179
23 сентября 1988 г. умерла
известный советский психолог, ученица Л.С. Выготского, один из ведущих ученых в
области психологии формирования личности ребенка Лия Соломоновна Славина.
Л.С. Славина родилась 14 января
1906 г. в г. Гомеле в семье аптекарского служащего. Ее трудовой путь начался
сразу после окончания школы в 1923 г. с работы стажером в детской ночлежке для
беспризорных в Москве. В 1925 г. она поступила во II МГУ на педагогический
факультет, который окончила в 1930 г. Затем в течение года Л.С. Славина
работала педагогическим инструктором в яслях и преподавателем психологии и
педагогики в медполитехникуме в г. Ярославле. В 1931— 1938 гг. она была научным
сотрудником в разных научных учреждениях Москвы.
В 1938—1941 гг. Л.С. Славина
училась в аспирантуре в Центральном педиатрическом институте НКЗ СССР (Москва),
в отделе развития и воспитания, специализируясь по психологии и педагогике
детей раннего возраста под руководством проф. Н.М. Щелованова.
С июля 1941 г. до февраля
1944 г. Л.С. Славина находилась в эвакуации в Алма-Ате, где с 1941 по 1943 гг.
работала педагогическим инструктором в яслях, а в 1943—1944 гг.— научным
сотрудником отдела развития Педиатрического института. За свою трудовую деятельность
в этот период она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой
Отечественной войне 1941 —1945 гг.».
В 1944 г., вернувшись из
эвакуации, Л.С. Славина начинает работать в Институте психологии АПН РСФСР.
Здесь она защищает в 1945 г. кандидатскую диссертацию «Понимание детьми раннего
возраста устного рассказа», подготовленную еще до войны в Педиатрическом
институте, и переходит к изучению закономерностей формирования личности ребенка
и психологических основ воспитания. Результаты ее исследований отражены почти в
50-ти научных и научно-популярных работах. Книги Л.С. Славиной «Индивидуальный
подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам» (1958) и «Дети с
аффективным поведением» (1966), к сожалению, уже давно стали библиографической
редкостью, но тем не менее по-прежнему являются настольными книгами для
специалистов в области детской психологии.
Жизнь Лии Соломоновны в
науке была примером бескорыстного служения идее. Она была мастером тонкого
психологического эксперимента и анализа полученных экспериментальных данных, а
в проведении клинической беседы с ребенком ей не было равных.
Научная принципиальность и
требовательность Л.С. Славиной как к себе, так и к другим сочеталась в ней с
теплым, мягким и бережным отношением к людям. Всю жизнь она думала и заботилась
о других, совершенно забывая про себя. Л.С. Славина в истинном смысле слова
была наставником (хотя сама не брала на себя такой роли) молодых ученых.
Память об этом светлом
человеке навсегда сохранится в сердцах людей, знавших ее.