Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

110

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЕ, СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

 

Ф.А. КОВАН, К. П. КОВАН

 

Тема настоящей статьи — нормальное развитие и факторы риска при переходе супругов в качество родителей — содержит парадокс, поскольку обычно факторы риска рассматриваются как показатели, предвещающие отклонения от нормального развития. Но при осуществлении проекта «Становление семьи» [10] мы обнаружили, что нормальные процессы, происходящие при возникновении и развитии семьи, приводят значительное число как супружеских пар в целом, так и индивидов, в них входящих, к риску психологического дискомфорта. Как и результаты других лонгитюдных исследований [4], [12], [15], наши данные показывают выраженное снижение удовлетворенности супружеством и отцов, и матерей после рождения их первого ребенка. Более того, мы обнаружили, что супружеский дискомфорт ведет к возникновению далеко не оптимальных взаимоотношений между родителями и ребенком и к замедлению его когнитивного, личностного и социального развития.

Это обстоятельство служит основанием и для широкой публики, и для специалистов винить детей в появлении напряжения и неурядиц в первые годы существования семьи. Мы придерживаемся совсем иного мнения. Несмотря на распространенность негативных изменений в семье с появлением ребенка, межличностные и супружеские отношения между родителями являются продолжением их взаимоотношений до его рождения. При сравнении поведения молодых родителей и пар, не имеющих детей, обнаружилось, что уровень их взаимоприспособляемости в начале двухлетнего исследования объяснял последующие вариации личностной и супружеской совместимости к концу исследования значительно лучше, чем факт их перехода в качество родителей. Таким образом, риск многих осложнений, связанных со становлением семьи, может быть выявлен до появления ребенка.

В статье предпринимается попытка ответить на четыре вопроса:

1. Чем можно объяснить снижение удовлетворенности супружеством после рождения первого ребенка, отмечаемое почти во всех исследованиях?

2. Какие из имеющихся данных позволяют выделить пары, подвергающиеся наибольшему риску личностного и супружеского дискомфорта в первые годы формирования семьи?

3. В каких отношениях супружеские осложнения представляют опасность для взаимоотношений родителей и ребенка и развития последнего?

4. Приняв как факт то обстоятельство, что нормальные процессы формирования семьи подвергают ее членов и их взаимоотношения определенному риску, как следует оценивать профилактическое вмешательство в первые годы семейной жизни?

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

 

В рамках проекта «Становление семьи» нами были обследованы 72 супружеские пары, начиная с последних стадий беременности жены, и при достижении ребенком возраста 6, 18, 42 и 66 месяцев. Обследование включало опросы, наблюдения, заполнение опросников, а на последних двух этапах — видеозаписи поведения ребенка, а также взаимодействия ребенка и родителя и всей семьи в целом, в дополнение к психологической оценке каждого родителя и взаимоотношений в паре. Из 72 изначально обследованных пар 62 находились под наблюдением до достижения детьми 18-месячного возраста и 50 — до достижения возраста 3,5 лет. Данные за последующий год, когда дети посещали детский сад, включая оценки воспитателей, обрабатываются.

 

111

 

В начале исследования группе из 24 супружеских пар, отобранных случайным образом, был предложен шестимесячный курс вмешательства, проводимый специалистами-психологами. 85 % тех, кому такой курс был предложен, согласились. Группы, состоявшие из 6 супружеских пар, одна из которых была специально подготовлена для руководства группой, собирались еженедельно как в последние месяцы беременности жены, так и после рождения ребенка для обсуждения происходящего применительно к мужчинам, к женщинам, к их взаимоотношениям.

Вторая группа из 24 пар была обследована одновременно с первой и по той же программе, но вмешательство на них не распространялось. Чтобы оценить воздействие на эту группу заполнения большого числа опросников до рождения ребенка, третья группа из 24 пар была проинтервьюирована перед рождением ребенка, но опросники им было предложено заполнять только на последующих этапах исследования. Поскольку мы предполагаем, что взаимоотношения во всех супружеских парах меняются с течением времени, в обследование была включена контрольная группа из 24 супружеских пар, которые еще не решили, иметь ли им ребенка. Мы располагаем данными о 15 из них на протяжении двухлетнего периода, что соответствует наблюдению за семьями, где появился ребенок, до достижения им 18-месячного возраста.

Все обследованные существенно различались по социоэкономическому статусу и по этнической принадлежности: 85 % из них составляли белые американцы европейского происхождения и 15 % — черные американцы и американцы азиатского и латиноамериканского происхождения. Все они являлись жителями округа Сан-Франциско, и в момент начала исследования их возраст варьировал от 21 года до 48 лет (в среднем 30 лет для мужчин и 29 лет для женщин). Их совместная жизнь длилась от 4 месяцев до 12 лет, в среднем 4 года.

Существует лишь весьма незначительное теоретическое обоснование того, какие параметры должны быть изучены для выяснения, как мужчины и женщины справляются с задачей создания семьи. Объединяя ранее опубликованные схемы (например, [2], [16] ), мы предлагаем пятичленную структурную модель семьи, где основное внимание сосредоточено на следующем:

а) индивидуальные характеристики каждого члена семьи, в частности представление каждого из них о себе и самооценка;

б) отношения между мужем и женой, в особенности распределение домашней работы между ними и характер общения;

в) взаимоотношения между каждым родителем и ребенком;

г) связь между характеристиками новой семьи и двух исходных семей;

д) соотношение между внешними источниками стрессов и поддержки для родителей, в особенности социальными структурами и профессиональной карьерой.

Для понимания того, что происходит с членами семьи и их взаимоотношениями в результате основных жизненных событий, необходимо исследовать зависимости между всеми пятью факторами. Например, представляется резонным заключение, что мужчина, чья самооценка не очень высока, столкнется с трудностями в овладении новыми для него домашними делами и в принятии решения относительно рождения ребенка. Стремясь к тому, чтобы его собственная семья отличалась от той, где он вырос, и подвергаясь давлению предъявляемых к нему служебных требований, он может начать относить ощущаемый им дискомфорт на счет супружеских трудностей. В этих обстоятельствах представляется неизбежным появление напряженности в отношениях между супругами.

Представляется также резонным заключить, что путь к супружеской удовлетворенности или неудовлетворенности может начинаться с любого фактора в семейной системе. Трудности в отношениях женщины с ее родными, с родственниками мужа или с ребенком могут влиять на ее самооценку и отражаться на супружеской близости. В отличие от исследований, где все

 

112

 

внимание фокусируется или на индивиде, или на семье в целом, авторы проекта «Становление семьи» считают, что и индивидуальные, и диадические, и триадические характеристики, и взаимоотношения трех поколений, и внешние воздействия дают информацию, необходимую для понимания качества семейной жизни в первые ее годы.

 

Чем объясняется снижение супружеской удовлетворенности?

 

Нами так же, как и Дж. Белски, С. С. Фелдман, Ф. Гроссман, было обнаружено, что изменения во всех сферах семейной жизни сопровождались умеренным, но показательным снижением супружеской удовлетворенности со времени начала беременности жены до достижения ребенком 18-месячного возраста. В отличие от молодых родителей бездетные пары сохраняли стабильный уровень супружеской удовлетворенности за этот же период времени.

Применение инструмента, названного нами «Пирог», позволяет проиллюстрировать дилеммы, встающие перед супружескими парами при изменении самовосприятия супругов до и после рождения ребенка. Каждый супруг составляет список наиболее заметных или важных своих свойств и затем графически делит круг («пирог») пропорционально психологической значимости каждого из них. Как и ожидалось, в первые 18 месяцев после рождения ребенка «куски пирога», соответствующие понятиям «мать» и «отец» (для женщин и мужчин соответственно) становились больше. Уменьшались «куски пирога», соответствовавшие аспектам «муж/жена/любовник/любовница» самовосприятия обоих супругов, так же как и аспекту «работник» применительно к женщине. Мы считаем, что одной из основных задач как для индивида, так и для пары в первые годы семейной жизни является умение справляться с этими психологическими изменениями.

В своих публикациях [7], [9], [10] мы описывали другие важные изменения в семейной жизни с появлением ребенка. Мужчины берут на себя больше домашних дел в течение 6 месяцев после рождения ребенка, чем они это делали во время беременности жены, но еще через год их активность в этой сфере уменьшается, хотя они принимают несколько больше участия в уходе за ребенком. Тем не менее женщины несут большую часть ответственности и за домашнюю работу, и за уход за ребенком на протяжении всего времени наблюдения. С течением времени происходит фиксированное распределение семейных обязанностей и традиционализация их. Имеет место увеличение недовольства таким распределением и рост супружеских разногласий, основной темой которых остается вопрос «кто делает что?».

При опросе всех обследованных пар и при групповых обсуждениях в группе вмешательства было обнаружено, что отношения молодых родителей, как мужчин, так и женщин, с их собственными родителями претерпели существенные изменения. Для одних это был период интенсивного сближения и укрепления связей, для других — усиления прошлых противоречий и напряжения. В целом не было выявлено значительного увеличения стресса для молодых родителей в первые 18 месяцев жизни ребенка, хотя они отмечали сначала подъем, а затем спад поддержки друзьями, соседями, родственниками и сослуживцами.

Было бы логично предположить, что все описанные изменения являются причиной снижения удовлетворенности супружеством, отмечаемого после рождения ребенка, однако в действительности корреляция между ними была статистически незначима. Как в таком случае объяснить этот доподлинно установленный факт?

Нами было показано, что, хотя мужчины и женщины обнаруживают много сходных изменений в этот период, все же процесс перехода к родительству у них различается. Восприятие себя в роли любовницы снижается у женщин вдвое по сравнению с аналогичным у мужчин. Неудовлетворенность распределением домашних обязанностей у женщин больше, чем у их мужей, в то время как женская служебная занятость выраженно убывает (для их мужей

 

113

 

отмечается несколько большая занятость на работе после рождения ребенка). Реакция мужчин на переход в качество родителя наступает позднее. Наибольшая неудовлетворенность супружеством имеет место для женщин начиная с беременности и до 6 месяцев после родов; для мужчин — начиная с 6 месяцев после появления ребенка и до 18 месяцев. Данные исследований, охватывающих лишь первый год жизни ребенка, имеют тенденцию к преуменьшению воздействия родительства на мужчин.

Тот факт, что для мужчин и женщин изменения, связанные с появлением ребенка, происходят в разное время и в различных направлениях, имеет важные последствия для их супружеских взаимоотношений. Согласно нашей гипотезе [10], упомянутые выше различия приводят к возникновению чувства отстраненности, что служит основанием для конфликтов, которые, в свою очередь, влияют на оценку супружества обоими партнерами. Нами разработан индекс, основанный на разности таких показателей, как (а) самооценка, (б) восприятие взаимоотношений, (в) оценка родительских семей супругов, (г) представления супругов о родительстве, (д) соотношение между испытываемым стрессом и социальной поддержкой. Используя множественный регрессионный анализ, мы нашли, что чем больше различий возникает между супругами начиная со времени беременности жены до достижения ребенком шестимесячного возраста и чем больше конфликтов происходит между ними за этот период времени, тем большую неудовлетворенность супружеством испытывают партнеры, начиная с беременности до 18 месяцев после родов.

Взаимоотношения между партнерами являются не единственным фактором, связанным со снижением удовлетворенности супружеством. Как отмечалось в работах [3] и [13], неосуществившиеся ожидания также могут играть такую роль. В обследованной нами выборке чем больше было расхождение между ожидавшимся женой участием мужа в уходе за детьми и фактическим положением вещей, тем сильнее жены демонстрировали уменьшение супружеской удовлетворенности, начиная со времени беременности и до достижения ребенком 18-месячного возраста.

 

Выявление индивидов и пар, подвергающихся риску

 

Несмотря на статистически значимые изменения в средних показателях, для групп молодых родителей и бездетных пар было характерно постоянство во взаимоотношениях на протяжении периода наблюдения, что согласуется с данными [2], [11], [12]. Это дало возможность предсказать отношения в семье к моменту, когда ребенку исполнилось 18 месяцев, по данным, полученным во время беременности жены.

Гертруда Хеминг [18],проанализировав наши данные, нашла, что низкая самооценка и низкая удовлетворенность браком в конце беременности жены предвещали и индивидуальный, и супружеский дискомфорт двумя годами позже. Точность этого предсказания увеличивалась, если принимался во внимание индекс баланса между испытываемыми стрессами и социальной поддержкой. Другие сочетания факторов риска ассоциировались со следующими проявлениями.

Депрессия. Ограничение жены только домашней работой на протяжении 18 месяцев после рождения ребенка и расхождения между супругами в распределении домашних обязанностей играли предсказательную роль в отношении развития депрессий у женщин.

Родительский стресс. Как отмечено в [1], предсказательную ценность в отношении развития родительского стресса, помимо низкой самооценки и супружеской неудовлетворенности в период беременности, имели недовольство распределением семейных ролей и разногласия по поводу воспитания ребенка до его рождения.

Супружеский дискомфорт, отмеченный партнерами и выявленный наблюдателем. Предвестниками обнаруживаемого наблюдателем супружеского дискомфорта, по данным Г. Хеминг, служили низкие оценка мужем взаимной

 

114

 

привязанности супругов во время беременности жены и оценка женой способности супругов разрешать возникающие конфликты. Г. Хеминг также нашла, что риск супружеского дискомфорта значительно возрастал в случае, когда муж изначально имел противоречивое мнение о том, стоит ли заводить ребенка.

При помощи многофакторного регрессионного анализа Г. Хеминг оценила вклад различных показателей во взаимную приспособленность супружеских пар, как родивших первого ребенка в период наблюдения, так и бездетных. Наиболее важным полученным ею результатом является то, что личностные, супружеские и внешние по отношению к семье факторы имели гораздо большую предсказательную ценность (от 17 до 50 % вариаций) по отношению к супружеской и психологической совместимости, чем факт наличия или отсутствия детей (от 6 до 7 % вариаций). Хотя целью нашего исследования является выяснение роли ребенка в семейных взаимоотношениях, данные показывают, что условия существования семьи до рождения ребенка играют наибольшую роль в том, как семья будет развиваться после появления ребенка. Выраженное постоянство соотношения оценок различных факторов говорит о том, что переход к родительству лишь усугубляет тенденции, уже существовавшие ранее в индивидуальной жизни мужчины и женщины и в их семье.

Полученные нами данные демонстрируют возможность выявить те супружеские пары, семьи которых будут развиваться благополучно в течение двух лет, на основании минимальных сведений, сообщенных супругами во время беременности жены. Также возможно выделить пары, которым может угрожать супружеский дискомфорт. Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу, основанную на рассмотрении пятичленной структурной модели семьи: изменения в различных компонентах ее в сумме имеют большую предсказательную ценность относительно личностного и семейного дискомфорта или благополучия.

 

Влияние на развитие ребенка

 

Помимо изучения влияния перехода к родительству на взаимоотношения супругов мы исследовали также воздействие личностных характеристик родителей и отношений в паре на раннее развитие ребенка. По достижении ребенком возраста 3,5 и 5,5 лет мы оценивали его поведение — в одиночестве, с отцом, с матерью и с обоими родителями. Нами измерялись когнитивное развитие по Пиаже, устойчивость, самоконтроль, а также оценки родителями проблем, связанных с поведением ребенка. При взаимодействии с родителями ребенка давались достаточно трудные задания, в выполнении которых требовалась помощь родителей, а затем дети и родители совместно сооружали «песчаный мир».

Полученные нами при наблюдении оценки отражали такие особенности родительского стиля, как положительные эмоции, взаимодействие, креативность. Результаты применения «суперфактора», основанного на концепции «авторитарного родительства» Баумринда — теплота + отзывчивость + порядок + установление границ — находятся в стадии обработки и могут быть освещены лишь предварительно.

Общий смысл полученных результатов заключался в следующем. Выявлена сохраняющаяся корреляция между супружеской удовлетворенностью в период беременности жены и супружеской удовлетворенностью четырьмя годами позже; между связями в паре и взаимодействием семьи в целом; между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Отношения родителей между собой и с ребенком имели выраженную корреляцию с уровнем развития ребенка к 3,5 годам.

Поясним эти зависимости несколько более подробно. Во-первых, вопреки ожиданиям, не было обнаружено практически никакой связи между удовлетворенностью супружеством со стороны мужчин и женщин ко времени достижения ребенком возраста 3,5 лет и всеми рассматривавшимися нами показателями развития ребенка. Последние

 

115

 

зависели не от того, как родители относились к своему браку, а от того, как это преломлялось в их поведении при общении с ребенком. Стиль взаимодействия родителей с ребенком (например, при игре) и между собой в присутствии ребенка был стабильно связан с когнитивным и личностным развитием ребенка и с уровнем возникавших поведенческих проблем.

Связь между качеством супружеских отношений и родительским стилем может быть проиллюстрирована следующими наблюдениями. Большинство пар, удовлетворенных супружеством, проявляли больше теплоты в отношениях, меньше конфликтности и больше взаимопомощи при совместной с ребенком работе и игре по сравнению с неудовлетворенными. Как собственная оценка, так и основанная на наблюдениях психологов оценка качества супружества коррелировала с полученными в результате наблюдений данными о взаимодействии матери и ребенка и отца и ребенка. Удовлетворенные своим браком матери проявляли больше теплоты и меньше сердились на своих сыновей, в то время как удовлетворенные браком отцы были более авторитарны по отношению к дочерям. Те родители, которые, по наблюдениям психологов, проявляли больше положительных эмоций по отношению друг к другу, оба проявляли большую авторитарность к дочерям.

По имеющимся наблюдениям, невозможно определить, воздействует ли качество супружества на качество взаимоотношений родителей с ребенком или наоборот. Однако данные, полученные до рождения ребенка, говорят о сохранении тенденции в супружеских отношениях (их качество в период беременности жены чаще всего сохраняется и впоследствии). Таким образом, супружеская неудовлетворенность до рождения ребенка ведет к супружескому дискомфорту четырьмя годами позднее, что, в свою очередь, связано с напряжением в отношениях родителей друг с другом и с ребенком.

Как все полученные результаты связаны с развитием ребенка? Нами были обнаружены выраженные зависимости между родительским стилем и поведением партнеров в паре с одной стороны и уровнем развития ребенка с другой стороны.

Интересно отметить, что различные сферы развития ребенка были связаны с разными проявлениями семейных взаимоотношений: когнитивное развитие, оцененное по методикам Пиаже, наиболее сильно коррелировало с тем, как каждый из родителей справлялся с обучением ребенка при общении ребенок — родитель; оценка поведенческих проблем родителями была наиболее значительно связана с поведением родителей друг в отношении друга при общесемейном взаимодействии.

В тех общих тенденциях, о которых шла речь выше, нами обнаружено важное и интересное исключение. Подобно тому как процесс перехода к родительству оказался различным для мужчин и женщин, результаты наших исследований дали основание значительно больше внимания уделить роли пола. Зависимости личностных характеристик родителей, стиля родительского поведения и уровня развития ребенка были совершенно разными для отцов и сыновей, матерей и сыновей, отцов и дочерей, матерей и дочерей. Одним из наиболее интересных наших наблюдений было то, что предсказание отношения отца к сыну в зависимости от удовлетворенности отца своим браком было практически невозможно. В противоположность этому неудовлетворенность супружеством мужчины вела к проявлению им меньших положительных эмоций и меньшей авторитарности в отношении дочери. Удовлетворенность браком со стороны женщины была достоверно связана с характером взаимодействия как с сыновьями, так и с дочерьми.

Почему отношение к сыну оказалось вне зависимости от оценки отцом своего брака и от взаимоотношений супругов? Возможно, эдиповская идентификация отца с сыном и сына с отцом делает их связь друг с другом настолько важной, что оттесняет на второй план воздействие супружеских отношений. С другой стороны, возможно, что при супружеских трудностях идентификация

 

116

 

матери с дочерью приводит к возникновению своего рода союза между ними, что служит причиной напряженности между отцом и дочерью.

Наши данные о независимости супружеских взаимоотношений и отношения отца к сыну подтверждается сведениями [14], полученными на основании данных переписи о семьях, в которых имел место развод. Таковой оказался много более вероятен в семьях, где первым ребенком была девочка. Эта гипотеза подтверждается и лонгитюдными исследованиями, в частности нашими: из 9 разводов, происшедших ко времени достижения ребенком возраста 3,5 года, 7 приходилось на семьи, где первым ребенком была девочка. Таким образом, обнаруживается отчетливое влияние пола родителя и ребенка на зависимость между супружескими взаимоотношениями и отношениями между родителями и ребенком.

Мы не являемся первыми исследователями, обратившими внимание на связь родительского стиля и развития ребенка. Наш вклад в исследование проблемы заключается в выявлении важности понимания взаимоотношений в паре для понимания отношений родителей и ребенка и процесса развития последнего. Хотя многие психодинамические теории видят корни того, как мужчины и женщины ведут себя в отношении своего ребенка, в их собственных родительских семьях, наши данные говорят о том, что эта связь опосредуется теми супружескими взаимоотношениями, которые сложились у них в первые годы их совместной жизни.

Нами также получена картина преемственности отношений в семье, несмотря на все изменения в них с течением времени. Наши данные говорят о связи ситуации в семье к тому времени, когда ребенку исполняется три года, и его адаптацией к детскому саду. Степень устойчивости ребенка и родительский стиль имеют предсказательную ценность в отношении оценки воспитателем его академических и социальных успехов. Когнитивное развитие ребенка в 3,5 года в значительной мере предопределяет характеристики его академических достижений двумя годами позднее. Таким образом, то, как матери, отцы и дети справляются с задачей формирования семьи в первые 3,5 года, определяет готовность ребенка к обучению в начальной школе.

Суммируя сказанное, следует уделять особое внимание ранним годам становления семьи — во-первых, потому, что переход к родительству подвергает мужчин, женщин и их супружеские взаимоотношения дополнительному риску, усиливая уже существующие расхождения и трудности; во-вторых, отношение родительской пары к своему браку и друг к другу зачастую отражается во взаимоотношениях родителей и детей-дошкольников; в-третьих, негативные проявления этих взаимоотношений отрицательно сказываются на развитии ребенка. Важные характеристики уровня развития ребенка определяются скорее не индивидуальными качествами родителей, а сложившимися в семье в первые годы ее существования отношениями. То обстоятельство, что последние в значительной мере зависят от пола ее членов, не удивительно с точки зрения Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или нет его определения ответственных за это механизмов идентификации, очевидно, что следует учитывать важность воздействия фактора пола на развитие семьи.

 

Результаты профилактического вмешательства

 

Учитывая описанную выше зависимость между дискомфортом или благополучием родителей и детей, представляется резонным не только выявлять подвергающиеся риску семьи, но и разработать меры профилактического вмешательства. Такой подход был предложен более 20 лет назад Капланом, но он практически не был реализован (нам известны лишь два примера такого вмешательства, предшествовавших нашей программе). Результаты проекта «Становление семьи» [8] обнадеживают. Мужчины из семей, участвовавших в групповых обсуждениях, характеризовали себя как более вошедших в роль отца через год после рождения ребенка. Размер «куска пирога»,

 

117

 

соответствовавшего их представлению о себе в качестве родителя, постоянно увеличивался, в то время как у мужчин, на которых не распространялось вмешательство, он оставался стабильным. К моменту достижения ребенком возраста 18 месяцев, отцы из группы вмешательства отмечали свое удовлетворение выполнением родительских функций, меньшее, по сравнению с другими группами, убывание социальной поддержки и меньшее ухудшение сексуальных взаимоотношений с женами.

Отмечен эффект вмешательства и в случае матерей — участниц групповых дискуссий. Они сохранили большее ощущение себя как «работника» или «студентки» (доля в «пироге»), в то время как женщины из контрольной группы отмечали уменьшение этой своей роли вдвое. Удовлетворенность распределением домашней работы у первых сохранялась на неизменном уровне, а у вторых существенно уменьшалась. Для участниц групповых обсуждений баланс между социальной поддержкой и стрессом имел позитивные изменения в отличие от контрольной группы; эффект вмешательства также проявился в меньших отрицательных изменениях в сексуальной сфере.

Хотя снижение супружеской удовлетворенности с рождением ребенка имело место и в случае вмешательства, и без него, для участников групповых встреч оно было меньше. В период от 6 до 18 месяцев после рождения ребенка для них оно оставалось стабильным, а для пар, не подвергшихся вмешательству, уменьшалось еще более выражение, чем раньше. Участие в групповых дискуссиях помогло их участникам не приписывать происходящие изменения, трудности и конфликты ухудшению своих супружеских взаимоотношений.

Анализ количества разводов в находившихся под наблюдением парах показывает, что вмешательство имело длительный, но не постоянный эффект. Через два года после начала исследования 16 % бездетных пар и 12,5 % молодых родителей, не подвергавшихся вмешательству, расстались или развелись, в то время как все семьи, подвергшиеся вмешательству, уцелели.

Еще черед два года для родителей из этих категорий цифры были 15 % и 4 % соответственно.

Предварительные данные наблюдения в течение 5,5 лет говорят о том, что, хотя эффект вмешательства не сохраняется навсегда, работа с супругами, направленная на прояснение для них изменений, происходящих при преобразовании пары в семью, дает как ранние, так и отдаленные результаты по сохранению семьи.

Каков был эффект вмешательства применительно к взаимоотношениям родителей с детьми и развитию последних? К моменту достижения детьми возраста 3,5 года были отмечены некоторые изменения в пользу группы вмешательства. По оценкам независимых наблюдателей, отцы из этой группы проявляли больше теплоты и реже сердились на своих детей, матери проявляли более творческое отношение при выполнении вместе с детьми новых и трудных заданий экспериментатора, а дети обнаруживали существенно большую устойчивость — они были более гибкими и приспособляемыми при выполнении новых для них задач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нам удалось установить, что можно выявить супружеские пары, подвергающиеся наибольшему риску дискомфорта через два года после появления ребенка, по их оценкам себя и своего брака до рождения ребенка. Необходима разработка мер, направленных на профилактику супружеской неудовлетворенности в таких парах в период образования ими семьи. Наша программа, включавшая групповые дискуссии со специально подготовленными лидерами, была направлена на то, чтобы супруги больше внимания уделяли своим супружеским взаимоотношениям в период перехода к родительству [8]. Несмотря на предварительность полученных нами результатов, ясно, что вмешательство помогло преодолеть супружеский дискомфорт в первые месяцы после рождения ребенка и привело к более тесному взаимодействию в семье. Выявленные нами зависимости между

 

118

 

взаимоотношениями родителей и их отношением к ребенку, между качеством сотрудничества родителей с детьми и уровнем развития последних говорят о том, что подготовка супружеских пар к родительству — многообещающая область приложения усилий психологов.

 

1. Abidin R. Parent education and intervention handbook. Springfield: Thomas, 1980.

2. Belsky J. The determinants of parenting: A process model // Child Devel. 1984. N 55. P. 83—96.

3. Belsky J., Ward H., Rovine M. Prenatal expectations, postnatal experiences and the transition to parenthood // Ashmore R., Brodzinsky D. (eds.) Perspectives on the family. Hillsdale. N. J.: Lawrence Eribaum, Assoc. (in press).

4. Belsky J., Spanier G. В., Rovine M. Stability and change in marriage across the transition to parenthood // J. of Marriage and the Family. 1983. N 45. P. 567—577.

5. Bernard J. The future of marriage. N. Y.: World, 1974.

6. Clulow С. То have and to hold: Marriage, the first baby, and preparing couples for parenthood. Aberdeen, Scotland: Aberdeen University Press, 1982.

7. Cowan С. Раре, Cowan P. A. Men's involvement in parenthood: Identifying the antecedents and understanding the barriers // Berman P., Pedersen F. (eds.) Men's transition to parenthood. Hillsdale, N. J.: Eribaum, 1981.

8. Cowan С. Раре, Cowan P. A. A preventive intervention for couples becoming parents // Boukydis C. F. Z. (ed.) Research on support for parents and infants in the postnatal period. New Jersey: Ablex, 1987.

9. Cowan С. Р., Cowan P. A. Who does what when partners become parents: Implications for the marriage // Marriage and Family Review. (in press).

10. Cowan С. Раре, etc. Transitions to parenthood: His, hers, and theirs // J. of Family Issues. 1985. N 6. P. 451—481.

11. Feldman S. S., Aschenbrenner В. Impact of parenthood on various aspects of masculinity and femininity: A short-term Longitudinal study // Devel. Psychol. 1983. N 19. P. 278—289.

12. Feldman S. S., Nash S. C. The transition from expectancy to parenthood: Impact of the firstborn child on men and women // Sex Roles. 1984. N 11. P. 61—78.

13. Garrett E. Т. Women's experiences of early parenthood: Expectations vs. reality. Paper presented at the American Psychological Association, Anaheim, CA. (1983, August).

14. Click P. Who are the children in one-parent households? Paper delivered at Wayne State University, Detroit, Michigan. (1979).

15. Grossman F., Eichler L., Winickoff S. Pregnancy, birth, and parenthood. San Francisco: Jossey-Bass, 1980.

16. Heinicke С. М. Impact of prebirth parent personality and marital functioning on family development. A framework and suggestions for further study // Devel. Psychol. 1984. N 20. P. 1044—1053.

17. Hetherington E. Mavis. Children and divorce // Henderson R. W. (ed.) Parent — child interaction: Theory, research, and prospects. N. Y.: Academic Press, 1981.

18. Heming G. Predicting adaptation during the transition to parenthood. Unpublished dissertation. University of California, Berkeley, 1985.

 

Поступила в редакцию 29.VII 1988 г.