174
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В. Г. АСЕЕВ
Иркутск
Психологические основы трудового воспитания
школьников/Под ред. Э. А. Фарапоновой. М.: Педагогика, 1988. 164 с.
Рецензируемая монография отражает результаты исследования
одной из важнейших социальных проблем нашего времени — трудового воспитания
школьников. В ней всесторонне и глубоко освещаются психологические аспекты этой
проблемы, в частности пути формирования у школьников психологической готовности
к труду.
Рассматривая готовность к труду как комплексное,
многоуровневое образование, состоящее из операциональных и личностных
компонентов, авторы монографии особое внимание уделяют исследованию личностных
составляющих процесса формирования готовности к активному творческому труду.
Исходя из единой теоретической концепции, разработанной под руководством Э. А.
Фарапоновой, авторы монографии раскрывают психологические предпосылки и
основания эффективной организации трудового воспитания школьников I—IX
классов, показывают пути формирования у них осознанной потребности в труде, а
также качеств личности, необходимых для успешной профессионализации
175
и адаптации к трудовой деятельности.
Можно с полным основанием сказать, что по
актуальности обсуждаемых вопросов, по своему научно-теоретическому содержанию и
практическим рекомендациям, вытекающим из проведенных исследований, рецензируемая
работа является важным этапом в реализации тех задач, которые поставлены
Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы в
области совершенствования системы трудового обучения и воспитания школьников.
В I (теоретической) главе на основе анализа
фундаментальных и прикладных работ в области общей, социальной, педагогической
психологии, а также обобщения результатов исследований по вопросам психологии
труда и трудового обучения, воспитания и профориентации изложены основные
теоретические позиции авторов монографии. В исходной теоретической концепции выделены психологические аспекты
совершенствования трудового воспитания школьников, определены пути формирования
у них мотивационно-потребностной сферы и системы основных качеств личности,
названных авторами полипрофессиональными: общественной коллективистической направленности,
трудолюбия, ответственности, эффективной самостоятельности, активности,
инициативности, творческого отношения к труду.
На основе анализа литературных данных рассмотрена
структура мотивационно-потребностной сферы личности и условия ее формирования у
школьников в процессе воспитания и трудового обучения. Обосновано понимание
потребности в труде как источнике активности личности. Раскрывается положение,
что в условиях социалистического общества системообразующим фактором развития
потребности в труде является общественная направленность, осознание социальной
значимости труда, его коллективный характер.
Во II главе, которая носит
теоретико-экспериментальный характер, описываются психолого-педагогические
условия воспитания у школьников I—IX классов потребности в
труде и качеств личности, необходимых для успешной трудовой деятельности.
Анализируются материалы, отражающие участие школьников в учебно-трудовой деятельности,
а также в общественно полезном и производительном труде при разных условиях их
организации. Показано, что самым существенным фактором развития личности
учащихся является общественная направленность личности, формирующаяся в условиях
социально значимой коллективной учебно-трудовой деятельности и общественно
полезного, производительного труда.
Авторы впервые выделили комплекс психолого-педагогических
условий, которые создают необходимые предпосылки для формирования у школьников
активного интереса к труду, положительной мотивации трудовой деятельности и
способствуют развитию осознанной потребности в труде. Этот продуктивный подход
реализован применительно к учащимся не только городских, но и сельских школ.
В монографии определены и проанализированы
психолого-педагогические условия организации производительного труда школьников
на заводах, предприятиях и в учебно-производственных комбинатах. Содержательно
описана во II главе динамика развития мотивации трудовой деятельности
школьников и ее зависимость от условий организации производительного труда.
В III главе раскрываются особенности трудового
воспитания в сельской малокомплектной школе, намечаются пути воспитания у
сельских школьников психологической готовности к труду с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей. Здесь обсуждаются результаты экспериментального
изучения учащихся сельских малокомплектных школ ряда регионов страны —
Центрального района и Северного Нечерноземья.
Большой научно-практический интерес вызывает IV
глава, посвященная разработке психологических принципов описания профессий в
целях совершенствования содержания трудовой подготовки и профориентацни
школьников. Показано, что с развитием техники происходит унификация различных
профессий, возрастает общность требований, предъявляемых к человеку. Кратко
обобщается накопленный к настоящему времени опыт работы по профориентации
школьников, рассматриваются ее основные направления.
В главе анализируются работы, посвященные
психологическим проблемам профориентации, и критически оцениваются ее основные
концепции — «диагностическая» и «воспитательная». На основе этого анализа и
обобщения результатов собственных экспериментов авторы монографии выдвигают
свой подход к решению задач профориентации, в котором первостепенное значение
приобретает активность личности школьника, превращение его в субъект профессионального
самоопределения. Сформулированные ими принципы такого подхода следует оценить
как новый и важный шаг
176
в разработке психологических основ профориентации
школьников.
Здесь же рассматриваются также психологические условия
активизации профессионального самоопределения школьников. С современных
научно-теоретических позиций дается описание психологического содержания
процесса профессионального самоопределения как комплекса объективных и
субъективных факторов.
Монография открывает новую главу в разработке
психологических основ трудового воспитания школьников и вносит существенный
вклад в научное обеспечение реформы средней общеобразовательной и профессиональной
школы. Она имеет хорошую и четкую логическую структуру, написана хорошим
литературным языком.
Вместе с тем считаем необходимым высказать и
некоторые замечания. Во-первых, хотелось бы, чтобы в монографии не только были
выделены полипрофессиональные качества личности, но и определены критерии
диагностики общего уровня трудовой воспитанности школьников. Во-вторых,
практическая ценность монографии, на наш взгляд, была бы еще более весомой,
если бы ее авторы дали в конце небольшое приложение с образцами анкет,
опросников и другого методического инструментария, использованного в
профориентационной работе. Надеемся, что указанные замечания, которые носят
скорее характер пожеланий, будут учтены авторами в дальнейшей исследовательской
работе и при подготовке новых публикаций.