Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

161

 

ТРУД И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

О.Г. КУКОСЯН, В.Е. ГУРИН

Краснодар

 

Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 94 с.

 

В книге Ф.И. Иващенко показаны роль трудового обучения и производительного труда в развитии и формировании личности старшего школьника, особенности взаимоотношений педагога с учащимися в процессе трудового воспитания. В ней отражен передовой опыт школ в трудовом воспитании и подготовке учащихся к выбору профессии в Белоруссии, Краснодарском и Ставропольском краях, проанализированы многолетние собственные исследования автора.

Ф.И. Иващенко исходит из методологических положений о том, что психика человека проявляется и формируется в деятельности (с. 57), что в связи с этим необходимо расширять круг различных видов деятельности школьника с целью поднятия самооценки, увеличения воспитательных возможностей для развития его личности (с. 61). Подчеркнуто, что развитие личности старшеклассника в процессе труда происходит не спонтанно, не автоматически, а лишь при определенной организации трудового обучения (с. 77), что трудовая деятельность является основным условием для развития профессиональных способностей (с. 34).

Книга Ф.И. Иващенко является органическим продолжением ранее написанных им книг (Сельскохозяйственный труд школьников. Минск, 1978; Психология трудового воспитания. Минск,1981), хорошо встреченных учителями, мастерами производственного обучения и наставниками. Так, в рецензируемой книге показано, что первым и важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности являются требования, предъявляемые к нему предметом, орудиями, условиями и результатами труда, вторым условием — целесообразная деятельность самого субъекта, а третьим — деятельность (обучение и воспитание) преподавателя (с. 27).

Автор раскрывает психологическую сущность трудового воспитания, специфику средств труда в развитии личности, показывает, как изменяется внутренний мир школьника в процессе трудового воспитания и производительного труда, как в ходе трудовой деятельности проявляются и развиваются возрастные особенности детей, как происходит при этом возвышение их потребностей, интересов, чувств, как преобразуется личность в целом.

В книге указаны многие еще не использованные резервы трудового воспитания. Подчеркнуто значение психологии для совершенствования теории и практики подготовки школьников к труду, обозначены точки приложения ее на практике.

Ф.И. Иващенко отмечает, что реальный выбор школьником профессии происходит позже, чем осуществляется трудовое и производственное обучение. Однако в сегодняшней школе при выборе видов труда руководствуются не профессиональными намерениями учащихся, а потребностями народного хозяйства. В связи с этим педагогу приходится не столько помогать учащимся выбирать профессию, сколько формировать у них профессиональные намерения, совпадающие с потребностями народного хозяйства. Названное противоречие сказывается на отношении учащихся к трудовому обучению (учащиеся проявляют недостаточную активность, у них угасает интерес к результатам этого обучения), на развитии у них малодейственных мотивов трудовой деятельности и общетрудовой направленности личности. Однако, поскольку трудовое обучение всегда ведется на базе какого-то конкретного вида труда, автор приходит к выводу, что полностью разрешить это противоречие в современной школе, по-видимому, невозможно (с. 42).

Следует отметить и подробное исследование автором процессов целеполагания в учебно-трудовой деятельности старших школьников, особенностей присвоения ими тех целей, которые ставят перед ними взрослые, условий, при которых учащиеся самостоятельно формируют новые цели.

В книге анализируются психологические особенности трудовой деятельности детей, ее отличие от труда взрослых (которое, к сожалению, не всегда учитывается). Автор дает конкретные рекомендации педагогу по осуществлению трудового обучения.

Ф.И. Иващенко вводит новые понятия: «ситуация трудового воспитания» (с. 80), «трудовой поступок» (с. 72—75), «профессиональное самовоспитание» (с.66), «трудовое поведение» (с. 72) и др., раскрывает их содержание. Давая понятие трудового

 

162

 

поступка, он показывает и основные пути его стимулирования (с. 75).

Интересно отметить, что вводимое Ф.И. Иващенко понятие учебно-трудовой деятельности (с. 80) полностью совпадает с позицией одного из рецензентов (В.Е. Гурина) в этом вопросе, который в своих исследованиях самостоятельно (как и Ф.И. Иващенко) выдвинул и обосновал это понятие. Это обстоятельство — еще одно свидетельство актуальности научных изысканий Ф. И. Иващенко, их обоснованности.

Заслуживает одобрения попытка автора побудить учителя к исследованию наболевших вопросов, вооружить его не только рядом методик исследования, но и приемами воспитания. В частности, учителям предлагается давать учащимся для обсуждения значимые для них ситуации. Использование подобных воспитательных приемов способствует не только лучшему пониманию учащимися самих себя, но и усвоению ими норм поведения в трудовом коллективе.

Достоинством рецензируемой книги являются использование и анализ важнейших положений педагогической системы А.С. Макаренко в контексте рассмотрения отдельных вопросов (с. 6, 15, 63, 77, 80, 81, 87 и др.), а также идей В.А. Сухомлинского и К.Д. Ушинского, работ современных психологов и педагогов.

Хочется выразить ряд пожеланий автору. В книге была бы весьма уместной глава о воспитательных возможностях детского трудового коллектива. Следовало бы также расширить изложение результатов исследования трудовых поступков, которым, как это видно из книги, принадлежит решающая роль в становлении личности будущего рабочего. Актуальной была бы и глава, посвященная целенаправленному раскрытию роли труда старших школьников в их умственном, нравственном, трудовом, физическом и эстетическом воспитании и развитии.

Учет этих пожеланий позволит автору выработать ряд новых рекомендаций по использованию труда старшеклассников для их всестороннего развития.