Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

НАУКА, КОМПЬЮТЕРЫ, ПСИХИКА

 

Б.М. ВЕЛИЧКОВСКИЙ

Москва

 

Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Отв. ред. М.Г. Ярошевский, О.К. Тихомиров. М.: Наука, 1987. 240 с.

 

Компьютеризация всех отраслей народного хозяйства является наиболее заметным признаком происходящей в настоящее время научно-технической революции. Перестраивая человеческую деятельность, вычислительные устройства и связанные с их использованием так называемые новые информационные технологии (искусственный интеллект, робототехника, экспертные и гибридные системы) несомненно оказывают какое-то, пока малопонятное, влияние на психику и психическое развитие человека. Вместе с тем с каждым новым поколением вычислительной техники эффективность самой компьютеризации начинает все больше зависеть от используемых в ней научных психологических и лингвистических знаний. Компьютеризация охватила сегодня не только различные сферы практической деятельности, но и область самой науки, где разработка автоматизированных систем научных исследований может в определенном смысле слова рассматриваться как производство средств производства знаний. Естественно предположить, что компьютеризация науки также имеет определенные психологические последствия и основания.

Рецензируемая коллективная монография представляет собой первое в отечественной литературе исследование, специально посвященное психологическим проблемам компьютеризации научно-исследовательской

 

171

 

деятельности. В ее подготовке приняли участие сотрудники ряда московских институтов и учреждений, прежде всего факультета психологии МГУ (О.К. Тихомиров, Л.Н. Бабанин, Н.Б. Березанская, А.Е. Войскунский, Л.П. Гурьева, Т.В. Корнилова, А.И. Тоом) и Института истории естествознания и техники АН СССР (М.Г. Ярошевский, Б.В. Логинов), а также сотрудники ВЦ АН СССР (В.В. Знаков), НИВЦ МГУ (С.Ю. Капральченко, М.Н. Киоса) и ВНИИ им. В.П. Сербского (Л.Н. Собчик).

Как показывает проведенное исследование, психология научного творчества, в течение ряда лет успешно развивающаяся в нашей стране, сталкивается теперь с новым объектом: индивидуальным и групповым порождением знаний с помощью вычислительной техники (точнее, телематики, объединяющей средства телекоммуникации и информатики). Авторами предпринята первая предварительная попытка классификации методов изучения научно-исследовательской деятельности на этом более высоком этапе ее исторического развития. К числу таких методов они относят различные виды моделирования, сравнительный анализ решения задач человеком и компьютером и применение компьютеров в эмпирических исследованиях научного творчества.

Переходя к собственно психологической проблематике, авторы выделяют целый ряд новых теоретических проблем, вставших перед психологией в связи с широким внедрением вычислительной техники и информационных технологий. Так, в области психологии познания новыми являются проблемы формы представления знания, дифференциации информационного и психологического, изучения алгоритмических, в частности рутинных, и творческих компонентов деятельности, мышления и общения. В книге дана также характеристика ряда новых областей прикладных психологических исследований: экспертиза существующих и только создаваемых систем искусственного интеллекта, совершенствование психологических моделей в связи с их использованием в системах искусственного интеллекта, психолингвистическая организация диалога между человеком и вычислительной машиной.

Несомненный интерес представляют исследования изменений, происходящих в структуре научно-исследовательской деятельности под влиянием использования компьютеров. Эти изменения, как оказалось, носят достаточно противоречивый характер и отнюдь не сводятся к известной формуле об «освобождении деятельности от рутинных компонентов». Внимание читателя привлечет также исследование весьма интересного в теоретическом отношении феномена анимизации и персонификации вычислительной машины пользователем. Специальные главы посвящены проблематике научного цитирования (очень неуклюже называемого в тексте цитат-поведением). Здесь можно выделить описание так называемых моделей переднего края науки — кластерных моделей отношений между наиболее часто используемыми на данном этапе развития научной дисциплины понятиями. В отдельной главе обсуждается проблема понимания в связи с созданием машинных понимающих систем и первым опытом их применения в научных исследованиях. В теоретическом плане заслуживает внимания уровневая трактовка процессов понимания, восходящая к работам П.П. Блонского. Содержательной является характеристика научной коммуникации в условиях автоматизации исследовательской деятельности. Авторами проведен анализ структурно-функциональных аспектов диалога между человеком и компьютером, выделены основные индивидуальные стили решения творческих задач в условиях диалога. Впервые дана психологическая характеристика общения и мышления участников научных телеконференций.

В книге присутствует и пласт собственно прикладных разработок. Они представлены тремя исследованиями: оптимизацией диалогового взаимодействия между человеком и автоматизированной системой аналитических вычислений (НИИ ядерной физики МГУ), работой по совершенствованию услуг сети коллективного пользования ЭВМ (НИВЦ МГУ) и использованием компьютеров для автоматизации психодиагностики личности ВНИИ им. В.П. Сербского.

Далеко не все в рецензируемой книге удалось авторам в равной мере. Подчас читателю трудно пробираться через частокол малосущественных данных и фактов; с другой стороны, весьма важные направления исследований удостаиваются лишь беглого упоминания. Перспективы дальнейшей работы психологов в этой новой и быстро расширяющейся области связаны прежде всего с исследованием социально-психологических и когнитивных последствий широкого применения вычислительной техники для автоматизации научно-исследовательских работ, анализом специфических проблем компьютеризации сфер обучения, проектирования и управления,

 

172

 

созданием методологии междисциплинарных исследований взаимодействия человека и информационных систем — эта пограничная между психологией, лингвистикой, информатикой и философией область была удачно названа В.А. Звегинцевым «когитологией». Особое же, поистине народнохозяйственное значение имеет разработка принципов психолого-педагогической поддержки новых информационных технологий, прежде всего экспертных систем, моделирующих знания и рассуждения человека в достаточно узких областях жизнедеятельности (приготовление кондитерских изделий, медицинская диагностика, идентификация химических соединений, принятие решений на поле боя и т.д.). Оказывается, свыше 80 % времени и усилий затрачивается при создании этих технологий XXI века на психологическую работу по общению с экспертом, извлечению и реконструкции структуры его знаний о предметной области. Поэтому здесь уже в настоящее время сформировался мощный социальный заказ, связанный как с научно-практическими исследованиями, так и с подготовкой кадров психологов-инженеров по знаниям.

В целом же рецензируемая книга прекрасно продемонстрировала плодотворность сотрудничества психологов, психиатров, информатиков и науковедов в развитии новых междисциплинарных подходов. Она является заметным этапом в становлении психологии компьютеризации. Есть все основания ждать новых фундаментальных исследований и прикладных разработок от этого направления, связанного с передним краем научно-технического прогресса.