Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

186

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

БИОГРАФО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СОВЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ

 

Совершенно очевидно, что важнейшим условием гласности является точная и объективная информация, в том числе информация о кадрах, о специалистах, работающих в психологической науке. Между тем известно, что такой информации у нас нет. Даже об общем числе советских психологов мы можем только строить предположения; неизвестно, какой процент психологов работает в какой отрасли, сколько у нас практиков и сколько теоретиков; «больная тема» последних лет, о которой постоянно ведутся разговоры, но нет точных данных,— сколько психологов имеют базовое образование, сколько не имеют и т.д. и т.п. Мне кажется, есть способ радикально разрешить все эти вопросы. Для этого надо издать биографо-библиографический словарь «Советская психология. 1917—1987».

Психологи могли бы взять за образец издания «Советская математика за 40 лет. 1917—1957» и «Советская математика за 10 лет. 1957—1967». В справочниках такого рода публикуются сведения обо всех специалистах соответствующего профиля: вначале краткая биографическая справка (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; какой вуз и когда закончил; места работы; ученые степени и звания; почетные степени, премии и т.д.); далее — хронологический список оригинальных работ (внутри каждого года перечень по алфавиту), исключая, конечно, тезисы, рецензии и т.п.; тут же указывается и общее число публикаций; наконец — литература о соответствующем авторе.

Можно ли осуществить соответствующее издание в психологии? Можно и нужно. Думаю, польза от такого уникального издания превысит пользу от десятков научных статей и книг. Во-первых, оно позволит дать предельно полную и объективную информацию обо всей истории и современном состоянии нашей науки. Во-вторых, оно поможет читателям ясно увидеть, сравнить и оценить все наши научные кадры, «рабочую цену» каждого. В-третьих, это уникальный источник литературы, библиография по всем отраслям психологии, которая так необходима в работе. Аргументы можно приводить еще и еще.

Такой труд могло бы взять на себя Общество психологов СССР, его рабочие органы. О формах оплаты этой работы нужно подумать специально. Возможен, например, вариант, когда такой словарь (справочник) оформляется как авторское издание, с выплатой соответствующих гонораров. Возможна оплата из специально выделенных средств общества и т.д. Как организовать работу? Что касается членов Общества психологов, то им достаточно разослать соответствующие анкеты. Думаю, что если люди будут уверены, что информация не осядет в архиве, а будет напечатана, то они с удовольствием заполнят эти анкеты. Что касается специалистов в смежных областях, публикующих работы по психологии (а их, разумеется, необходимо включить в этот словарь), то здесь, конечно, необходима библиографическая работа. То же самое касается и сведений об умерших психологах. Однако объем

 

187

 

этой работы не чрезмерно велик. Речь, думаю, идет о сведениях, касающихся работ 1000—1500 человек. Группа из пяти человек могла бы собрать такие сведения (наряду со сбором и проверкой анкет и т. д.) менее чем за год — конечно, если заниматься только этой работой. Думается, что такая исследовательская группа может получить на год грант от Института психологии АН СССР и Всесоюзного общества психологов.

Следует предусмотреть и вопрос о принципах комплектования справочника. Психологов у нас около 5 тыс. Если взять все кадры с 1917 г. и добавить смежников, то будет тысяч 6—7. Стоит, видимо, включать информацию только о тех, кто имеет ученую степень кандидата наук — для психологов, доктора наук — для смежников; приняв такой критерий, мы получим список основных работ примерно 3 тыс. человек. Таким образом, по объему это издание может быть сопоставимо с Советским энциклопедическим словарем.

Окупится ли такое издание? По существующим расценкам, один экземпляр такого словаря должен стоить 20—25 руб. Надо оценить, сколько необходимо экземпляров, чтобы издание окупило себя, и распространить анкету, которая бы позволила выяснить, кто склонен его приобрести, а затем объявить подписку. Это и решит вопрос, окупится издание или нет. Надо иметь в виду, что подобным словарем почти наверняка заинтересуются за рубежом, в частности в США, где такого рода справочники весьма популярны.

Если словарь, по предварительной прикидке, окупится, то надо думать об издательстве. «Наука»? «Педагогика»? «Советская энциклопедия»? В любом случае, главный вопрос — бумага. Если осуществить такое громадное издание за счет лимитов Института психологии АН СССР или НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, то это значит полностью «ограбить» институты, притом на годы. Значит, надо просить об увеличении лимитов, внести обоснованную просьбу в Госкомиздат о выделении бумаги и т.д. Большое значение могла бы иметь соответствующая резолюция предстоящей Всесоюзной конференции Общества психологов.

Правда, в настоящее время готовится к изданию «Психологическая энциклопедия», в которую планируется включить биографии всех психологов, имеющих степень доктора наук (их около 300). Но, во-первых, сведения о докторах — примерно 10 % материала предлагаемого справочника. Во-вторых, включать сколь-нибудь подробные списки работ в энциклопедию не планируется. В-третьих, по-моему, стоит как раз «разгрузить» энциклопедию и печатать в ней статьи только о действительно выдающихся наших ученых, а не давать рядом статьи о З. Фрейде, Ж. Пиаже, Л.С. Выготском — и «рядовом» докторе наук.

Мне кажется, что идею такого словаря-справочника стоит обсудить публично.

 

Л. А. Радзиховский

Москва