Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ:

ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Т. К. КОМАРОВА

г. Гродно

 

Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 188 с.

 

Книга А.А. Бодалева отражает итоги многолетних исследований по проблеме формирования личности в общении, выделяет роль общения в этом процессе и открывает новые перспективы в этом направлении. В первой ее части основное внимание уделяется проблемам характера и способностей человека, выделены задачи, требующие первоочередной научной разработки. В качестве основы изучения характера, по мнению автора, может выступать разработанная В.Н. Мясищевым теория личности, согласно которой личность представляет собой систему многообразных, многоуровневых и взаимосвязанных отношений, а характер выступает как совокупность наиболее устойчивых из этих отношений, проявляющихся в привычных для личности способах поведения. Основываясь на этих положениях, А.А. Бодалев рассматривает вопросы структуры характера, его цельности и противоречивости, силы и уровня развития, соответствия между содержанием характера и формой выражения этого содержания, о путях формирования и типах характера.

Анализ проблемы способностей как одной из наиболее важных и практически значимых проблем психологической науки осуществляется в монографии не только в плане того, что уже сделано, но и в плане перспектив исследования данной проблемы. Среди первоочередных задач указываются такие, как необходимость преодоления одностороннего, преимущественного изучения тех способностей, которые повышают успешность деятельности человека в науке или в искусстве и перенос внимания исследователей на те свойства человека, которые ему необходимы для эффективной работы промышленности, сельском хозяйстве и т.д.; выяснение характера парциального и глобального влияния микро-, мезо- и макрообщностей, социальных ролей, реальных социальных детерминант (общественного мнения, оценочных нормативов, форм общественного поощрения) на развитие способностей личности; установление сензитивных периодов, благоприятных для развития разных видов способностей; поиск надежных методов их диагностики и т.д.

Значительное место в первой части монографии отводится психолого-педагогическим проблемам формирования личности. Отмечая сложность и комплексный характер этих проблем, автор справедливо считает, что их решение должно быть начато с определения конкретного содержания понятия «всестороннее развитие», разработки нормативов развития, очерчивающих круг требований к идейно-политической, умственной, нравственной, трудовой, эстетической и физической воспитанности личности применительно к каждой ступени воспитания.

В тесной связи с этой задачей рассматривается и другая — разработка надежного и вместе с тем простого методического инструментария, дающего  возможность установить степень развития человека как индивида и как личности во всех ее главных проявлениях, а также уяснить его индивидуальность.

Необходимым основанием решения этих задач, по мнению автора, является работа по описанию и сведению в строгую систему накопленных в отечественной и зарубежной науке фактов, выражающих различные стороны психической жизни человека с учетом возраста, пола, профессии и выступающих в качестве показателей достигнутого уровня воспитанности личности. В этой связи автор ставит вопрос и о выделении таких базисных характеристик психики, которые в совокупности создают восприимчивость человека к определенным воздействиям и образуют воспитуемость, понимаемую как подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него ответов на какой-то класс воздействий извне. Знание особенностей воспитуемости данного человека — ее избирательности, парциальности — должно ориентировать усилия педагога на совершенно определенную тонкую инструментовку воспитательных воздействий, направленных на этого человека. Важнейшей задачей науки о воспитании становится, по мнению автора, поиск ответа на вопрос об оптимальной для развития человека как личности последовательности воспитательных

 

172

 

воздействий, реализуемых с опорой на представление о его предрасположенности к сравнительно быстрому формированию определенных психических образований. В монографии анализируются возможные пути поисков ответа на этот вопрос с учетом имеющихся разработок, представленных в исследованиях советских психологов, а также ставятся новые, пока недостаточно изученные вопросы: о роли общения в развитии личности во все периоды ее жизни, об определении оптимального соотношения предметно-практической и коммуникативной деятельности на разных этапах онтогенеза, о необходимости глубокого изучения воспитательного воздействия на человека таких объективных факторов, как социальные общности, в которые человек включен и жизнедеятельность которых детерминируется общественным строем, и т.д.

Важное значение в книге придается потребности и способности личности к саморазвитию. Автор справедливо полагает, что только при условии учета такой потребности и способности можно избежать типичных ошибок воспитания, заключающихся в неумении осуществлять индивидуальное воздействие на человека, принимать во внимание степень авторитетности для него воспитателя, выбирать правильную инструментовку воспитательного воздействия и т.д. Не преуменьшая значения специально организуемого обществом и целенаправленно осуществляемого им воспитательного воздействия на человека, А.А. Бодалев подчеркивает, что эффект этого воздействия во многом зависит от характера отклика человека на него, опосредованного состоянием мотивационно-потребностной, познавательной, волевой сфер личности в целом. Это свидетельствует об определенной автономности личности человека по отношению к действительности и делает правомерной постановку вопроса о личности как саморазвивающейся системе. Подчеркивая, что способность брать на себя ответственность за свое развитие и реально осуществлять его появляется у человека не сразу и не вдруг и что выражена она в разной степени у разных людей, А.А. Бодалев отмечает, что подлинной задачей воспитания должно стать подведение воспитываемой личности к такому рубежу ее жизни, когда она сможет выступать субъектом саморазвития. Это возможно, по мнению автора, при условии «союза» воспитателя и воспитанника, возникающего на основе общности целей, осуществляемых педагогом, с целями, которые ставит перед собой субъект саморазвития.

Во второй части монографии анализируются феномен межличностного общения и факторы, его определяющие, а также соотношение этих факторов в зависимости от характера совместной деятельности людей. Опираясь на мысль В.Н. Мясищева о том, что общение является таким процессом взаимодействия людей, в котором четко выделяются три взаимосвязанных компонента — психическое отражение участниками общения друг друга, их отношение и обращение друг к другу,— А.А. Бодалев предлагает читателю свой взгляд на перспективы дальнейших психологических исследований по данной проблематике. Им определяется ряд первостепенных задач изучения общения в общепсихологическом аспекте: влияние типов мотивационно-потребностной сферы личности на характеристики ее общения с людьми, возможности создания типологии личностей, различающихся уровнем познания других людей, характером отношений к ним и обращением с ними; сравнительное изучение характеристик познавательных процессов и эмоциональной сферы личности, когда объектами их является человек или любой другой объект действительности и др. Выяснение этих вопросов, по мнению А.А. Бодалева, должно послужить основой для определения возможных типов и стилей общения, отражающих устойчивые формы обращения человека к человеку. Широкое видение автором освещаемой проблемы позволяет ему наметить перспективные линии изучения феноменологии и закономерностей общения в области возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии труда и управления, психологии искусства, этнической, исторической, медицинской психологии. Все это представляется возможным при условии методологически и теоретически подготовленного синтеза самых разных научных подходов, объединения усилий ученых в исследовании такого сложного объекта, каким является общение.

Глава монографии, посвященная анализу качеств личности, необходимых для успешного общения, содержит интересные примеры, обобщения и выводы и может быть полезна практическим работникам в плане диагностики и совершенствования ими своей личностной готовности к работе с людьми.

Особо значима для практических работников третья часть монографии, в которой нашли отражение как теоретические представления автора о психологической сущности

 

173

 

воспитательного воздействия на личность, так и анализ его собственного практического опыта работы в качестве учителя.