171
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ:
ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Т. К. КОМАРОВА
г. Гродно
Бодалев А.А. Психология личности. М.:
Изд-во МГУ, 1988. 188 с.
Книга А.А. Бодалева отражает итоги многолетних исследований
по проблеме формирования личности в общении, выделяет роль общения в этом
процессе и открывает новые перспективы в этом направлении. В первой ее части
основное внимание уделяется проблемам характера и способностей человека,
выделены задачи, требующие первоочередной научной разработки. В качестве основы
изучения характера, по мнению автора, может выступать разработанная В.Н.
Мясищевым теория личности, согласно которой личность представляет собой систему
многообразных, многоуровневых и взаимосвязанных отношений, а характер выступает
как совокупность наиболее устойчивых из этих отношений, проявляющихся в
привычных для личности способах поведения. Основываясь на этих положениях, А.А.
Бодалев рассматривает вопросы структуры характера, его цельности и противоречивости,
силы и уровня развития, соответствия между содержанием характера и формой
выражения этого содержания, о путях формирования и типах характера.
Анализ проблемы способностей как одной из наиболее
важных и практически значимых проблем психологической науки осуществляется в
монографии не только в плане того, что уже сделано, но и в плане перспектив
исследования данной проблемы. Среди первоочередных задач указываются такие, как
необходимость преодоления одностороннего, преимущественного изучения тех
способностей, которые повышают успешность деятельности человека в науке или в
искусстве и перенос внимания исследователей на те свойства человека, которые
ему необходимы для эффективной работы промышленности, сельском хозяйстве и т.д.;
выяснение характера парциального и глобального влияния микро-, мезо- и
макрообщностей, социальных ролей, реальных социальных детерминант
(общественного мнения, оценочных нормативов, форм общественного поощрения) на
развитие способностей личности; установление сензитивных периодов, благоприятных
для развития разных видов способностей; поиск надежных методов их диагностики и
т.д.
Значительное место в первой части монографии
отводится психолого-педагогическим проблемам формирования личности. Отмечая сложность
и комплексный характер этих проблем, автор справедливо считает, что их решение
должно быть начато с определения конкретного содержания понятия «всестороннее
развитие», разработки нормативов развития, очерчивающих круг требований к
идейно-политической, умственной, нравственной, трудовой, эстетической и
физической воспитанности личности применительно к каждой ступени воспитания.
В тесной связи с этой задачей рассматривается и
другая — разработка надежного и вместе с тем простого методического инструментария,
дающего возможность установить степень
развития человека как индивида и как личности во всех ее главных проявлениях, а
также уяснить его индивидуальность.
Необходимым основанием решения этих задач, по мнению
автора, является работа по описанию и сведению в строгую систему накопленных в
отечественной и зарубежной науке фактов, выражающих различные стороны
психической жизни человека с учетом возраста, пола, профессии и выступающих в
качестве показателей достигнутого уровня воспитанности личности. В этой связи
автор ставит вопрос и о выделении таких базисных характеристик психики, которые
в совокупности создают восприимчивость человека к определенным воздействиям и
образуют воспитуемость, понимаемую как подготовленность человека к сравнительно
быстрому формированию новых для него ответов на какой-то класс воздействий
извне. Знание особенностей воспитуемости данного человека — ее избирательности,
парциальности — должно ориентировать усилия педагога на совершенно определенную
тонкую инструментовку воспитательных воздействий, направленных на этого
человека. Важнейшей задачей науки о воспитании становится, по мнению автора,
поиск ответа на вопрос об оптимальной для развития человека как личности
последовательности воспитательных
172
воздействий, реализуемых с опорой на представление о
его предрасположенности к сравнительно быстрому формированию определенных
психических образований. В монографии анализируются возможные пути поисков
ответа на этот вопрос с учетом имеющихся разработок, представленных в
исследованиях советских психологов, а также ставятся новые, пока недостаточно
изученные вопросы: о роли общения в развитии личности во все периоды ее жизни,
об определении оптимального соотношения предметно-практической и
коммуникативной деятельности на разных этапах онтогенеза, о необходимости глубокого
изучения воспитательного воздействия на человека таких объективных факторов,
как социальные общности, в которые человек включен и жизнедеятельность которых
детерминируется общественным строем, и т.д.
Важное значение в книге придается потребности и
способности личности к саморазвитию. Автор справедливо полагает, что только при
условии учета такой потребности и способности можно избежать типичных ошибок
воспитания, заключающихся в неумении осуществлять индивидуальное воздействие на
человека, принимать во внимание степень авторитетности для него воспитателя,
выбирать правильную инструментовку воспитательного воздействия и т.д. Не
преуменьшая значения специально организуемого обществом и целенаправленно
осуществляемого им воспитательного воздействия на человека, А.А. Бодалев
подчеркивает, что эффект этого воздействия во многом зависит от характера
отклика человека на него, опосредованного состоянием
мотивационно-потребностной, познавательной, волевой сфер личности в целом. Это
свидетельствует об определенной автономности личности человека по отношению к
действительности и делает правомерной постановку вопроса о личности как саморазвивающейся
системе. Подчеркивая, что способность брать на себя ответственность за свое
развитие и реально осуществлять его появляется у человека не сразу и не вдруг и
что выражена она в разной степени у разных людей, А.А. Бодалев отмечает, что
подлинной задачей воспитания должно стать подведение воспитываемой личности к
такому рубежу ее жизни, когда она сможет выступать субъектом саморазвития. Это
возможно, по мнению автора, при условии «союза» воспитателя и воспитанника,
возникающего на основе общности целей, осуществляемых педагогом, с целями, которые
ставит перед собой субъект саморазвития.
Во второй части монографии анализируются феномен
межличностного общения и факторы, его определяющие, а также соотношение этих
факторов в зависимости от характера совместной деятельности людей. Опираясь на
мысль В.Н. Мясищева о том, что общение является таким процессом взаимодействия
людей, в котором четко выделяются три взаимосвязанных компонента — психическое
отражение участниками общения друг друга, их отношение и обращение друг к
другу,— А.А. Бодалев предлагает читателю свой взгляд на перспективы дальнейших
психологических исследований по данной проблематике. Им определяется ряд
первостепенных задач изучения общения в общепсихологическом аспекте: влияние
типов мотивационно-потребностной сферы личности на характеристики ее общения с
людьми, возможности создания типологии личностей, различающихся уровнем
познания других людей, характером отношений к ним и обращением с ними;
сравнительное изучение характеристик познавательных процессов и эмоциональной
сферы личности, когда объектами их является человек или любой другой объект
действительности и др. Выяснение этих вопросов, по мнению А.А. Бодалева, должно
послужить основой для определения возможных типов и стилей общения, отражающих
устойчивые формы обращения человека к человеку. Широкое видение автором
освещаемой проблемы позволяет ему наметить перспективные линии изучения
феноменологии и закономерностей общения в области возрастной, педагогической,
социальной психологии, психологии труда и управления, психологии искусства,
этнической, исторической, медицинской психологии. Все это представляется
возможным при условии методологически и теоретически подготовленного синтеза
самых разных научных подходов, объединения усилий ученых в исследовании такого
сложного объекта, каким является общение.
Глава монографии, посвященная анализу качеств
личности, необходимых для успешного общения, содержит интересные примеры,
обобщения и выводы и может быть полезна практическим работникам в плане
диагностики и совершенствования ими своей личностной готовности к работе с
людьми.
Особо значима для практических работников третья
часть монографии, в которой нашли отражение как теоретические представления
автора о психологической сущности
173
воспитательного воздействия на личность, так и
анализ его собственного практического опыта работы в качестве учителя.