Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕМА И ТОЧНОСТИ МОТОРНОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

 

М. А. КУЗНЕЦОВ, Е. В. ЗАИКА

 

Проблема кратковременной памяти (КП) является одной из центральных в психологии познавательных процессов. В многочисленных исследованиях КП рассматривается ее операционный состав, оцениваются ее функциональные возможности, определяются индивидуальные особенности, анализируется ее роль в организации познавательных процессов.

Общепризнано, что одной из важнейших характеристик КП является ее объем, равный в среднем 7±2 изолированным элементам (число Миллера), значения которого варьируют в зависимости от особенностей материала и индивидуальных особенностей испытуемых.

Наиболее распространенной методикой определения объема КП является методика Джекобса (вариант «прямой счет»). Испытуемому предъявляют на слух ряды случайных цифр с интервалом в 1с между цифрами; количество цифр в рядах последовательно на единицу возрастает, чаще всего от 4 до 10; при этом на каждое количество цифр производится по нескольку проб. Объем КП характеризуется максимальным количеством цифр в ряду, которые воспроизводятся полностью и в той же последовательности предъявления1.

Существенной особенностью этой методики является то, что объем КП в ней измеряется по количеству изолированных единиц информации (цифр или, в различных ее вариациях, двузначных чисел, букв, слогов, слов, схематических изображений и др.). Поэтому, варьируя вид предъявляемой ин формации и условия ее предъявления, можно успешно использовать эту методику для измерения объема различных видов КП: слуховой, зрительной, словесно-логической, образной и т. п.

Однако вызывает сомнение возможность применения этой методики для определения объема моторной КП (памяти на последовательности движений), поскольку методика основана на просчете единиц информации, а не на определении максимально доступной испытуемому сложности запоминаемых двигательных последовательностей. В связи с этим возникает необходимость в создании (по аналогии с методикой Джекобса) специальной методики для измерения объема моторной КП. В качестве единиц памяти в этом случае должны выступать не единицы информации, а отдельные движения.

Как показано в ряде фундаментальных работ по двигательным действиям, движение представляет собой сложное психомоторное образование, включающее в себя пространственную схему, программу-образ, исполнительские моторные компоненты и корректирующие обратные связи [1], [2], [3]. Следовательно, моторные единицы, посредством которых можно измерять объем моторной КП, с необходимостью должны включать в себя перечисленные компоненты.

Одной из специфических особенностей моторных единиц КП, в отличие от информационных единиц, является то, что они в воспроизведении могут широко варьировать по своей точности (т. е. большей или меньшей строгости повторения первоначального движения), в то время как информационные единицы такой характеристики не имеют (цифра или слог могут быть воспроизведены либо правильно, либо неправильно). В связи с этим представляется целесообразным при измерении объема моторной КП учитывать и

 

159

 

другую ее характеристику — точность сохранения и воспроизведения движений. Разработанная нами методика измерения объема и точности моторной КП заключается в следующем.

Перед испытуемым находится вертикально расположенная ячеечная конструкция виде клеточек матрицы 8Х4. Размер ячейки 120Х 120 мм, глубина 100 мм, толщина перегородок между соседними ячейками 3,5 мм. Для удобства работы экспериментатора ячейки пронумерованы, однако испытуемому о нумерации ничего не известно. В каждую ячейку может быть помещен кубик (сторона — 40 мм). Имеется набор кубиков (10 шт.), различающихся лишь по цвету, что важно для учета последовательности установки и снятия кубиков испытуемым.

Испытуемый усаживается в удобной позе перед стендом так, чтобы легко достать до дна любой из 32 ячеек, не изменяя сколько-нибудь существенно положение туловища. Доминирующая рука испытуемого находится на «стартовой площадке» — строго фиксированном диске, расположенном на краю стола возле груди испытуемого на уровне середины стенда.

Эксперимент осуществляется при полностью выключенном зрении (на глаза испытуемому надевается повязка). Экспериментатор берет руку испытуемого в свою руку и направляет ее к одной из ячеек (при этом совершается пассивное движение руки испытуемого). Далее испытуемый возвращает свою руку на «стартовую площадку» и, найдя там поставленный экспериментатором кубик, устанавливает его в эту же ячейку (при этом испытуемый совершает рукой активное движение; именно оно является эталоном и подлежит усвоению2. Затем испытуемый возвращает руку в исходное положение. После этого без задержки подается команда снять данный кубик, совершая движение как можно точнее (при этом испытуемый воспроизводит усвоенное движение). Количество кубиков, которые испытуемый ставит, а затем снимает в той же последовательности, возрастает каждый раз на один.

Таким образом, алгоритм действий испытуемого осуществляется по схемам:

для двух движений (2 кубика): пассивное движение 1 — активное эталонное движение 1 — пассивное движение 2 — активное эталонное движение 2 — снятие кубиков (воспроизведение движения 1 и движения 2);

для трех движений (3 кубика): пассивное движение 1 — активное эталонное движение 1 — пассивное движение 2 — активное эталонное движение 2 — пассивное движение 3 — активное эталонное движение 3 — снятие кубиков (воспроизведение движения 1, движения 2, движения 3) и т. д.

Увеличение количества кубиков (а значит и движений) продолжается до тех пор, пока испытуемый не допустит ошибку. Ошибкой считается забывание хотя бы одного движения из серии заданных или нарушение их последовательности. При совершении ошибки испытуемому предоставляется вторая попытка для запоминания такого же количества движений. Если и вторая попытка не удается, то эксперимент прекращается; если же она удается, то экспериментатор в следующем задании увеличивает, как обычно, на единицу количество задаваемых движений.

Направление движений руки испытуемого задается в соответствии с заранее составленной программой. В ней указаны номера ячеек, к которым испытуемый должен совершать движения (наподобие таблицы случайных чисел, используемых в методике Джекобса), например: 1) 19; 1a) 7; 2) 3, 16; 2а) 26, 5 и т. д. При этом не допускаются последовательности, имеющие движения к соседним или симметрично расположенным ячейкам.

Объем (V) моторной КП определяется как максимальное количество кубиков в ряду, снятое испытуемым правильно и в заданной последовательности (с первой или со второй попытки).

Точность (Т) моторной КП определяется на основе меткости движений, совершаемых при воспроизведении. Меткость каждого отдельного движения в направлении кубика оценивается экспериментатором и экспертами по следующей пятибалльной системе: 5 — движение выполнено точно, четко и быстро, края ячеек и перегородки между ними не задеты; 4 — задета перегородка, но рука сразу же после этого вошла в нужную ячейку; 3 — допущен один ошибочный заход в соседнюю ячейку, после чего ошибка сразу же исправляется; 2 — допущено два ошибочных захода в две соседние ячейки, после чего ошибка исправляется; 1 — допущены три или более захода в пустые ячейки при

 

160

 

достаточно развернутой поисковой активности в требуемом секторе стенда, заканчивающейся, однако, снятием кубика. В случае развернутого поиска, длящегося более 20 с, проба прекращается и кубик считается неснятым. Точность моторной КП определяется как средняя оценка качества меткости воспроизведения движений во всех удачных пробах (от одного до максимально доступного испытуемому количества движений).

Дополнительно оценивается показатель точности КП при каждом количестве движений — от двух движений (Т2) до максимально доступного испытуемому (Тмах).

Среднее время, необходимое для запоминания одной моторной единицы (совершения активного и пассивного движения),— около 5 с; среднее время воспроизведения одного движения (снятия кубика) — 3—4 с. Вся процедура измерения показателей моторной КП у одного испытуемого длится 5—7 мин.

Описанная методика применялась для измерения объема и точности моторной КП у 50 студентов Харьковского госпединститута (6 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 29 лет. С целью сопоставления полученных показателей с результатами применения традиционной методики измерения объема КП использовалась также методика Джекобса (цифровой вариант).

Среднее значение V оказалось равным 5,13 моторной единицы, среднее квадратическое отклонение — 1,52, общий разброс значений — от 2 (минимальное) до 8 (максимальное). Среднее значение Т — 2,38 баллов, среднее квадратическое отклонение — 0,29, общий разброс — от 1,88 до 2,93.

Обнаружено, что у испытуемых, имеющих высокие показатели (от 5 до 8), чаще встречаются и более высокие показатели по методике Джекобса (7 и более) (р = 0,05 по точному методу Фишера), в то время как при невысоких показателях (менее 5) встречаются как высокие, так и низкие показатели по методике Джекобса. Это значит, что высокий объем моторной КП основывается и на высоком общем объеме КП, но высокий общий объем КП не обязательно обусловливает высокий объем моторной КП. Таким образом, показатель хотя и связан с общим объемом КП, однако имеет самостоятельное значение, отражает некоторые специфические компоненты памяти, связанные с сохранением и воспроизведением движений, поэтому и не может им подменяться в исследованиях по моторной памяти.

Существует также неоднозначная связь между показателями V и Т. Испытуемые с очень высокими показателями V (6 и более) продемонстрировали и более высокие показатели Т (2,40 и выше, р = 0,05), в то время как испытуемые с малыми и средними показателями V (менее 6) обнаруживают как высокие, так и низкие значения Т. Это значит, что в основе высокого объема моторной КП лежит точность запоминания движений в КП (без высокой точности практически невозможен высокий объем, хотя высокая точность далеко не всегда его обеспечивает). Этот результат также свидетельствует о важности выделения двух различных, лишь относительно связанных друг с другом, показателей моторной КП: объема и точности, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Анализ дополнительных показателей от Т2 до Тмах приводит к заключению о сложном характере связей между количеством запоминаемых движений и точностью их воспроизведения. Существует несколько групп испытуемых: у одних точность воспроизведения несколько увеличивается с увеличением количества запоминаемых движений, у других — уменьшается, а у третьих остается относительно постоянной при запоминании любого количества движений в пределах доступного объема. Именно поэтому представляется наиболее адекватной оценка точности моторной КП по средней оценке качества всех воспроизведенных движений во всех удачных пробах.

Описанная методика измерения объема и точности моторной КП может применяться в диагностических и исследовательских целях в психологии труда, производственного обучения, спорта, медицинской психологии. Перспективы ее усовершенствования заключаются в создании автоматизированного комплекса, связанного с ЭВМ, обеспечивающей автоматическую фиксацию прикосновений к ячейкам и кубикам, выдачу программ задаваемых последовательностей движений и обработку результатов.

 

1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. 349 с.

2. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982. 208 с.

3. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960. 432 с.

 

Поступила в редакцию 12. IV 1988 г.



1 Более точно объем КП вычисляется по формуле: V=A+m/n+1/2, где V — объем КП, А — максимальное количество цифр в ряду, при котором все ряды воспроизводятся полностью, m — число правильно воспроизведенных рядов с количеством цифр, большим, чем А, n — количество проб с одной и той же длиной ряда.

2 Как известно, движения, совершаемые пассивно и совершаемые активно, имеют существенные психологические различия, и только активное движение соответствует указанным выше требованиям к моторным единицам КП. К тому же активное движение запоминается значительно лучше пассивного. Пассивное же движение в настоящей методике выступает как средство задания активного движения (его направления в нужную сторону).