Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

 

23 сентября 1988 г. умерла известный советский психолог, ученица Л.С. Выготского, один из ведущих ученых в области психологии формирования личности ребенка Лия Соломоновна Славина.

Л.С. Славина родилась 14 января 1906 г. в г. Гомеле в семье аптекарского служащего. Ее трудовой путь начался сразу после окончания школы в 1923 г. с работы стажером в детской ночлежке для беспризорных в Москве. В 1925 г. она поступила во II МГУ на педагогический факультет, который окончила в 1930 г. Затем в течение года Л.С. Славина работала педагогическим инструктором в яслях и преподавателем психологии и педагогики в медполитехникуме в г. Ярославле. В 1931— 1938 гг. она была научным сотрудником в разных научных учреждениях Москвы.

В 1938—1941 гг. Л.С. Славина училась в аспирантуре в Центральном педиатрическом институте НКЗ СССР (Москва), в отделе развития и воспитания, специализируясь по психологии и педагогике детей раннего возраста под руководством проф. Н.М. Щелованова.

С июля 1941 г. до февраля 1944 г. Л.С. Славина находилась в эвакуации в Алма-Ате, где с 1941 по 1943 гг. работала педагогическим инструктором в яслях, а в 1943—1944 гг.— научным сотрудником отдела развития Педиатрического института. За свою трудовую деятельность в этот период она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.».

В 1944 г., вернувшись из эвакуации, Л.С. Славина начинает работать в Институте психологии АПН РСФСР. Здесь она защищает в 1945 г. кандидатскую диссертацию «Понимание детьми раннего возраста устного рассказа», подготовленную еще до войны в Педиатрическом институте, и переходит к изучению закономерностей формирования личности ребенка и психологических основ воспитания. Результаты ее исследований отражены почти в 50-ти научных и научно-популярных работах. Книги Л.С. Славиной «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам» (1958) и «Дети с аффективным поведением» (1966), к сожалению, уже давно стали библиографической редкостью, но тем не менее по-прежнему являются настольными книгами для специалистов в области детской психологии.

Жизнь Лии Соломоновны в науке была примером бескорыстного служения идее. Она была мастером тонкого психологического эксперимента и анализа полученных экспериментальных данных, а в проведении клинической беседы с ребенком ей не было равных.

Научная принципиальность и требовательность Л.С. Славиной как к себе, так и к другим сочеталась в ней с теплым, мягким и бережным отношением к людям. Всю жизнь она думала и заботилась о других, совершенно забывая про себя. Л.С. Славина в истинном смысле слова была наставником (хотя сама не брала на себя такой роли) молодых ученых.

Память об этом светлом человеке навсегда сохранится в сердцах людей, знавших ее.