноменологию этой сферы. Важно также выяснить зависимости, связывающие эту сферу со строем мыслей и характером поступков, типичных для личности с гуманистическим настроем [8], [18].

В общей психологии принято говорить о творческой личности, но творческая личность может особым образом проявить себя в общении, во взаимоотношениях с людьми. Выяснить, как развивать творческое ядро у гуманной

 

77

 

по своему складу личности, какие психические образования для него необходимы и достаточны, в каких основных формах поведения оно должно проявляться,— это тоже задача общей психологии [4], [23].

Столь же важной задачей, решением которой ей надлежит целенаправленно заниматься, является создание диагностического аппарата, который позволял бы достаточно оперативно и с высокой надежностью определять степень психологической готовности и способности человека к общению, строящемуся на принципах гуманизма [13], [14], [21].

Свои конкретные задачи, направленные на освещение психологических основ гуманизации общения, есть у психологии индивидуальных различий.

Исследуя людскую массу, она, представляется, обязана выявить существующие в реальности типы личности, изучить, какие особенности восприятия и понимания других людей для них характерны, какой эмоциональный отклик они на этих людей дают, какие поступки по отношению к этим людям у них преобладают [12].

Опираясь на полученное знание, психологам предстоит смоделировать наиболее эффективный способ, а может быть, шире — стратегию работы с каждым типом личности. Помимо разработки типологии, существенно — для освещения проблемы гуманизации общения в ключе психологии индивидуальных различий — подвергнуть специальному рассмотрению соотношение единичного с особенным и общим при проявлении индивидуально неповторимого в личности при ее общении с разными людьми с целью выявления специфики «флюктуаций» гуманизма в ее отношении к ним, а также причин этих «флюктуаций» [3], [25], [27].

Большая по значению работа для прояснения феноменологии, закономерностей и механизмов гуманизации общения приходится на долю социальной психологии.

В повседневной практике взаимодействия людей на производстве, в армии, в школе, в лечебных учреждениях и даже в семье распространено межролевое общение.

В жизни не избежать статусных различий начальника и подчиненного, командира и солдата, продавца и покупателя, учителя и ученика, врача и больного, отца и сына и т.д., однако и для успеха дела, и для самочувствия самих его участников крайне важно, чтобы их межролевые контакты были пронизаны и межличностными отношениями с положительным знаком. .

Громадное значение этого момента для настроя личности, для включения ее в совместный труд неоднократно подчеркивал в своих работах А. С. Макаренко [17].

Представляется, что задача социальных психологов — разобраться, как, не опускаясь до фамильярности, должны соотноситься, соответствуя критериям, идущим от интересов дела и гуманизма, межролевые и межличностные отношения.

Также, идя от социально-психологического подхода, надо исследовать характер эффективности воздействия одного человека на другого, развертывающегося на гуманной основе и с гуманными намерениями, в зависимости от степени межличностной совместимости общающихся. В связи с указанной совместимостью следует продолжать энергично изучать причины возникновения смысловых барьеров (Л.И. Божович) и проявления своеобразных смысловых иллюзий при общении людей, когда гуманные намерения и поведение воспринимаются как негуманные и наоборот [6].

Не изученной до конца проблемой для рассматриваемой области психологической науки остаются и другие ошибки и заблуждения, допускаемые вступающими в общение людьми и всегда в большей или меньшей степени влияющие на меру гуманности, которая оказывается характерной для общения.

Не менее важно с позиций социальной психологии досконально осветить также закономерности и механизмы воздействия макро- и микросреды на гуманизацию общения или, наоборот, на усиление в нем антигуманных характеристик. Свои задачи в решении проблемы гуманизации общения есть и у психологии труда. Ведь понятно, что все виды

 

78

 

трудовой деятельности, которые требуют общения ее участников, будут выполняться более качественно и с более высоким конечным результатом, если между исполнителями деятельности будут отношения сотрудничества, атмосфера требовательно-уважительного отношения друг к другу. Вместе с тем последние зависят от личного вклада каждого в реализацию целей, на которые направлена совместная деятельность, а он, в свою очередь, зависит от профессиональной подготовленности участников деятельности, характера их мотивационной заряженности на труд [10], [16].

Разобраться в зависимостях, связывающих все эти отношения, субординировать их — задача психологии труда.

Другой существенной проблемой, связанной с организацией общения, которую обязана осветить психология труда, является прослеживание общего и особенного в специфике содержания и форме выражения гуманного элемента в общении, а также характера его сопряжения с другими элементами трудовой деятельности в зависимости от ее вида (например, деятельность строевого командира в армии, руководителя трудового коллектива, деятельность следователя, врача или психолога-терапевта и т.д. [8], [16], [20]).

Характер, мера, способы проявления гуманизма в отношениях, которые необходимы и достаточны для руководителей разных уровней, с одной стороны, и исполнителей-подчиненных, с другой, чтобы их совместная деятельность была эффективной, а самочувствие их в ней — психологически комфортным, также ждут изучения психологов труда. Должна ли здесь быть своеобразная психологическая асимметричность или возможна симметричность? Этот вопрос ждет, как было сказано, своего ответа.

Еще более широкий круг проблем, напрямую связанных с гуманизацией общения, предстоит осветить возрастной и педагогической психологии.

Как идет развитие гуманистического ядра личности4, если иметь в виду возрастные ступени, которые проходит человек? Есть ли сензитивные периоды для формирования отдельных характеристик этого ядра? Существует ли определенная последовательность в становлении этих характеристик?5 Какие условия необходимы, чтобы приобретаемый ребенком, подростком, юношей, взрослым человеком «запас» гуманизма в подходе к людям обладал достаточной прочностью и не подавлялся в общении? И больше: что требуется на каждой возрастной ступени для того, чтобы гуманизм, развиваемый в личности, был активным, боевито противостоящим злу, проявляющемуся во взаимоотношениях людей? И наконец, как становление гуманизма в личности должно сопрягаться, например, с ее нравственным формированием?

Немаловажная задача в связи со сказанным и получение ответа на вопросы: а что именно необходимо для корректирования развития гуманистического ядра личности, если это развитие идет с отклонениями и в личности прорастают и укрепляются совершенно явно эгоизм, эгоцентризм, а может быть, и человеконенавистничество? И что необходимо, если проявление гуманизма в общении носит парциальный характер, когда у ребенка, подростка, юноши, взрослого гуманизм дает о себе знать лишь по отношению к лицам, представляющим референтную группу (семью, класс, компанию друзей, национальную общность и т.д.) и перестает «работать» за ее пределами [5], [15]?

Думая о технологии формирования у человека на каждой возрастной ступени, говоря вульгарно, глобального гуманизма,

 

79

 

проявляемого им по отношению ко всем людям (независимо от их возраста, пола, профессии, национальной принадлежности, религиозных взглядов), принципиально значимо научиться добиваться в этих проявлениях единства знания, переживания и практического действия, соответствующих критериям гуманизма в межлюдских контактах. Отсюда надо уметь, опираясь на науку, организуя воспитание, «достраивать» названное единство до полной триады, если она в личности не оказывается, и снимать противоречия между знанием, переживанием и действием, которые часто можно наблюдать в реальной жизни у человека любого возраста и социального положения [5], [19]. А чтобы научный фундамент при практическом решении названных задач был надежным, опять же нужны разработки, проводимые в ключе возрастной и педагогической психологии.

Понятно, что названное единство знания, переживания и поведения, которое проявляется или не проявляется в межличностном общении, формируется под влиянием основных воспитательных сил общества: семьи, коллективов дошкольных учреждений, школы, ПТУ, средних специальных учебных заведений, вузов, трудовых коллективов, общественных организаций, учреждений культуры, средств массовой информации и многих других социальных институтов [7], [11], [26].

Научно обоснованную и многократно экспериментально проверенную модель их взаимодействия, которая показала бы, как можно формировать гуманистическое ядро личности и как компенсировать слабый или негативный эффект этого ядра, очевидно, также должна создать возрастная и педагогическая психология.

При овладении молодежью образцами подлинно гуманистического общения чрезвычайно важное значение имеет пример более старших поколений, проявляемая ими степень гуманизма в межличностных взаимоотношениях. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития, а также проявления гуманистического ядра личности не должно охватить только пору детства, отрочества и двух периодов юности. Оно обязательно должно быть распространено и на следующие возрастные ступени жизни человека. [19], [26].

Характер и формы проявления гуманизма в общении личности с другими людьми в очень большой мере зависят от того, как эта личность отражает себя самою, какой эмоциональный отклик на себя дает, как себя ведет по отношению к себе самой. Поэтому у возрастной и педагогической психологии есть еще одна задача: прояснить основные изменения в феномене «социальной перцепции» у человека с переходом его из одной возрастной ступени развития в другую и проследить, с одной стороны, как это сказывается на его общении с разными людьми, а с другой, как влиять на свое восприятие себя же, отношение к себе и поведение, направленное на себя самого, чтобы поднимать общение с другими людьми на уровень гуманизма [18].

Проблема общения, несущего в себе высокий гуманизм, проявляемый общающимися, остро стоит и в этнопсихологии. Общение, пронизанное гуманизмом, когда взаимодействуют друг с другом люди, относящиеся к одной и той же национальной группе,— это одно общение; или общение, когда устанавливают контакты друг с другом лица, принадлежащие к национальным общностям, различающимся по языку, укладу жизни, традициям,— это другое, по многим характеристикам, общение. В этом случае специфика проявления гуманизма в общении в большой степени будет зависеть от степени усвоения общающимися норм общечеловеческой морали, от приверженности их принципам интернационализма [2], [22]. Если последнего у партнеров по общению не оказывается, во взаимодействие они вступают с предвзятостью, необъективностью, могущей дойти до степени враждебного отношения.

Короче, и в этом случае открывается непочатый край работы для психологов. Этнопсихологи должны не только выявить характер этностереотипов в познавательной сфере, которые препятствуют развертыванию оптимальных

 

80

 

человеческих контактов между представителями разных национальностей, но и предложить научно обоснованные пути развития взаимопонимания между ними. Особенно нужны их продуманные советы о способах снятия конфликтов в экстремальных ситуациях и налаживания взамен их отношений сотрудничества и братства.

Большие и достаточно трудные задачи в освещении проблемы общения, развертывающегося между людьми на основе гуманистических принципов, стоят перед психологией искусства. Фактичечески глубокий и всесторонний психологический анализ закономерностей развития гуманистического ядра личности средствами искусства и последующего проявления его в поведении человека всерьез психологами еще не осуществлен, как не осуществлено и выявление специфики влияния каждого из основных видов искусств на формирование гуманистических черт в характере человека и последующие проявления их в общении.

Поскольку в современном искусстве (изобразительном, музыкальном, театральном и др.) существует много течений, психологам с позиций своей науки следует убедительно показать, какие направления в современном искусстве «работают» на развитие гуманизма у совсем юного, у молодого и у взрослого человека, а какие, наоборот, вызывают негативный результат. Естественно, что делаемые при этом обобщения будут звучать доказательно, если будут вскрыты причины такого, а не иного, действия каждого вида искусства на личность и ее поведение, в общении и в содружестве с самими работниками сферы искусства, а также педагогами будут определены пути повышения воспитательного воздействия на личность, характеризующуюся различными параметрами, всех основных видов искусств.

Есть свои проблемы, которые еще ждут решения в связи с необходимостью формирования нравственно здоровых качеств личности, проявляемых в общении с другими людьми, и у юридической психологии. Как известно, изучаемый ею контингент — трудные подростки, правонарушители различных  категорий, работники суда и следственных органов, сотрудники ИТК и некоторые другие группы лиц, профессионально связанные с деятельностью учреждений, осуществляющих правовые функции. И ее задача — вооружить практику знанием психологических закономерностей и механизмов предотвращения, с одной стороны, деформации человека, вращающегося в асоциальной среде, и прежде всего того блока его свойств, в которых проявляется отношение к людям, а с другой стороны, формулирование научно обоснованных предложений о путях коррекции психических свойств человека, развитие которых вступает в противоречие с критериями гуманизма.

В связи со сказанным требуют психологической экспертизы мероприятия, осуществляемые в период всеобщей перестройки в стране с целью гуманизации наказаний за определенные виды нарушений, изменения условий и режима их отбывания и т.д.

Выше уже было сказано, что проблему проявления гуманизма в общении необходимо разрабатывать и в специальной психологии. И решение ее должно идти не только по линии освещения процесса воспитания и развития качеств личности в условиях общения у разных групп аномальных детей, подростков, юношей, взрослых, но и по линии психологически и методически хорошо обоснованной организации общения с ними со стороны семьи, педагогов, других нормальных сверстников и нормальных взрослых [9], [20].

Особо актуальное значение для оптимизации их общения с другими людьми имеет разработка научно фондированной технологии преодоления у них чувства ущербности, формирования состояния компенсации дефекта, создания растущих, досягаемых, социально и личностно оправданных притязаний и помощи в их реализации.

Из всего сказанного выше следует, что процесс перестройки, и вглубь и вширь разворачивающийся в нашей стране, предъявляет качественно новые требования к общественным и человековедческим наукам. У них появились новые задачи, которые они раньше не

 

81

 

решали вовсе или решали на любительском уровне. Все это полностью относится и к психологии, которая должна своими разработками выйти на рубеж научного обеспечения проблем перестройки. Одной из таких проблем является, как я пытался показать, проблема гуманизации общения, формирование готовности и способности у каждого советского человека к такому общению. Психологии, представляется, следует обеспечить научное обоснование технологии гуманизации общения, имея в виду все многообразие его форм, а также развитие вышеназванных готовности и способности.

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1986.

2. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

3. Бодалев А. А. (отв. ред.). Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1983.

4. Бодалев А. А., Ковалев Г. А. (отв. ред.). Общение и развитие психики. М., 1986.

5. Бодалев А. А., Кричевский Р. Л. (отв. ред.). Общение и формирование личности школьника. М., 1987.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

7. Деркач А. А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитания: Автореф. докт. дис. Л., 1981.

8. Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. Ростов н/Д, 1976.

9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

10. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988.

11. Кондратьева С. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.

12. Куницына В. Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.

13. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986.

14 Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.

15. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946 – 1980 годов / Под ред. И.И. Ильясова и В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981.

16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

17. Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. Т. 4. М., 1957. Т. 5. М., 1958.

18. Мелибруда Е. Я — ты — мы. М., 1986.

19. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. докт. дис. Л., 1981.

20. Мясищев  В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

21. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

22. Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. докт. дис. Якутск, 1988.

23. Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. докт. дис. Л., 1983.

24. Пашукова Т. И. О механизме эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы межличностного познания. Краснодар, 1983.

25. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989.

26. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986.

27. Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение при подготовке будущих учителей. Киев, 1987.

 

Поступила в редакцию 11.VII 1989 г.

 



1 У читателей может возникнуть вопрос: какое общение считать происходящим в соответствии с критериями гуманизма? Очевидно, такое, в котором для каждого из участвующих в этом общении людей все другие люди, с которыми личность общается, представляют высокую ценность. И это отношение к ним как к высокой ценности должно обязательно находить выражение и в образах восприятия, представлениях памяти, и в его эмоциональном отклике на этих людей, и в формах его обращения с ними.

 

2 В настоящее время в нашей стране получили большое распространение советы Д. Карнеги о том, как надо строить общение, чтобы оно было в личностном отношении комфортным. Признавая большую эффективность многих из них, необходимо вместе с тем отметить, что они больше относятся к технологии общения и не претендуют на раскрытие психологической сути общения, всех его закономерностей.

 

3 Гуманизм к людям в высоком его выражении невозможен, если у человека одновременно не развиваются понимание и переживание ценности природы, человечества, накопленной им культуры, ценности всего нашего мира.

 

4 Под гуманистическим ядром личности здесь и далее понимается совокупность относительно устойчивых психических свойств личности, интегрирующих систему ее взглядов на других людей и на себя самое, эмоциональное отношение к другим людям и к себе и характерное для нее поведение, когда объектом его становятся как другие люди, так и она сама.

 

5 Гуманизм личности — это ее психическое свойство, объединяющее в себе многие ее качества. Это и любовь к людям, и уважение, и доброта, и терпимость, и отзывчивость, и большой ряд других качеств. И у каждого из этих качеств есть своя логика формирования и теснейшие связи с развитием всех других качеств.