Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

184

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА — УЧИТЕЛЮ

 

Ю.А. АЙКИН, Л.Ф. БУРЛАЧУК

Киев

 

Республиканская конференция под таким названием проходила 25—26 апреля 1989 г. в Харькове. В ее работе приняли участие 75 ученых из 64 городов и 150 учителей Харькова.

Пленарное заседание открылось докладом Л.Ф. Бурлачука, в котором были рассмотрены основные этапы развития психологической диагностики в нашей стране, подведены итоги дискуссий о месте диагностических методов в методическом оснащении современной психологии, раскрыто значение психодиагностики в современной общеобразовательной школе. По мнению докладчика, основная задача, стоящая перед отечественной психодиагностикой,— преодоление значительного отставания теоретических разработок в этой области от нужд практики.

В докладе Б.А. Федоришина (Киев) подчеркивалось, что основная задача психодиагностики — выявлять и оценивать общие способности личности в их проекции на профессиональные способности. В.Ф. Моргун (Полтава) выступил с докладом «Многомерный опросник личности как средство профориентационной психодиагностики». Эта практическая методика дана автором с первичной обработкой материала.

Дальнейшая работа конференции проходила на трех секциях.

На секции «Профориентация и отбор на профессию учителя» учитель средней школы Р.И. Кузнецова (Москва) рассказала об основных направлениях и формах работы по формированию педагогического прогнозирования у учащихся педагогического класса. Положения доклада стимулировали живое обсуждение, так как затрагивали такую злободневную и слабо разработанную проблему, как формирование нравственности.

Целью исследования С.Д. Литвин (Ивано-Франковск) является изучение видов эмпатии как профессионально значимого качества учителя в структуре педагогических способностей. Выделено два полюса учителей с ярко проявляющимся индивидуальным

 

185

 

стилем педагогической деятельности. Прослежена динамика эмпатийных характеристик учителей, начиная со студентов I курса пединститута и кончая учителями с большим стажем педагогической работы.

Сообщение Л.В. Поповой (Москва) было посвящено диагностике и коррекции стрессовых состояний учителей на основе принципов рационально-эмотивной терапии. Даны описание и оценка двух диагностических инструментов, один из которых ориентирован на типичные ситуации школьной жизни, вызывающие вторичный стресс у учителей. В последовавшей дискуссии были проанализированы возможные меры профилактики стрессовых состояний в процессе обучения в вузе.

Участие учителей и практических работников УПК Харькова в работе секции вылилось в общее обсуждение таких вопросов, как отбор для профессии учителя, средства диагностики педагогической направленности и педагогических способностей, взаимоотношение предметной и педагогической направленностей и их учет при отборе в педклассы.

На секции «Общие вопросы профориентации и готовности учащихся к выбору профессии» выступили А.П. Гречишкина (Бердянск), Н.П. Казаченко (Запорожье), П.С. Гончар (Киев), В.С. Ивашкин (Владимир), В.В. Онуфриева (Владимир), Л.В. Георгинова (Бердянск), И.П. Антонова (Борисоглебск), И.Г. Гозман (Славянск) и другие.

Н.В. Манцева (Киев) заострила внимание на проблеме психодиагностики интеллекта в практике профориентации. А.М. Левочкина (Киев) остановилась на особенностях формирования готовности к выбору профессии у сельских школьников. Злободневную тему затронули В.И., Ю.В. и М.В. Беляевы (Куйбышев) в сообщении об управлении профориентационной работой с помощью ЭВМ. В ряде докладов была предложена методика отбора для некоторых профессий народного хозяйства.

Наибольший интерес у участников конференции вызвала секция «Психодиагностика — учителю». Значительная часть прозвучавших на ней научных сообщений касалась разработки новых и адаптации уже известных диагностических методик для нужд школьной психодиагностики (Л.М. Попов, Казань; Ю.И. Мельник, Петрозаводск; А.В. Тимохина, Ворошиловград; Н.Т. Лобова, Винница; Л.И. Лактионов, Харьков; В.И. Гоголев, Киров).

Об опыте создания дидактических критериально-ориентированных тестов рассказал И.Б. Генин (Киев), о разработке компьютерных психодиагностических методик (на примере диагностики особенностей мыслительного процесса) — Н.Д. Наумов (Москва), об опыте построения психологического портрета творческой личности — А.И. Смирнов (Харьков).

В докладе З.С. Карпенко (Киев) была предложена рабочая модель самоопределяющейся личности в связи с задачами ее психологической диагностики. В.И. Карикаш (Черкассы) затронул проблему диагностики социальных эталонов и стереотипов учителя. С.М. Джакупов (Караганда) посвятил свое выступление некоторым методологическим проблемам психодиагностики, остановившись, в частности, на диагностике процесса развития качеств личности. З.А. Ганькова (Петрозаводск) наметила основные задачи диагностики умственного развития учащихся средней общебразовательной школы.

Участники конференции обменялись психодиагностическими методиками. Было решено создать постоянно действующий оргкомитет по проведению конференции один раз в два года (во главе с Л.Ф. Бурлачуком и Б.А. Федоришиным).