Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

185

 

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ

 

Н.В. КУЗЬМИНА, А.А. РЕАН

Ленинград

 

С 16 по 18 мая 1989 г. на базе Усть-Каменогорского пединститута проходила Всесоюзная научно-практическая конференция на тему «Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности». Ее организаторами выступали: Государственный комитет по народному образованию, Академия педагогических

 

186

 

наук СССР, Министерство народного образования Казахской ССР, ВНИИ профтехобразования.

О том, какой интерес вызвала тема конференции, свидетельствуют такие данные: всего на конференцию было прислано около 600 тезисов из 57 городов страны. Из них 250 опубликовано в сборнике: Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции (16—18 мая 1989 г.) / Под ред. Н.В. Кузьминой. Ленинград; Усть-Каменогорск, 1989. 459 с.

С сообщениями выступили более 100 человек. Основной пленарный доклад сделала Н.В. Кузьмина. С акмеологических позиций рассматривалась проблема продуктивности и профессионализма педагогической деятельности и во многих других докладах.

Понятие «акмеология» в научный оборот впервые ввел Н.А. Рыбников в 1928 г., обозначив им возрастную психологию зрелости, или взрослости. Позднее Б.Г. Ананьев использовал данное понятие в том же значении, разрабатывая основы экспериментальной акмеологии. Изучая работы Б.Г. Ананьева, можно сделать вывод о том, что понятие акмеологии им применено в отношении людей, сделавших самостоятельный выбор профессии и достигших вершин профессионализма.

На конференции было принято решение о создании Всесоюзной акмеологической ассоциации. Устав ассоциации, разработанный инициативной группой (А.А. Реан, Л.А. Сергеева, М.Ю. Ермишкин, Ю.Г. Кузнецов и другие), сначала тщательно обсуждался участниками специального «круглого стола», а затем был вынесен для утверждения на пленарное заседание.

Создаваемая акмеологическая ассоциация является добровольным открытым, творческим объединением ученых и практиков, исследующих с помощью методов измерения факторы достижения продуктивности профессионального мастерства.

Основными задачами ассоциации являются: разработка междисциплинарных комплексных программ совместных исследований теоретиков и практиков, направленных на выявление способов повышения продуктивности профессиональной деятельности (по показателям конечных результатов); выработка общей акмеологической теории, обобщающей современные знания о человеке (философские, социологические, экономические, физиологические, психологические, психолого-педагогические и др.), выявление наиболее общих закономерностей достижения вершин профессионализма в целях создания продуктивных технологий обучения профессиональному творчеству и мастерству в разных педагогических системах; создание творческих коллективов в целях проведения хоздоговорных исследований по проблемам ассоциации, а также решение организационных вопросов.

Устав был принят на конференции единогласно. Участники конференции предложили рабочему президиуму ассоциации и инициативной группе продолжить работу по ее официальной регистрации.