Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

РЕЗОЛЮЦИЯ VII СЪЕЗДА ОБЩЕСТВА ПСИХОЛОГОВ СССР «О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ РОЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В ОБНОВЛЕНИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА»

 

Революционные изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни советского общества, его глубокая демократизация, вовлечение широких масс трудящихся в активную созидательную деятельность, формирование нового мышления, ломка устаревших психологических стереотипов, поворот к человеку как творцу истории требуют решительно поднять уровень развития психологической науки и ее применения в практике. Эффективность мер, направленных на ускорение социально-экономического развития страны, существенно зависит от психологических особенностей людей, мотивов их поведения, потребностей, интересов и творческих способностей, интеллекта и чувств, сознания и самосознания, состояния общественной психологии. Недооценка этих факторов при принятии ответственных решений в сфере экономики, политики, идеологической работы, образования, здравоохранения, культуры, быта, в укреплении оборонного потенциала страны и совершенствования основ правового государства приводит к ошибкам, отрицательные последствия которых особенно велики в современных условиях научно-технического прогресса.

Между тем статус психологии в нашей стране неоправданно принижен. Многие социальные проблемы, имеющие, казалось бы, самое прямое отношение к психологии, решаются без ее участия. Отсутствует психологическая экспертиза народнохозяйственных и социальных проектов, технических и технологических разработок; психологи не привлекаются к анализу экстремальных ситуаций, аварий, расследованию право нарушений и преступлений.

Очень слабо развиваются психологические службы в различных отраслях народного хозяйства, образования, здравоохранения и культуры, в правоохранительных органах, в армии и на флоте, в некоторых важнейших звеньях общества (например, в области средств массовой информации) эти службы отсутствуют вообще.

В сфере духовной жизни советских людей не созданы условия для освоения ими основ психологических знаний и умений как важного элемента культуры, ориентированной на человека, его развитие и саморазвитие. Недостаточно психологических консультаций, слабо используются возможности психологической науки для профилактики и преодоления алкоголизма, наркомании, правонарушений.

Одной из причин этих недостатков является крайне неудовлетворительное состояние как фундаментальных, так и прикладных психологических исследований. Их материально-техническая база не отвечает мировому уровню. Качество подготовки и численность специалистов-психологов не удовлетворяют общественным потребностям. Психологическое образование оказалось в значительной мере оторванным от решения реальных социальных задач. У научной молодежи не формируется дух самостоятельного научного поиска, не созданы условия проявления ее творческой инициативы. Острая нехватка квалифицированных кадров психологов привела к тому, что решением психологических задач стали заниматься люди, не имеющие надлежащей профессиональной подготовки.

Все сказанное свидетельствует о том, что отставание психологической науки приобретает в настоящее время критический характер и может привести к тяжелым последствиям уже в недалеком будущем.

Обновление социалистического общества, его демократизация и гуманизация, радикальная экономическая и политическая реформа, становление правового государства, перестройка народного образования, улучшение охраны здоровья, развитие общественно-политической активности людей, повышение уровня профессионализма требуют

 

177

 

преодолеть застой в психологической науке, покончить с недооценкой психологических знаний и психологической культуры во всех звеньях организации и управления экономической, социальной, политической и духовной жизни.

В связи с этим необходимо:

1. Исходя из решений XXVII съезда КПСС, XIX партийной конференции и последующих пленумов ЦК КПСС принять действенные меры к коренному перелому в развитии советской психологической науки с тем, чтобы создать ее качественно новый научный потенциал, соответствующий стратегии ускорения социально-экономического развития страны. Направить усилия психологических учреждений на решение актуальных проблем радикальной экономической реформы, перестройки политической и правовой структуры общества, демократизации общественной жизни, ускорения научно-технического прогресса, реформы народного образования. Считать приоритетными направлениями в психологической науке исследования творческих возможностей человека; закономерностей его психического развития; воспитания личности, формирования ее активной жизненной позиции, высокой нравственности, инициативы и ответственности; анализ психологических механизмов формирования нового мышления, требующего ориентации на общечеловеческие ценности, социалистический плюрализм, права человека и реалистическое понимание экологических, межнациональных, международных и других глобальных проблем современного мира. Исследовать социально-психологические механизмы вовлечения советских людей в процесс социально-экономического, политического и духовного обновления общества. Уделить особое внимание психологическому изучению больших социальных общностей, закономерностей общественной психологии, психологических особенностей нации, народностей и этнических групп, различных слоев населения и общественных движений, особенностей поведения различных социальных групп в кризисных и экстремальных ситуациях, эффективности психологического воздействия различных форм и методов разъяснительной, пропагандистской и агитационной работы, прежде всего средств массовой информации. Разработать психологически обоснованные методы преодоления нетерпимости к инакомыслию, националистических и иных предрассудков, суеверий, социальных иллюзий, консервативных стереотипов, политического экстремизма и противоправного поведения.

Развернуть исследования психологических аспектов радикальной экономической реформы, формирования хозяйственного механизма, форм и методов стимулирования различных категорий работников к инициативному творческому труду, изменений в психологии людей при переходе от командно-административных методов хозяйственного управления к экономическим. Изучить возможности гармоничного сочетания государственных, общественных и личных интересов в различных сферах деятельности, прежде всего связанных с перестройкой отношений собственности и развитием новых форм организации труда (кооперативная, индивидуальная трудовая деятельность, семейный и иные формы подряда, работа на совместных предприятиях), и разработать на этой основе практические рекомендации.

Усилить исследования психологических проблем, обусловленных научно-техническим прогрессом, компьютеризацией, роботизацией и комплексной автоматизацией производства, внедрением новых технологий и техники, повышением мощности энергетических и транспортных систем, гуманизацией технологических процессов и режимов. Разработать психологически обоснованные методы подготовки профессионалов, психологические принципы перспективных обучающих систем и тренажеров, рекомендации наилучших режимов труда и отдыха, эффективных форм восстановления работоспособности. При этом особое внимание уделить анализу и методам преодоления «психологических барьеров», тормозящих внедрение достижений научно-технического прогресса в жизнь, предупреждения негативных психологических последствий этого внедрения.

2. Сконцентрировать усилия психологических коллективов на решении фундаментальных проблем психологической науки; обеспечить сбалансированное развитие всей системы психологических дисциплин, гармоничное сочетание теоретических и экспериментальных исследований.

Принять действенные меры по интенсивному развитию общей, социальной, политической, экономической, национально-этнической, юридической, инженерной психологии, психологии труда, управления, искусства и других отраслей психологии, разрабатывающих перечисленные проблемы.

3. Предусмотреть укрепление и расширение научных подразделений, изучающих проблемы психологии, создав условия для широкой демократизации управления ими; обеспечить разработку перспективных научных программ по психологии, в рамках которых предусмотреть опережающее развитие

 

178

 

фундаментальных исследований, дающих возможность прогнозировать ближайшие и отдаленные психологические эффекты социальных изменений. Преобразование, формирование и организацию деятельности научных и научно-практических учреждений осуществлять на основе творческого конкурса исследовательских программ, соответствующих мировому уровню психологической науки, которые могут представляться как научными коллективами, так и отдельными учеными.

4. Просить Президиум АН СССР рассмотреть вопрос о преобразовании Отделения философии и права АН СССР в Отделение философии, социологии, психологии и права; укрепить Институт психологии АН СССР, увеличив численность научных сотрудников и усилив материально-техническую базу исследований.

5. Считать целесообразным создание в АН СССР Института социальной психологии, возложив на него изучение социально-психологических характеристик личности, психологии малых и больших, формальных и неформальных групп и коллективов и общественных движений, межличностных отношений и общения, механизмов социализации в условиях общественных изменений, психологии семейных отношений, психологического обеспечения инноваций в производственной и общественной жизни, демократических форм управления в группах и организациях, разработку теории и практики психологического тренинга и консультирования, разработку вопросов политической, национально-этнической, юридической, экономической и исторической психологии.

6. Считать необходимым создание Всесоюзного центра психологии межнациональных отношений с его республиканскими филиалами. Считать задачами центра изучение психологических аспектов этнокультурных процессов, своеобразия национальных этнических норм и эталонов поведения, национального сознания и самосознания, научно-психологическое обоснование социальной политики по преодолению националистических и шовинистических взглядов и предрассудков, формированию у советских людей интернационалистских установок и ценностей и разработку специальных психологических методик формирования конструктивного поведения и взаимопонимания в условиях межнациональной напряженности.

7. Рекомендовать АН Грузинской ССР укрепить Институт психологии АН Грузинской ССР, увеличив его численность и усилив материально-техническую базу.

8. Желательно создать Всесоюзный научно-методический центр практической психологии, возложив на него задачу разработки научно обоснованных методов психотерапии, психологической диагностики и развития личности, ее интеллекта, социальной активности и других характеристик, а также методов профессиональной ориентации и профессионального отбора, методов тестирования общих и специальных способностей, оценки функциональных состояний в различных условиях деятельности. Центр должен обеспечить соответствующими методиками кадровые службы отраслей народного хозяйства, системы образования  и здравоохранения.

9. Академии педагогических наук СССР обеспечить активную разработку психологической проблематики, отвечающей задачам обновления народного образования и педагогической науки, в педагогических научно-исследовательских институтах АПН СССР создать психологические подразделения и службы, соответствующие их профилю. Обеспечить усиление фундаментальных и прикладных исследований, направленных на перестройку дошкольного, общего, среднего, высшего и профессионального образования, на демократизацию и гуманизацию школы, развитие личности учащегося. Усилить разработку психологических проблем трудового, политического, интернационального, нравственного, эстетического, экологического, экономического, правового и физического воспитания. Особое внимание обратить на изучение причин отклоняющегося поведения и выявление путей его преодоления. Разработать психологически обоснованные методы индивидуальной работы с учащимися.

10. Целесообразно создать школьную психологическую службу в системе народного образования с тем, чтобы обеспечить практическое использование психолого-педагогических средств развития личности учащихся и коррекции отклоняющегося поведения, для чего развернуть подготовку школьных психологов и предусмотреть для них штатные должности. Создать межведомственный центр психолого-педагогических исследований для психолого-педагогического обеспечения новых информационных технологий обучения и оценки их влияния на развитие учащихся.

Желательно создать сеть центров психологической помощи семье в воспитании детей.

11. В целях охраны здоровья трудящихся и принимая во внимание резкое несоответствие между потребностью населения в психологической

 

179

 

помощи и общим состоянием развития медицинской психологии в стране, целесообразно создать в системе Минздрава СССР и Академии медицинских наук СССР при участии Всесоюзного научного центра психического здоровья АМН СССР психологические подразделения, расширить участие психологов в работе лечебных учреждений, разработать национальную программу психологических исследований здоровья, обеспечить психологическую экспертизу социальных мероприятий, способствующих формированию и укреплению здорового образа жизни советских людей, профилактике алкоголизма, наркомании, неврозов, психосоматических заболеваний, суицидов. Рекомендовать создание сети специализированных психологических консультаций в амбулаториях и клиниках. Изучать психологические аспекты производственного и бытового травматизма и определить пути их преодоления, обеспечить контроль за динамикой психического состояния лиц, занятых в профессиях повышенной опасности (операторы АЭС, авиация, транспорт и др.), и выработать систему превентивных мер, обеспечивающих безопасность работы. Исследовать психологические основы оптимизации лечебного процесса, социально-трудовой адаптации и реабилитации больных, дать научное обоснование оценки и прогноза эффективности коррекционных мероприятий; разработать научные основы диагностики и восстановительного обучения детей с врожденными и приобретенными дефектами психического развития. Обеспечить полноценную психологическую подготовку в медицинских институтах и училищах и переподготовку в ИПК МЗ СССР.

12. Перестроить и усилить психологические подразделения в органах МВД СССР, КГБ СССР, прокуратуры СССР, обеспечив их высококвалифицированными кадрами специалистов, необходимым техническим оснащением.

Разработать психологически обоснованные методы правового воспитания и правовой пропаганды, изучать социально-психологические источники правонарушений, деформации в общественном и индивидуальном сознании, принять участие в разработке соответствующих рекомендаций по предупреждению преступлений. Разработать психологические основы деятельности правоохранительных органов и средств ее совершенствования; теоретические основы и методические процедуры различных видов судебно-психологической экспертизы; совершенствования деятельности пенитенциарных учреждений и системы социального патронирования. Существенно увеличить объем психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, заканчивающих высшие и средние специальные школы милиции, юридические факультеты университетов, ввести преподавание психологии в подготовку младшего начальствующего состава ОВД.

13. Принять необходимые меры по созданию в народном хозяйстве психологических служб, других подразделений, призванных решать задачи активизации человеческого фактора. В номенклатуре специальностей предусмотреть специальность «психолог» (с указанием профиля).

14. Президиуму Общества психологов СССР обеспечить консолидацию исследователей и практических работников в области психологии, уделяя особое внимание поддержке и стимулированию творческой активности научной молодежи и содействуя расширению ее участия в деятельности Общества и его международных контактах. Разработать Единый этический кодекс психолога и возложить на общественные организации психологов контроль за строгим следованием этическим принципам профессиональной деятельности психолога. Поставить задачу психологической экспертизы социальных проектов. Оказывать всемерную поддержку развитию новых профессиональных ассоциаций психологов, объединяющих специалистов отдельных научных направлений. В деятельности Общества психологов строго руководствоваться демократическими принципами, не допуская монополизации, бюрократизации и других негативных тенденций в организации труда ученых.

15. Принять меры по расширению и существенному улучшению качества общей подготовки кадров психологов, дифференцированного обучения для исследовательской работы в области общей психологии, психофизиологии, психогенетики, социальной, юридической, инженерной, экономической, педагогической, медицинской психологии, психологии труда, зоопсихологии, психологии искусства и других психологических дисциплин, а также практической работы в сферах производства, народного образования, здравоохранения и т.п. В университетах и педвузах страны увеличить численность студентов-психологов для работы в различных областях науки и общественной практики. Развить исследования психологических проблем высшей школы, становления и последующей адаптации профессионала.

16. Расширить количество мест в докторантуре и аспирантуре по психологическим специальностям. Открыть при факультетах и отделениях курсы по переподготовке дипломированных

 

180

 

психологов. Расширить и углубить систему психологической подготовки и переподготовки руководителей среднего и низового звена. В целях повышения уровня психологических знаний у врачей, юристов, учителей, инженеров, работников управления, других специалистов народного хозяйства предусмотреть расширение курсов и спецкурсов по психологии в университетах, педагогических, юридических, медицинских, экономических, технических и творческих вузах, создать на факультетах повышения квалификации при факультетах психологии университетов и АПН СССР отделения для психологов-практиков.

17. Расширить и углубить психологическую подготовку партийных, советских, профсоюзных и комсомольских кадров.

Значительно расширить и усовершенствовать психологическую подготовку работников центральных экономических органов, руководителей объединений и предприятий, для чего создать в академии народного хозяйства при Совете Министров СССР кафедру экономической психологии и психологии хозяйственного управления.

18. Создать учебные заведения по подготовке психологов-практиков среднего звена, выполняющих функции социальных работников в службе семьи, кадровых службах народного хозяйства, в учреждениях культуры, а также в наркологической, геронтологической, педиатрической, дефектологической службах.

19. Разработать положение о психологической службе в различных подразделениях народного хозяйства и культуры, предусмотреть должность психолога.

20. Разработать программу материально-технического перевооружения психологической науки, организовать выпуск научного оборудования для фундаментальных и прикладных психологических исследований; произвести закупку за рубежом лучших образцов современной научно-исследовательской аппаратуры и вычислительной техники, не имеющих отечественных аналогов. Создать СКБ психологического приборостроения.

21. В целях дальнейшего развития советской психологии предусмотреть систему стажировок психологов в зарубежных научных центрах и научного обмена, в частности безвалютного, осуществляемых как по линии АН СССР, Госкомитета СССР по народному образованию, так и по линии других ведомств. Практиковать международную экспертизу исследовательских программ и социальных проектов.

22. Поставить вопрос о создании реферативного журнала «Психология». Обеспечить выпуск специальных оперативных информационных изданий. Предусмотреть создание в издательствах «Наука», «Высшая школа», «Профиздат», «Экономика», «Просвещение», «Политиздат», «Мысль», а также специализированных и соответствующих республиканских издательствах специальных редакций по психологии. Широко практиковать переводы новейшей зарубежной психологической литературы.

Просить об увеличении объема и тиража издаваемой в СССР зарубежной литературы по психологии.

23. Желательно обеспечить ежемесячный выпуск «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии». При издательстве «Наука» организовать издание «Международного журнала по психологии» на русском и английском языках, в состав редакции которого привлечь специалистов-психологов разных стран.

24. Подготовить и издать фундаментальный труд «Психологическая энциклопедия», а также специальную серию «Психологическое наследие», включающую классические труды в области отечественной и мировой психологии.

25. Считать целесообразным увеличение тиражей психологической литературы, ориентированной на широкий круг читателей, а также специалистов, в первую очередь учителей, врачей, инженеров, юристов. Предусмотреть издание научно-популярного журнала «Психология и жизнь».

26. Для пропаганды психологических знаний шире использовать средства массовой информации, деятельность всесоюзного и республиканского общества «Знание». Предусмотреть цикл передач по широкому кругу проблем психологической науки по радио и телевидению. Создать серию научно-популярных фильмов, посвященных психологии.

27. Поставить вопрос о существенном увеличении ассигнований, направляемых на развитие психологической науки.

28. Поручить Центральному совету Общества психологов СССР обратиться с детально аргументированными рекомендациями в соответствующие директивные органы с целью их реализации в ближайшие годы. Провести в 1990 г. общесоюзную психологическую конференцию, на которой обсудить новые проблемы, поставленные IV съездом Общества психологов, возможности и этапы развития психологической науки в нашей стране.