71
ВЛИЯНИЕ
САМООЦЕНКИ ВНЕШНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА ЕГО ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
З.Н.
ЛУКЬЯНОВА
В соответствии с гипотезой
исследования, в которой предполагается, что оценка собственной внешности влияет
на самооценку личности, а последняя — на общение, перед нами стояла задача
определить, в какой мере связаны самооценка внешности и самооценка личности.
Предпочитаемое общение учащихся изучалось с учетом реальной деятельности, в
которую включены испытуемые. В эксперименте участвовали учащиеся VIII и Х
классов средней школы Барнаула, а также студенты II курса Барнаульского
педагогического института. Учащимся предлагалось составить, свободное описание
своей внешности с указанием ее оценки: высокая —
полностью удовлетворен своей внешностью, средняя — частично удовлетворен,
низкая — полностью не удовлетворен.
Анализ полученных материалов
позволил разделить испытуемых на группы с различной самооценкой внешности
(табл. 1).
Таблица
1
Распределение
испытуемых с различной самооценкой внешности
Группа, число испытуемых |
Пол |
Число
испытуемых в подгруппе |
Высокая
самооценка внешности |
Средняя
самооценка внешности |
Низкая
самооценка внешности |
VIII
класс |
М |
89 |
37 |
46 |
6 |
(203 человека) |
Ж |
114 |
32 |
64 |
18 |
Х класс |
М |
77 |
50 |
24 |
3 |
(170 человек) |
Ж |
93 |
38 |
42 |
13 |
Студенты |
М |
46 |
30 |
14 |
2 |
(138 человек) |
Ж |
92 |
33 |
44 |
15 |
Выделение групп по
половозрастному признаку диктуется тем, что, как хорошо известно
из литературы [1], [2], принадлежность к той или иной группе существенно влияет
на восприятие и оценку своей внешности. Более того, полный анализ взаимосвязей
между самооценкой внешности, самооценкой личности и общением требует знания
специфики оценки внешности не только для той или иной половозрастной группы, но
и учета конкретных особенностей коллектива, в деятельность которого включены
школьники [1], [4].
Для решения нашей задачи
необходимо было выяснить, в какой мере скоррелированы
самооценка внешности и самооценка личности. Для этого испытуемым предлагалось
отнести себя к одной из трех групп: удовлетворены
собой (высокая самооценка), частично удовлетворены (средняя самооценка), не
удовлетворены (низкая самооценка). Полученные результаты (табл. 2, 3)
свидетельствуют о том, что та или иная оценка своей внешности достаточно тесно связана с оценкой личности.
Эти данные позволяют перейти
к анализу вопроса о .влиянии самооценки внешности (и в
том числе личности) на общение. Для этого необходимо выяснить два момента:
во-первых, сказываются ли самооценка внешности и самооценка личности на
общительности в целом, т.е. насколько часто и охотно испытуемые вступают в
контакт с родственниками, друзьями, сверстниками и т.п.; во-вторых, какова
структура общения лиц с различной самооценкой. При этом по характеру общения мы
различали неофициально-деловое и досуговое
[1], [3], по выбору партнера общения — родители, друзья, учителя
(преподаватели).
Трудности, возникающие при
решении нашей задачи, связаны, с одной стороны, с многообразием форм общения и
их различной значимостью для учащихся, что затрудняет их сопоставление, с
другой — наряду с общением, включенным в различные виды деятельности, для нас
существенна ситуация, когда оно выступает самостоятельно. В связи с этим мы
интересовались
72
структурой желаемого
неофициально-делового общения (общение здесь играет подчиненную роль) и
реальной структурой досугового общения.
Таблица
2
Соотношение самооценки
внешности и самооценки личности (в %)
Группы |
Высокая самооценка
внешности |
Средняя самооценка
внешности |
Низкая самооценка
внешности |
|||||||||||||||
Высокая
самооценка личности |
Средняя
самооценка личности |
Низкая
самооценка личности |
Высокая
самооценка личности |
Средняя
самооценка личности |
Низкая
самооценка личности |
Высокая
самооценка личности |
Средняя
самооценка личности |
Низкая
самооценка личности |
||||||||||
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
|
VIII класс |
62 |
47 |
30 |
53 |
8 |
0 |
16 |
17 |
71 |
78 |
13 |
5 |
0 |
11 |
67 |
50 |
33 |
39 |
Х класс |
66 |
61 |
22 |
36 |
12 |
3 |
38 |
2 |
58 |
84 |
4 |
14 |
0 |
8 |
67 |
54 |
33 |
38 |
Студенты |
70 |
80 |
20 |
18 |
10 |
2 |
22 |
15 |
64 |
70 |
14 |
15 |
50 |
33 |
0 |
34 |
50 |
33 |
Для экспериментального
изучения общения использовалась методика, охватывающая достаточно широкий спектр взаимоотношений школьников и студентов и позволяющая
учесть при интерпретации результатов информацию лиц, хорошо знакомых с данным
контингентом испытуемых (преподавателей, куратора, учителей, классного
руководителя, родителей).
Испытуемым предлагалось
ответить на следующие вопросы: 1. С кем вы предпочитаете выполнять общественно
полезную работу? 2. С кем вы предпочитаете выполнять домашнюю работу? 3. С кем
вы предпочитаете выполнять учебно-познавательную деятельность? 4. С кем вы
охотнее всего проводите свободное время? 5. Довольны ли вы своим положением в
коллективе?
Таким образом, выяснение
характера и структуры общения осуществлялось через анализ различных видов
деятельности, с учетом лиц, участвующих в ней. Этой цели служили 1—3-й вопросы.
Кроме того, для большей четкости по каждому из видов деятельности был назван
ориентировочный перечень занятий.
Таблица
3
Коэффициент корреляции
самооценки внешности и личности (по Чупрову)
VIII
класс |
Х
класс |
Студенты |
|||
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
0,40 |
0,37 |
0,31 |
0,43 |
0,39 |
0,46 |
Полученные результаты
представлены в табл. 4, 5. Домашняя работа обозначена
как практическая деятельность.
Анализ приведенных
материалов целесообразно проводить по следующим линиям: во-первых,
необходимо выявить предпочитаемых
партнеров для различных видов деятельности или проведения досуга в рамках
группы с данной самооценкой: во-вторых, сравнить результаты, полученные в
группах с разной самооценкой; в-третьих, проследить возрастную динамику
результатов.
При анализе общения в
процессе общественно полезной деятельности обнаружено, что, независимо от
самооценки, девушки VIII и Х классов предпочитают выполнение ее совместно с
друзьями, тогда как среди мальчиков с понижением самооценки возрастает число
ребят, предпочитающих заниматься общественно полезной деятельностью в одиночку.
Студенты в качестве партнеров по деятельности выбирают друзей, хотя среди
девушек с высокой самооценкой довольно значительно число лиц, желающих
выполнять эту деятельность в одиночку.
Данные, связанные с практической деятельностью, показывают,
что для юношей восьмых классов процент желающих выполнять ее в одиночку растет,
в Х классе практически не зависит от
73
самооценки, а у студентов падает. Процент желающих выполнять
практическую деятельность совместно с родителями или друзьями при понижении
самооценки для восьмиклассников падает, для десятиклассников не зависит от
самооценки, а для студентов резко возрастает процент желающих работать с
родителями.
Таблица 4
Предпочитаемое общение испытуемых с
различной самооценкой внешности по группам испытуемых (в %)
Основные виды деятель- ности |
Группы испыту- емых |
Высокая самооценка |
Средняя самооценка |
Низкая самооценка |
|||||||||||||||||||||
один |
с родите- лями |
с друзьями |
с учите- лями |
один |
с родите- лями |
с друзьями |
с учите- лями |
один |
с родите- лями |
с друзьями |
с учите- лями |
||||||||||||||
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
||
Общест- венно-полезная |
I |
0 |
2 |
0 |
2 |
100 |
96 |
0 |
0 |
18 |
3 |
0 |
0 |
76 |
97 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100 |
0 |
0 |
II |
10 |
0 |
0 |
0 |
90 |
93 |
0 |
7 |
33 |
3 |
0 |
0 |
67 |
94 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
17 |
0 |
83 |
0 |
0 |
|
III |
0 |
14 |
0 |
0 |
100 |
86 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
100 |
94 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100 |
0 |
0 |
|
Практи- ческая |
I |
53 |
69 |
27 |
31 |
20 |
0 |
0 |
0 |
68 |
79 |
23 |
18 |
9 |
3 |
0 |
0 |
0 |
67 |
0 |
33 |
0 |
0 |
0 |
0 |
II |
70 |
57 |
25 |
36 |
5 |
7 |
0 |
0 |
67 |
89 |
26 |
8 |
7 |
3 |
0 |
0 |
0 |
60 |
0 |
40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
III |
76 |
57 |
12 |
29 |
12 |
14 |
0 |
0 |
40 |
56 |
60 |
44 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
60 |
0 |
40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Учебно-познава- тельная |
I |
53 |
64 |
0 |
6 |
47 |
15 |
0 |
15 |
48 |
50 |
5 |
20 |
38 |
24 |
9 |
6 |
0 |
11 |
0 |
0 |
0 |
89 |
0 |
0 |
II |
70 |
71 |
5 |
0 |
25 |
29 |
0 |
0 |
53 |
78 |
0 |
0 |
33 |
19 |
14 |
3 |
0 |
50 |
0 |
0 |
0 |
33 |
0 |
17 |
|
III |
27 |
43 |
10 |
0 |
45 |
43 |
18 |
14 |
70 |
33 |
0 |
3 |
10 |
56 |
20 |
8 |
0 |
60 |
0 |
0 |
0 |
40 |
0 |
0 |
|
Досуг |
I |
36 |
17 |
14 |
8 |
50 |
75 |
0 |
0 |
9 |
3 |
5 |
6 |
86 |
91 |
0 |
0 |
0 |
22 |
0 |
11 |
0 |
67 |
0 |
0 |
II |
20 |
0 |
0 |
21 |
80 |
79 |
0 |
0 |
20 |
14 |
7 |
14 |
73 |
72 |
0 |
0 |
0 |
0 |
50 |
0 |
0 |
0 |
50 |
0 |
|
III |
0 |
14 |
9 |
43 |
91 |
43 |
0 |
0 |
0 |
3 |
10 |
11 |
90 |
86 |
0 |
0 |
0 |
20 |
0 |
0 |
0 |
80 |
0 |
0 |
|
Примечание: I- группа учащихся VIII класса, II- группа учащихся Х класса, III- группа студентов |
Отметим существенно
различную возрастную динамику в выборе партнеров по практической
деятельности для групп с разной самооценкой. Для юношей с высокой самооценкой
по мере взросления стремление выполнять эту работу одному растет, со средней —
падает, тогда как стремление
выполнять эту работу с родителями имеет обратный характер.
Таблица
5
Оценка
положения в коллективе (в %)
Оценка |
VIII
класс |
X
класс |
Студенты |
|||||||||
доволен |
недоволен |
доволен |
недоволен |
доволен |
недоволен |
|||||||
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
|
Высокая |
93 |
70 |
7 |
30 |
83 |
92 |
17 |
8 |
90 |
86 |
10 |
14 |
Средняя |
67 |
62 |
33 |
38 |
71 |
78 |
39 |
22 |
78 |
91 |
22 |
9 |
Низкая |
0 |
33 |
о |
67 |
50 |
40 |
50 |
60 |
0 |
90 |
0 |
10 |
Сопоставление аналогичных
данных для девушек показывает, что при переходе к старшей возрастной группе для
лиц с высокой самооценкой родители в качестве желаемых партнеров выбираются
реже, чем в младшем возрасте, тогда как для группы со средней самооценкой этот
выбор происходит существенно чаще.
Анализ данных, связанных с учебно-познавательной деятельностью,
показывает, что в VIII и Х классах стремление выполнять эту работу
самостоятельно при пониженной самооценке
падает. Следует отметить низкое число выборов учителей (преподавателей) в
качестве партнеров по деятельности для всех опрошенных групп. Для юношей всех
возрастных групп и девушек-десятиклассниц с падением самооценки число таких
выборов несколько увеличивается, тогда как для студенток и восьмиклассниц
падает. Отметим довольно частый выбор родителей в качестве партнеров
девочками-восьмиклассницами со средней самооценкой.
Анализ частоты выбора друзей
в качестве партнеров по учебно-познавательной деятельности показывает довольно
пеструю картину, существенно зависящую от пола, возраста и самооценки. Во всех
рассмотренных выше ситуациях, на наш взгляд, выбор партнера
74
диктовался не только
предпочитаемым общением, но и спецификой практических задач, решаемых в том или
ином виде деятельности.
При обращении к анализу
выбора партнеров по досуговому общению легко заметить различия для
разных половозрастных групп и групп с различной самооценкой. Спектр
партнеров по общению у восьмиклассников с высокой самооценкой шире, чем со
средней; хотя в обеих группах наиболее часто в качестве партнеров указываются
друзья; в группе с высокой самооценкой весьма велико число лиц, стремящихся
проводить досуг в одиночестве.
При переходе к Х классу
различие между группами с высокой и средней самооценкой существенно уменьшается
за счет увеличения роли друзей в проведении досуга для группы с высокой
самооценкой и роста числа лиц, стремящихся проводить досуг в одиночестве, для
группы со средней самооценкой. Рост значимости друзей при проведении досуга
продолжается при переходе к группе студентов как с
высокой, так и со средней самооценкой.
Обращаясь к анализу выбора
партнеров по досуговому общению в группе девушек,
можно отметить следующее. Спектр партнеров по общению у восьмиклассниц с
высокой и низкой самооценкой несколько шире, чем в группе со средней
самооценкой. Это происходит из-за того, что в двух крайних группах шире представлено стремление проводить досуг в одиночестве или с
родителями. Во всех трех группах стремление к общению с друзьями представлено
наиболее широко.
При переходе к Х классу
наблюдается резкий рост стремления проводить досуг
одной в группе девушек с низкой самооценкой, тогда как в группе с высокой
самооценкой этот показатель до нуля. Растет он и в группе со средней
самооценкой. Наблюдается рост стремления проводить
досуг с родителями в группе с высокой самооценкой, тогда как в группе с низкой
самооценкой этот показатель падает до нуля. Стремление проводить досуг с
друзьями в группе с низкой самооценкой существенно ниже, чем в двух других.
У студентов наиболее ярко выражено стремление проводить досуг с друзьями в группах с
низкой и средней самооценкой, тогда как в группе с высокой самооценкой
продолжается рост значимости родителей как партнеров по общению. Спектр
партнеров по общению с падением самооценки сужается. Падает стремление к
проведению досуга в одиночестве в группе с низкой и средней самооценкой, а в
группе с высокой самооценкой растет. Для всех возрастных групп с высокой
самооценкой наблюдаются существенные различия в выборе партнеров по общению для
групп разного пола, тогда как в группе со средней самооценкой это различие
гораздо меньше.
Данные табл. 4 указывают на
структуру общения, которую хотели бы иметь испытуемые, расхождение между желаемой
и фактической структурой общения может служить причиной дискомфорта испытуемых.
При проведении работы по корреляции самооценки необходимо исследование
фактической структуры общения и учет его различий от желаемой структуры.
Одним из аспектов вопроса о взаимосвязи
самооценки внешности и общения является их зависимость от коллектива, в
деятельность которого включен испытуемый. Интегральной характеристикой этого
соотношения является самооценка положения испытуемого в коллективе, в
зависимости от его самооценки внешности. Вопросы корректировки сомооценки не могут не учитывать самооценку статуса
испытуемых в коллективе. В группе всех возрастов абсолютное большинство лиц с
высокой самооценкой своим положением в коллективе удовлетворены,
тогда как в группе со средней самооценкой процент недовольных существенно выше
(табл. 5).
Для девушек процент лиц,
недовольных своим положением в коллективе, в VII и Х классах с падением
самооценки существенно растет, тогда как у студенток
падает. С возрастом для всех групп, различающихся самооценкой, процент
довольных своим положением в коллективе увеличивается.
Таким образом, полученные
материалы
75
позволяют говорить о
действенной роли оценки собственной внешности (в ее связи с самооценкой
личности) в разных структурах общения, что необходимо учитывать при организации
учебно-воспитательной работы в коллективе школьников и студентов.
1.
Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 272
с.
2.
Гусева А. Г. Психологические
механизмы развертки представлений юношей и девушек о своей внешности и
понимания личности // Вопросы психологии межличностного познания и общения.
Краснодар, 1985. С. 40—47.
3.
Ломов Б. Ф. Методологические и
теоретические проблемы психологии. М., 1984. 448 с.
4.
Лукьянова З. Н. К вопросу о
социально-перспективных аспектах общения // Вопросы методики исследования
условий, тенденций и перспектив развития культуры сибирского села. Барнаул,
1983. С. 249—251.
5.
Суходольский Г. В. Основы
математической статистики для психологов. Л., 1972.
Поступила
в редакцию 10.VI 1987 г.