Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

71

 

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ВНЕШНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА ЕГО ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

 

З.Н. ЛУКЬЯНОВА

 

В соответствии с гипотезой исследования, в которой предполагается, что оценка собственной внешности влияет на самооценку личности, а последняя — на общение, перед нами стояла задача определить, в какой мере связаны самооценка внешности и самооценка личности. Предпочитаемое общение учащихся изучалось с учетом реальной деятельности, в которую включены испытуемые. В эксперименте участвовали учащиеся VIII и Х классов средней школы Барнаула, а также студенты II курса Барнаульского педагогического института. Учащимся предлагалось составить, свободное описание своей внешности с указанием ее оценки: высокая — полностью удовлетворен своей внешностью, средняя — частично удовлетворен, низкая — полностью не удовлетворен.

Анализ полученных материалов позволил разделить испытуемых на группы с различной самооценкой внешности (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Распределение испытуемых с различной самооценкой внешности

 

Группа, число испытуемых

 

Пол

 

Число испытуемых в подгруппе

Высокая самооценка внешности

Средняя самооценка внешности

Низкая самооценка внешности

VIII класс

М

89

37

46

6

(203 человека)

Ж

114

32

64

18

Х класс

М

77

50

24

3

(170 человек)

Ж

93

38

42

13

Студенты

М

46

30

14

2

(138 человек)

Ж

92

33

44

15

 

Выделение групп по половозрастному признаку диктуется тем, что, как хорошо известно из литературы [1], [2], принадлежность к той или иной группе существенно влияет на восприятие и оценку своей внешности. Более того, полный анализ взаимосвязей между самооценкой внешности, самооценкой личности и общением требует знания специфики оценки внешности не только для той или иной половозрастной группы, но и учета конкретных особенностей коллектива, в деятельность которого включены школьники [1], [4].

Для решения нашей задачи необходимо было выяснить, в какой мере скоррелированы самооценка внешности и самооценка личности. Для этого испытуемым предлагалось отнести себя к одной из трех групп: удовлетворены собой (высокая самооценка), частично удовлетворены (средняя самооценка), не удовлетворены (низкая самооценка). Полученные результаты (табл. 2, 3) свидетельствуют о том, что та или иная оценка своей внешности  достаточно тесно связана с оценкой личности.

Эти данные позволяют перейти к анализу вопроса о .влиянии самооценки внешности (и в том числе личности) на общение. Для этого необходимо выяснить два момента: во-первых, сказываются ли самооценка внешности и самооценка личности на общительности в целом, т.е. насколько часто и охотно испытуемые вступают в контакт с родственниками, друзьями, сверстниками и т.п.; во-вторых, какова структура общения лиц с различной самооценкой. При этом по характеру общения мы различали неофициально-деловое и досуговое [1], [3], по выбору партнера общения — родители, друзья, учителя (преподаватели).

Трудности, возникающие при решении нашей задачи, связаны, с одной стороны, с многообразием форм общения и их различной значимостью для учащихся, что затрудняет их сопоставление, с другой — наряду с общением, включенным в различные виды деятельности, для нас существенна ситуация, когда оно выступает самостоятельно. В связи с этим мы интересовались

 

72

 

структурой желаемого неофициально-делового общения (общение здесь играет подчиненную роль) и реальной структурой досугового общения.

 

Таблица 2

 

Соотношение самооценки внешности и самооценки личности (в %)

 

 

Группы

Высокая самооценка внешности

Средняя самооценка внешности

Низкая самооценка внешности

Высокая самооценка личности

Средняя самооценка личности

Низкая самооценка личности

Высокая самооценка личности

Средняя самооценка личности

Низкая самооценка личности

Высокая самооценка личности

Средняя самооценка личности

Низкая самооценка личности

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

VIII класс

62

47

30

53

8

0

16

17

71

78

13

5

0

11

67

50

33

39

Х класс

66

61

22

36

12

3

38

2

58

84

4

14

0

8

67

54

33

38

Студенты

70

80

20

18

10

2

22

15

64

70

14

15

50

33

0

34

50

33

 

Для экспериментального изучения общения использовалась методика, охватывающая достаточно широкий спектр взаимоотношений школьников и студентов и позволяющая учесть при интерпретации результатов информацию лиц, хорошо знакомых с данным контингентом испытуемых (преподавателей, куратора, учителей, классного руководителя, родителей).

Испытуемым предлагалось ответить на следующие вопросы: 1. С кем вы предпочитаете выполнять общественно полезную работу? 2. С кем вы предпочитаете выполнять домашнюю работу? 3. С кем вы предпочитаете выполнять учебно-познавательную деятельность? 4. С кем вы охотнее всего проводите свободное время? 5. Довольны ли вы своим положением в коллективе?

Таким образом, выяснение характера и структуры общения осуществлялось через анализ различных видов деятельности, с учетом лиц, участвующих в ней. Этой цели служили 1—3-й вопросы. Кроме того, для большей четкости по каждому из видов деятельности был назван ориентировочный перечень занятий.

 

Таблица 3

 

Коэффициент корреляции самооценки внешности и личности (по Чупрову)

 

VIII класс

Х класс

Студенты

М

Ж

М

Ж

М

Ж

0,40

0,37

0,31

0,43

0,39

0,46

 

Полученные результаты представлены в табл. 4, 5. Домашняя работа обозначена как практическая деятельность.

Анализ приведенных материалов целесообразно проводить по следующим линиям: во-первых, необходимо  выявить предпочитаемых партнеров для различных видов деятельности или проведения досуга в рамках группы с данной самооценкой: во-вторых, сравнить результаты, полученные в группах с разной самооценкой; в-третьих, проследить возрастную динамику результатов.

При анализе общения в процессе общественно полезной деятельности обнаружено, что, независимо от самооценки, девушки VIII и Х классов предпочитают выполнение ее совместно с друзьями, тогда как среди мальчиков с понижением самооценки возрастает число ребят, предпочитающих заниматься общественно полезной деятельностью в одиночку. Студенты в качестве партнеров по деятельности выбирают друзей, хотя среди девушек с высокой самооценкой довольно значительно число лиц, желающих выполнять эту деятельность в одиночку.

Данные, связанные с практической деятельностью, показывают, что для юношей восьмых классов процент желающих выполнять ее в одиночку растет, в Х классе практически не зависит от

 

73

 

самооценки, а у студентов падает. Процент желающих выполнять практическую деятельность совместно с родителями или друзьями при понижении самооценки для восьмиклассников падает, для десятиклассников не зависит от самооценки, а для студентов резко возрастает процент желающих работать с родителями.

Таблица 4

 

Предпочитаемое общение испытуемых с различной самооценкой внешности по группам испытуемых (в %)

 

Основные виды деятель-

ности

Группы испыту-

емых

Высокая самооценка

Средняя самооценка

Низкая самооценка

один

с родите-

лями

с друзьями

с учите-

лями

один

с родите-

лями

с друзьями

с учите-

лями

один

с родите-

лями

с друзьями

с учите-

лями

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

Общест-

венно-полезная

I

0

2

0

2

100

96

0

0

18

3

0

0

76

97

6

0

0

0

0

0

0

100

0

0

II

10

0

0

0

90

93

0

7

33

3

0

0

67

94

0

3

0

0

0

17

0

83

0

0

III

0

14

0

0

100

86

0

0

0

0

0

3

100

94

0

3

0

0

0

0

0

100

0

0

Практи-

ческая

I

53

69

27

31

20

0

0

0

68

79

23

18

9

3

0

0

0

67

0

33

0

0

0

0

II

70

57

25

36

5

7

0

0

67

89

26

8

7

3

0

0

0

60

0

40

0

0

0

0

III

76

57

12

29

12

14

0

0

40

56

60

44

0

0

0

0

0

60

0

40

0

0

0

0

Учебно-познава-

тельная

I

53

64

0

6

47

15

0

15

48

50

5

20

38

24

9

6

0

11

0

0

0

89

0

0

II

70

71

5

0

25

29

0

0

53

78

0

0

33

19

14

3

0

50

0

0

0

33

0

17

III

27

43

10

0

45

43

18

14

70

33

0

3

10

56

20

8

0

60

0

0

0

40

0

0

Досуг

I

36

17

14

8

50

75

0

0

9

3

5

6

86

91

0

0

0

22

0

11

0

67

0

0

II

20

0

0

21

80

79

0

0

20

14

7

14

73

72

0

0

0

0

50

0

0

0

50

0

III

0

14

9

43

91

43

0

0

0

3

10

11

90

86

0

0

0

20

0

0

0

80

0

0

Примечание: I- группа учащихся VIII класса, II- группа учащихся Х класса, III- группа студентов

 

Отметим существенно различную возрастную динамику в выборе партнеров по практической деятельности для групп с разной самооценкой. Для юношей с высокой самооценкой по мере взросления стремление выполнять эту работу одному растет, со средней — падает, тогда как стремление выполнять эту работу с родителями имеет обратный характер.

Таблица 5

 

Оценка положения в коллективе (в %)

 

Оценка

VIII класс

X класс

Студенты

доволен

недоволен

доволен

недоволен

доволен

недоволен

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

Высокая

93

70

7

30

83

92

17

8

90

86

10

14

Средняя

67

62

33

38

71

78

39

22

78

91

22

9

Низкая

0

33

о

67

50

40

50

60

0

90

0

10

 

Сопоставление аналогичных данных для девушек показывает, что при переходе к старшей возрастной группе для лиц с высокой самооценкой родители в качестве желаемых партнеров выбираются реже, чем в младшем возрасте, тогда как для группы со средней самооценкой этот выбор происходит существенно чаще.

Анализ данных, связанных с учебно-познавательной деятельностью, показывает, что в VIII и Х классах стремление выполнять эту работу самостоятельно при пониженной  самооценке падает. Следует отметить низкое число выборов учителей (преподавателей) в качестве партнеров по деятельности для всех опрошенных групп. Для юношей всех возрастных групп и девушек-десятиклассниц с падением самооценки число таких выборов несколько увеличивается, тогда как для студенток и восьмиклассниц падает. Отметим довольно частый выбор родителей в качестве партнеров девочками-восьмиклассницами со средней самооценкой.

Анализ частоты выбора друзей в качестве партнеров по учебно-познавательной деятельности показывает довольно пеструю картину, существенно зависящую от пола, возраста и самооценки. Во всех рассмотренных выше ситуациях, на наш взгляд, выбор партнера

 

74

 

диктовался не только предпочитаемым общением, но и спецификой практических задач, решаемых в том или ином виде деятельности.

При обращении к анализу выбора партнеров по досуговому общению легко заметить различия для разных половозрастных групп и групп с различной самооценкой. Спектр партнеров по общению у восьмиклассников с высокой самооценкой шире, чем со средней; хотя в обеих группах наиболее часто в качестве партнеров указываются друзья; в группе с высокой самооценкой весьма велико число лиц, стремящихся проводить досуг в одиночестве.

При переходе к Х классу различие между группами с высокой и средней самооценкой существенно уменьшается за счет увеличения роли друзей в проведении досуга для группы с высокой самооценкой и роста числа лиц, стремящихся проводить досуг в одиночестве, для группы со средней самооценкой. Рост значимости друзей при проведении досуга продолжается при переходе к группе студентов как с высокой, так и со средней самооценкой.

Обращаясь к анализу выбора партнеров по досуговому общению в группе девушек, можно отметить следующее. Спектр партнеров по общению у восьмиклассниц с высокой и низкой самооценкой несколько шире, чем в группе со средней самооценкой. Это происходит из-за того, что в двух крайних группах шире представлено стремление проводить досуг в одиночестве или с родителями. Во всех трех группах стремление к общению с друзьями представлено наиболее широко.

При переходе к Х классу наблюдается резкий рост стремления проводить досуг одной в группе девушек с низкой самооценкой, тогда как в группе с высокой самооценкой этот показатель до нуля. Растет он и в группе со средней самооценкой. Наблюдается рост стремления проводить досуг с родителями в группе с высокой самооценкой, тогда как в группе с низкой самооценкой этот показатель падает до нуля. Стремление проводить досуг с друзьями в группе с низкой самооценкой существенно ниже, чем в двух других.

У студентов наиболее ярко выражено стремление проводить досуг с друзьями в группах с низкой и средней самооценкой, тогда как в группе с высокой самооценкой продолжается рост значимости родителей как партнеров по общению. Спектр партнеров по общению с падением самооценки сужается. Падает стремление к проведению досуга в одиночестве в группе с низкой и средней самооценкой, а в группе с высокой самооценкой растет. Для всех возрастных групп с высокой самооценкой наблюдаются существенные различия в выборе партнеров по общению для групп разного пола, тогда как в группе со средней самооценкой это различие гораздо меньше.

Данные табл. 4 указывают на структуру общения, которую хотели бы иметь испытуемые, расхождение между желаемой и фактической структурой общения может служить причиной дискомфорта испытуемых. При проведении работы по корреляции самооценки необходимо исследование фактической структуры общения и учет его различий от желаемой структуры.

Одним из аспектов вопроса о взаимосвязи самооценки внешности и общения является их зависимость от коллектива, в деятельность которого включен испытуемый. Интегральной характеристикой этого соотношения является самооценка положения испытуемого в коллективе, в зависимости от его самооценки внешности. Вопросы корректировки сомооценки не могут не учитывать самооценку статуса испытуемых в коллективе. В группе всех возрастов абсолютное большинство лиц с высокой самооценкой своим положением в коллективе удовлетворены, тогда как в группе со средней самооценкой процент недовольных существенно выше (табл. 5).

Для девушек процент лиц, недовольных своим положением в коллективе, в VII и Х классах с падением самооценки существенно растет, тогда как у студенток падает. С возрастом для всех групп, различающихся самооценкой, процент довольных своим положением в коллективе увеличивается.

Таким образом, полученные материалы

 

75

 

позволяют говорить о действенной роли оценки собственной внешности (в ее связи с самооценкой личности) в разных структурах общения, что необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной работы в коллективе школьников и студентов.

 

1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 272 с.

2. Гусева А. Г. Психологические механизмы развертки представлений юношей и девушек о своей внешности и понимания личности // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985. С. 40—47.

3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 448 с.

4. Лукьянова З. Н. К вопросу о социально-перспективных аспектах общения // Вопросы методики исследования условий, тенденций и перспектив развития культуры сибирского села. Барнаул, 1983. С. 249—251.

5. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972.

 

Поступила в редакцию 10.VI 1987 г.