166
КОРОТКО
О КНИГАХ
ПСИХОАНАЛИЗ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЯЗЫК ЛОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА
НОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
Silverman В. The phantom fish
tank. An ecology of mind. Montreal, Canada: Logo Computer Systems Inc., 1987. 84 p.
Развитие языка Лого, расширение
границ среды, в которых он может оказаться эффективным, определяет возможности
реализации в системе Лого ряда идей, далеко выходящих за рамки традиционных
учебных задач. Хорошим примером в этом смысле является книга канадского
исследователя Брайана Сильвермана. Она значительно углубляет представления о
возможностях языка Лого, нередко считающегося не более чем неплохим вводным
курсом в программирование; в книге же показаны принципиально новые возможности,
связанные с демонстрацией на Лого ряда идей современной компьютерной науки (computer science).
В книге читатель не
сталкивается с обжитым и привычным по работам С. Пейперта, других исследователей
миром черепашьей графики. Автор вводит нас в новый мир —
167
мир клеточных автоматов. В
своем предисловии к книге С. Пейперт обращает внимание на ее основное
достоинство: она знакомит с новейшими представлениями о мощных
мультипроцессорных системах, параллельности вычислительных процессов, когда отказ
от традиционных идей о последовательной обработке команд позволяет совершенно
по-новому взглянуть на проблемы программирования, в том числе на самых первых
этапах знакомства с ними в школе.
Один из важных научных и
методических вопросов — вопрос об изменении в соотношении программного и
аппаратного обеспечения, происходящем параллельно развитию компьютерных
технологий,— интересует автора с точки зрения возможностей насыщения
программного обеспечения функциями, ранее встроенными в «железки». Отсюда —
развитие ряда идей моделирования с помощью клеточных автоматов, их эволюции.
Клеточный автомат состоит из множества одинаковых клеток, каждая из которых
эволюционирует с очень простым набором правил. Причем все вместе эти клетки
ведут себя очень сложно: рисунок решетки из клеток автомата на экране дисплея
компьютера уже через несколько шагов эволюции меняется непредсказуемым образом.
Знакомство с этими идеями в процессе компьютерного обучения позволит школьникам
прикоснуться к «краевым» проблемам моделирования с помощью ЭВМ: если любой
физический процесс можно представить в форме вычислительного процесса, то в
клеточных автоматах соответствие между «физикой» и «вычислением» максимально велико.
Поэтому учитель получает блестящую возможность использовать моделирование на
компьютере не просто в качестве иллюстрации действия естественнонаучных законов
— тем самым мощные средства моделирования выступают только в качестве
методической помощи учителю при реализации простейшего принципа наглядности в
обучении,— а в качестве инструмента, позволяющего по-настоящему понять уже на
школьных уроках фундаментальные идеи теории алгоритмов.
С психологической точки зрения
простота среды клеточных автоматов, сочетающаяся с мощными средствами
представления сложных алгоритмов, позволяет предположить, что активное
взаимодействие школьников с этой средой будет способствовать развитию новых
типов алгоритмического мышления, реально отражающего мир современных
алгоритмов, резко отличный от старых представлений об универсальном характере
последовательной обработки команд. До сих пор в школьной практике, к сожалению,
господствуют эти традиционные представления.
Композиционная структура книги
проста. Она состоит из трех частей. В первой ведется содержательное изложение
игр-задач с использованием положений теории клеточных автоматов, эти задачи
можно непосредственно применять на уроках в школе. Вторая часть знакомит
читателя с инструментальными средствами и набором операторов расширенной версии
языка Лого, с помощью которых можно вести игру. И в третьей части, по существу
являющейся приложением, дается описание примитивов (основных операторов, команд
языка программирования) Лого с конкретными примерами их использования
(реализация на компьютере Эппл—II).
Для психолога и педагога
значительную ценность представляют изящество и простота изложения, позволяющие
непосредственно использовать материалы книги в процессе преподавания курса
информатики и вычислительной техники, если не в младших, то в средних классах
школы.
В. Р. Пилипенко
Москва