Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Б.М. ВЕЛИЧКОВСКИЙ, Т.Н. БРУСЕНЦОВА

Москва

 

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с.

 

Качество учебников немаловажно при подготовке специалиста. Рецензируемая книга занимает среди существующих пособий особое место: она предназначена для первоначального знакомства с психологией, и поэтому очень ценным качеством оказывается неформальное изложение предмета автор приходит к законам, теориям, определениям, обсуждая знакомые читателю факты реальной жизни.

Книга состоит из трех разделов. В первом разделе (1—6 лекции) вводится представление о психологии как науке и излагаются психологические системы философов Древней Греции и Нового Времени. Читатель знакомится с психологией сознания конца XIX — начала XX в., методом интроспекции, бихевиоризмом, явлениями неосознаваемого и бессознательного. Во втором разделе (7—13 лекции) излагаются теория деятельности А.Н. Леонтьева, физиологическая теория построения движений Н.А. Бернштейна, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, рассматривается развитие форм психики в филогенезе, психофизическая проблема. Третий раздел (14—16 лекции) посвящен проблемам способностей, характера, личности.

Настоящее издание — учебное пособие, это его предназначение мы и будем иметь в виду. При чтении мы сталкиваемся со следующей особенностью данной книги: если лекции первого и второго разделов действительно составляют введение в общую психологию, то третий раздел воспринимается как фрагмент основного курса общей психологии (тема «Личность и характер»). Обращает на себя внимание совершенно другой уровень изложения и характер преподнесения материала, отличающие лекции этого раздела от остальных: обилие конкретных данных, детальный анализ проблем внутри одной темы, меньшая обобщенность, предполагающая определенную подготовку читателя. Поэтому издание в целом следует рассматривать скорее как «избранные лекции по общей психологии», чем как «введение».

Вводный курс в любую предметную область должен отражать сложившееся состояние науки, поэтому едва ли уместно уделять такое большое внимание физиологической теории движений (9—10 лекции). Сомнительно и то, что она будет понята начинающими в таком детальном изложении. При этом нельзя отрицать, что при знакомстве с теорией Н.А. Бернштейна студент получает представление о принципах системности, многоуровневости и обратной связи применительно к исследованию конкретных явлений. Трудно указать психологическую теорию, которая оказалась бы столь же дидактически целесообразной для данного случая.

Читатель ощущает прелесть непосредственного общения, беседы с автором — доброжелательным и умным человеком, что значительно облегчает восприятие материала. Книга написана хорошим языком, простым и ясным, поэтому изредка встречающиеся неизящно построенные предложения особенно заметны, например последнее предложение на с. 21: «Свои дни он проводил в том, что ходил по улицам Афин, сидел на рыночной площади и беседовал с людьми, людьми очень разными». Имеются и другие мелкие недостатки: так, на с. 171—172 описаны опыты с инфузориями, причем в первом случае речь идет о туфельке, а во втором — о парамеции, как о другом животном, хотя туфелька — это русское название инфузорий рода парамеция, и, следовательно, в обоих

 

170

 

экспериментах использовались инфузории одного рода. На с. 269 используется термин «сиблинг» без объяснения того, что он означает. В 6-й лекции для тех явлений, которые традиционно обозначаются как «бессознательные», введено понятие «надсознательные процессы», что представляется излишним. Изложение рассматриваемых во вводном курсе вопросов не должно намеренно усложняться автором. В 13-й лекции (с. 221—222), посвященной психофизиологической проблеме, используются понятия из физики и математики, которые не только не проясняют авторского подхода к решению данной проблемы, а, напротив, уводят читателя далеко в сторону — к размышлениям о том, что суть эти функции и понятия. Трудно согласиться с избранным автором принципом отбора материала для вводного курса. Знакомство с психологическими направлениями в данной книге заканчивается бихевиоризмом и психоанализом, о когнитивной психологии — наиболее влиятельной в современной психологической науке — не сообщается. Ознакомить читателя, скорее всего являющегося студентом-психологом, с когнитивным направлением имеет смысл хотя бы по двум причинам: во-первых, у него не будет создаваться неверное представление о том, что бихевиоризм является сегодняшним днем психологической науки и, во-вторых, изучение целого ряда теорий восприятия, внимания и памяти, созданных в рамках когнитивного направления, значительно облегчится, ибо он будет знаком с их теоретическими основами.

Вопреки традиции автор не пытается с самого начала дать определения терминов «психика» и «психология», а говорит о различиях научной и житейской психологии. Рассуждения строятся на основании знакомых читателю фактов, поэтому, «входя» в новую для себя область знаний, он обнаруживает много знакомого. Этот педагогический прием «от известного — к новому» используется автором неоднократно: рассказ о бихевиоризме иллюстрируется отрывками из произведений Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; в этих отрывках описание мимики, жестов и действий героев позволяет полностью и однозначно понять их душевное состояние (с. 49— 52). Рассказывая о неосознаваемых действиях, автор описывает личный опыт участия в сеансе чтения мыслей В. Мессинга (с. 78); понятие мотива иллюстрируется фрагментом рассказа А. П. Чехова (с. 117). Использование примеров из жизни и литературы при изучении психологии делает сложные понятия и теоретические построения этой науки понятными начинающим, приложимыми к их личному опыту. Чувство овладения предметом побуждает читателя к самостоятельному размышлению над фактами, анализу собственной душевной жизни, а это вызывает интерес к дальнейшему изучению психологии. В предисловии Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что целью данного курса являлось не только ознакомить читателя с основами психологии, но и «завести мотор» — разбудить интерес к предмету. На наш взгляд, ей это удалось: вероятно, многие из студентов Ю.Б. Гиппенрейтер обязаны ей любовью к избранной профессии, хотя они не всегда это осознают. Избранный метод преподавания психологии приучает читателей — психологов-практиков, будущих исследователей, а также всех тех, кому приходится работать с людьми, размышлять над фактами, анализировать причины наблюдаемых явлений, критически относиться к результатам исследований. Создание такого курса лекций возможно лишь вследствие постоянных размышлений автора над проблемами психологии, соотнесения их с личным опытом, фактами действительности, художественными образами.

Еще одно важное качество данной работы: сложные и запутанные, традиционно неинтересные темы становятся понятными и увлекательными для непосвященного читателя; в то же время их изложение не воспринимается как упрощенное специалистом-психологом. Талант автора — в умении почувствовать границу между теми положениями излагаемых теорий, без которых они перестают быть самими собой, и частными моментами, знакомство с которыми может быть отложено.

Серьезные успехи автора, безусловно, куда более значительны, чем те мелкие недостатки, от которых не свободно ни одно произведение. Книга Ю.Б. Гиппенрейтер удачно сочетает в себе доступность изложения с достаточной степенью научности. Издание совершенно справедливо не обойдено вниманием читателя: весьма значительный тираж разошелся моментально. Остается пожелать, чтобы курс лекций по общей психологии Ю.Б. Гиппенрейтер был издан целиком и в достаточном количестве.