Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

173

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ЛИЧНОСТЬ: АНОМАЛИИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

 

А. Ф. БОНДАРЕНКО

Киев

 

Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.

 

Рецензируемая монография Б. С. Братуся, высказавшего в предисловии скромную надежду привлечь «своего» читателя, в действительности обращена далеко не только к специалистам, но и к широкому кругу читателей, которым небезразличны проблемы современного человека и общества. Она отличается сочетанием широты экзистенциально-гуманистического подхода с выверенностью методологических средств анализа и решения проблемы, органичной исторической и контекстуальной включенностью труда в ткань отечественной и зарубежной психологической мысли.

Книга одновременно проста и сложна. Простота ее в чистоте гуманистической позиции автора, в человечности и ясности основных идей, узнаваемости научных традиций и жизненности примеров.

Сложность в том, что при всей доступности и обращенности к широкому читателю это книга не публициста, а ученого. Именно научное содержание книги, его основательность, методологическая и теоретическая стройность, глубокая и трезвая экспериментальная обоснованность материала придают всей работе солидность ненавязчивого истинного знания, составляющего прочную основу для рассмотрения столь трудно дающихся в руки и порой щекотливых, если не трагичных, проблем, какими являются проблемы психического и личностного здоровья. Кстати, об этом, новом для нашей литературы и особо рассматриваемом автором термине. Несмотря на давнее (уже более двух десятков лет) существование в психологическом мире, словосочетание «личностное здоровье» все еще непривычно для советского читателя. Автором формируется и отстаивается не просто понятие, но концепция личностного здоровья как способа общественного бытия человека, наполненного экзистенциальными ценностями — свободы, творчества, веры, ответственности и любви. Тем самым продолжаются глубокие отечественные традиции во взглядах на человека, традиции, к которым в последние годы жизни приблизился, в частности А. С. Макаренко, чьи идеи о жизненном смысле, о свободном жизнепроявлении человека и недопустимости сведения всего многообразия бытия личности к единственному и рационалистически истолкованному способу бытия служат важной ступенью в дальнейшем развитии гуманистического подхода к личности, к становлению экологического, а не идеологического отношения к человеку.

Отправной момент исследовательской позиции автора — постановка и разрешение им проблемы метода исследования личностных аномалий. Существо вопроса здесь, на наш взгляд, в том, что методология классического рационализма, нашедшего свое гносеологическое завершение в психологии в понятии и принципе деятельности, имеет ограничения. Первыми осознали это и сделали шаг в направлении пострационализма представители экзистенциальной философии и психологии. В поисках решения проблемы метода Б. С. Братусь совершает принципиально важный поворот к человеку, обращая особое внимание на дихотомию «человек — личность» и признавая закономерность диалектической связи между всегда определенным предметом исследования и бесконечной, трансцендентной природой человека как духовного существа, «границы» которого не только не определяются самой что ни на есть научной психологией или идеологией, а, наоборот, служат лишь историческими вехами «живого, плодотворного, истинного, могущего, всесильного, объективного, абсолютного человеческого познания» (Ленин В. И. ПСС. Т. 29, С. 322).

 

174

 

Обращенность всего исследования к человеку в целом, отказ от понимания личности как некоего «объекта», утверждение вероятностной, изменчивой, всегда открытой жизни и способной к самопроектированию живой природы личности, которая трактуется автором как «инструмент обретения человеческой сущности» (с. 58), как «способ присвоения человеческой сущности» (с. 136) — такова принципиальная основа отстаиваемой Б. С. Братусем концепции психического и личностного здоровья.

Отношения человека с жизнью и есть тот философский, психологический и конкретно-прикладной стержень работы Б. С. Братуся, вокруг которого выстраивается его научная концепция.

Автор щедро делится богатым и полезным практическому психологу экспериментальным материалом, предлагает ценные дагностические критерии, столь необходимые в психокоррекционной и психолого-педагогической работе. Являясь обобщающим трудом, книга содержит также опыт целостного анализа аномального развития личности (на материале алкоголизма, гл. V), где на основании разработанных и обоснованных им ранее подходов и методов автор, вводя понятие иллюзорно-компенсаторной деятельности, описывает закономерности искажения личности при алкоголизме, наполняя свою концепцию конкретным психологическим содержанием. При этом уделяется внимание как анализу истоков, процессов и специфики личностных деформаций при алкоголизме, так и принципам и способам профилактики раннего алкоголизма. В работе приводятся убедительные результаты экспериментальных исследований автора и его сотрудников.

Монография Б. С. Братуся — заметное явление в современной отечественной психологии. И все же книга нуждается в более подробном раскрытии тех конкретных приемов, которыми автор пользовался при формировании смысловой установки на трезвость у больных хроническим алкоголизмом, а также в своей психопрофилактической и воспитательной работе с подростками «группы риска». Эти сведения были бы чрезвычайно полезны тем психологам и воспитателям, которые заняты столь острой и актуальной проблемой, как предупреждение алкоголизма и наркомании. Серьезным недостатком текста является отсутствие обобщающего авторского заключения, обязательного в такой многоплановой работе. Наконец, нельзя не отметить, что текст местами перегружен цитатами и усложненными стилистическими конструкциями, затрудняющими его восприятие. А ведь книга будет с интересом и пользой прочитана не только психологом, но и философом, педагогом, психиатром, вообще любым интеллигентным читателем, который всерьез задумывается о вопросах бытия личности, о путях обретения человеческого в человеке и психологических причинах отклонений от этих путей.