Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

О ПЕРЕСТРОЙКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

В ПЕДВУЗЕ

 

А. В. ТИМОХИНА

 

Обсуждая проблемы перестройки психологии для реализации реформы образования, большинство преподавателей вузов имеют в виду или содержание учебных программ по психологическим дисциплинам, или организационные вопросы преподавания психологии. В нашем опыте мы стремимся соединить в одно целое перестройку содержания и организационных методов, процесса обучения и научных исследований. Мы пытаемся не только усилить профессиональную, педагогическую направленность подготовки будущих учителей, но одновременно и внедрять идеи педагогики сотрудничества при организации занятий студентов по психологии. Что реализовано, достигнуто и какие выдвигаются проблемы?

1. Вступая в дискуссию с некоторыми авторами, которые главный недостаток содержания преподавания психологии в педвузе видят в дроблении ее на общую, возрастную, педагогическую, мы считаем нецелесообразным создание для педвузов новой, «синтетической» психологии. Есть историческая логика развития отраслей психологической науки, да и наш опыт преподавания свидетельствует о пользе такого нового подхода в организации практических занятий на втором курсе, как соуправление преподавателя и студентов. Студентам нужна основательная база знаний по общей психологии, а интеграцию с возрастной и педагогической психологией можно осуществить организационным путем, в рабочих программах, которые для этого и создаются ежегодно. Существующие типовые учебные программы по психологическим дисциплинам нисколько не мешают нам обеспечивать профессиональную направленность преподавания общей психологии и осуществлять тесную взаимосвязь с возрастной и педагогической психологией.

Разделы лекционных курсов по общей психологии (на I курсе) мы традиционно стали завершать учебными конференциями, посвященными. возрастным аспектам изучаемых психологических явлений. Эти конференции студенты готовят самостоятельно на основании консультаций и методических рекомендаций преподавателя, а до этого уже накапливают опыт подготовки рефератов и кратких выступлений на лекционных и практических занятиях по отдельным темам, a также опыт обсуждений программ самовоспитания и развития личности будущего учителя.

Уже с I курса мы включаем студентов в творческие проблемные исследовательские группы, работающие на базе школ (используем большие возможности непрерывной педагогической практики, ее психологическую часть). Насыщаем процесс преподавания психологии проблемными задачами и ситуациями из жизни реальных школ, учащихся и учителей. Имитационные ролевые игры стараемся строить как продолжение, моделирование, прогнозирование нерешенных проблем или негативных явлений школьной жизни. Включаем в ход занятий фрагменты записей телепередач с учителями-новаторами, чтобы показать альтернативу решения вопроса у рядового учителя и учителя-мастера.

Нам представляется, что более насущными являются другие проблемы, связанные с методической стороной прикладного аспекта психологии для практики обучения, воспитания, развития личности и ученика и учителя.

Как побыстрее приблизить нашу академическую психологию к практике и реализовать, внедрить идеи, накопленные в нашей науке? Каким образом побыстрее сформировать умение использовать психологические знания на практике, а главное, привить будущему учителю (а также уже работающему) потребность в практическом

 

182

 

применении этих знаний, интерес, желание?

Долгое время нам недоставало адаптированных для практики изданий, выпускаемых Академией педагогических наук СССР. Сейчас мы стали их получать. Как показали уже первая апробация, опросы студентов и преподавателей, наиболее удачным по структуре и практической направленности для учителей и студентов педвуза является сборник научных трудов «Изучение особенностей психического развития и воспитания учащихся» (отв. ред.Д. И. Фельдштейн. М., 1987. 163 с.); к большому сожалению, он издан малым тиражом. Практической значимостью обладает и ряд сборников, изданных под редакцией И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова (1985, 1988), А.Л. Венгера (1983, 1985, 1988), А.В. Петровского (1987) и др. О бесценной практической значимости книг III.А. Амонашвили для учителей и студентов говорить излишне, это очевидно всем.

Нужно честно признать, что сейчас идет такой поток печатной продукции по психологическим наукам, что возникает большая проблема быстрого осмысления, методической переработки и внедрения ее преподавателем вуза. А об учителе и говорить не приходится. Здесь большое поле деятельности и для педагогов и для методистов.

2. В условиях демократизации вуза, духовного обновления общества преподаватели имеют значительно большие возможности применять нетрадиционные методы обучения студентов. Результаты проводимого нами психолого-педагогического эксперимента в течение последних трех лет показывают, что методы активного обучения на занятиях по психологии позволяют значительно повысить уровень активности и творческой инициативы студентов. Большой толчок этому дали идеи педагогики сотрудничества и популяризация опыта учителей-новаторов.

В совместном поиске со студентами мы разработали и внедрили на практических занятиях по психологии новую, приемлемую для педвуза форму сотрудничества — соуправление в учебном процессе преподавателя и студентов, развиваем личностный подход. Разработана структура таких занятий и виды соуправления в зависимости от ряда факторов: трудности учебного материала по психологии, подготовленности студентов, интеллектуального фона группы и др. 87—91 % студентов в разных группах отдают предпочтение такой форме занятий по сравнению с традиционными. Они отмечают, что со-управление обладает большими преимуществами для развития личности будущего учителя и уже на младших курсах позволяет реализовать педагогический потенциал, дает возможность в собственной деятельности прочувствовать суть педагогики сотрудничества. Преподаватели признают, что реализуется идея совместного личного роста. Меняется мотивация учения студентов.

Большое подспорье в нашей работе оказала статья А.Б. Орлова «Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя» (Вопр. психол. 1988. № 1. С. 16—26); она помогает осмыслить в теоретическом плане и обобщить наш опыт, спроектировать дальнейшие пути развития нашей работы. Преподаватели педагогических вузов, учителя ждут от психологов аналогичных статей, научных разработок по самым насущным вопросам перестройки преподавания психологии будущим учителям.