Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

161

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СЛОВАКИИ

 

В. И.ЧИРКОВ

 

(Статья подготовлена по материалам научной стажировки в ЧССР.)

 

Одной из сильно развитых и в теоретическом, и в организационном, и в практическом аспектах отраслей прикладной психологии в Словакии является консультативная психология. Можно выделить четыре основных направления психологического консультирования, которые в этой республике наиболее развиты. Рассмотрим их по порядку (см. также [1—3]).

 

1. ПЕДАГОГИЧЕСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

Это направление консультирования (оно имеет еще и другое название: воспитательное консультирование), заложенное в Словакии в середине 60-х гг., является одним из наиболее развитых. Главными целями воспитательного консультирования являются: 1) помощь в решении педагогических и психологических вопросов профессиональной ориентации; 2) комплексная забота о здоровом психическом и социальном развитии детей и молодежи; 3) изучение, профилактика, коррекция воспитательной и педагогической запущенности, отклоняющегося поведения детей и молодежи. Эти цели реализует следующая система консультирования: воспитатель-консультант в школе — районная (городская) педагогическо -психологическая консультация (далее ППК) — краевая ППК. Названные учреждения осуществляют информационную, диагностическую, консультативную методическую и издательскую деятельность.

Основным звеном системы воспитательного консультирования является школьный воспитатель-консультант — как правило, опытный педагог, который получил дополнительное обучение по психологии и воспитательному консультированию. Он освобождается от некоторой части учебной нагрузки (порядка 180—200 ч в год) и получает надбавку к зарплате в размере 300 крон (30 руб.). Воспитатель-консультант подчиняется директору школы, а в методическом плане им руководит районная ППК. Его основными задачами являются: помощь ученикам, их родителям при выборе формы дальнейшего обучения (после восьми классов ученик имеет право выбрать гимназию, средние специальные школы, училища, техникумы), координация всей работы в школе по профессиональной ориентации, по проблемам долговременного наблюдения и оценки развития личности учеников, помощь классным руководителям в составлении характеристик на учеников, информирование учителей и родителей учеников о работе ППК. Он может оказывать помощь классным руководителям в изучении классных коллективов, проводить индивидуальные психологические консультации при наличии у учеников трудностей в обучении или проблем в поведении; при невозможности глубокого обследования воспитатель-консультант направляет ученика в районную ППК. Он поддерживает тесную связь со школьным врачом, РОНО, шефскими предприятиями, пионерской и комсомольской организациями в школе.

Как правило, педагог берет на себя функции воспитателя, консультанта по желанию и работает в силу склонности к такого рода работе.

Собственно психологическая консультация начинается в районных (городских) ППК. Эти консультации  подчиняются районным (городским) отделам образования. Их главные задачи заключаются в психологическом обследовании, диагностике и коррекции учеников, направляемых в консультацию школами (воспитателями-консультантами), отделами милиции, судами

 

162

 

и другими учреждениями. Они проводят индивидуальные консультации для детей и учеников по их собственному желанию или желанию их родителей.

ППК занимаются разработкой и внедрением систем помощи детям с нарушением поведения, с антисоциальной направленностью: они проводят психологическое обследование всех детей, поступающих в школу; особое внимание уделяется детям, требующим специальной педагогическо-психологической заботы.

Эти консультации, как правило, работают с детьми от 3 до 15 лет. Они поддерживают контакт с воспитателями-консультантами, помогают им в методическом и психологическом аспектах.

Краевые ППК подчиняются краевым отделам образования. Эти консультации работают со старшими  школьниками (от 15 лет и выше), глубже занимаются проблемами профессиональной ориентации, ведут методическую работу и оказывают помощь районным консультациям, организуют различные клубы для молодежи, проводимые методами групповой терапии. Они издают методические и научно-практические материалы для воспитателей-консультантов и районных консультаций. В Словакии существует 46 ППК. Заметим, что население этой республики составляет примерно 5 млн. человек. Психологов в Словакии, но данным Словацкого психологического общества, около 1600 человек.

Такова организационная структура психолого-педагогического консультирования. Для того чтобы у читателей сложилось более полное представление о работе этой системы, расскажу о своих впечатлениях при посещении некоторых консультаций.

Районная ППК Братиславы-1. В г. Братиславе существует пять районных и одна городская (на правах краевой) консультация. ППК Братиславы-1 обслуживает детей 3— 14 лет, детские сады и школы центрального района города. Главные задачи консультации следующие: подготовка детей к школе (оценка школьной зрелости); профилактика к терапия детских неврозов; консультация детей с легкими мозговыми нарушениями, дизлексиков, помощь детям после лечения у психиатров, определение детей во вспомогательные школы. В консультацию детей посылают детские сады, школы, врачи, могут приводить их и родители. Итогом консультирования является психологическая характеристика, которая предоставляется организации, направившей ребенка. В каждом конкретном случае решается вопрос о дальнейшей психологической, психотерапевтической, медицинской или другой помощи ребенку.

В штате консультации 6 профессиональных работников (4 психолога, 2 педагога и 2 технических работника). Имеется 9 комнат (у каждого работника свой кабинет), Помещения обставлены удобной мебелью, для детей много игрушек.

Консультация обслуживает 10 общеобразовательных школ, 30 детских домов, школы и классы для детей, нуждающихся в повышенной заботе (это дети с соматическими заболеваниями, умственной отсталостью, легкими мозговыми нарушениями, трудностями чтения, письма). Так, в специальных классах для детей с нарушениями речи работают игровыми методами, методами групповой терапии, занимаются танцами, театральными репризами и т. д. Начиная с 10-летнего возраста консультируются дети с отклоняющимся и антисоциальным поведением, токсикоманы. Каждый сотрудник обследует до 100 детей в год (нормы не установлены), не считая повторных встреч и консультаций.

Городская ППК Братиславы—одна из старейших в Словакии (в феврале 1989г. ей исполнилось 32 года). Эта консультация имеет следующие отделения: профессионального развития, проблем обучения, проблем развития личности, методическое отделение. Здесь работают 38 человек, из них 28 психологов.

Отделение профессионального развития (6 психологов) курирует все 12 гимназий и 17 средних профессиональных школ и училищ города. За каждым психологом закреплено определенное количество этих школьных заведений. Они совместно с воспитателем-консультантом планируют и проводят долговременную профориентационную работу в классах, осуществляют индивидуальное консультирование. Особое внимание уделяется «дефицитным» для республики профессиям, но никакой насильственной, «разнарядковой» профориентации не проводится. Учеников и родителей только информируют о тех профессиях, в которых остро нуждается народное хозяйство, но выбор делают они самостоятельно. Принцип уважения прав личности на самостоятельный, свободный выбор профессии является ведущим. Сотрудники отдела отмечают недостаток хороших профессиограмм. Кроме проведения традиционных консультаций они помогают регулировать профессиональный выбор, осуществляют программы активного профессионального самоопределения. Следует сказать об информационной системе по профориентации, осуществляемой по всей Словакии. На вычислительных

 

163

 

центрах при отделах образования собираются данные о вакантных местах, планах приема во все гимназии, школы, училища данного города или края. В VII и VIII классах у школьников собирают данные об их интересах и желаниях по поводу дальнейшего образования, а также данные об их школьных успехах. Эти сведения вводятся в ЭВМ. В итоге в ППК имеется полная информация о «спросе» и «предложении» относительно обучения школьников после окончания школы. Если, например, школьник имеет плохие оценки, а собирается в гимназию, где на 10 мест претендуют 100— 150 учеников, то консультант этому школьнику и его родителям посоветует пересмотреть свой выбор и продумать возможность поступления в одно из средних специальных училищ. Кроме этого, такая информация дает органам народного образования объективные сведения о продвижении школьников и их поступлении в те или иные учебные заведения. Министерство образования выпускает специальный журнал, где публикуется информация о том, по каким специальностям ведется подготовка в средних специальных училищах, школах, планах приема, приводятся краткие профессиограммы.

В отделении проблем обучения работают 9 психологов, а также отоларинголог, фониатор и специальный педагог. Главная задача отделения — помощь ученикам, которые по тем или иным причинам не могут или не хотят учиться. Прежде всего забота проявляется об учащихся средних специальных училищ. За каждым психологом закреплено 3—4 училища, которые он регулярно посещает. С учениками проводится индивидуальное консультирование, но применяется и групповая работа. На отделении лежит забота о детях из детских домов и интернатов, оно курирует и вспомогательные школы для детей с задержками интеллектуального развития.

В отделении личностных проблем развития работают 7 психологов. Главная задача — консультировать учеников с проблемами и дефектами развития личности, с проблемами отклонений в поведении. Так, например, выявление проблемных и потенциально проблемных детей начинается с первых дней поступления в средние специальные училища. Среди учеников распространяется опросник по выявлению таких ребят (из неполных или тяжелых семей; тех, кто попал в училище случайно и т. д.). С этими учениками проводят встречи психологи и воспитатели; они рассказывают о консультации, задачах психолога, сообщают, по каким проблемам можно к ним обращаться. Кроме этого, в каждой школе или училище имеется «ящик доверия», куда каждый ученик может опустить записку со своей просьбой, попросить совет или консультацию. Эти просьбы подписываются псевдонимом или имеют девиз. Психологи регулярно получают эти просьбы, читают и открыто отвечают тому или иному адресату. Если случай сложный, требующий личной встречи, то психолог приглашает ученика на консультацию.

Особую заботу психологи этого отделения проявляют об учениках, живущих в общежитиях. С такими ребятами работают индивидуально, но интенсивно используются и групповые методы для развития минимума навыков общения. Например, проводятся двухчасовые еженедельные встречи группы из 5 мальчиков и 5 девочек в течение всего учебного года. Психологи также занимаются в общежитиях проблемами «дедовщины», проблемами сексуального поведения (профилактика гомосексуализма и других отклонений) и т. д.

Четвертое отделение активно занимается интенсивной работой с трудными подростками. Здесь работают 5 психологов, психиатр и специальный педагог. Основная работа — групповой социально-психологический тренинг и психотерапия в форме подросткового клуба. Раз в неделю вечером ребята собираются в консультации, где с ними занимаются психологи по определенной программе. У каждого психолога есть свои группы ребят (по 10—13 человек), с каждым подростком он работает в направлении развития личности, способностей, коррекции поведения. Регулярно все эти группы собираются на общее собрание, где руководитель клуба проводит с ними свою работу. Летом весь клуб выезжает на 10— 15 дней в трудовые лагеря. Вместе с психологами они там работают, отдыхают, продолжают групповые социально-психологические и психотерапевтические занятия. Вечером клубные заседания проводят у костра, с гитарой и песнями.

Работой с трудными подростками кроме городской ППК интенсивно занимаются в районной ППК. Здесь создан «Экспоклуб», который проводит с трудными подростками (10—14 лет) около 50 встреч в год. Члены клуба разбиты на три группы по 11—14 человек в каждой. Сюда ребят направляют школы, родители, комиссия при районе, а могут они приходить и добровольно. Создана специальная группа для работы с родителями тех детей, которые посещают «Экспоклуб».

Большое впечатление своей организацией, материальной базой, высоким профессионализмом

 

164

 

работников произвели краевые консультации в г. Банска-Быстрица (организована в 1963 г., насчитывает 42 человека) и краевая консультация в г. Кошице (основана в 1959 г., располагает штатом в 57 человек). Их структура во многом сходна со структурой братиславской городской консультации.

В работе всех консультаций наиболее широко используются следующие тесты:

для определения готовности к школе: ориентировочный тест школьной зрелости Керн-Иерасск; рисуночный словарный тест Кондаша; Гоппингенский тест школьной зрелости; тесты латеральности; цветные матрицы Равена;

для измерения интеллекта: шкала интеллекта Терман-Меррилл (модификация шкалы Станфорда-Бине); пражская модификация теста Векслера для детей; тест интеллектуального потенциала Р. Ржичана; прогрессивные матрицы Равена; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; тест специальных способностей; ориентировочный тест И. Ставла; тест интеллекта И. Вани;

для диагностики личности, кроме опросных методик: личностная анкета Кэттелла для подростков; личностная анкета Айзенка для детей;

широко используются проективные методики («Нарисуй фигуру человека», «Нарисуй дерево», «Нарисуй заколдованную семью» и т. д.), а также незаконченные предложения, методики на интересы и склонности;

большое внимание уделяется интервью, сбору анамнеза, беседам с родителями.

Поставщиком психодиагностических методов и тестов в ЧССР является народное предприятие «Психодиагностические и дидактические тесты» [3].

Общее научное и методическое руководство ППК осуществляет исследовательский институт детской психологии и патопсихологии в г. Братиславе — ведущее научно-исследовательское учреждение Министерства образования и один из крупнейших психологических институтов в Чехословакии. В нем работают более 80 человек.

 

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

 

Эта форма консультативной психологии пока не получила в ЧССР широкого развития и распространения, и единственной крупной является консультация при университете им. Я. А. Коменского в Братиславе, организованная в 1967 г. на базе отделения биодромальной и консультативной психологии Психологического института при философском факультете университета. Консультация занимает 6 комнат: приемную, комнаты для индивидуальных консультаций и для работы с группой.

Здесь работают 7 человек; в соответствии с графиком дежурств двое каждый день ведут прием клиентов. Студенты университета обращаются сюда добровольно. Главные проблемы, которые приходится решать психологам, следующие: адаптация к учебе в вузе, трудности с обучением, межличностные отношения, проблемы и конфликты в группе, взаимоотношения парней и девушек, сексуальные и экзистенциальные проблемы. 60—70 % клиентов — девушки. В год консультация обслуживает 100— 130 человек. В работе используется весь арсенал психодиагностических и психотерапевтических методов консультативной психологии. Со многими клиентами работа не заканчивается после 2—3 встреч, а продолжается длительное время.

На базе консультации силами ее сотрудников проводится обучение студентов-психологов, специализирующихся по школьной и консультативной психологии. С ними моделируются различные ситуации работы с клиентами, осваиваются техники групповой психотерапии, им предоставляется возможность реальной работы с людьми.

Рассказывая о консультациях для вузов, нельзя не остановиться подробнее на отделе биодромальной и консультативной психологии Психологического института. Его организатором и первым заведующим был и ныне работающий в отделении Иозеф Кошчо. Он основал оригинальное направление в консультативной психологии — биодромальный подход («психология жизненного пути»). Суть этого подхода, который применим и в профориентации, и в супружеской консультации, и в консультации внутри-личностных проблем, заключается в том, что человек рассматривается как продукт прошлой его жизни, а настоящее его состояние только как этап, шаг на жизненной дороге в будущее. Этот подход тесно соприкасается с идеями по изучению человека Б. Г. Ананьева, с работами американских психологов (life-span developmental psychology).

В настоящее время отделение возглавляет ученик И. Кошчо — Владимир Главенка. Он также руководит отделением консультативной психологии в Словацком психологическом обществе при САН. В. Главенка занимается дальнейшей разработкой и применением биодромального подхода в консультативной психологии.

Другой подход развивает сотрудник отделения Душан Фабиан. Его отправной точкой

 

165

 

в подходе к личности является «образ Я» человека. Придерживаясь традиций К. Роджерса в психотерапии, Д. Фабиан много работает с семейными парами, людьми, страдающими от одиночества, с психологами в долговременных группах экзистенциального плана, с руководителями предприятий, студентами.

В заключение следует отметить, что по уровню развития консультативной психологии (и теоретически, и организационно, и методически) мы отстаем от ЧССР на 20—25 лет. И если Государственный комитет по народному образованию при решении вопросов о совершенствовании образования в стране не предусмотрит систему психологических консультаций, то это отставание будет катастрофически увеличиваться.

 

Ш. СУПРУЖЕСКОЕ И ПРЕДСУПРУЖЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

Это сильно развитая область консультативной психологии организационно оформлена через систему районных и городских консультаций, которые подчиняются Министерству труда и социальных вопросов. Остановимся на работе нескольких таких консультаций в Братиславе.

Районная супружеская консультация (Братислава-II) прямо подчиняется отделу социальных вопросов и здравоохранения райисполкома, который и выделяет деньги на ее содержание (около 200 тыс. крон в год). Консультация небольшая, занимает несколько помещений в районном культурном центре. В штате имеет всего трех человек: двух психологов и технического работника. Остальную работу выполняют совместители: психологи, юристы, психиатр, детский психиатр, гинеколог. Совместители получают почасовую оплату. Эти специалисты занимаются: 1) индивидуальной консультативной работой с одним из супругов или с парой; 2) превентивно-воспитательной работой в школах с жителями района, совместно с молодежными организациями; 3) групповой социально-психологической работой по оказанию помощи отдельным группам людей (одиноким, разведенным) .

Одной из особенностей этой консультации является интенсивная работа с разведенными. Большое количество разводов представляет серьезную проблему для города (так, в Братиславе на 100 браков— 45 разводов). Было подсчитано, что один развод обходится государству примерно в 75 тыс. крон. Сюда входят потери от снижения производительности до, во время и после развода у супругов и их родственников, депрессии, визиты к психиатру и другим врачам, возникновение психосоматических заболеваний. Таким образом, работа консультации по предотвращению разводов, а также адаптации в период после развода не только носит гуманный характер, но имеет и экономический эффект.

Помощь разведенным оказывается в форме клубных заседаний, проводимых психологами. Один раз в неделю от 10 до 60 человек приходят в этот клуб. Большинство, как правило, женщины, так как они тяжелее переносят развод. Главная задача клуба — помочь людям не упасть духом, настроиться на возможность последующего брака, помочь найти ошибки в своем поведении в предыдущем браке и постараться их избежать в будущем. Члены клуба дважды в год устраивают праздники, выезжают за город, совместно отдыхают. Заседания клуба бесплатные.

В год консультацию посещают 400— 600 человек. За 15 лет ее посетили более 516 тыс. человек.

Районная консультация (Братислава-III) выполняет аналогичные функции, что и предыдущая консультация. Ее отличительной чертой является более интенсивная работа с одинокими людьми, которые имеют проблемы с поиском партнера. Эту работу консультации не следует путать со службами знакомств. В ЧССР существует сеть разнообразных форм знакомства людей, включая подбор партнеров с помощью ЭВМ и объявлений в газетах, журналах. Особо гуманной является служба знакомства для людей, имеющих физические недостатки. Задача консультации — помочь людям избавиться от тех качеств характера, стереотипов поведения, которые мешают им знакомиться. Психологи исходят из тезиса, что в своем одиночестве человек, как правило, виноват сам. Возможно, что своим поведением, замкнутостью, нерешительностью, застенчивостью он сам не дает возможность другим людям войти с ним в более глубокий дружеский контакт.

Работники консультации совместно с сотрудниками отделения биодромальной психологии проводят семинары и практические занятия — демонстрации по применению отдельных техник и тренингов, проводят разбор случаев, организуют баллинтовские группы.

Много сил и времени отдается издательской деятельности. Консультация имеет деньги для переводов и размножения литературы по психотерапии, терапии сексуальных расстройств, руководств по различным аспектам работы с клиентами. Этими

 

166

 

публикациями частично покрывается потребность практикующих психологов в специальной литературе.

В консультации имеются следующие интересные формы работы: групповая психотерапия с семьей (семейная психотерапия); психологическое обследование семейных пар, желающих усыновить детей, изучение их мотивации, особенностей личности, характера отношений супругов друг с другом; планируется открытие при министерстве методического центра по проблемам супружеских консультаций, где бы более интенсивно велась издательская и методическая работа, проводились теоретические обобщения, повышалась квалификация психологов и т. п.

В Словакии существуют консультации для больных алкоголизмом, где наряду с врачами-психиатрами работают психологи, педагоги, социологи. Клиенты приходят сюда, как правило, добровольно (кроме случаев с водителями, находившимися за рулем в состоянии опьянения, и некоторых других). Задача психолога — прежде всего провести диагностику клиента для установления степени деформации интеллектуальной и личностной сфер. Здесь применяются многочисленные методики для изучения интеллектуальной сферы, личностные опросники, проективные тесты. Психолог выясняет также возможные причины алкоголизма, пути его развития, с учетом особенностей личности больного определяет характер и пути психотерапии. Широко применяются различные опросники для оценки тяги и зависимости от алкоголя.

Кроме медикаментозного лечения используется индивидуальная и групповая психотерапия: бихевиоральная психотерапия (систематическая десензитизация), глубинная психотерапия психоаналитического плана, транзактная терапия. Много внимания уделяется работе с системой ценностей, интересов клиента с его самооценкой. Широко применяются аутогенная тренировка, релаксационные методики, психодрама и ролевые игры, совместные обсуждения различных проблем, дискуссии, взаимная поддержка. Используется семейная терапия. В консультации под руководством психолога работает социотерапевтический клуб — для тех, кто бросил выпивать и желает получить поддержку от людей, решающих ту же жизненную проблему. Члены клуба обсуждают свои проблемы, устраивают совместные выезды за город, спортивные соревнования. Летом организуют двухнедельные выезды в центры отдыха всей семьей, где с членами клуба, а также с их семьями работают психологи. Например, могут быть организованы встречи женщин, лечащихся от алкоголя, с женами мужей-алкоголиков. Такие встречи оказывают сильный психотерапевтический эффект.

Как показывает опыт, после интенсивной психотерапии 50 % клиентов способны 1— 3 года воздерживаться от употребления алкоголя, 25 % могут — не пить более 5 лет. У остальных больных наблюдаются рецидивы, которые, как считают психологи, неизбежны и не так страшны, если больной снова обратится в консультацию.

 

IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

Эта форма консультативной психологии только начинает интенсивно развиваться. Одним из активных организаторов этой работы в Словакии является Ф. Бурый (Братислава). Он также является председателем отделения психологии труда в Словацком психологическом обществе (см. его работы [4], [5]).

Официальной основой для развертывания этой формы консультирования послужили «Методические рекомендации по созданию на предприятиях социально-юридических консультаций», выпущенные в 1980 г. Министерством труда и социальных вопросов. Одной из форм работы этих консультаций, как указывает документ, должна стать помощь в решении личных проблем работников организации и психологическая помощь им, а также членам их семей.

В настоящее время психологическое консультирование занимает большой удельный вес в структуре работы психолога на предприятии.

Как показал опрос заводских психологов [4], на одного психолога на предприятии приходится 4464 работника предприятий, что в 2,5 раза превышает желательное число консультируемых. Чаще всего консультирующему промышленному психологу приходится сталкиваться со следующими проблемами:

решение вопросов смены места работы;

прием и адаптация вновь поступающих работников, особенно молодых;

социальная забота и обеспечение работников (в отличие от традиционной работы социальных служб предприятия психолог занимается более долговременной консультативной помощью, направленной на развитие способности к планированию, повышение степени информированности, ответственности человека при принятии решений и осуществлении действий);

смена профессии;

 

167

 

учащаяся молодежь, работающая на предприятии;

межличностные отношения, социально-психологические конфликты на рабочих местах;

консультация работников со сниженной работоспособностью, имеющих проблемы со здоровьем;

алкоголизм и наркомания;

помощь при решении душевных кризисов;

вопросы супружеских отношений, воспитания детей; помощь в адаптации работникам, вернувшимся из мест лишения свободы.

Около 47 % всех проблем — это проблемы личностно-психологического плана, около 35 % — проблемы жизненного пути, развития, формирования своего будущего, примерно 17 % — клиническо-психологические и психотерапевтические проблемы.

Как считает Ф. Бурый, перспективным направлением развития этого рода консультирования является не столько решение уже возникших проблем работников, сколько профилактическое консультирование, направленное на развитие и тренировку жизненной гибкости, умение решать личные и профессиональные проблемы достижения профессионального и жизненного удовлетворения, т. е. речь идет о воспитательной, развивающей функции консультирующего психолога.

Цель работы психолога триедина: служить человеку, организации, обществу. И от его высоких личностных и деловых качеств зависит, насколько успешно он ее может выполнить.

 

1. Каменчик Л., Кондратьева А. Понять и помочь // Семья и школа. 1987. № 4. С. 22—24.

2. Кошчо Й. Служба психологической консультации в ЧССР // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 141—143.

3. Пожар Л., Громы Я. Организация и методическое обеспечение психологической службы в ЧССР // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 55—59.

4. Bury F. Psychologicke poradenstvo pre zamestrancov v SSR // Psychologie v ekonomicke praxu, 1988. S. 45—54.

5. Bury F. К zameraniu poradenstva v skolsrom a profesionalnor vivine z pohladu podnikoveho psychologa. Psychologia a patopsychologia dietata. 1988. 23. S. 59—66.

6. Kosco J. Teoria a prax poradenskej psychologie. Bratislava: SPN, 1980.

 

Поступила в редакцию 16.I 1989 г.