Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Г.АСЕЕВ

Иркутск

 

Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987. 208 с.

 

Советская психология труда давно уже испытывает потребность в работах обобщающего характера. В рецензируемой книге дается системное представление о профессиональной деятельности человека, раскрываются взаимосвязи ее внешних и внутренних составляющих структур, определяется последовательность применения комплекса методов на психологическом и психофизиологическом уровнях исследования.

В главе I содержится краткий исторический обзор развития и становления советской психологии труда. Дается объективная оценка советской психотехнике, которая на втором этапе своего развития (30-е гг.), успешно осваивая теорию и методологию марксизма, смогла положить начало формированию системного и комплексного подходов к изучению профессий. В 50—60-е гг. благодаря развитию теоретической психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие) принцип системного подхода получил более рельефное выражение в прикладных исследованиях по психологии труда, однако и в этот период целостной теории системного изучения профессиональной деятельности не было еще создано. Вот почему следует приветствовать первый опыт разработки такой теории, представленный в рецензируемом пособии.

В главе II рассматриваются теоретико-методологические основы системного исследования применительно к задачам психологии труда. Опираясь на концепцию деятельности А. Н. Леонтьева, исследования Б.Ф. Ломова, Е.А. Климова, О.А. Конопкина и других психологов, а также на философские работы В.П. Кузьмина, Э.Г. Юдина, автор показывает, что психологическое изучение профессиональной деятельности должно проводиться на трех уровнях анализа: параметрическом, морфологическом и функциональном. Отмечается, что хотя теоретически современная психологическая наука подходит к изучению профессиональной деятельности как к сложному системному объекту, в практическом плане этот принцип реализуется ещё очень слабо. Главная причина тому — наличие в психологии своеобразного методического кризиса. При обилии разного рода теоретико-концептуальных

 

173

 

схем и отдельных новых методик психология труда не располагает еще целостным инструментально-методическим арсеналом, который крайне необходим для комплексного изучения профессиональной деятельности.

В следующей главе Е.М. Иванова разрабатывает целостную инструментально-методическую систему организации и проведения комплексного психологического исследования. Предлагаемая система обеспечивает изучение внешних и внутренних структур профессиональной деятельности, их функционального взаимодействия и позволяет выявить психологические закономерности управления процессом формирования трудовых действий и навыков. В главе приводятся очень ценные для практического психолога и специалистов по организации труда схемы психологического изучения профессиональной деятельности.

Е.М. Иванова впервые устанавливает типы дифференцированного профессиографирования (информационный, диагностический, прогностический, методический) и по каждому из них предлагает программы исследования (гл. IV).

Большой интерес у специалистов вызывает глава V. В ней дается реальный системный анализ одной из массовых профессий электротехнического производства — намотчицы катушек трансформатора.

Объективная сложность решаемых в книге задач объясняет наличие в ней некоторых недочетов. Так, можно упрекнуть автора в некоторой композиционной рыхлости главы IV. Не вполне понятно, по каким причинам разобщен и помещен в разные параграфы (что нарушает логику изложения) материал, касающийся экспериментального изучения влияния темпа на динамику работоспособности и регуляцию деятельности (гл. V). Язык и стиль изложения не всегда отвечают требованиям учебного пособия. Разумеется, обогатило бы содержание рецензируемого пособия и включение в его структуру социально-психологического, личностного и мотивационного уровней исследования профессиональной деятельности.

Надо учесть, что книга Е.М. Ивановой — фактически первое в советской психологии труда учебное пособие, в котором столь последовательно и обстоятельно излагается теория и практика научного изучения профессий, дается система методологических, теоретических и методических знаний, необходимых для успешного исследования профессиональной деятельности на современном уровне научного познания. Создание этой системы можно квалифицировать как дальнейшее развитие методологических основ советской психологии труда. Рецензируемая книга полезна для специалистов-психологов и других работников, занимающихся изучением и организацией промышленного труда.