169
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Б.М. ВЕЛИЧКОВСКИЙ, Т.Н. БРУСЕНЦОВА
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую
психологию: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с.
Качество учебников немаловажно при подготовке специалиста.
Рецензируемая книга занимает среди существующих пособий особое место: она
предназначена для первоначального знакомства с психологией, и поэтому очень
ценным качеством оказывается неформальное изложение предмета автор приходит к
законам, теориям, определениям, обсуждая знакомые читателю факты реальной
жизни.
Книга состоит из трех разделов. В первом разделе
(1—6 лекции) вводится представление о психологии как науке и излагаются
психологические системы философов Древней Греции и Нового Времени. Читатель
знакомится с психологией сознания конца XIX — начала XX в., методом интроспекции,
бихевиоризмом, явлениями неосознаваемого и бессознательного. Во втором разделе
(7—13 лекции) излагаются теория деятельности А.Н. Леонтьева, физиологическая теория
построения движений Н.А. Бернштейна, культурно-историческая концепция Л.С.
Выготского, рассматривается развитие форм психики в филогенезе, психофизическая
проблема. Третий раздел (14—16 лекции) посвящен проблемам способностей,
характера, личности.
Настоящее издание — учебное пособие, это его
предназначение мы и будем иметь в виду. При чтении мы сталкиваемся со следующей
особенностью данной книги: если лекции первого и второго разделов действительно
составляют введение в общую психологию, то третий раздел воспринимается как
фрагмент основного курса общей психологии (тема «Личность и характер»).
Обращает на себя внимание совершенно другой уровень изложения и характер
преподнесения материала, отличающие лекции этого раздела от остальных: обилие
конкретных данных, детальный анализ проблем внутри одной темы, меньшая
обобщенность, предполагающая определенную подготовку читателя. Поэтому издание
в целом следует рассматривать скорее как «избранные лекции по общей
психологии», чем как «введение».
Вводный курс в любую предметную область должен
отражать сложившееся состояние науки, поэтому едва ли уместно уделять такое
большое внимание физиологической теории движений (9—10 лекции). Сомнительно и
то, что она будет понята начинающими в таком детальном изложении. При этом
нельзя отрицать, что при знакомстве с теорией Н.А. Бернштейна студент получает
представление о принципах системности, многоуровневости и обратной связи
применительно к исследованию конкретных явлений. Трудно указать психологическую
теорию, которая оказалась бы столь же дидактически целесообразной для данного
случая.
Читатель ощущает прелесть непосредственного общения,
беседы с автором — доброжелательным и умным человеком, что значительно
облегчает восприятие материала. Книга написана хорошим языком, простым и ясным,
поэтому изредка встречающиеся неизящно построенные предложения особенно
заметны, например последнее предложение на с. 21: «Свои дни он проводил в том,
что ходил по улицам Афин, сидел на рыночной площади и беседовал с людьми,
людьми очень разными». Имеются и другие мелкие недостатки: так, на с. 171—172
описаны опыты с инфузориями, причем в первом случае речь идет о туфельке, а во
втором — о парамеции, как о другом животном, хотя туфелька — это русское
название инфузорий рода парамеция, и, следовательно, в обоих
170
экспериментах использовались инфузории одного рода.
На с. 269 используется термин «сиблинг» без объяснения того, что он означает. В
6-й лекции для тех явлений, которые традиционно обозначаются как «бессознательные»,
введено понятие «надсознательные процессы», что представляется излишним.
Изложение рассматриваемых во вводном курсе вопросов не должно намеренно
усложняться автором. В 13-й лекции (с. 221—222), посвященной психофизиологической
проблеме, используются понятия из физики и математики, которые не только не
проясняют авторского подхода к решению данной проблемы, а, напротив, уводят
читателя далеко в сторону — к размышлениям о том, что суть эти функции и
понятия. Трудно согласиться с избранным автором принципом отбора материала для
вводного курса. Знакомство с психологическими направлениями в данной книге
заканчивается бихевиоризмом и психоанализом, о когнитивной психологии —
наиболее влиятельной в современной психологической науке — не сообщается.
Ознакомить читателя, скорее всего являющегося студентом-психологом, с когнитивным
направлением имеет смысл хотя бы по двум причинам: во-первых, у него не будет
создаваться неверное представление о том, что бихевиоризм является сегодняшним
днем психологической науки и, во-вторых, изучение целого ряда теорий
восприятия, внимания и памяти, созданных в рамках когнитивного направления, значительно
облегчится, ибо он будет знаком с их теоретическими основами.
Вопреки традиции автор не пытается с самого начала
дать определения терминов «психика» и «психология», а говорит о различиях
научной и житейской психологии. Рассуждения строятся на основании знакомых
читателю фактов, поэтому, «входя» в новую для себя область знаний, он
обнаруживает много знакомого. Этот педагогический прием «от известного — к новому»
используется автором неоднократно: рассказ о бихевиоризме иллюстрируется
отрывками из произведений Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; в этих отрывках
описание мимики, жестов и действий героев позволяет полностью и однозначно
понять их душевное состояние (с. 49— 52). Рассказывая о неосознаваемых действиях,
автор описывает личный опыт участия в сеансе чтения мыслей В. Мессинга (с. 78);
понятие мотива иллюстрируется фрагментом рассказа А. П. Чехова (с. 117).
Использование примеров из жизни и литературы при изучении психологии делает
сложные понятия и теоретические построения этой науки понятными начинающим,
приложимыми к их личному опыту. Чувство овладения предметом побуждает читателя
к самостоятельному размышлению над фактами, анализу собственной душевной жизни,
а это вызывает интерес к дальнейшему изучению психологии. В предисловии Ю.Б.
Гиппенрейтер отмечает, что целью данного курса являлось не только ознакомить
читателя с основами психологии, но и «завести мотор» — разбудить интерес к
предмету. На наш взгляд, ей это удалось: вероятно, многие из студентов Ю.Б.
Гиппенрейтер обязаны ей любовью к избранной профессии, хотя они не всегда это
осознают. Избранный метод преподавания психологии приучает читателей —
психологов-практиков, будущих исследователей, а также всех тех, кому приходится
работать с людьми, размышлять над фактами, анализировать причины наблюдаемых
явлений, критически относиться к результатам исследований. Создание такого
курса лекций возможно лишь вследствие постоянных размышлений автора над
проблемами психологии, соотнесения их с личным опытом, фактами
действительности, художественными образами.
Еще одно важное качество данной работы: сложные и
запутанные, традиционно неинтересные темы становятся понятными и увлекательными
для непосвященного читателя; в то же время их изложение не воспринимается как
упрощенное специалистом-психологом. Талант автора — в умении почувствовать
границу между теми положениями излагаемых теорий, без которых они перестают
быть самими собой, и частными моментами, знакомство с которыми может быть
отложено.
Серьезные успехи автора, безусловно, куда более
значительны, чем те мелкие недостатки, от которых не свободно ни одно
произведение. Книга Ю.Б. Гиппенрейтер удачно сочетает в себе доступность изложения
с достаточной степенью научности. Издание совершенно справедливо не обойдено
вниманием читателя: весьма значительный тираж разошелся моментально. Остается
пожелать, чтобы курс лекций по общей психологии Ю.Б. Гиппенрейтер был издан
целиком и в достаточном количестве.