185
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ
Н.В. КУЗЬМИНА, А.А. РЕАН
Ленинград
С
16 по 18 мая 1989 г. на базе Усть-Каменогорского пединститута проходила Всесоюзная
научно-практическая конференция на тему «Проблемы повышения профессионализма и продуктивности
педагогической деятельности». Ее организаторами выступали: Государственный
комитет по народному образованию, Академия педагогических
186
наук
СССР, Министерство народного образования Казахской ССР, ВНИИ
профтехобразования.
О
том, какой интерес вызвала тема конференции, свидетельствуют такие данные:
всего на конференцию было прислано около 600 тезисов из 57 городов страны. Из
них 250 опубликовано в сборнике: Проблемы повышения профессионализма и продуктивности
педагогической деятельности: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции
(16—18 мая 1989 г.) / Под ред. Н.В. Кузьминой. Ленинград; Усть-Каменогорск,
1989. 459 с.
С
сообщениями выступили более 100 человек. Основной пленарный доклад сделала Н.В.
Кузьмина. С акмеологических позиций рассматривалась проблема продуктивности
и профессионализма педагогической деятельности и во многих других докладах.
Понятие
«акмеология» в научный оборот впервые ввел Н.А. Рыбников в 1928 г., обозначив
им возрастную психологию зрелости, или взрослости. Позднее Б.Г. Ананьев
использовал данное понятие в том же значении, разрабатывая основы экспериментальной
акмеологии. Изучая работы Б.Г. Ананьева, можно сделать вывод о том, что понятие
акмеологии им применено в отношении людей, сделавших самостоятельный выбор
профессии и достигших вершин профессионализма.
На
конференции было принято решение о создании Всесоюзной акмеологической ассоциации.
Устав ассоциации, разработанный инициативной группой (А.А. Реан, Л.А. Сергеева,
М.Ю. Ермишкин, Ю.Г. Кузнецов и другие), сначала тщательно обсуждался
участниками специального «круглого стола», а затем был вынесен для утверждения
на пленарное заседание.
Создаваемая
акмеологическая ассоциация является добровольным открытым, творческим
объединением ученых и практиков, исследующих с помощью методов измерения
факторы достижения продуктивности профессионального мастерства.
Основными
задачами ассоциации являются: разработка междисциплинарных комплексных программ
совместных исследований теоретиков и практиков, направленных на выявление
способов повышения продуктивности профессиональной деятельности (по показателям
конечных результатов); выработка общей акмеологической теории, обобщающей
современные знания о человеке (философские, социологические, экономические,
физиологические, психологические, психолого-педагогические и др.), выявление
наиболее общих закономерностей достижения вершин профессионализма в целях создания
продуктивных технологий обучения профессиональному творчеству и мастерству в
разных педагогических системах; создание творческих коллективов в целях проведения
хоздоговорных исследований по проблемам ассоциации, а также решение
организационных вопросов.
Устав
был принят на конференции единогласно. Участники конференции предложили
рабочему президиуму ассоциации и инициативной группе продолжить работу по ее
официальной регистрации.