Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

154

 

МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

 

В.Г. КАЗАЧКОВА

 

В отечественной психологии широко используется проективный метод незаконченных предложений [8], который оказывается практически ценным и полезным при изучении отношений в русле психологической школы В.Н. Мясищева. Ограниченность данного метода в том, что он дает оценку лишь эмоционального компонента, без учета социального контекста конкретной личности. Это в основном три измерения: положительные, отрицательные, нейтральные [5]. К этим трем измерениям, за исключением характеристик субъективных отношений, представленных в единичных исследованиях, сводятся в конечном счете все оценки отношений в советских и зарубежных работах [4].

Обычно данные, полученные этим методом (законченные предложения), интерпретируются и формализуются в соответствии с определенной классификацией эмоций: самоуничижение, тревожное состояние, компенсирующе вынужденная вера, сожаление, хвастливость, гордость [9; 124]. Одна из интерпретаций результатов метода ведется

 

155

 

в соответствии с 39 категориями личности: унижение, агрессия, творчество, доминирование, неприятие [7; 174].

Метод незаконченных предложений, адаптированный в отечественной практике, может быть обогащен при использовании классификации эмоций, предложений Б.И. Додоновым. В этом случае может быть использована техника контент-анализа, которая позволяет исключить момент субъективности, присутствующий при интерпретации данных. Методика контент-анализа основное свое выражение обнаруживает в так называемой «инструкции кодировщику», психологу, который будет собирать эмпирическую информацию, регистрируя заданные единицы анализа (законченные предложения) классификационными измерительными знаками (категориями эмоций Б.И. Додонова [2]). Принципы «инструкции кодировщику» определялись в экспериментах на группах больных и здоровых численностью 170 человек. Был проведен пробный контент-анализ на группе в 45 человек: прямым опросом была подтверждена обоснованность инструкции. Высокой степенью согласия (95,5 %) между результатами двух кодировщиков (психологов, имеющих десятилетний опыт практической работы) подтвердилась ее устойчивость.

Ниже предлагаются примеры из инструкции кодировщику, где собраны словесные выражения, отражающие ту или иную эмоцию. Она должна рассматриваться одновременно с классификацией Б.И. Додонова, где широко раскрывается содержание эмоции [4]. Все это может служить информацией, определяющей алгоритм действий кодировщика.

 

Возможный словарь

 

Альтруистические эмоции

 

Коммуникативные эмоции

 

помогать

делать полезное для людей

добрый

заступается

последним делиться

 

меня понимают

поговорить можно

встретиться с друзьями

быть в коллективе

школа, детсад

Самоутверждения

 

Борьбы

 

добиться цели

занять положение в обществе

быть человеком

цель, вера

руководящие посты

 

все против — и я против

докажу, постоять за себя

драться

многого добиться

навел бы дисциплину

уверен в себе

Гностические

 

Гедонистические

 

склонность к наукам

открыл, удалась проблема

ученый, соображает

многое может познать

в следах разбираться

мыслить логично

 

счастье

жизнерадостность

благополучие, свобода

рестораны, игры

быть здоровым

был молод

 

Практические

 

Эстетические

 

ловкость ума и рук

работать

жить своим трудом

способен на все работы

поделываю до конца

дом построить

 

понимает искусство

красота, музыка

красивые женщины

квартира

тактичность

 

 

Таким образом, эмоциональный компонент отношений, отражающий социальную позицию личности, оформляется в виде определенного профиля. Он составляется на основе контент-анализа сообщений подсчетом числа различных эмоций, которые проецируются обследуемыми в 60 незаконченных предложениях.

Когнитивные компоненты отношения рассматриваются нами в рамках теоретического подхода, где главным является понятие когнитивной структуры, упорядоченной внутренней организации психических процессов, упорядоченной внутренней организации психических процессов, которая является связующим звеном между информацией, полученной субъектом, и выносимым им суждением.

Нами были взяты формы когнитивных активностей, описывающие разные стороны объекта отношения. Понимание как структурная единица когнитивного компонента отношения рассматривается как «субъективное выражение меры знаний об определенных объектах, степени их осознания» [6; 25].

Еще одним структурным когнитивным компонентом отношения является значимость. В отношениях значимым другим является субъект, соприкосновение с которым идет по большому числу признаков –– «длинные ряды ассоциаций» [1; 82], когда в эти признаки включены основные из эмоционально ценных для относящегося лица.

Для измерения параметра «глубина понимания» суждения оценивались по трехбалльной системе (0, 1 2 балла). Выделение аналитических признаков объекта отношения отмечалось максимальным баллом. Односложные ответы типа «хороший», «нормальный», в которых минимум анализа, получали один балл, отказ от ответов

 

156

 

(уход от понимания) регистрировался как ноль баллов. Степень понятийной дифференциации оценивалась как количество качеств того или иного объекта отношения, представленных в фактологической цепочке суждений. Параметр «особенность избирательности» подсчитывался следующим образом: в качестве значимых рассматривались только тех из названных сфер отношения, которые набирали максимальное количество баллов по степени понятийной дифференциации, что свидетельствовало о разработанности этих тех в сознании испытуемого.

Методом незаконченных предложений была обследована группа студентов (35 человек) I курса. В результате обработки по «инструкции кодировщику» был получен усредненный профиль эмоционального отношения к себе и окружающим. Ниже представлен ранговый профиль группы в процентах от усредненной общей эмоциональности.

1 —эмоции самоутверждения (15,3); 2— коммуникативные (14,5); 3 — альтруистические (8,2); 4—гедонистические (6,7), 5— гнева и возмущения (6,5); 6—неуверенности (5,7); 7 — стыда (4,8); 8 — эстетические (4,8); 9—обиды (4,6); 10—борьбы (4,6); 11—гностические (4,0); 12—романтические (3,6); 13—страха (3,2); 14—практические (2,7); 15—лирические (1,9); 16— ответственности  (1,7);  17—восхищения (1,5); 18 — восторга, ликования (1,26); 19 — унижения (0,8); 20 — долга (0,8); 21 — тревоги (0,6); 22—скуки (0,6); 23—зависти (0,6); 24 — накопления (0,05).

Группа студентов отличается выраженностью эмоций самоутверждения, что прямо соотносится с ее социальным статусом, с основной целью обучения в вузе. Среди ведущих эмоций — коммуникативные, альтруистические. Они определяют высокую степень социализации представителей этой группы. Профиль студентов включает романтические эмоции, отражает эмоциональное богатство, высокий уровень рефлексии. Обследуемые не характеризуются в профиле эмоционального компонента отношений выраженностью эмоций гнева в возмущения, обиды, гедонистических, которые присущи асоциальным лицам [3].

Когнитивный профиль студентов составили показатели: глубина понимания «0» баллов (21 %), глубина понимания «1» балл (1,6 %), глубина понимания «2» балла (80 %), степень понятийной дифференциации (80 %), показатель избирательности числа сфер отношений (20 %).

Высокий показатель «0» баллов по глубине понимания у студентов можно объяснить не отсутствием продуктивности в построении дефиниции (словесного определения), а повышенным контролем над эмоциями, наличием защитной реакции. Профиль когнитивного компонента отношений обследуемой группы отличается высокой глубиной понимания. У них можно отметить выраженный интерес к познанию внутреннего мира окружающих, развитое глубокое осознание отображаемых других. В составе показателя «степень понятийной дифференциации» в обследуемой группе представлено богатство фиксированных качеств объекта, выражена широта их перечня.

В характере избирательности отношений студентов отражена особенность статуса обучающихся в вузе. Для них значимы: отношение к себе, к матери, к будущему, к друзьям.

Кроме выявления эмоционального и когнитивного профиля в целом методика дает возможность детального анализа личного эмоционального отношения к каждому объекту. В нашей группе обследуемых он имеет следующие характеристики (включаются только ведущие эмоции, числом помечено количество проецируемых эмоций названной модальности во всей группе).

 

1. Отношение к матери:

коммуникативные (57),

альтруистические (27),

обиды (9),

восхищения (8).

2. Отношение к отцу:

самоутверждения (32),

коммуникативные (20),

обиды (7).

3. Отношение к семье:

коммуникативные (25),

самоутверждения (19),

альтруистические (16).

4. К. противоположному полу:

гнева и возмущения (37),

эстетические (32),

коммуникативные (14).

5. К. половой жизни:

неуверенности (12),

гедонистические (11),

романтические (10).

6. К. себе:

борьбы (30),

самоутверждения (29),

неуверенности (20).

7. К страхам и опасениям:

страха (42),

неуверенности (34),

тревоги (7).

8. К сознанию вины:

стыда (64),

обиды (11),

самоутверждения (7).

9. К прошлому:

коммуникативные (20),

 

157

 

романтические (18),

лирические (17).

10. К будущему:

самоутверждения (42),

гедонистические (16),

романтичные (8).

11. К жизненным целям:

самоутверждения (40),

гедонистические (26),

романтические (15).

12. К друзьям:

коммуникативные (47),

гнева и возмущения (32),

альтруистические (23).

13. К вышестоящим:

коммуникативные (27),

самоутверждения (22),

гнева и возмущения (10).

14. К подчиненным:

самоутверждения (49),

ответственности (14),

неуверенности, долга (9).

15. К сотрудникам:

коммуникативные (33),

практические (18),

самоутверждения (13).

 

Отметим, что группа студентов проявляет кроме коммуникативных и альтруистических эмоций к матери еще и эмоции восхищения. Здесь хорошие отношения с родителями выступают как залог успешной социализации. Эмоции гнева и возмущения в адрес противоположного пола отражают интенсивность, напряженность контактов этого типа в преддверии брачных выборов. В сфере деловых отношений также отражается период становления сочетанием эмоций самоутверждения, ответственности, неуверенности.

Таким образом, изысканы резервы достаточно простого и работающего в практике психологического метода, с помощью которого определяются особенности аффективного и когнитивного компонентов отношений к широкому кругу объектов. Первый компонент, являющийся основным в общении с людьми, выявляется в ходе углубленного изучения незаконченных предложений по правилам контент-анализа с применением классификации Б.И. Додонова. Второй компонент вычленяется в трех измерениях. Анализируются глубина понимания, степень понятийной дифференциации, значимость отношений.

Кроме получения эмоционального профиля личности, определяющего ее социальную позицию, мы можем объективировать каждое эмоциональное отношение в отдельности, а также оценить некоторые особенности социального интеллекта.

Все это может быть использовано социальным психологом для решения широкого диапазона практических задач: оценки эмоциональной направленности личности, индивидуального характера эмоциональных ценностей с целью организации удовлетворения желанных переживаний, учета содержания отношений в коррекции семейных, дружественных и производственных связей, выявления значимых других для планирования определенных корригирующих личность воздействий и т.д.

 

1. Добрынин И. Ф. Проблема значимости при образовании временных связей у человека // Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 1954. С. 82—88.

2. Додонов Б. И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека // Вопр. психол. 1977. № 2. С. 145—155.

3. Казачкова В. Г., Рождественская Е. А. Эмоциональный и когнитивный компонент отношений в дифференциальной диагностике // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск, 1982. С. 109—119.

4. Кузьмин Е. С., Бардиер Г. Л., Марьяненко А. П. Эмпирические характеристики отношения человека к человеку // Вестн. ЛГУ. 1982. № 11. Вып. 2. С. 49—55.

5. Румянцев Г. Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. Л., 1965. С. 267—274.

6. Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск, 1983. 189 с.

7. Rohde A. R. Sentence completion method: Its diagnostic and clinical application to mental disorders. N. Y.: Ronald. 1951. P. 169—181.

8. Sachs J. M., Levy S. The sentence completion test // Bellak L. (ed.) Projective psychology. N. Y.: Knopf, 1950. P. 357—397.

9. Tendler A. D. A preliminary report on a test for emotional insight // J. Appl. Psychol. 1930. V. 14. P. 123—136.

 

Поступила в редакцию 7.VII 1987 г.