170
НАУКА, КОМПЬЮТЕРЫ, ПСИХИКА
Б.М. ВЕЛИЧКОВСКИЙ
Москва
Психологические проблемы автоматизации
научно-исследовательских работ / Отв. ред. М.Г. Ярошевский, О.К. Тихомиров. М.:
Наука, 1987. 240 с.
Компьютеризация всех отраслей народного хозяйства является
наиболее заметным признаком происходящей в настоящее время научно-технической
революции. Перестраивая человеческую деятельность, вычислительные устройства и
связанные с их использованием так называемые новые информационные технологии
(искусственный интеллект, робототехника, экспертные и гибридные системы)
несомненно оказывают какое-то, пока малопонятное, влияние на психику и
психическое развитие человека. Вместе с тем с каждым новым поколением
вычислительной техники эффективность самой компьютеризации начинает все больше
зависеть от используемых в ней научных психологических и лингвистических
знаний. Компьютеризация охватила сегодня не только различные сферы практической
деятельности, но и область самой науки, где разработка автоматизированных
систем научных исследований может в определенном смысле слова рассматриваться
как производство средств производства знаний. Естественно предположить, что
компьютеризация науки также имеет определенные психологические последствия и
основания.
Рецензируемая коллективная монография представляет
собой первое в отечественной литературе исследование, специально посвященное
психологическим проблемам компьютеризации научно-исследовательской
171
деятельности. В ее подготовке приняли участие
сотрудники ряда московских институтов и учреждений, прежде всего факультета
психологии МГУ (О.К. Тихомиров, Л.Н. Бабанин, Н.Б. Березанская, А.Е.
Войскунский, Л.П. Гурьева, Т.В. Корнилова, А.И. Тоом) и Института истории
естествознания и техники АН СССР (М.Г. Ярошевский, Б.В. Логинов), а также
сотрудники ВЦ АН СССР (В.В. Знаков), НИВЦ МГУ (С.Ю. Капральченко, М.Н. Киоса) и
ВНИИ им. В.П. Сербского (Л.Н. Собчик).
Как показывает проведенное исследование, психология
научного творчества, в течение ряда лет успешно развивающаяся в нашей стране,
сталкивается теперь с новым объектом: индивидуальным и групповым порождением
знаний с помощью вычислительной техники (точнее, телематики, объединяющей
средства телекоммуникации и информатики). Авторами предпринята первая
предварительная попытка классификации методов изучения научно-исследовательской
деятельности на этом более высоком этапе ее исторического развития. К числу
таких методов они относят различные виды моделирования, сравнительный анализ
решения задач человеком и компьютером и применение компьютеров в эмпирических
исследованиях научного творчества.
Переходя к собственно психологической проблематике,
авторы выделяют целый ряд новых теоретических проблем, вставших перед
психологией в связи с широким внедрением вычислительной техники и
информационных технологий. Так, в области психологии познания новыми являются
проблемы формы представления знания, дифференциации информационного и
психологического, изучения алгоритмических, в частности рутинных, и творческих
компонентов деятельности, мышления и общения. В книге дана также характеристика
ряда новых областей прикладных психологических исследований: экспертиза
существующих и только создаваемых систем искусственного интеллекта,
совершенствование психологических моделей в связи с их использованием в
системах искусственного интеллекта, психолингвистическая организация диалога
между человеком и вычислительной машиной.
Несомненный интерес представляют исследования
изменений, происходящих в структуре научно-исследовательской деятельности под
влиянием использования компьютеров. Эти изменения, как оказалось, носят
достаточно противоречивый характер и отнюдь не сводятся к известной формуле об
«освобождении деятельности от рутинных компонентов». Внимание читателя привлечет
также исследование весьма интересного в теоретическом отношении феномена
анимизации и персонификации вычислительной машины пользователем. Специальные
главы посвящены проблематике научного цитирования (очень неуклюже называемого в
тексте цитат-поведением). Здесь можно выделить описание так называемых моделей
переднего края науки — кластерных моделей отношений между наиболее часто используемыми
на данном этапе развития научной дисциплины понятиями. В отдельной главе
обсуждается проблема понимания в связи с созданием машинных понимающих систем и
первым опытом их применения в научных исследованиях. В теоретическом плане
заслуживает внимания уровневая трактовка процессов понимания, восходящая к
работам П.П. Блонского. Содержательной является характеристика научной
коммуникации в условиях автоматизации исследовательской деятельности. Авторами
проведен анализ структурно-функциональных аспектов диалога между человеком и
компьютером, выделены основные индивидуальные стили решения творческих задач в
условиях диалога. Впервые дана психологическая характеристика общения и
мышления участников научных телеконференций.
В книге присутствует и пласт собственно прикладных
разработок. Они представлены тремя исследованиями: оптимизацией диалогового
взаимодействия между человеком и автоматизированной системой аналитических
вычислений (НИИ ядерной физики МГУ), работой по совершенствованию услуг сети
коллективного пользования ЭВМ (НИВЦ МГУ) и использованием компьютеров для
автоматизации психодиагностики личности ВНИИ им. В.П. Сербского.
Далеко не все в рецензируемой книге удалось авторам
в равной мере. Подчас читателю трудно пробираться через частокол
малосущественных данных и фактов; с другой стороны, весьма важные направления
исследований удостаиваются лишь беглого упоминания. Перспективы дальнейшей
работы психологов в этой новой и быстро расширяющейся области связаны прежде
всего с исследованием социально-психологических и когнитивных последствий
широкого применения вычислительной техники для автоматизации научно-исследовательских
работ, анализом специфических проблем компьютеризации сфер обучения,
проектирования и управления,
172
созданием методологии междисциплинарных исследований
взаимодействия человека и информационных систем — эта пограничная между
психологией, лингвистикой, информатикой и философией область была удачно
названа В.А. Звегинцевым «когитологией». Особое же, поистине
народнохозяйственное значение имеет разработка принципов психолого-педагогической
поддержки новых информационных технологий, прежде всего экспертных систем,
моделирующих знания и рассуждения человека в достаточно узких областях
жизнедеятельности (приготовление кондитерских изделий, медицинская диагностика,
идентификация химических соединений, принятие решений на поле боя и т.д.).
Оказывается, свыше 80 % времени и усилий затрачивается при создании этих
технологий XXI века на психологическую работу по общению с экспертом, извлечению
и реконструкции структуры его знаний о предметной области. Поэтому здесь уже в
настоящее время сформировался мощный социальный заказ, связанный как с
научно-практическими исследованиями, так и с подготовкой кадров
психологов-инженеров по знаниям.
В целом же рецензируемая книга прекрасно
продемонстрировала плодотворность сотрудничества психологов, психиатров,
информатиков и науковедов в развитии новых междисциплинарных подходов. Она
является заметным этапом в становлении психологии компьютеризации. Есть все
основания ждать новых фундаментальных исследований и прикладных разработок от
этого направления, связанного с передним краем научно-технического прогресса.