Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

16

 

ПСИХОЛОГИ — ПЕРЕСТРОЙКЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

А. М. СТОЛЯРЕНКО

 

Деятельность работников правоохранительных органов всегда предъявляла высокие требования к их личным качествам и профессиональному мастерству. В. И. Ленин отмечал: «Законы важны не тем, что они написаны на бумаге, но тем, кто их проводит» [1; 110]. «Закон» и «законность»— слова одного корня, но они не тождественны. Законность — строгое исполнение законов. История содержит многочисленные и убедительные свидетельства того, что закон юридический ничего не стоит, если он находится в руках социально неполноценных, безнравственных людей. Даже лучший закон может порождать несправедливость, если он проводится в жизнь человеком духовно бедным, отставшим от динамизма общества, живущим в узком мире инструкций и правовых норм. Недостатки деятельности правоохранительных органов во многом порождены не только несовершенством законов, но и несовершенством их реализации работниками этих органов, недостатками их психологии и подготовки, исподволь, но прочно сложившимися в периоды культов и культиков, господства административно-командных методов и застоя.

Революционное обновление нашего общества, процессы углубляющейся демократизации и гласности требуют серьезной перестройки психологии работников правоохранительных органов, формирования нового типа личности юриста, новых подходов к пониманию и формированию его профессионального мастерства. Психологическая подготовка — одно из эффективных средств решения этих задач, выработанное в последнее десятилетие в союзе психологической науки (юридической психологии) и передовой практики.

 

-1-

 

В юридической науке и практике юриста считают специалистом в области юриспруденции, юридической работы и главного в ней — ведения юридических дел, т. е. юридического рассмотрения жизненных случаев, выступающих в качестве обособленных, самостоятельных его предметов (преступлений, гражданских споров, конфликтов и других случаев, которые требуют рассмотрения и решения в соответствии с нормами права). Справедливо отмечается, что нельзя представлять юридические дела так, словно они состоят лишь в процедурно и технически правильном толковании законов и применении норм, совершении юридически значимых действий (вызов свидетеля, проведение допроса, предъявление обвинения и др.), составлении юридических документов, оформлении доказательств, проведении экспертиз, научных заключений и др. Юридические дела, имея в своей основе жизненные случаи, органически включают в себя человека, человеческие поступки и отношения. В них невозможно разобраться и принять верные решения, не учитывая сложность человеческой психологии. Действия юриста порой сравнивают с хирургическим вмешательством в психологию человека и его жизнь. Профессия

 

17

 

юриста глубоко человечная профессия, требующая соответствующих личностных качеств, человековедческой, психологической подготовки. Этот вывод един и в теории, и в практике [3], [6], [8], [11], [13] и др.

Казалось бы, такое понимание требований к подготовке юриста должно найти соответствующее отражение в системе высшего и среднего специального юридического образования, а также в служебной подготовке, проводимой с практическими работниками. Однако то, что делалось и существует поныне, далеко от его реализации. Психологическая подготовленность юристов низка, и лучшим доказательством тому служат негативные факты, о которых ныне гласно сообщает печать. Характерно, что на изучение психологии нашими юристами в учебных заведениях отводится значительно меньше времени, чем их коллегам в социалистических странах [12; 64].

Причины «ножниц» в психологической подготовке юристов (расхождения между признанием ее важности и реальной подготовкой) глубоки и не единичны. Можно назвать, во-первых, то, что в правоохранительных органах весьма распространен аналогичный технократическому, осужденному XXVI I съездом КПСС, «чисто правовой» уклон. Он характерен проявлениями легисломании — веры во всесилие законов, норм, предписаний, административно-силовых методов, стремления силой закона решить проблемы преступности, а также ведомственности — заботы преимущественно о чисто правовой стороне своих действий. Во-вторых, существующие критерии эффективности, их условия, перегрузки деятельности побуждают многих работников к торопливости, к погоне за пресловутым процентом, к действиям в угоду власти, к бумагописанию, ослабляют их независимость в строгом следовании букве и духу законности. В-третьих, частые контакты со сложными, социально деформированными представителями преступного мира, не поддающимися обычным методам работы с людьми, неблагоприятно отражаются на психологии части работников правоохранительных органов, формируя у них такие личностные черты, как ожесточенность, склонность к обвинению, применению силовых методов, психологическому подавлению и др. В-четвертых, среди работников правоохранительных органов распространено самонадеянное убеждение, что они хорошо разбираются в психологии людей, ибо сама работа учит этому. В действительности околопсихологические рассуждения обычно далеки от научных1. В-пятых, и это, может быть, самое главное,— система управления в правоохранительных органах до последнего времени была классическим образцом административной системы управления, которая ныне подвергается острой критике, в частности за то, что она равнодушна к человеку-личности, низводя его до положения «винтика».

Эти и другие причины приводят к тому, что в системе профессионального образования юристов распространен подход к изучению психологии по «остаточному принципу». Реально данные рекомендации психологии не стали еще для юриста инструментом в решении задач, а владение ими — одним из важных показателей его профессионализма. Слабая психологическая подготовка выступала и выступает хроническим болезненным изъяном его профессиональной подготовки и деятельности. То обстоятельство, что юрист профессионально беспомощен в анализе и регулировании человеческих поступков и отношений, но профессиональную задачу он обязан решить, не может не подталкивать его к использованию силовых методов, домогательства, насилия, угроз и других незаконных мер. Отсутствие должной психологической подготовки — одна из важных причин человеческой глухоты и бесчувственности, неиссякаемый источник

 

18

 

черствости, формализма, гипертрофированной властности, фактов нарушений социалистической законности, серьезных ошибок, приводящих к калечению судеб людей, насилию над личностью, психологического надлома ее, утраты веры в социальную справедливость.

Необходимость серьезного изменения отношения к психологической подготовке юристов существовала уже давно. Слабость психологической подготовки ныне выступает одним из главных действующих тормозов на путях перестройки в правоохранительных органах. Многих из работников, можно сказать, страшит углубляющаяся демократизация и обстановка гласности. Они искренне не понимают, как в условиях отказа от преимущественного использования административно-силовых методов можно успешно решать задачи профилактики, раскрытия и расследования преступлений, борьбы с преступностью. Объясняется же это во многом профессиональной неподготовленностью к применению иных, чем силовые, психологически эффективных действий и приемов, к выбору более тонких и менее прямолинейных, но не менее результативных ходов в работе юриста.

Стратегия углубления и расширения демократии и гласности, отказа от абсолютизации административно-командных методов, поворота к человеку, проводимая у нас, повышает наряду с экономическими и роль социально-психологических методов, особенно в деятельности государственных органов. Необходимо неотложное массовое освоение этих методов всеми работниками правоохранительных органов.

 

-2-

 

Как не сложно отказываться от устоявшихся и привычных взглядов, но сегодня надо признать, что психологическая подготовленность юриста не просто желательная добавка к его профессионализму, но обязательная составная часть профессионализма. Без должной психологической подготовленности юрист — недостаточно подготовленный профессионал. Это определяется человековедческой сущностью его профессиональных дел, процессами перестройки и обновления общества и подтверждается многочисленными данными сравнения высоко- и малоэффективно работающих юристов. Должная психологическая подготовка юриста — та, которая находится не на ознакомительно-информативном, а на научно-профессиональном, практическом уровне.

Психологическая  подготовленность юриста (как показывают исследования) складывается из: 1) социально-психологической культуры личности и 2) профессионально-психологической подготовленности. Рассмотрим их.

Любая деятельность, любые методы и действия без насыщенности их здоровыми личностными проявлениями остаются на уровне формально осуществляемого ремесла. Таким же бездушным ремеслом останется и деятельность конкретного юриста, сколь высоко бы он ни был изощрен в области логико-рассудочного толкования норм, статей, пунктов инструкций, если его мышление и мотивы ограничены их узким мирком. Фактов низкого профессионализма, грубых ошибок, бездушия, нарушений социальной справедливости при этом не избежать. Впрочем, их не исключит даже прочное, но равнодушное усвоение данных и рекомендаций психологии, ее методов. Основным гарантом превенции недостатков выступает только сама личность юриста, ее высокая социальная зрелость и культура — общая, политическая, правовая, культура социалистического демократизма [2;72]. Недоработка всего нашего образования, как отмечается в постановлениях ЦК КПСС по реформе школы,— дефицит сформированности личности, ее воспитанности и развитости. Устранение этого недостатка особенно значимо при подготовке юристов, учитывая важные социальные и гуманистические функции их деятельности.

Составной частью профессиональной сформированности личности юриста, отвечающей потребностям перестройки и стратегии ускорения, выступает его социально-психологическая культура как часть общей культуры. Она представляет

 

19

 

собой совокупность развитых с учетом современных требований к профессии юриста способностей, качеств и привычек. Конкретную структуру ее еще предстоит изучить. По имеющимся данным, к ней относятся:

склонность и привычка к комплексному решению профессиональных задач с полным выяснением и учетом всех политических, социальных, собственно правовых и человеческих аспектов (в целях недопущения профессиональной узости и недальновидности);

неизменное внимание и уважение к человеку, его правам, свободам, чувству собственного достоинства, сострадание к тем, кто попал в беду;

устойчивая ориентация на то, чтобы понять человека, его психологию, индивидуальные особенности, образ мыслей, психическое состояние, переживаемые трудности, мотивы поведения, специфику восприятия и др.;

постоянное стремление к научно достоверному изучению и оценке психологических аспектов жизненных ситуаций; эрудированность в вопросах научной психологии;

культура отношений и общения с людьми, отношение к самому себе (самоконтроль, адекватная самооценка, требовательность к себе, скромность, сдержанность, умение управлять собой).

Социально-психологическая культура тех, кто работает в правоохранительных органах, недостижима, как показывает опыт и научные данные, только на путях ужесточения отбора в них и проведения «чисток». Дело в том, что в ходе юридической деятельности в личности происходят, как правило, довольно быстрые и значительные изменения, которые могут быть и отрицательными, вызывающими так называемую профессиональную деформацию. Причин тут много, и одна из них — значительная внутренняя, психологическая противоречивость этой деятельности. Так, юрист должен быть гуманен, внимателен к человеку, к различным обстоятельствам его жизни и поведения, и вместе с тем он должен руководствоваться только законом при принятии решений. Или еще: с одной стороны, он должен верить человеку, с другой — строго стоять на почве юридически доказанных фактов; учитывать мнение людей и быть независимым и объективным, не поддающимся давлению со стороны; тщательно продумывать, изучать и готовить решения и укладываться в строго установленные сроки при одновременном ведении большого числа дел и необходимости торопиться; оказывать энергичное воздействие на людей (ведь юрист вмешивается чаще всего только тогда, когда другие социальные институты — школа, трудовой коллектив, семья, пропаганда — оказываются по отношению к конкретному человеку бессильными) и не допускать психологического насилия и др.

Чтобы обеспечить устойчивость к профессиональной деформации, необходим непрерывный процесс формирования, развития и поддержания социально-психологической культуры юриста, начинающийся в учебных заведениях и продолжающийся в практических органах. Опыт проведения специальных занятий по психологической подготовке в органах внутренних дел свидетельствует о том, что они способствуют повышению социально-психологической культуры. У обучаемых повышается интерес к человеку, к знанию человеческого фактора, появляется стремление использовать в работе социально-психологические методы, стремление глубже разбираться в людях, искать правильные и обоснованные подходы в общении и взаимодействии с другими людьми, терпеливость и настойчивость в достижении нужного психолого-педагогического эффекта, усиление самоанализа и др. Эти результаты психологической подготовки сегодня не менее важны, чем формирование у юриста практических умений и приемов работы.

 

-3-

 

Конечно, кроме стремлений, желаний, привычек специалисту нужна и конкретная профессиональная выучка, уверенное владение методами работы. Профессиональное мастерство юриста, органически включающее в себя человека и его психологию, складывается не

 

20

 

только из специальной юридической обученности, но и профессионально-психологической подготовленности. К такому выводу приводят не только теоретическое умозаключение, но и результаты исследований, формирующих экспериментов, выполнявшихся с начала 80-х гг. в учебных заведениях и подразделениях МВД СССР Б. С. Скобелевым, В. И. Постоевым, Г. Г. Головановым, А. П. Якуниным, В. В. Мизяевым, А. А. Волковым, В. М. Поздняковым, В. А. Носковым, О. Д. Нациевским, А. В. Тюриным, О. Е. Сапариным и др. Выявлены три основные группы компонентов профессионально-психологической подготовленности юриста (как составной части его профессионального мастерства).

Первая группа — профессионально-психологические умения. Часть действий и приемов работы юриста имеют преимущественно психологическую нацеленность и содержание. Для их успешного выполнения психологические рекомендации имеют первостепенное значение [7], [8], [9], [10], [13], [14], [15], [16]. Высшая степень овладения ими и характеризует профессионально-психологические умения. К важнейшим из них относятся: умения учитывать и создавать психологические условия для эффективного решения стоящей юридической задачи (аналитико-психологические умения); умения профессионально пользоваться основными психологическими средствами (технико-психологические умения); умения пользоваться тактико-психологическими приемами (тактико-психологические умения).

Даже лучшие действия и приемы юриста сами по себе не дают нужного эффекта. Каждый жизненный случай, каждая служебная ситуация, ставшие предметом юридического рассмотрения, существуют при некоторых условиях, определяющих в конечном счете эффективность такого рассмотрения. В комплексе этих условий важное место принадлежит психологическим условиям: объектным (соответствия действия, приема его реализации психологии лица, с которым имеет дело юрист и который выступает объектом его восприятия, изучения, взаимодействия и воздействия), обстановочным (соответствия действия, приема особенностям обстановки, взаимоотношений, потребностям их изменения) и субъектным (соответствия действия, приема, процесса реализации намеченной юристом цели, его собственной подготовленности, состояниям, установкам).

Всякое действие, прием проводятся в жизнь с помощью определенных средств. В числе их юридическая наука и практика называют психологические средства: речевые и неречевые [17]. К ним можно отнести и ролевое поведение. Вряд ли найдется прием или средство, которые имеют лишь одну качественную модальность. Но верно и то, что конкретные приемы и средства их реализации имеют большую связь с определенным классом закономерностей и механизмов, а поэтому данные соответствующей науки имеют преимущественное значение для применения и совершенствования при решении профессиональных задач. В этом плане правомерно называть упомянутые средства психологическими. Подлинное мастерство в использовании речи и неречевых средств общения, ролевого поведения в юридической деятельности связано с тонким и полным учетом всех психологических нюансов.

На том же основании средства, обычно относимые к непсихологическим, имея бесспорно комплексную модальность, тоже частично связаны с психологией, а их применение — с ее рекомендациями. Так, предъявление вещественного доказательства, являясь юридическим действием, может дать психологический эффект больший, чем все слова и жесты, вместе взятые. Очевидно, юрист на то и специалист, что он знает психологические возможности каждого средства и умеет извлечь максимальный психологический, а вслед за ним и служебный эффект при его использовании.

В передовой практике на основе разработок юридических психологов (Н. И. Гаврилова, М. Г. Дебольский, И. Б. Пономарев, А. Р. Ратинов, А. М. Столяренко, В. П. Трубочкин,

 

21

 

В. И. Черненилов и др.) испытаны на деле также особые психологические приемы юридической работы: составления психологического портрета лиц и групп; психологического анализа писем, жалоб, заявлений и сообщений свидетелей, потерпевших и других лиц; профессионального наблюдения; психологического наблюдения; установления психологического контакта; правомерного психологического воздействия; диагностики лжи и скрываемых обстоятельств и др. [4], [11], [13], [14], [15], [16].

Вторая группа компонентов профессионально-психологической подготовленности юриста — профессионально развитые психологические качества. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств сдерживает овладение профессиональными навыками и умениями, ухудшает их и точность действий, превращает даже технически обученного специалиста в посредственного исполнителя. Установлено, что профессионально развитыми у юриста должны быть восприятие, внимание, психологическая наблюдательность, память, представления, мышление. Профессиональность развития выражается в том, что они обеспечивают не наблюдение вообще, не запоминание вообще, а высокую эффективность именно профессионально значимых действий. Это достижимо в профессиональной подготовке. Формирующие эксперименты, проведенные нами, дали такой результат: при систематических упражнениях в течение 6—9 месяцев показатели общего развития качеств повышаются в среднем на 20—22 %, в то время как их профессиональные референты — до 300%.

Третья группа компонентов профессионально-психологической  подготовленности юриста — профессионально-психологическая устойчивость. Связь ее с общей психологической устойчивостью личности несомненна, но в то же время это специальная устойчивость к специфичным факторам юридической деятельности. Она предполагает: отсутствие психологических реакций астенического типа в экстремальных условиях, при действии стресс-факторов; натренированность в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях; умение сохранять профессиональную бдительность, проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям; устойчивость к психологическому давлению со стороны третьих лиц, пытающихся влиять на строго законное ведение юридических дел; умение управлять собой в психологически напряженных, конфликтных ситуациях, при противодействии преступного элемента и ведении психологической борьбы.

Наличие в структуре профессионального мастерства юриста компонентов специально юридической обученности и профессионально-психологической подготовленности коренным образом отличает его от мастерства, например, военного, диспетчера, инженера, летчика, а разветвленная структура психологической подготовленности — от их подготовленности, сводимой обычно к психологической устойчивости, ибо его работа — это работа с людьми, среди людей и для людей.

 

-4-

 

К настоящему времени проведены эксперименты, в ходе которых у юристов формировались в основном компоненты  профессионально-психологической подготовленности. У специалистов, даже не в лучшем варианте прошедших профессионально-психологическую подготовку, суммарные результаты деятельности улучшались в среднем не менее, чем на 30 %, а по отдельным показателям до 300 % (данные А. А. Волкова, Б. П. Скобелева, О. Д. Нациевского). Разработаны (и подтвердили свою педагогическую эффективность) такие формы и методы подготовки: психологический тренинг профессиональной наблюдательности и памяти; тренинг психологической наблюдательности; тренинг профессионального общения; практические занятия по формированию профессионально-психологических умений; практические занятия по развитию профессионально-психологической устойчивости.

Находятся в стадии разработки и

 

22

 

экспериментальной проверки (Н. А. Токарев, В. И. Коваленко, О. Е. Сапарин): ролевой тренинг; тренинг по использованию психологических средств общения; профессиональные психотехнические игровые упражнения; групповой социально-психологический тренинг.

Формирующие эксперименты обнаружили также, что практические формы и методы психологической подготовки имеют широкий и надежный психодиагностический эффект. Они позволяют без дополнительных затрат времени и сил обстоятельно и с профессиональных позиций изучить индивидуально-психологические особенности и способности обучаемых юристов.

Разумеется, наряду с общим в подготовке юристов имеется и специфика ее в учебных заведениях и в практических органах, при обучении работников прокуратуры, органов внутренних дел, суда, юстиции, следователей, оперативных работников, участковых инспекторов, работников инспекций по делам несовершеннолетних. Поэтому в каждом учебном заведении, учебном подразделении, практическом органе нужен особый вид психологической подготовки с полным учетом психологических особенностей деятельности подготавливаемых специалистов, уровня их подготовленности, имеющихся успехов и недостатков в работе.

В целом и с теоретических и прикладных позиций психологическая подготовка юриста есть особый, необходимый и современный вид его профессиональной подготовки. В ней конструктивно и практично воплощаются достижения психологической науки и передовой опыт лучших специалистов-юристов. Она отвечает и важному современному требованию учиться работать в условиях демократии. Практические меры целесообразно предпринять именно сейчас, при осуществлении реформы высшего и среднего специального образования, создания в стране системы непрерывного образования, включающей и профессиональную подготовку в практических органах, и систематическое самостоятельное повышение квалификации каждым работником (см.: О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства // Советская Россия 26 февр. 1988). К числу этих мер можно отнести:

кардинальное увеличение времени на изучение вопросов психологии, связанных с деятельностью юриста, во всех звеньях его непрерывного образования2;

введение основательного изучения психологии в системе переподготовки и повышения квалификации юридических кадров, а также подготовки, ведущейся в практических органах;

усиление юридической специализации при изучении психологии юристами, преодоление абстрактной теоретизации и оторванности от профессиональных запросов;

решительное повышение практической ориентированности психологической подготовки юристов, отведение на практические занятия и психологические практикумы до 60—65 % учебного времени, выделяемого на эту подготовку;

создание во всех учебных заведениях и учебных подразделениях современной учебно-материальной базы для практического осуществления психологической подготовки (кабинетов психологической подготовки, полигонов психологической подготовки, учебных площадок и полос), обеспечение их специальными техническими средствами и методическими материалами (учебно-тренировочными видео- и кинофильмами, наборами слайдов, магнитофонных записей для тренировки профессиональной памяти и наблюдательности, психодиагностической аппаратурой и др.);

регулярное проведение сборов преподавателей учебных заведений, осуществляющих

 

23

 

психологическую подготовку юристов;

организацию подготовки для работы в органах внутренних дел нового типа специалистов — психологов-юристов (или юристов-психологов) и поэтапное развитие социально-психологической службы, которые могли бы (в числе других задач) принять компетентное участие в осуществлении непрерывной психологической подготовки.

Психологическая подготовка юриста — это то новое передовое, проверенное наукой и практикой, что является одним из интенсивных средств достижения ныне нового качественного состояния подготовки кадров правоохранительных органов, перестройки их работы. Ясное понимание этого стоит выше поисков препятствий на пути ее всемерного развития в юридических учебных заведениях и практических органах.

 

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 31.

2. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС. 17—18 февраля 1988 г. М., 1988.

3. Алексеев С. С. Введение в юридическую специальность. М, 1976

4. Гаврилова Н. И. Ошибки в свидетельских показаниях (происхождение, выявление, устранение). М., 1983.

5. Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983.

6. Гранат Н. Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. М., 1984.

7. Гранат Н. Л., Ратинов А. Р. Решение следственных задач. Волгоград, 1978.

8. Дулов А. В. Основы психологического анализа на предварительном следствии. М., 1973.

9. Котов Д. П. Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу. Воронеж, 1987.

10. Косицкий М. В. Психологические методы в борьбе с правонарушениями. Киев, 1981.

11. Криминалистика / Под ред. А. Н. Васильева. М., 1980.

12. Криминалистика социалистических стран / Под ред. В. Ф. Колдина. М., 1986.

13. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

14. Филонов Л. Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979.

15. Филонов Л. Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983.

16. Хайдуков Н. П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. Саратов, 1984.

17. Якушин С. Ю. Тактические приемы при расследовании преступлений. Казань, 1983.

 

Поступила в редакцию 5.V 1988 г.

 

НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПЕДАГОГИКА» (март 1989 г.)

 

Дусавицкии А. К. Формула интереса.— 176 с.: ил.— (Познай себя: Психология—школьнику).— 40 к., 182 000 экз.

Крупская Н. К. Воспитание молодежи в ленинском духе / Вступит, статья В. В. Шинкаренко.— 320 с.— (в пер.): 1 р. 10 к., 30000 экз.

Литвинова Н. П. Образование в условиях интенсификации экономики.— 192 с.— 80 к., 12 000 экз.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.— 104 с.: ил.— 40 к., 20500 экз.

Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова.—3-е изд., с испр. и доп.—560 с.: ил.— (в пер.): 1 р. 60 к., 300000 экз.

Розанов Б. Г. Живой покров Земли.— 128 с.: ил.— (Ученые—школьнику).— 35 к., 188 000 экз.

Сенченко И. Т. Повышение квалификации рабочих на производстве: Педагогический аспект.— 112 с.— 70 к., 7520 экз.

Синодский Ю. В. Целебное лукошко.— 144 с.: ил.— (Ученые—школьнику).—35 к., 200 000 экз.

Учитель советской школы: Рек. библиогр. указ. / Сост. А. В. Жилина.— 48 с.— 15 к., 67 000 экз.

Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.— 152 с.— 1 р. 40 к., 5230 экз.



1 Речь идет о распространенных явлениях. Конечно, в правоохранительных органах работает и немало людей, которые тонко разбираются в психологии. серьезно изучают научную психологическую литературу, занимаются пропагандой психологических знаний, организуют психологическую подготовку на инициативных началах. Число таких юристов имеет тенденцию к увеличению особенно в последние 6—8 лет.

2 В 1987—1988 гг. в ряде учебных заведений юридического профиля по указанию старых аппаратов управления образованием преподавание психологии было даже уменьшено. Этот опасный рецидив старого мышления поставит в тяжелые условия молодых специалистов правоохранительных органов, не обеспечив их подготовку к работе в обстановке углубляющейся демократии и гласности.