Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

65

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

 

ПУТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В.В. БЕЛОУС

 

Проблема гармонизации темперамента и объективных требований деятельности (ОТД) имеет два аспекта: первый касается активного влияния ОТД на темперамент человека, второй — активного влияния темперамента на процесс, организацию и эффективность индивидуальной (предметной) и совместной (предметной и непредметной) деятельности.

Впервые попытку обобщить пути приспособления темперамента к объективным требованиям деятельности предпринял В.С. Мерлин [12]. Он разработал общее представление о путях гармонизации темперамента и деятельности и выделил: изменение темперамента под воздействием ОТД, его маскировку, профессиональный отбор и подбор, снижение ОТД, формирование индивидуального стиля деятельности. Зa последние годы каждый из названных путей гармонизации темперамента и деятельности наполнился новым содержанием. В наибольшей степени это коснулось индивидуального стиля деятельности. В.С. Мерлин истолковывает его в понятиях системообразующей функции и считает связующим звеном между разноуровневыми характеристиками интегральной индивидуальности [14].

Согласно нашим представлениям, изменение темперамента и его маскировка есть результат активного влияния деятельности на темперамент человека (первый аспект). Индивидуальный стиль деятельности, профессиональный отбор и подбор, снижение ОТД отражают влияние темперамента на процесс, организацию и результативность деятельности (второй аспект).

Как показывает практика, влияние условий и организации деятельности на темперамент человека сказывается и в другом. Если деятельность человека является высокомотивированной, связанной с нервно-психическим напряжением, с дефицитом времени, с преодолением трудностей и протекает в условиях жесткой регламентации, то эта деятельность становится стимулом для яркого проявления психодинамических характеристик индивидуальности. Так, было обнаружено, что динамика психических состояний монотонии и утомления, возникающих в монотонной умственной и практической деятельности (чем быстрее наступает одно психическое состояние, тем медленнее — другое, и наоборот), детерминируется функциональным взаимоотношением экстраверсии—интроверсии и эмоциональности. Математическим выражением закономерного соотношения свойств темперамента служит модель инварианта [1]. Гармонизация темперамента и деятельности достигается благодаря тому, что между свойствами темперамента под влиянием непрерывно меняющихся требований объективной деятельности «срабатывают» либо компенсаторные, либо синергические, либо реципрокные отношения, либо отношения взаимного уравновешивания.

В настоящее время накоплен значительный экспериментальный материал, отражающий активное воздействие темперамента на деятельность человека, которую мы рассматриваем на трех

 

66

 

уровнях: личностном, на уровне психических состояний и психических процессов. Тип темперамента маркирует все стороны психики человека в целом.

Личностный уровень. Стиль деятельности. Принято различать индивидуальную и совместную деятельность людей. В индивидуальной деятельности исследователь сталкивается с решением проблемы субъект-объектных отношений, в совместной — субъект-субъектных. По мнению В.М. Русалова, ведущую роль в реализации субъект-объектных отношений играют такие свойства темперамента, как: эргичность, пластичность, темп реакций, эмоциональность. Первые три свойства образуют симптомо-комплекс активности, которая в сочетании с реактивностью определяет индивидуальный стиль деятельности. В реализации субъект-субъектных отношений доминирующие позиции занимают экстраверсия—интроверсия (потребность в общении), импульсивность, индивидуальный темп и нейротизм (чувствительность к обратной связи). Сочетание перечисленных свойств темперамента обусловливает стиль совместной деятельности.

Справедливости ради отметим, что проблема влияния темперамента на стиль деятельности пока разработана недостаточно. Прямо сюда примыкают работы, выполненные под руководством Я. Стреляу, косвенно — А.И. Крупнова. Исследования Я. Стреляу [21] проводились на двух полярных группах: высоко-реактивных и низкореактивных1.Оказалось, что у высокореактивных индивидов вспомогательные действия доминируют над главными, дискретные действия — над непрерывными, разнородные действия — над однородными. У низкореактивных индивидов наблюдается либо равновесие между обоими типами действий, либо преобладание главных, непрерывных и однородных действий. Н.С. Лейтес описывает индивидуальные различия в стиле умственной деятельности у лиц разного типа темперамента [12].

Обнаружено влияние индивидуальных различий в активности на стремление индивидов к продолжению тех или иных действий, на интенсивность и разнообразие вариантов их выполнения [9]. Было установлено, что одни испытуемые реализуют активность в психомоторной и интеллектуальной деятельности за счет интенсивности указанных действий, другие — разнообразия вариантов и приемов их использования.

Если индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типа темперамента в определенной степени изучен и изучается, то стиль совместной деятельности в зависимости от типа темперамента находится в стадии начальной разработки. Первая попытка в решении этой проблемы была предпринята Н.В. Орлинковой [16], обучавшей испытуемых выполнять учебные задания на компьютере парами. Предварительный анализ полученных данных засвидетельствовал существование индивидуальных различий в типах взаимодействия партнеров, в тактике составления программы, принятия и реализации решений, в организации взаимоконтроля и оценки конечных результатов в диадах, различающихся по однородности — разнородности как отдельных свойств темперамента, так и таксонов.

Уровень психических состояний. Темперамент маркирует динамику психических состояний монотонии и утомления, возникающих в условиях монотонной деятельности либо двигательного, либо интеллектуального содержания. Установлены индивидуальные различия в динамике психических состояний [4], [8] у лиц, принадлежащих к полярным типам темперамента [4], [8]. У экстравертов наблюдается быстрое развитие состояния монотонии и медленное — утомления; у интровертов — наоборот.

Уровень психических процессов. Трудно найти познавательный или регулятивный психический процесс, в котором бы не отпечаталась роль темпераментальных особенностей индивидуальности. Так, Т.П. Палкина [17], исследуя элементарную перцептивную деятельность — динамику отрицательных

 

67

 

последовательных образов, обнаружила у экстравертов большую длительность фаз ОПО и малую длительность его латентного периода. У интровертов, наоборот, малую длительность фаз ОПО и большую длительность его латентного периода. Ю.Н. Кулюткин отмечает индивидуальные различия в динамике мыслительной деятельности у лиц разного типа темперамента [10]. Динамика эмоционально-волевых регулирующих процессов не только детерминируется типом темперамента, но и сама, в свою очередь, выступает надежным индикатором психодинамических параметров индивидуальности.

Темперамент в ситуациях выбора. Темперамент окрашивает не только внутреннюю психическую деятельность, но и сказывается на выборе тех ситуаций, в которых проявляется своеобразная манера поведения индивида. Так, по данным А. И. Ильиной, для сангвиников предпочтителен широкий круг людей, новые, малознакомые люди, новая, необычная обстановка. Для флегматиков, наоборот, узкий круг людей, хорошо знакомые люди и привычная обстановка  [6]. Заслуживает внимания экспериментальный материал, полученный Я. Стреляу [21]. Высокореактивные индивиды выбирают ситуации и действия менее стимулирующие (бедная окружающая среда или внутренняя деятельность, избегание риска и неудач), чем низкореактивные, которые предпочитают высокостимулирующие ситуации и действия. Изучалось влияние экстратензивности при фрустрации (психодинамическая реакция на фрустрацию в ситуации общения) обучающего на выбор или способ педагогического воздействия [19]. Было установлено, что в низкомотивированной обучающей деятельности выбор обучающим наказывающих и поощряющих воздействий прямо и непосредственно обусловлен психодинамической реакцией на фрустрацию (чаще наказание, чем поощрение). В высокомотивированной обучающей ситуации подобный выбор не зависит от психодинамической реакции на фрустрацию (чаще используется поощрение).

Темперамент, профподбор и профотбор. Значение личностного фактора в деятельности лидера социальной группы тщательно и успешно исследовал Л.И. Уманский [22]. Он первый, пожалуй, обратил серьезное внимание и экспериментально изучил роль динамических параметров индивидуальности в становлении и развитии организаторских способностей школьников. Создав модель организаторской деятельности по приему и переработке заданной информации в вероятностной ситуации, Л.И. Уманский обнаружил существенные индивидуальные различия в способности перерабатывать вероятностные сигналы в зависимости от типа нервной системы (в момент проведения исследования тип темперамента понимался как проявление в поведении типа нервной системы). В частности, было установлено, что сангвиники и холерики более склонны к приему и обработке вероятностной информации, чем флегматики и меланхолики. По жизненным наблюдениям первые характеризуются как способные организаторы, вторые — как малоспособные или вообще не способные к организаторской деятельности.

Деятельность по приему и переработке вероятностной информации обладает достаточной сложностью. Ранее считалось, что профессии повышенной сложности доступны только для людей с определенной психофизиологической организацией. В настоящее время эти представления существенно изменились. Например, в деятельности оператора выделены такие операции и действия, которые доступны представителям разного типа темперамента. Это положение было проверено нами в специальном исследовании, в котором участвовали испытуемые типа «А» (экстраверты, пластичные, нетревожные и т.д.) и испытуемые типа «В» (интроверты, ригидные, тревожные и т.д.). Все испытуемые включались в деятельность по приему и переработке нерегламентированной (интервалы между стимулами и ответными реакциями регулировал сам испытуемый) и заданной (интервалы между стимулами и ответными реакциями регулировал экспериментатор)

 

68

 

информации. Оказалось, что испытуемые типа «А» более успешно выполняют деятельность, связанную со скоростью приема и переработки заданной информации, и менее успешно справляются с обработкой нерегламентированной информации. Прямо противоположное поведение демонстрируют испытуемые типа «В» [2], [3]. Иными словами, определенному типу темперамента доступен вполне определенный круг операторских действий и функций; необходим лишь строгий дифференцированный подбор исполнителей.

Темперамент и НОТ. В понимании этой проблемы прямых экспериментальных фактов очень мало. Более или менее изучена научная организация труда в зависимости от нейродинамических параметров индивидуальности, нежели от психодинамических или каких-либо других человеческих факторов. Если считать твердо доказанным, что темперамент человека — относительно самостоятельная психологическая структура, подчиняющаяся специфическим закономерностям, не сводящимся к закономерностям нижележащих и вышележащих подсистем интегральной индивидуальности, то проблему научной организации труда в зависимости от психодинамики следует считать находящейся в стадии начальной разработки. В нашей стране одну из первых попыток показать роль темперамента в научной организации производственной деятельности людей предприняла А.К. Карпова [8]. Используя теппинг-тест-модель монотонной деятельности, она показала, что быстро развивающееся состояние монотонии у экстравертов и быстро развивающееся состояние утомления у интровертов можно погасить путем введения сопутствующей индивидуализированной деятельности. У экстравертов состояние монотонии блокируется благодаря удовлетворению потребности в перцептивной деятельности, у интровертов — благодаря удовлетворению потребности в интеллектуальной деятельности. В момент выполнения задания на теппинг-тесте для экстравертов демонстрировалась функциональная музыка, для интровертов — решение мыслительных задач, требующих внутреннего диалога. В обоих случаях наблюдалась задержка в возникновении психических состояний монотонии и утомления. Видимо, не случайно функциональную музыку широко используют в производственных целях, в комнатах психологической разгрузки для снятия или предупреждения появления негативных эмоциональных состояний. Однако нельзя согласиться с теми исследованиями, которые предлагают внедрять повсеместно только функциональную музыку или те стимулы, которые удовлетворяют потребность во внешних впечатлениях. Такая процедура дает эффект преимущественно для экстравертов. Для другой категории людей — интровертов — нужны стимулы, удовлетворяющие их тягу к дискурсивной деятельности. Короче говоря, исполнителей нужно поставить в условия свободного выбора стимулов, соответствующих их внутренним запросам, склонностям, интересам, т.е. всему тому, из чего складывается интегральная характеристика индивидуальности.

Темперамент и социальная группа. Необходимо различать роль темперамента в социальных группах низкого и высокого уровня развития. В социальных группах низкого уровня развития господствуют межличностные отношения, отношения симпатий и антипатий, властвования и подчинения. Деловые взаимоотношения и отношения по ценностным ориентациям отступают назад и становятся производными от межличностных отношений. В социальных группах высокого уровня развития доминируют деловые и ценностно-ориентационные отношения. Они, в свою очередь, определяют содержание и форму проявления межличностных отношений. Как показывает практика, один и тот же тип темперамента по-разному влияет на становление свойств личности, на социально-психологические характеристики индивидуальности, на профпригодность субъектов деятельности в зависимости от микроклимата в социальной группе. Наиболее убедительно это положение раскрыто в исследовании И.X. Пикалова [18]. Он выяснял роль темперамента в формировании коллективистической направленности

 

69

 

личности в социальных группах, различающихся уровнем сплоченности по критерию ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство). Было установлено, что в классах с относительно низким ЦОЕ коллективистами являются преимущественно психодинамические общительные индивиды; в классах с высоким ЦОЕ коллективистами становятся испытуемые с любой крайней психодинамической общительностью. Путем организации в классах общественно полезной деятельности удалось повысить ЦОЕ и тем самым добиться преодоления рассогласования личного и коллективного.

Любопытный материал накоплен по влиянию типа темперамента на социометрический статус дошкольников, школьников и студентов. У детей дошкольного возраста социометрический статус коррелирует с агрессивностью при фрустрации, экстраверсией—интроверсией [19]. В вышеупомянутом исследовании И.X. Пикалова социометрический статус учащихся девятых классов детерминируется общительностью (при низком ЦОЕ) либо не зависит от нее (при высоком ЦОЕ). По данным Н.Н. Обозова, социометрический статус студентов I курса психологического факультета ЛГУ отрицательно связан с нейротизмом по Айзенку; на V курсе — положительно с экстраверсией—интроверсией и отрицательно — с нейротизмом. В данном исследовании приведены также факты, раскрывающие влияние темперамента на взаимность и направленность социального выбора. У экстравертов больше взаимных выборов, чем у интровертов. Экстраверты больше предпочитают делать положительные выборы, чем отрицательные; интроверты, наоборот, больше тяготеют к критическим оценкам своих партнеров [15].

Уровень развития социальной группы существенно определяет влияние темперамента на профпригодность индивида. Если условия социальной группы благоприятны, то, судя по имеющимся фактам, педагог любого темперамента профпригоден. В неблагоприятных социальных условиях обостряются негативные проявления темперамента (например, агрессивный по природе педагог становится еще более агрессивным). Меланхолик в подобной ситуации полностью теряет способность к эффективной деятельности, т.е. обнаруживает практически профессиональную непригодность [7].

Темперамент и общение. Интересные наблюдения за проявлением общения у детей разного темперамента приводит А.И. Ильина [6]. По ее данным, для сангвиников характерна скорость установления социального контакта, скорость реакции на поведение партнера по общению, инициативность и активность в общении. Флегматикам, наоборот, присуща медленность установления социального контакта, устойчивость и постоянство типа общения, замедленность реакции на проявления партнера, пассивность в организации общения. В исследовании Л.Д. Василенко [5] показано, что эмоциональные экстраверты значительно опережают экстравертов неэмоциональных в легкости установления социальных контактов: если у интровертов, эмоциональных в сфере общения, проявляется негативизм, у интровертов неэмоциональных — не проявляется. Индивидуальные различия в качественных характеристиках общения в зависимости от активности как черты темперамента описывает А.И. Крупнов [9]. Он, в частности, полагает, что одни индивиды удовлетворяют потребность в общении преимущественно за счет устойчивости общения, другие — за счет легкости, инициативности и широты круга общения.

Темперамент и эффективность деятельности. Обычно успешность выполнения деятельности связывают с общими и специальными способностями людей. Так как «все свойства темперамента представляют собой одновременно и способности» [12; 130], то они существенно влияют на эффективность деятельности. Особенно ярко проявляется роль темперамента в так называемых стрессовых ситуациях (депривация, дефицит времени перегрузка угроза, повышенный темп деятельности соревнование и т.д.). Я. Стреляу [21] исследовал влияние реактивности как черты темперамента на результативность

 

70

 

двигательных действий в ситуации соревнования и обнаружил, что у низкореактивных индивидов в стрессовых условиях продуктивность деятельности значительно выше, чем у высокореактивных индивидов. По данным А.И. Крупнова [9], динамические характеристики активности психомоторных, интеллектуальных, волевых действий и общительности статистически значимо влияют на результативность этих действий в условиях максимального и сверхмаксимального режимов работы.

За последние годы возрос интерес к выяснению связи темперамента и эффективности совместной деятельности людей. Имеющиеся факты по этому вопросу очень противоречивы. Так, В.М. Русалов обнаружил высокие результаты в ситуации по вероятностному прогнозированию в диадах, скомплектованных из индивидов с противоположными свойствами темперамента. Однородные диады в тех же самых условиях дают низкие результаты [20]. К таким же выводам приходит и А.И. Щебетенко, исследуя успешность совместного (шесть человек) решения кратковременных задач на движение [23]. Более эффективно выполняют экспериментальное задание на сенсомоторном интеграторе разнородные группы по психодинамической общительности и менее эффективно — однородные группы. В исследовании Н.В. Орлинковой [16] испытуемым предлагалось совместно составить учебную программу на компьютере. Высокие результаты показывали пары с любым набором свойств темперамента. Причем в ее работе учитывались не только отдельные свойства темперамента или их вероятностные сочетания, но и функциональные взаимоотношения на типологическом уровне. Отмечается, что при организации совместной деятельности на психодинамической основе надо более тщательно учитывать степень ее сложности.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Под влиянием деятельности темперамент либо маскируется, либо изменяется в пределах допустимости (с возрастом, с проведением оздоровительных мероприятий, тренировки), либо ярко проявляется.

2. Темперамент человека (отдельные свойства, их сочетания и функциональные инварианты) маркируют качественные параметры психических процессов, психических состояний, психических свойств личности.

3. Темперамент влияет на выбор ситуации и способа действия, на профотбор и профподбор, на организацию деятельности и ее эффективность, на социально-психологические характеристики индивидуальности.

4. Темперамент маркирует процесс и результативность совместной предметной деятельности. От него зависят стиль и организация свободного общения.

 

1. Белоус В. В. Психологические симптомо-комплексы и инварианты темперамента: Автореф. докт. дис. М., 1982. 38 с.

2. Белоус В. В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности  людей // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 102—107.

3. Белоус В. В. К исследованию влияния типа темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности // Вопр. психол. 1986. № 3. С. 113—120.

4. Бояринцев В. П. Компенсаторные отношения между состоянием монотонии и утомления в однообразной умственной и моторной деятельности в зависимости от свойств и структуры темперамента // Автореф. канд. дис. М., 1979. 24 с.

5. Василенко Л. Д. О взаимодействии ортогональных симптомокомплексов при характеристике типа темперамента // Проблемы экспериментальной психологии личности / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 1970. С. 233—243.

6. Ильина А. И. Общительность и темперамент школьников. Пермь, 1961. 105 с.

7. Кагальняк А. И., Мельник Л. П. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопр. психол. 1986. № 2. С 79—85.

8. Карпова А. К. Функциональные взаимоотношения между свойствами темперамента как условие эффективной деятельности монотонного содержания: Автореф. канд. дис. М., 1975. 20 с.

9. Крупнов А. И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека: Автореф. докт. дис. М., 1984. 38 с.

10. Кулюткин Ю. Н. Индивидуально-типологические особенности мыслительной деятельности // Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г. Ананьева и Е.И. Степановой. М., 1972. С. 45—55.

11. Лейтес Н. С. Опыт психологической характеристики темпераментов // Типологические особенности ВНД человека / Под ред. Б.М. Теплова. М., 1956. С. 267—303.

 

 

71

 

12. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964. С. 224—253.

13. Мерлин В.С. Темперамент // Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1970. С. 376.

14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 254 с.

15. Обозов Н. Н. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом // Человек и общество / Под ред. Б.Г. Ананьева и др. Л., 1973. Вып. 13. С. 149— 154.

16. Орлинкова Н. В. Психологическая характеристика стиля совместной деятельности в зависимости от отдельных свойств и нелинейных структур темперамента // Человек как интегральная система / Под ред. В.В. Белоуса. Пятигорск, 1988. С. 30—41.

17. Палкина Т. И. Характер связи индивидуальных особенностей в динамике последовательного образа с ортогональными свойствами темперамента // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 1977. С. 37—56.

18. Пикалов И. X. Различия в степени влияния индивидуальных психодинамических особенностей на коллективистическую направленность личности в зависимости от ориентации // Тезисы докладов конф. Урал. отд. общ-ва психологов / Под ред. В.С. Мерлина и В. В. Белоуса. Пермь, 1978. С. 63—65.

19. Пьянкова Г. В. Влияние разноуровневых индивидуальных свойств обучающегося на выбор им способов педагогического воздействия: Автореф. канд. дис. Л., 1985. 12 с.

20. Русалов В. М. Темперамент и эффективность вероятностного прогнозирования в индивидуальной и совместной деятельности // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека / Под ред. В.В. Белоуса и др. Пермь, 1982. С. 115—117.

21. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. 231 с.

22. Уманский Л. И. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967. С. 4—160.

23. Щебетенко А. И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1984. 22 с.

 

Поступила в редакцию 3.III 1988 г.



1 По В.С. Мерлину, реактивность ярче всего проявляется в эмоциональности или во впечатлительности [13].