162
Н. В. ПЬЯНКОВА
Елабуга
Социальная психология: Учеб.
пособие для педагогических институтов / Под
ред. А. В. Петровского. М.:
Просвещение, 1987. 223 с.
Спецкурс «Социальная психология» введен в некоторых вузах
страны сравнительно недавно, хотя потребность в такого рода занятиях у учителей
существовала всегда, Хорошо известно, что профессиональная подготовка в
педагогических институтах ориентирует будущих специалистов преимущественно в
сфере определенных научных знаний и значительно меньше — в сфере
человековедческих дисциплин: в педагогике и психологии. Не случайно довольно
распространено явление, когда высокообразованные, увлеченные преподаваемым предметом
учителя вынуждены менять свою профессию, уходя из школы: миры — огромные,
сложные, разные,— составляющие психологию личности ученика в системе его
взаимоотношений с социальным окружением, оказываются неподвластными этим
педагогам.
У каждого школьника, независимо от возраста, уже
накоплен свой опыт взаимоотношений со сверстниками и со старшими в семье. Этот
опыт, естественно, разный. Знание детской социальной психологии, общих и
возрастных закономерностей ее развития, рефлексия собственных возможностей,
квалифицированная диагностика педагогом умений и готовности учащихся к
социальному взаимодействию являются предпосылками, которые помогут учителю,
организуя детскую среду, эффективно реализовывать задачи образования и воспитания
подрастающего поколения.
С изменением социально-психологических условий
формирования и функционирования личности в обществе происходит увеличение и
усложнение системы социальных связей современных школьников. Для того чтобы
грамотно осуществлять систему психолого-педагогических воздействий, учителю
163
необходима научная ориентация в закономерностях
развития личности в коллективе и самих коллективов. Знание психологии личности,
специфики становления малых групп и складывающихся в различных условиях
межличностных взаимоотношений — это неполный перечень основных разделов
социальной психологии, без ориентации в которых учителю весьма сложно
осуществлять учебно-воспитательный процесс, формировать и корректировать развитие
личности и коллектива.
Учебное пособие «Социальная психология»,
подготовленное авторским коллективом сотрудников НИИ общей и педагогической
психологии АПН СССР под руководством А.В. Петровского, раскрывает различные
аспекты взаимодействия личности и общества, закономерности формирования
личности в группе.
Книга вводит будущих учителей в круг основных
проблем, которые предстоит решать молодым специалистам в их реальной
деятельности. Содержательная и композиционная логика изложения материала
продиктована спецификой задач, которые решают учителя на практике; именно поэтому
материал структурируется в виде курса педагогической и возрастной социальной
психологии, социальной психологии школы и семьи.
В первом разделе дан краткий исторический экскурс в
зарубежную и советскую социальную психологию. Особое место отводится системе
психологических взглядов крупнейших педагогов и психологов-теоретиков и
практиков: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других.
Показано, насколько и в наши дни актуальны проблемы, разрабатываемые этими
авторами; раскрывается важность их теоретических посылок и практических решений
для современной школы. Интересно, что идеи В.А. Сухомлинского, широко
известного учительской общественности в основном в качестве сторонника
индивидуального подхода к воспитанию детей, рассматриваются здесь в системе его
представлений о воспитательной силе коллектива. Это означает, что индивидуальный
и коллективный подходы в педагогике не альтернативны, а выступают в качестве
различных сторон единого процесса коммунистического воспитания, утверждающего
уважение к личности растущего человека и базирующегося на гуманистических
принципах доверия, добра, справедливости.
Трудно сказать, что более ценно здесь для
работающего в школе учителя: представленный анализ социально-психологических
феноменов или освещение вопросов прикладного характера. Теоретическая часть
знакомит с содержанием основных категорий социальной психологии, освоение
которых позволит учителю работать с научной литературой. Этот момент очень
важен, ибо большинство упреков в адрес сотрудников АПН СССР заключается в
сложности изложения материалов и из-за этого — в невозможности использовать
данные научных исследований в практической работе учителя.
Пособие знакомит с набором методических приемов
социально-психологического исследования. Помимо традиционных дано описание и
новейших методов, реализующих принцип
«отраженной субъективности».
Использование этого принципа позволяет определять характер тех преобразований,
которые осуществлены учителем в личности ученика. Глава «Метод социальной психологии»
знакомит читателей с арсеналом и возможностями использования имеющегося
инструментария для изучения личности и коллектива учащихся и учителей.
Оценивая пособие, следует отметить прежде всего
строго научный системный подход к анализу социально-психологических феноменов.
Известно, что наиболее трудным моментом учительского бытия в школе является
неумение педагога «меняться» вместе с возрастными особенностями ученика,
учитывая особенности его возрастной психологии, и на этой основе строить свои
взаимоотношения с ним. Именно на это нацеливает пособие, раскрывая специфику
различных этапов психологии развития личности ученика. Процесс специализации в
школьном возрасте авторы рассматривают с точки зрения основных положений
социально-психологической концепции развития личности ребенка в коллективе, где
основой развития выступает деятельностно опосредствованный тип взаимоотношений,
который складывается у ребенка с наиболее референтными для него в различные
периоды группами. Применительно к школьной практике раскрываются детерминанты
формирования личности и межличностных отношений в школе и даются практические
рекомендации по организации взаимодействия на основе социально полезных целей
деятельности.
Весьма перспективной и полезной для практики
является излагаемая здесь концепция персонализации личности, осмысление которой
особенно важно для учителей, ответственных за тех, кого они формируют. В самом
деле, находясь рядом со своими воспитанниками в течение многих лет,
взаимодействуя с ними, учителя своей деятельностью во многом преобразовывают
164
смысловую сферу личности ученика, наполняя ее
системой своих ценностных представлений. Эта новая линия анализа
взаимоотношений учителя и учащихся, несомненно, будет способствовать развитию педагогической
рефлексии как одного из пока недостаточно формируемых компонентов в структуре
профессиональной деятельности педагога.
Рецензируемое учебное пособие рассчитано на широкий
круг читателей: не только студентов, но и руководителей учебно-воспитательного
процесса самых различных учреждений (детских садов, школ, СПТУ, техникумов,
детских домов и т.д.), учителей и воспитателей, работающих с различными
возрастными группами. Но о чем бы ни шла речь — о половой дифференциации в
коллективах детей и подростков, о проблеме трудных подростков, о влиянии
статуса на успеваемость и успеваемости на статус, о проблеме новичка,— все эти
вопросы, с которыми постоянно сталкиваются учителя в своей практической деятельности
и ответы на которые, как правило, они находят, лишь пройдя долгий и трудный
путь проб и ошибок, получили свое освещение в пособии «Социальная психология».
Знакомство с материалами рецензируемой книги
вооружает учителя определенными ориентирами, помогающими им осознать зону
трудностей и выбрать для себя пути психологически грамотного решения проблем,
возникающих в конкретных педагогических ситуациях.
Каждый из разделов реально полезен для практики.
Идет ли речь о психологии семьи, о структуре, динамике и дифференциации
межличностных отношений дошкольников и школьников со сверстниками и взрослыми,
о взаимодействии учителя с учениками и коллегами и т.д.,— каждое направление
охватывает большой пласт жизненных проблем, которые постоянно возникают у
педагогов и решение которых находится в сфере их компетенции. Не вызывает
сомнений, что выход в свет «Социальной психологии» будет способствовать
повышению результативности работы учебно-воспитательных учреждений. Остается
лишь только пожелать, чтобы это пособие, пройдя путь апробации практикой,
обогатилось бы еще более яркими и убедительными примерами из школьной жизни,
еще более конкретными и точными педагогическими рекомендациями. Но для этого,
очевидно, нужно время и увеличение объема книги.