Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

162

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Н. В. ПЬЯНКОВА

Елабуга

 

Социальная психология: Учеб. пособие для педагогических институтов / Под

ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. 223 с.

 

Спецкурс «Социальная психология» введен в некоторых вузах страны сравнительно недавно, хотя потребность в такого рода занятиях у учителей существовала всегда, Хорошо известно, что профессиональная подготовка в педагогических институтах ориентирует будущих специалистов преимущественно в сфере определенных научных знаний и значительно меньше — в сфере человековедческих дисциплин: в педагогике и психологии. Не случайно довольно распространено явление, когда высокообразованные, увлеченные преподаваемым предметом учителя вынуждены менять свою профессию, уходя из школы: миры — огромные, сложные, разные,— составляющие психологию личности ученика в системе его взаимоотношений с социальным окружением, оказываются неподвластными этим педагогам.

У каждого школьника, независимо от возраста, уже накоплен свой опыт взаимоотношений со сверстниками и со старшими в семье. Этот опыт, естественно, разный. Знание детской социальной психологии, общих и возрастных закономерностей ее развития, рефлексия собственных возможностей, квалифицированная диагностика педагогом умений и готовности учащихся к социальному взаимодействию являются предпосылками, которые помогут учителю, организуя детскую среду, эффективно реализовывать задачи образования и воспитания подрастающего поколения.

С изменением социально-психологических условий формирования и функционирования личности в обществе происходит увеличение и усложнение системы социальных связей современных школьников. Для того чтобы грамотно осуществлять систему психолого-педагогических воздействий, учителю

 

163

 

необходима научная ориентация в закономерностях развития личности в коллективе и самих коллективов. Знание психологии личности, специфики становления малых групп и складывающихся в различных условиях межличностных взаимоотношений — это неполный перечень основных разделов социальной психологии, без ориентации в которых учителю весьма сложно осуществлять учебно-воспитательный процесс, формировать и корректировать развитие личности и коллектива.

Учебное пособие «Социальная психология», подготовленное авторским коллективом сотрудников НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством А.В. Петровского, раскрывает различные аспекты взаимодействия личности и общества, закономерности формирования личности в группе.

Книга вводит будущих учителей в круг основных проблем, которые предстоит решать молодым специалистам в их реальной деятельности. Содержательная и композиционная логика изложения материала продиктована спецификой задач, которые решают учителя на практике; именно поэтому материал структурируется в виде курса педагогической и возрастной социальной психологии, социальной психологии школы и семьи.

В первом разделе дан краткий исторический экскурс в зарубежную и советскую социальную психологию. Особое место отводится системе психологических взглядов крупнейших педагогов и психологов-теоретиков и практиков: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других. Показано, насколько и в наши дни актуальны проблемы, разрабатываемые этими авторами; раскрывается важность их теоретических посылок и практических решений для современной школы. Интересно, что идеи В.А. Сухомлинского, широко известного учительской общественности в основном в качестве сторонника индивидуального подхода к воспитанию детей, рассматриваются здесь в системе его представлений о воспитательной силе коллектива. Это означает, что индивидуальный и коллективный подходы в педагогике не альтернативны, а выступают в качестве различных сторон единого процесса коммунистического воспитания, утверждающего уважение к личности растущего человека и базирующегося на гуманистических принципах доверия, добра, справедливости.

Трудно сказать, что более ценно здесь для работающего в школе учителя: представленный анализ социально-психологических феноменов или освещение вопросов прикладного характера. Теоретическая часть знакомит с содержанием основных категорий социальной психологии, освоение которых позволит учителю работать с научной литературой. Этот момент очень важен, ибо большинство упреков в адрес сотрудников АПН СССР заключается в сложности изложения материалов и из-за этого — в невозможности использовать данные научных исследований в практической работе учителя.

Пособие знакомит с набором методических приемов социально-психологического исследования. Помимо традиционных дано описание и новейших методов, реализующих принцип  «отраженной  субъективности». Использование этого принципа позволяет определять характер тех преобразований, которые осуществлены учителем в личности ученика. Глава «Метод социальной психологии» знакомит читателей с арсеналом и возможностями использования имеющегося инструментария для изучения личности и коллектива учащихся и учителей.

Оценивая пособие, следует отметить прежде всего строго научный системный подход к анализу социально-психологических феноменов. Известно, что наиболее трудным моментом учительского бытия в школе является неумение педагога «меняться» вместе с возрастными особенностями ученика, учитывая особенности его возрастной психологии, и на этой основе строить свои взаимоотношения с ним. Именно на это нацеливает пособие, раскрывая специфику различных этапов психологии развития личности ученика. Процесс специализации в школьном возрасте авторы рассматривают с точки зрения основных положений социально-психологической концепции развития личности ребенка в коллективе, где основой развития выступает деятельностно опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее референтными для него в различные периоды группами. Применительно к школьной практике раскрываются детерминанты формирования личности и межличностных отношений в школе и даются практические рекомендации по организации взаимодействия на основе социально полезных целей деятельности.

Весьма перспективной и полезной для практики является излагаемая здесь концепция персонализации личности, осмысление которой особенно важно для учителей, ответственных за тех, кого они формируют. В самом деле, находясь рядом со своими воспитанниками в течение многих лет, взаимодействуя с ними, учителя своей деятельностью во многом преобразовывают

 

164

 

смысловую сферу личности ученика, наполняя ее системой своих ценностных представлений. Эта новая линия анализа взаимоотношений учителя и учащихся, несомненно, будет способствовать развитию педагогической рефлексии как одного из пока недостаточно формируемых компонентов в структуре профессиональной деятельности педагога.

Рецензируемое учебное пособие рассчитано на широкий круг читателей: не только студентов, но и руководителей учебно-воспитательного процесса самых различных учреждений (детских садов, школ, СПТУ, техникумов, детских домов и т.д.), учителей и воспитателей, работающих с различными возрастными группами. Но о чем бы ни шла речь — о половой дифференциации в коллективах детей и подростков, о проблеме трудных подростков, о влиянии статуса на успеваемость и успеваемости на статус, о проблеме новичка,— все эти вопросы, с которыми постоянно сталкиваются учителя в своей практической деятельности и ответы на которые, как правило, они находят, лишь пройдя долгий и трудный путь проб и ошибок, получили свое освещение в пособии «Социальная психология».

Знакомство с материалами рецензируемой книги вооружает учителя определенными ориентирами, помогающими им осознать зону трудностей и выбрать для себя пути психологически грамотного решения проблем, возникающих в конкретных педагогических ситуациях.

Каждый из разделов реально полезен для практики. Идет ли речь о психологии семьи, о структуре, динамике и дифференциации межличностных отношений дошкольников и школьников со сверстниками и взрослыми, о взаимодействии учителя с учениками и коллегами и т.д.,— каждое направление охватывает большой пласт жизненных проблем, которые постоянно возникают у педагогов и решение которых находится в сфере их компетенции. Не вызывает сомнений, что выход в свет «Социальной психологии» будет способствовать повышению результативности работы учебно-воспитательных учреждений. Остается лишь только пожелать, чтобы это пособие, пройдя путь апробации практикой, обогатилось бы еще более яркими и убедительными примерами из школьной жизни, еще более конкретными и точными педагогическими рекомендациями. Но для этого, очевидно, нужно время и увеличение объема книги.