49
ПСИХИЧЕСКИЕ
СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЯ
И
ПРОДУКТИВНОСТЬ УРОКА
А.О. ПРОХОРОВ
Современная школа
предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя:
знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к
личностным особенностям. Во многом профессиональный и личностный потенциалы,
успешность труда учителя могут быть раскрыты через его психические состояния и
их динамику.
Проблема психических
состояний, поставленная и выделенная из контекста общепсихологических проблем
Н.Д. Левитовым, до настоящего времени является слабо разработанной областью психологии,
и особенно недостаточно она исследована в педагогической психологии, в отличие,
например, от психологии труда. Отдельные редкие исследования, проведенные в этом
направлении, демонстрируют значимость учета, управления, коррекции и саморегуляции
психических состояний в системе «учитель — ученик». Так, Н.Д. Левитовым [4] обнаружена закономерность, имеющая важное значение для
воспитательного процесса,— формирование новых черт характера в большинстве
случаев осуществляется через переходный этап психических состояний, повторение
состояний приводит к закреплению черты характера. Психические состояния,
переживаемые педагогом, отражаются на детях, которые склонны к подражанию. К.К.
Платонов и Г.Г. Голубев [6] выделяют дидактогенные
психические состояния учащихся, связанные с неадекватным поведением и
действиями педагога и предлагают алгоритм управления настроением учащихся,
намечают пути устранения отрицательных психических состояний.
Интересна работа,
проведенная И.В. Страховым [7], который изучал психические
состояния учителей и их влияние на формирование педагогического такта. Он описал
шесть видов устойчивых психических состояний и их динамику в течение урока. К
ним относятся: 1) состояние педагогически неоправданной и слабо контролируемой
эмоциональной возбудимости, 2) чередование противоположных по качеству
психических состояний, сочетание эмоциональной возбудимости и спокойной формы
реагирования, 3) состояние эмоциональной оживленности и непосредственности
поведения, 4) ровное, спокойное психическое состояние при умеренной или слабой
выразительности в форме обращения, 5) психическое состояние деловой
сосредоточенности с преобладанием подчеркнутой требовательности к учащимся и
рассудочности в форме обращения с ними, 6) психическое состояние ярко
выраженной увлеченности содержанием работы с учащимися и самим педагогическим
процессом. Каждое из таких состояний придает определенную эмоциональность форме
обращения учителя с учащимися. Они могут сочетаться с другими, например,
состоянием деловой сосредоточенности и увлеченности педагогическим трудом. На
этой основе возникают состояния с более сложным психологическим содержанием. В
другой
50
работе [3]
изучалось влияние педагогического такта в воспитании состояния уравновешенности
школьников-подростков. Было установлено, что в воспитании уравновешенности
важное значение имеет гибкость педагогического такта.
Таким образом, приведенные
выше работы показывают, что в педагогическом процессе психические состояния
занимают важное место, определяя во многих случаях его успешность. В то же
время среди этих исследований практически отсутствуют работы, сопоставляющие
психические состояния учителя с продуктивностью его труда, тогда как значимость
такого исследования для теории и практики педагогической деятельности
несомненна. Например, выделенные закономерности могли бы служить основанием для
разработки рекомендаций для студентов педвузов и учителей по воспитанию и
актуализации продуктивных состояний на уроке.
Целью работы являлось
изучение психических состояний педагогов в разные временные отрезки основной
деятельности — во время урока, в конце трудового дня, в течение полугодия
— и сопоставление данных состояний с
продуктивностью труда в эти временные отрезки.
МЕТОДИКА
И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для целей исследования нами
разработан опросник, включающий в себя 109 показателей психических состояний,
поведения и продуктивности учительского труда. В эксперименте участвовало 136
учителей. В первой группе исследования
проводились сразу после урока на перемене, пока учитель еще находился под
впечатлением проведенного урока. Учителю требовалось оценить по 10-балльной
шкале наличие и выраженность психических состояний, свое поведение,
продуктивность урока. Было обследовано 95 учителей-предметников. Средний
возраст — 37,5, педстаж — 12,9 лет. Во второй
группе — в конце трудового дня, где учителя оценивали себя по тем же показателям,
но за проведенный день в школе. Было обследовано 24 учителя. Средний возраст —
39,8, педстаж — 12,6 лет. В третьей
группе учителей изучалась динамика состояний, поведения и продуктивности
трудового дня учителя трижды с интервалом в 1—1,5 мес. Исследования проводились
во втором полугодии. Обследовалось 17 человек.
Всего рассматривалось более
80 состояний, сгруппированных нами в 13 групп: 1) положительные праксические состояния,
связанные с основной деятельностью учителя,— активность, готовность,
мобилизованность и др., 2) творческие — вдохновение, воодушевление, подъем,
желание работать и др., 3) волевые — требовательность, решительность,
сдержанность и др., 4) отрицательные практические состояния — апатия,
психическое пресыщение и др., 5) органические, отражающие биологические
потребности — жажда, гипоксия, голод и др., 6) положительные ориентационные
состояния — заинтересованность, удивление, любознательность и др., 7)
отрицательные ориентационные — сомнение, тревога, недоумение и др., 8)
положительные коммуникативные состояния — симпатия, доброжелательность, дружба
и др., 9) отрицательные коммуникативные состояния — безразличие,
недоброжелательность, вражда и пр., 10) положительные эмоциональные состояния —
радость, счастье, наслаждение и др., 11) настроение, 12) отрицательные
эмоциональные состояния — печаль, горе, страдание, чувство вины и др., 13)
состояния сознания — сосредоточенность, сонливость и др. За основу группировки
взята системно-структурная классификация психических состояний В.А. Ганзена [1], дополненная нами.
Параметры поведения:
активность, последовательность, импульсивность, продуманность, управляемость,
адекватность, напряженность, уверенность. Показатели продуктивности урока [2], [5]: 1) реализация на уроке образовательных
задач, 2) реализация на уроке воспитательных задач, 3) реализация развивающих
задач урока, 4) усвоение учащимися материала урока в целом, 5) познавательная
активность
51
и самостоятельность учащихся
в, процессе решения учебных задач, 6) применимость новых знаний в деятельности,
7) связь учебного материала с потребностями, интересами, стремлениями учащихся,
8) активизация и развитие на занятиях внимания, мышления, памяти и др., 9) развитие
у школьников учебной деятельности — мотивационной, содержательной,
контролирующей, оценочных сторон.
При статистической обработке
экспериментального материала использовались параметрические и непараметрические
критерии.
РЕЗУЛЬТАТЫ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение психических
состояний по всем сериям исследований показывает, что для учителей характерно следующее
соотношение психических состояний: положительные коммуникативные, положительные
праксические, творческие и волевые состояния, как правило, сочетаются с высоким
уровнем поведенческих проявлений и высоким уровнем продуктивности урока,
решением образовательных, воспитательных, развивающих и других задач и элементов
урока. Для отрицательных праксических, ориентационных, коммуникативных,
эмоциональных состояний, а также органических состояний характерны низкие
значения: в среднем в 2—5 раз ниже уровня положительно окрашенных состояний.
Для состояний сознания, настроения, положительно ориентационных и эмоциональных
состояний характерен средний уровень (табл. 1).
Таблица
1
Психические состояния,
поведение и продуктивность урока
Показатели
состояний |
Урок |
День |
Динамика |
||
1 |
2 |
3 |
|||
Положит. праксические |
7.36 |
7.16 |
7.86 |
7.97 |
7.53 |
Творческие |
7.35 |
6.85 |
7.63 |
7.74 |
7.43 |
Волевые |
7.39 |
7.69 |
8.41 |
8.36 |
7.71 |
Отриц. праксические |
2.36 |
2.98 |
2.56 |
2.77 |
2.81 |
Органические |
2.65 |
2.72 |
3.0 |
3.0 |
2.42 |
Положит, ориентационные |
5.3 |
5.77 |
6.08 |
5.69 |
4.82 |
Отриц. ориентационные |
2.38 |
1.58 |
2.51 |
2.6 |
2.7 |
Положит. коммуникативные |
6.45 |
6.51 |
6.68 |
6.28 |
5.38 |
Отрицат. коммуникативные |
1.28 |
0.99 |
2.62 |
2.26 |
2.84 |
Положит. эмоциональные |
3.97 |
5.14 |
5.39 |
5.33 |
5.82 |
Настроение |
5.36 |
6.58 |
7.1 |
7
1 |
6.7 |
Отриц. эмоциональные |
1.21 |
1.16 |
2.35 |
1.6 |
2.1 |
Состояния сознания |
3.69 |
3.22 |
5.36 |
5.0 |
4.95 |
Поведение учителя |
7.12 |
6.84 |
7.42 |
7.45 |
6.61 |
Реализация образовательных
задач |
7.58 |
6.63 |
8.11 |
7.6 |
5.87 |
Реализация воспитательных
задач |
7.75 |
6.96 |
6.75 |
6.9 |
6.75 |
Реализация задач развития |
7.52 |
7.5 |
7.11 |
7.37 |
8.14 |
Усвоение материала |
7.24 |
7.3 |
7.4 |
7.66 |
5.6 |
Познавательная активность
ученика |
7.13 |
6.8 |
7.1 |
8.2 |
6.25 |
Применимость знаний |
6.73 |
6.5 |
7.1 |
6.8 |
5.28 |
Связь материала с
запросами личности |
6.36 |
6.74 |
6.7 |
7.55 |
6.28 |
Развитие познавательных
процессов |
7.07 |
6.96 |
7.77 |
8.33 |
5.33 |
Развитие учебной
деятельности |
7.02 |
6.7 |
7.0 |
7,4 |
5.33 |
Примечание. «Урок» — психическое состояние
и продуктивность труда учителя на уроке; «День» — то же в течение дня;
«Динамика» — в течение полугодия работы в школе. |
Исследование динамики
психических состояний, поведения и продуктивности труда показывает, что выявленные
соотношения между разными состояниями в основном сохраняются. В то же время в
рамках этих соотношений имеются определенные изменения. Так, к концу года
наблюдается тенденция к снижению интенсивности волевых и особенно положительных
ориентационных, положительных коммуникативных состояний. Данная тенденция
сочетается также с уменьшением продуктивности труда педагога, ухудшением реализации
на уроках образовательных задач и других показателей эффективности труда
учителя, а также снижением показателей поведенческих проявлений. Одновременно
реализация на уроках развивающих задач возрастает, воспитательных — неизменна,
а усвоение в целом материала уроков резко падает. Другими словами, приближение
окончания трудовой деятельности, ожидание
52
этого окончания, а также
соответствующие ситуации конца года находят отражение в наиболее связанных с
основной деятельностью психических состояниях: волевых, влияющих на управление
своими поступками и поведение в трудовой деятельности, положительных ориентационных
и коммуникативных состояниях, связанных с взаимоотношениями и ориентациями
учителя в школьном коллективе.
Показательны в этой связи
особенности отдельных психических состояний внутри выделенных нами групп. Так,
в группе творческих состояний наиболее высок уровень увлеченности — 7.4 и
подъема — 7.92. В динамике творческих состояний высокий уровень обнаружен для
показателей вдохновения и воодушевления. Из положительных праксических
состояний доминируют желание работать, активность и готовность. Среди
положительных коммуникативных состояний, связанных с продуктивностью урока,
наиболее высок уровень доброжелательности — 7.65 и любви к детям — 7.18. С
продуктивностью трудового дня связаны состояния доброжелательности — 8.48 и
дружбы — 7.88. То же обнаружено и в динамике. Среди положительных эмоциональных
состояний доминируют радость и спокойствие. В группе волевых состояний,
связанных с уроком, наиболее высок уровень требовательности и решительности —
8.34 и 7.79 соответственно. С продуктивностью дня связана требовательность —
8.29. В динамике доминирует состояние уверенности.
Отрицательные психические
состояния, как отмечалось нами выше, имеют у педагогов низкий уровень. В группе
отрицательных праксических состояний, сопровождающих педагогический процесс,
наиболее высокие значения имеют состояния усталости, фрустрации, общей
напряженности. В динамике наблюдается увеличение состояния психического
пресыщения, апатии и др.
Особенно эти состояния выражены
в конце года. Величины соответственно 3.5; 3.6. Среди отрицательных ориентационных
состояний высоки значения состояний сомнения, тревоги и недоумения,
озадаченности, В группе отрицательных коммуникативных состояний наиболее
высокий уровень имеет состояние возмущения. Среди отрицательных эмоциональных
состояний высок уровень волнения, к концу года наблюдается нарастание
выраженности состояний грусти, тоски и горя.
В целом, сравнивая
интенсивность различных групп отрицательно окрашенных психических состояний,
надо отметить, что они наиболее выражены для праксических состояний, т.е. состояний,
обусловленных основной деятельностью. В целом интенсивность фактически всех
отрицательных состояний нарастает к концу года. Что касается состояний сознания,
то в этой группе наиболее высоки значения состояний повышенного внимания и сосредоточенности.
В группе органических состояний наиболее интенсивны проявления гипоксии и
чувствительности к раздражителям.
Среди поведенческих
проявлений для учителей наиболее характерны управляемость, продуманность,
активность и уверенность. Интересна динамика изменений поведения в годичном
цикле: в конце года падают активность, последовательность, устойчивость и адекватность
поведения и возрастает напряженность.
Таким образом, можно
выделить блок из отдельных психических состояний и поведения, наиболее выраженных
в педагогическом процессе. Со стороны положительно окрашенных состояний это
увлеченность, подъем, вдохновение, воодушевление, желание работать, активность
и готовность, доброжелательность и дружба, любовь к детям, радость и
спокойствие, требовательность и решительность, уверенность, а также состояние
повышенного внимания и сосредоточенности. Из группы отрицательно окрашенных
состояний это усталость, фрустрация, общая напряженность, состояния
психического пресыщения, апатии, состояния сомнения, тревоги, озадаченности,
возмущения и волнения, гипоксии и повышенной чувствительности. Эти состояния
сочетаются с управляемостью, продуманностью, активностью и уверенностью
53
поведения.
Для изучения взаимосвязи
показателей психических состояний, поведения и продуктивности урока нами
коррелировались их средние значения на одном уроке и к концу рабочего дня
(табл. 2, 3).
Результаты показывают, что
основное количество значимых корреляций с продуктивностью урока имеют положительные
праксические и творческие состояния. Так, эти состояния связаны прежде всего с
реализацией на уроках воспитательных задач, поведением учителя на уроке,
усвоением учащимися в целом материала урока, познавательной активностью и
самостоятельностью учащихся в процессе решения учебных задач, связью материала
с запросами формирующейся личности, активизацией и развитием на занятиях
познавательных процессов и развитием у школьников учебной деятельности, а также
с реализацией на уроке развивающих задач. Причем корреляции показывают, что чем
выше уровень положительных праксических и творческих состояний, тем выше
продуктивность урока, проведенного учителем.
Таблица 2
Связь психических состояний
учителей с поведением
и продуктивностью на одном
уроке
Показатели
состояний |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Положит.
праксические |
294 |
601** |
346 |
685** |
578** |
510** |
270 |
611*** |
701*** |
448* |
Творческие |
337 |
618** |
421* |
720*** |
564** |
514** |
230 |
629*** |
722*** |
401* |
Волевые |
260 |
533** |
112 |
284 |
416** |
316 |
306 |
536** |
402* |
507* |
Отриц.
праксические |
—116 |
—206 |
082 |
—530** |
—309 |
—226 |
—275 |
—153 |
—493* |
035* |
Органические |
—262 |
—528** |
021 |
—529** |
—476* |
340 |
314 |
330 |
—482* |
—216 |
Положит.
ориентационные |
285 |
—032 |
011 |
262 |
366 |
237 |
034 |
263 |
215 |
001 |
Отриц.
ориентационные |
—329 |
—455* |
085 |
—164 |
—250 |
010 |
—129 |
301 |
296 |
047 |
Положит.
коммуникативные |
093 |
244 |
283 |
428* |
272 |
279 |
—068 |
491* |
481* |
329 |
Положит.
эмоциональные |
111 |
380 |
240 |
405* |
323 |
108 |
119 |
499* |
434* |
353 |
Настроение |
012 |
218 |
085 |
411* |
445* |
318 |
151 |
285 |
440* |
086 |
Отриц.
эмоциональные |
—136 |
—348 |
—229 |
188 |
088 |
106 |
159 |
—300 |
—353 |
045 |
Сост.
сознания |
154 |
336 |
313 |
486* |
493* |
298 |
372 |
418* |
548* |
174 |
Условные
обозначения: *
при р<0,05; ** при р<0,01; *** при р <0,001;
нули перед корреляциями опущены. 1
— реализация на уроках образовательных задач; 2 — реализация на уроках
воспитательных задач; 3 — реализация на уроках развивающих задач; 4 —
поведение учителя на уроке; 5 — усвоение учащимися материала в целом; 6 —
познавательная активность и самостоятельность учащихся в процессе решения
учебных задач; 7 — применимость новых знаний в деятельности; 8 — связь
материала с потребностями, интересами, стремлениями личности; 9— активизация
и развитие на занятиях познавательных процессов; 10 — развитие у школьников
учебной деятельности. |
Также высоко значимы связи органических и волевых состояний с показателями урока и поведения. Из других состояний с продуктивностью урока и его параметрами связаны настроение, положительные эмоциональные и коммуникативные состояния. Но величина корреляций, значимость и их количество в этом случае значительно ниже, чем для праксических и творческих состояний. С продуктивностью урока и поведением не имеют связи отрицательные эмоциональные, коммуникативные и ориентационные состояния.
Интересно распределение
корреляций по показателям урока. Так, наибольшее количество значимых корреляций
54
имеют психические состояния
с активизацией и развитием на уроке познавательных процессов [9],
поведением учителя на уроке [8], а также с усвоением
материала урока в целом и связью материала с запросами формирующейся личности [6].
Таблица 3
Связь психических состояний
учителей, переживаемых в течение рабочего дня, с поведением и продуктивностью
уроков за день
Показатели
состояний |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Положит. праксические |
653*** |
599** |
564** |
537** |
243 |
441* |
165 |
090 |
244 |
333 |
Творческие |
604** |
557** |
580** |
500* |
248 |
413* |
216 |
082 |
351 |
623*** |
Волевые |
289 |
339 |
184 |
372 |
—108 |
325 |
138 |
100 |
096 |
145 |
Отриц. праксические |
—426* |
—155 |
—288 |
—174 |
—465* |
—190 |
—537** |
—264 |
—447* |
—255 |
Органические |
323 |
—011 |
—283 |
—006 |
—404* |
—173 |
—453* |
—244 |
—467* |
—331 |
Положит. ориентационные |
455* |
149 |
414* |
806*** |
056 |
188 |
242 |
—080 |
102 |
343 |
Отриц. ориентационные |
—090 |
—266 |
—079 |
—118 |
—265 |
—146 |
064 |
—251 |
003 |
181 |
Положит. коммуникативные |
106 |
248 |
227 |
273 |
036 |
218 |
—022 |
—031 |
025 |
354 |
Отриц. коммуникативные |
—227 |
—232 |
—325 |
—344 |
—107 |
—311 |
023 |
095 |
030 |
001 |
Положит. эмоциональные |
367 |
450* |
495* |
332 |
426* |
526** |
346 |
—022 |
308 |
304 |
Настроение |
490* |
404* |
292 |
504* |
115 |
493* |
—130 |
162 |
200 |
332 |
Отриц. эмоциональные |
—231 |
—143 |
030 |
—159 |
096 |
—482* |
—231 |
163 |
097 |
—008 |
Сост. сознания |
549** |
267 |
510** |
345 |
174 |
071 |
164 |
426* |
378 |
494* |
Примечание.
Условные
обозначения те же, что и в табл. 2. |
Из табл. 3 следует, что наиболее
высокий уровень значимости и наибольшее количество корреляций с продуктивностью
уроков в течение дня имеют положительные праксические и творческие состояния,
которые связаны с реализацией в течение дня образовательных, воспитательных и
развивающих задач. Кроме того, эти состояния на высоком уровне значимости коррелируют
с поведением учителя в течение рабочего дня, с познавательной активностью и
самостоятельностью учащихся, развитием учебной деятельности школьников. Из
других состояний, связанных с продуктивностью рабочего дня учителя, можно
отметить настроение, состояния сознания, положительные ориентационные состояния
и отрицательные праксические состояния, которые имеют отрицательные корреляции.
Спектр влияния психических
состояний на продуктивность уроков в течение дня распределился следующим
образом: наибольшее количество значимых корреляций обнаружено для реализации на
уроках образовательных, воспитательных и развивающих задач, а также
познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках и поведения
учителя в течение рабочего дня. Не обнаружены значимые корреляции
продуктивности рабочего дня учителя и волевых состояний, положительных и
отрицательных коммуникативных состояний, отрицательных эмоциональных и ориентировочных.
Сопоставление обеих матриц
показывает, что наиболее общим моментом является связь положительных
праксических и творческих состояний учителя с продуктивностью его труда. Из
других связей это корреляции органических, положительных эмоциональных
состояний, настроения и состояний сознания с общей продуктивностью урока,
55
его компонентами и
поведением педагогов. Что касается различий, то они очень выраженны. Так, на
уроке для учителя помимо отмечаемых общих моментов (связей) характерно наличие
волевых состояний, переживание положительных коммуникативных и отрицательных
ориентационных состояний, тогда как в течение дня эти состояния незначимы. В
течение дня для учителя более значимы положительные ориентационные состояния;
корреляции, обнаруженные нами, свидетельствуют об этом. Различен спектр влияний
психических состояний на продуктивность деятельности учителя: он значительно
шире в течение дня и относительно равномерно распределен.
На наш взгляд, обнаруженные
различия в корреляциях состояний и продуктивности уроков обусловлены различными
целями и задачами, а также ситуациями, возникающими в процессе педагогической
деятельности.
ВЫВОДЫ
1. В течение урока, рабочего
дня и в динамике учебно-педагогического процесса у педагогов доминируют положительно
окрашенные психические состояния, влияющие на продуктивность урока и поведение
учителя.
2. Внутри групп положительно
и отрицательно окрашенных состояний выделяются отдельные состояния, в совокупности
образующие комплексы, актуализация которых сказывается на продуктивности
деятельности педагогов.
3. В динамике
учебно-педагогического процесса к концу года наблюдается тенденция к снижению
положительно окрашенных состояний, и прежде всего состояний, связанных с контролем
и управлением своей деятельностью и поведением, а также взаимоотношениями.
Снижение интенсивности данных состояний сочетается с падением продуктивности
урока.
4. Продуктивность урока и
трудового дня прежде всего связаны с праксическими и творческими состояниями
учителя, а также положительными эмоциональными состояниями, настроением и
состояниями сознания. Существуют различия в уровне, количестве и связях с
компонентами продуктивности уроков психических состояний учителя на одном уроке
и в течение дня, обусловленные разными целями, задачами, а также ситуациями
основной деятельности учителя.
1.
Ганзен В. А., Юрченко В. Н.
Системно-понятийное описание психических состояний человека // Вестн. ЛГУ.
1976. № 5. С. 97—102.
2.
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса
обучения. Методические аспекты. М., 1982. 245 с.
3.
Будиленко В. Г. Педагогический такт в
воспитании состояний уравновешенности школьников-подростков // Очерки
психологии педагогического такта. Саратов, 1965. С. 148—159.
4.
Левитов Н. Д. О психических состояниях
человека. М., 1964. 343 с.
5.
Махмутов М. И. Современный урок.
Вопросы теории. М., 1981. 286 с.
6.
Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психические
состояния // Психология. М., 1977. С. 98—110.
7.
Страхов И. В. Психология педагогического
такта. Саратов, 1966. 280 с.
Поступила в редакцию 10.Х
1988 г.